Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Фабрика Мысли: технологии, идеи, инновации - Стратегия чуда


Стратегия чуда

  • «Исхитрись-ка мне добыть
    То-Чаво-Не-Может-Быть!
    Запиши себе названье,
    Чтобы в спешке не забыть!».
    (с) Л. Филатов «Сказ про Федода-стрельца»

Стратегия чуда. На основе фото Стюарта Гибсона Здравствуйте, уважаемые читатели.

В прошлом выпуске было рассмотрено моделирование изменений на основе детального анализа различных аспектов деятельности. Однако иногда такой анализ не возможен (нет времени, информации, ресурсов), либо говорит – то, что хотите сделать – не возможно. По разным причинам – недостаточно технологий, людей, знаний, теорий…
В такой ситуация нужно либо отказаться от идеи, либо выбрать принципиально иной, неаналитический способ действий. Назовем его стратегией чуда (термин введен С.Переслегиным в одноименной статье) и попытаемся понять, каким он может быть.


Сущность стратегии

«Стратегия (др.-греч. «искусство полководца») – учение о лучшем расположении и употреблении всех сил и средств больших социальных групп или сложных систем». Стратегия возникла в военном искусстве и была изначально связана с борьбой за ресурсы и разрешением противоречий, но давно уже вышла за рамки непосредственно боевых действий.

  • «Задача любой войны – не победить противника, а создать мир лучше довоенного».

Существует огромное количество стратегий – управления, планирования, переговоров, перевода, игры в шахматы и бридж. Военную стратегию разделяют на оперативное искусство и большую стратегию, в которых для достижения определенных целей предусмотрены разные виды стратегий. Стратегия управления организацией включает в себя управление финансами, персоналом, нематериальными активами и т.д.

Часто достаточно обозначить проблему (например, в управлении рисками) и выбрать подходящую стратегию. Но если такой стратегии нет или она не работает, то стоит вспомнить Альберта Эйнштейна: «ни одна проблема не решается на том уровне, на котором она возникла».


Тактика и стратегия

Любое действие подразумевает, что нужно занять позицию – принять на себя ответственность и начать что-то делать. Именно в этот момент и происходит разделение на тактиков и стратегов.

Тактики предпочитают выбирать действия с ясными целями и конкретными обозримыми результами. Они готовы к любым неожиданностям, поэтому обладают хорошей реакцией и внимательны к мелочам.

Стратеги более склонны к непрямым действиям с далеко идущими последствиями. Они избегают прямых столкновений с конкурентами, более предусмотрительны и хитры. Мышление стратега строится на основе знаний – о маневрах, позициях, темпах, ресурсах и т.п. Если качество и количество этих знаний существенно превосходит уровень окружающих, то со стороны действия стратега могут показаться непонятным и нелогичными. А последствия их применения – настоящим чудом.

  • «11 (22) сентября 1789 года войска под командованием Суворова (25 тысяч человек), несмотря на четырёхкратное преимущество турок, незаметно форсировали реку Рымник и атаковали турецкие войска. Сражение при Рымнике продолжалось 12 часов и завершилось полным разгромом турецкой армии, которая потеряла до 20 тысяч человек убитыми. Потери союзных войск составили 600 человек (400 австрийцев и 200 русских)».

Масштаб стратегии

Один из способов выбора стратегии – определить масштаб, на котором нужны изменения. В каждой сфере деятельности свои рамки и особенности, свой набор масштабов. Для примера возьмем один из самых требовательных и сложных видов деятельности – управление государством.

В нем можно выделить несколько уровней:

  1. тактика – прямая практическая деятельность;
  2. операционное искусство – уровень небольших подразделений; включает в себя среднесрочное планирование;
  3. стратегия – уровень крупных подразделений, включая долгосрочное планирование;
  4. экономика – управление существующими ресурсами в целом;
  5. политика – умение заключать договоры и союзы, получать доступ к ранее недоступным ресурсам;
  6. культура – способы создавать новые ресурсы.

Каждый новый уровень является управляющим по отношению к предыдущему – операционное искусство (2) ставит задаче тактике (1), экономика (4) определяет стратегические интересы (3) и т.д. Но, с другой стороны, более низкий уровень является фундаментом для более высоких и фактически зависит от результатов их действий. Поэтому чем выше уровень, тем большие временные рамки он охватывает и тем сложнее вносить на нём изменения.


Основы стратегии «чуда»

Если считать, что чудо – особый вид причинно-следственных связей, не совпадающих с законами природы, то стратегия чуда должна использовать неизвестные ранее законы и методы.

  • «Суворова до тех пор не остановят на пути побед, пока не постигнут особенного его искусства воевать и не противопоставят ему его собственных правил» (c) Наполеон.

Другими словами, в определенный момент нужно отказывается от имеющих знаний – чтобы выработать новые, принципиально иные. Этот процесс, как и любая форма творчества, индивидуален и трудно формализуем. Но это же значит, что стратегий чуда может существовать сколь угодно много.

Примеры двух видов таких стратегий, которые взаимно дополняют друг друга:

  • бесцелевые стратегии – «размытие» пространства возможных решения;
  • индукция «безумия» – стратегия волевого переключения на новый, казавшийся невозможным вариант реальности.

1. Бесцелевые стратегии

Чтобы достичь желаемого, можно ставить цели и отслеживать движение к ним, как к ориентирам. Но существуют и другие работающие «контуры» принятия решения – ценностные рамки («некоторые вещи и события ценны сами по себе») и интуиция («точно знаю, что нужно так, но не могу объяснить почему»).

В рамках таких стратегий цели могут не фиксироваться, либо ставиться очень туманно и неопределенно. Поэтому вместо планирования (проектное управление) основное внимание уделяется сохранению и развитию максимально эффективных процессов (процессное управление). Что позволяет избежать ограничений, возникающих при жестком фиксировании целей.

  • У обоих типов управления есть свои ограничения, и избежать их можно только при грамотном сочетании. Но различие меж ними иногда столь велико, сколь разница в рациональном мышлении ученых Запада и мистическими откровениями пророков Востока. Поэтому функции проектного и процессного управления часто разделяют во времени или между должностями.

Правильно построенные процессы всегда дают хорошие результаты. Но их конкретное содержание принципиально не может быть определено. Что размывает пространство выборов и порождает новые развилки и сценарии.

  • А также противоречит интересам аналитической стратегии, задача которой – свести все варианты к одному, выбранному оптимальным.

Бесцелевые стратегии особенно полезны там, где пространство решений несчетное, а критерии выигрыша – не заданы изначально.


2. Индукция «безумия»

«Безумие» заключается в совершенно невероятной на первый взгляд идее, которая способна кардинально изменить ситуацию.

  • Такая идея может возникнуть спонтанно или при выходе из обычного состояния сознания в надсистему по отношению к задаче (см. ТРИЗ). С помощью трансовых техник для доступа к ранее недоступным пластам информации. А также при пересечении большого количества людей и их мнений в «знаниевых машинках» – при мозговых штурмах и т.п.

Чтобы идея была воплощена, необходимо не просто уметь «держать удар» – отстаивать свою точку зрения, но и передавать («индуцировать») её другим. Только обладая такими способностями можно «прорубить окно» в новое и неизведанное.

Главный плюс стратегии в конкурентом взаимодействии – неожиданность и недостоверность, благодаря чему она редко и мало учитывается в чужих расчётах. Более того – в то, что она сработает, часто отказываются верить до самого последнего момента

  • «Вера в чудо начинается там, где заканчиваются аргументы».

Минусы – возможная ресурсоёмкость на начальном этапе и неустойчивость. Часто в результате получается не прочный плацдарм, а хрупкий островок, который нужно долгое время оберегать и укреплять.

 

Евгений Воротников: evgeniiv@mail.ru
Сайт рассылки: znark.ru


В избранное