Повышать прозрачность нужно и государству, и компаниям
Версия для
[22.11.2011]
Владимир Матиас: инвесторы негативно воспринимают специфику российского рынка
Любая сделка по слияниям и поглощениям (M&A), по сути, уникальна и типичных схем практически не существует. Поэтому еще на начальном этапе сделки стороны чаще всего обращаются за помощью консультантов и инвестиционных банков, специфика работы которых связана с поиском подходящего объекта для приобретения покупателя для актива, установлением взаимопонимания между покупателем и продавцом и последующим структурированием сделки.
Основной трудностью, как правило, бывает достижение договоренности относительно цены сделки, так как российские собственники имеют обыкновение переоценивать свой бизнес как по количественным, так и по качественным параметрам. Кроме того, в отличие от иностранных инвесторов российские игроки не учитывают страновой риск.
Если взаимопонимание достигнуто, то стороны переходят к процессу проведения экспертизы приобретаемого актива. Экспертиза состоит обычно из финансовой, юридической и технической частей, и ее целью является удостовериться, соответствует ли представленная информация действительности. На данном этапе покупатели сталкиваются обычно с рядом специфических черт российской компании. Например, далеко не все компании имеют аудированную финансовую отчетность. Более того, зачастую в компаниях ведется двойной финансовый учет,
что не позволяет получить достоверные данные о финансовой ситуации в компании. Помимо этого часто компании имеют сложную и непрозрачную корпоративную структуру, состоящую из множества офшорных компаний. Структура собственности может остаться нераскрытой до конца даже в процессе проведения экспертизы.