Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Служба Рассылок Городского Кота


Служба Рассылок Городского Кота

Грамотность и культура речи..."для сомневающихся"

(автор рассылки Алексей Мурнаев)

amur@megalog.ru
архив рассылки http://poetry.org.ru/gramota

СПЕЦИАЛЬНЫЙ ВЫПУСК

НАЧНЕМ ПОТИХОНЬКУ

Сегодня (11.05.2000) в выпуске:

"ДОЖДАЛИСЬ!..."

Когда я был студентом-первокурсником, я думал, что являюсь главным элементом системы образования. Так сказать, целью и средством. Нет студентов -- нет и института, это же очевидно.

Поэтому ожидал, что преподы будут относиться ко мне со всем пиететом ;-)
Как-то это быстро забылось после первых же сессий.... Состояние перманентной войны -- четко оставшееся воспоминание об отношениях с большинством преподавателей.

Мда.

Затем я сам стал преподом и взглянул на образование из другого окопа. Студенты замелькали со все возрастающей скоростью, с первого по пятый курсы и обратно -- уже другие, третьи... появлялись и исчезали. Оставалось незыблемым только корпоративное братство преподавателей, на самом деле, как я теперь понимал, являющееся основным (золотым! :-)) звеном в цепи образовательного процесса. Нет учителей -- нет и института. Очевидный факт.

Додумавшись до этого открытия, я несколько растерялся: резко как-то сменилась ориентация :))

(П.Таранов, собиратель афоризмов и максим, называет в своей книге эту смену ориентации "принципом автобуса": уж очень непохожи люди, влезшие в переполненный автобус и не желающие протискиваться дальше в салон, на самих себя... секунду назад... на остановке :)))
Столкнувшись с парадоксом "студент OR преподаватель", я не сразу понял, что к чему. Вроде бы в обоих случаях я чувствовал свою правоту.

Пришлось подняться над ситуацией... старым проверенным способом. С высоты колхозных виноградников (помните такое дело?) картина выглядела ясно и просто: и преподы, и студенты подчинены одной общей цели -- сбору энного количества "Изабеллы" и скорейшему отбытию к родной alma mater. Достижение цели легко проверяется одним критерием -- заполненностью контейнеров виноградом. Все, что помогает достижению оного -- приветствуется. Все, что мешает -- подвергается обструкции.

Ясна метафора?

Короче, в вузе (школе... далее везде) главным является ПРОЦЕСС СБОРА (винограда, информации, навыков, умений, бумажек в аудитории и пр.). Эта цель есть основное предначертание, альфа и омега, ей должны служить как студенты, так и учителя.

"Ха,-- скажете вы. --Кто ж этого не знает? Азбучная истина".

Что надо зубы чистить и переходить на зеленый свет -- тоже все знают. Но все ли этого придерживаются?

Часто самые простые истины и есть самые важные. Их понимание намного сократит затраты на пути к цели.

К чему это я?

Вот вам надо этот самый виноград собрать. С кем вы будете это делать? Одно дело, если вам "по барабану". Набирайте первых попавшихся -- и вперед. Половину урожая затопчут, третьей частью объедятся до отравления, немного колхозу останется. Зато птичку поставим. Зарплату получим.

Другое дело, если вы этот виноград сажали, растили, выхаживали. Он вам не просто виноград, а, скорее, вертоград Тут уж сборщиков подберем тщательно, испытаем их хитроумным способом (чтобы они не догадались, что их проверяют, и не притворялись).

Кроме того, есть еще маленький нюанс. Кто лучше вас знает, как ваш виноград собрать? Чтобы он не помялся, не испортился. Есть, конечно, специалисты, они раньше картошку собирали... и виноград ваш тоже... могут, не проблема. Все ваши объяснения им ни к чему, сами с усами.

Возьмете таких?

Я -- нет. Жалко урожай.

Вспомните классическую сцену из гонконгских фильмов: учитель показывает ученикам два наполненных кувшина. Когда он пытается перелить содержимое одного в другой, вода переливается через край и расплескивается. В пустой же кувшин вода переливается вся без потерь.

Метафора ясна: ученик должен опустошить сознание, иначе предыдущий опыт будет ему мешать. Он должен довериться учителю, оставить свое эго...

... "Дойти до кондиции" (С).

Как же этого добиться?

В тех же фильмах про Шаолинь дан ответ и на этот вопрос. Неофитов заставляют ждать у ворот храма не одну неделю. На вопросы отвечают уклончиво. Дают задания пустяковые. В упор не видят, когда те здороваются. И пр.

Из десяти пришедших восемь в итоге плюют и уходят. Двое сидят у ворот. Они тоже ребята упрямые. Ради того, чтобы овладеть храмовым искусством, они готовы на все...

Через месяц ворота открываются... выходит дежурный и скучно так сообщает: "Вы выдержали испытания! Следуйте за мной".

Они проходят за монахом во внутренний двор монастыря и видят иероглифы...

СЕВЕРНАЯ ШКОЛА ГРАМОТНОСТИ. МЯГКИЙ ПУТЬ ВОДЯНОГО КОТА

-- Эй, ребята!

Вы оборачиваетесь.

Перед вами стоит человек, которого вы уже где-то видели... но где?... вот совсем недавно... кажется, что...
Точно! На баннере сайта!!!

Он протягивает вам руку:

-- Водяной Кот -- это я...

(но это уже в следующем выпуске)

Успехов! Жду писем!
Вверх


http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru

В избранное