Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Для тех, кто пишет

  Все выпуски  

Для тех, кто пишет - Выпуск ╧5


Служба Рассылок Городского Кота



                          ДЛЯ ТЕХ, КТО ПИШЕТ
                               Выпуск N5

                              Добрый день !

Перед Вами  пятый выпуск  рассылки. Сегодня  я хочу  продолжить разговор о
создании начал, окончаний и заголовков. Но сперва - небольшое объявление:

Скоро   начнет   работу   Международный   Центр  Дистанционного   Обучения
"KYPCbI.RU".  МЦДО  "KYPCbI.RU"  будет  специализироваться  на
 коротких и
дельных  практических  курсах  по  доступной  цене.  Официальное  открытие
намечено на  сентябрь, сервер  еще в стадии разработки, но уже доступен по
адресу  http://www.KYPCbI.ru/   Сейчас
 ведется  набор  авторов  курсов  и
преподавателей. А где же искать авторов, как не среди пишущих людей ? Если
Вы -  да-да, именно Вы -  считаете себя специалистом в каком-то деле, если
Вы могли бы  подготовить и вести (за деньги, разумеется)  учебный курс  по
какому-то   предмету    -   присоединяйтесь   к   нам !   Подробности   на
http://www.KYPCbI.ru/authors.htm

А теперь перейдем к приемам работы с текстом:

2-й способ  начать текст  - "Провокация" или "с разбегу об телегу"
("Да...
да...  ЧТО ?!!!").  Используя этот  прием, Вы  берете читателя  за руку  и
ведете  его,   подсовывая  ему   утверждения,  с   которыми  он  наверняка
согласится. "Да,  да... Все  именно так..." - думает читатель. И тут перед
ним  вырастает  стена,  в  которую он  врезается со  всего ходу  с криком:
"ЧТО ?!!!" -  утверждение, опровергающее  или обесценивающее все сказанное
ранее. Сперва  Вы подсовываете читателю что-то, соответствующее стереотипу
его мышления, а потом одним ударом ломаете этот стереотип.

"Среди многочисленных  тестов существует и такой: Вам предлагается выбрать
президента  США  из  трех  кандидатов. О  первом известно,  что он  старый
пьянчуга,  неспособный  заснуть  без  пары  стаканчиков  виски,  второй  -
развратник, изменяющий жене и приживший ребенка от любовницы, третий же ни
в чем подобном не замечен, герой-фронтовик, известный оратор, вегетерианец
из этических побуждений... Разумеется, Вы выбираете третьего кандидата - и
Вам  сообщают,  что  Вы  только что  избрали главой  правительства Адольфа
Гитлера, отвергнув Авраама Линкольна и Бенджамина Франклина."

            Левитас А., "Не все то золото, что блестит" (черновой вариант)

"Вероятно, Вы  согласитесь с  тем, что  торговаться с журналом глупо. Если
редактор  назначил  цену на  Вашу статью  сообразно тому,  что записано  в
правилах для  авторов (guidelines) - значит, он не может заплатить больше,
верно ? НЕВЕРНО !"

                            Стассен-Бергер Р., "Задать правильные вопросы"

"Когда-то  мне  довелось  посмотреть  американский  фильм  "Слепая ярость"
("Blind  Fury").  Его  сюжет  заключался  в  следующем:  молодой  человек,
потерявший  зрение  на войне  во Вьетнаме,  занимается рукопашным  боем и,
несмотря  на  слепоту, достигаем  в нем  поразительного мастерства.  Более
того, свое искусство он успешно применяет в борьбе с преступниками, в руки
которых  попала  семья его  друга. Фильм  был снят  неплохо, особенно  мне
понравились отлично поставленные сцены рукопашных схваток. Но что касается
сюжета,  то  я не  мог не  засмеяться: надо  же, слепой  рукопашник ! Чего
только не придумают эти киношники... Каково же было мое удивление, когда я
узнал,   что   существует  реальный   прототип  героя   этого  кинофильма,
великолепно сыгранного актером Р.Хауэром ! Предлагаю и Вам познакомиться с
его удивительной историей."

             Тарас А.Е., редакторское предисловие к статье "Слепая ярость"

"Красотку-недотрогу  Брук  Шилдс  наконец-то  поимели. Ну  да -  ту самую,
длинноногую. Вроде  бы Джулиан Леннон постарался. Сын того самого - ага. А
Чиччолина родила. А Пола Ньюмена задержали за превышение скорости. А Жерар
Депардье дал по морде пианисту в ресторане. Эх, живут же люди ! Вывалив от
любопытства  языки,  вы  жадно  и  неустанно  поглощаете все  новые порции
подобной  лабуды,  разбухающей на  глазах аналогично  каше из  неутомимого
волшебного  горшочка.  Бродим в  этой липкой  каше уже  по щиколотку,  она
чавкает под  ногами, пристает  к подошвам.  Ситуация весьма парадоксальна:
речь-то идет  о событиях  совершенно ординарных по сути. Ну, ждет ребенка.
Ну,  потеряла  невинность. Ну,  набил морду.  Или получил  по ней  же. Ну,
развелся. Ну,  замуж вышла.  Житейская обыденка,  а то  и вовсе  чепуха на
постном  масле.  Но  столь  тривиальные  подробности  заботливо  смакуются
масс-медиа как  самый ходовой  товар на  рынке духовного  потребления, как
одно из  самых острых  блюд на  информационном столе  обывателя. Поскольку
подробности эти - из жизни звезд, знаменитостей всяческого пошиба."

                                  Ерохин А., "Какое чмо не любит лабуды ?"

2-й способ  закончить текст  - "Открытый  конец". Используя этот прием,
Вы
заканчиваете статью,  но в  то же время даете читателю понять, что это еще
не конец, что продолжение следует...

"На этот  раз тревога  оказалась ложной  - в сумке не было ничего страшнее
школьных учебников.  Но ребята  не ворчат  и не сетуют на то, что пришлось
тащиться по  сорокаградусной жаре - все еще помнят, как весной разбирались
с  похожей  сумочкой,  начиненной  самодельной  взрывчаткой  вперемешку  с
гвоздями. Лучше  уж лишний раз - или лишние тысячу раз - выехать на ложный
вызов, чем услышать по радио: "По предварительным подсчетам число убитых в
результате взрыва составляет 17 человек. Окончательные цифры будут названы
после того,  как соберут  все части трупов..." и начать спешно обзванивать
всех родственников  и друзей,  чтобы убедиться,  что среди этих семнадцати
нет твоей  матери, брата  или невесты.  Смена подходит  к концу.  Что же -
день, можно сказать, удался. Все тихо. Все спокойно. Все целы и невредимы.
Жертв  и  разрушений нет.  Можно расслабиться  и отдохнуть.  До следующего
раза."

                                    Ройтберг Л., "Ошибаемся лишь один раз"

" -  А сверх  того... Нормальная  работа. И не такая уж опасная, как может
показаться  -  летчики и  горные спасатели  гибнут вдвое  чаще. А  мы... -
Геннадий криво  улыбнулся, -  Мы наравне с саперами. Наш разговор прервала
строгая девушка  с блокнотом. - Гена, там главный тебя ищет. Что-то не так
с последним  дублем. Похоже,  придется переснимать...  Мой собеседник тихо
чертыхнулся,  смял  в  кулаке  жестянку  из-под  "Колы", мягким  движением
поднялся из-за  стола и,  кивнув на  прощанье, отправился  на свое рабочее
место. Очередной  раз падать  вниз головой с двадцатиметрового обрыва... -
Дубль четыре. Внимание... Мотор !"

              Левитас А., "Коня на скаку остановит, в горящую избу войдет"

Как  разновидность  этого  приема  можно  рассматривать  и  такой  вариант
окончания статьи,  когда автор  дает читателю понять, что он лишь коснулся
данной темы и что ему еще есть, что сказать.

"Конечно же,  в небольшой  статье невозможно полностью раскрыть сущность и
специфику иайдо.  Да это  и не нужно. Как и любое другое боевое искусство,
иайдо  многогранно,  и  чем  больше  человек  изучает его,  тем больше  он
открывает  для  себя все  новые и  новые грани.  В последующих  номерах мы
продолжим знакомить Вас с историей возникновения и техникой иайдо."

                                         Ларин А.М., "Знакомьтесь - иайдо"

2-й способ  создания заголовка  - "Шокировать  читателя". Заголовок должен
сообщать о чем-то удивительном или пугающем.

  "Катастрофа будет в полдень"

  "Человек весом в тонну"

  "Они знают о тебе все"

  "Конец света в Сан-Франциско"

  "Здесь делают алмазы"

  "Цель арестов остается неизвестной"

В  следующих  выпусках  рассылки  Вы  узнаете  о других  способах создания
заголовка, начала и окончания текста.

Материал взят из курса "Вольная журналистика по методу Левитаса - свобода,
деньги,  известность".   Дополнительную  информацию  Вы  можете  найти  на
странице по адресу http://jurnalist.tripod.com/

                               УПРАЖНЕНИЕ N6

Очень  часто  можно  вызвать  у  читателя  эмоциональную реакцию,  показав
большее через  меньшее - с помощью какой-то небольшой детали или какого-то
действия, описание  которого занимает  лишь несколько слов, можно показать
характер человека,  а то  и всю его жизнь, можно описать страну, город или
народ и  т.п. Вот  пример из одного старого-престарого спектакля: "Посреди
дороги лежит  камень, человек  спотыкается об  него, падает, поднимается и
идет дальше, другой человек точно так же спотыкается о камень, поднимается
и  оттаскивает  камень с  дороги на  обочину, третий  человек, проходя  по
дороге, замечает  камень на  обочине и  вытаскивает его назад, на середину
дороги", -  не было произнесено ни одного слова, все действие длилось лишь
несколько  секунд,  а зрители  уже представляют  себе характер  каждого из
персонажей.  Вот  еще  несколько  примеров таких  деталей, характеризующих
героя: "Напротив  сидел человек с сабельным шрамом", "Все карандаши
на его
столе  лежали  параллельно", "Чтобы  не утруждать  себя мытьем  посуды,
он
просто  складывал  тарелки в  унитаз и  пару раз  спускал воду".  Задание:
придумайте 10  примеров такого рода - деталь, описание которой занимает не
больше половины строки, должна исчерпывающе характеризовать человека (или,
по меньшей  мере, какую-то  черту его  характера или  какой-то важный этап
биографии), животное или предметю

Сообщите мне  о результатах.  Сами тексты  высылать не  надо - только Ваши
мысли по  поводу этого  упражнения. Понравилось ли оно Вам ? Эффективно ли
оно ? Что оно Вам дало ?
Если Вы  хотите высказать  какие-то мысли по поводу этого выпуска рассылки,
поделиться опытом,  предложить какое-то упражнение или какую-то свою статью
по теме  рассылки и  т.п. -  пишите мне  на адрес alexlevi@mail.ru
Буду рад
получить от  Вас письмо.  Я не  обещаю, что  отвечу на  каждое письмо, но я
внимательно  прочитаю  то,  что  Вы  пришлете  -  и,  если Ваше  письмо или
предложение покажется мне дельным, с радостью отвечу на него, размещу его в
рассылке и т.п.

На этом я прощаюсь с Вами. Всего Вам доброго !

С уважением, Алекс Левитаc - http://jurnalist.tripod.com/




http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru

В избранное