Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Анонс предстоящего выпуска газеты "Время новостей"


Информационный Канал Subscribe.Ru

www.vremya.ru

"Время новостей", 14 апреля, четверг

При использовании материалов ссылки на газету "Время новостей" обязательны.

По всем вопросам обращаться в отдел внешних связей газеты по телефону

(095) 231-23-07

ЭКОНОМИКА. БИЗНЕС. ФИНАНСЫ

Давайте верить в чудеса

Правительство ожидает снижения инфляции в 2006 году

Борьба вокруг основных показателей еще не существующего бюджета 2006 года продолжается. Вчера заместитель министра экономического развития и торговли Андрей Шаронов опять сказал о том, что считает реальным уложиться в запланированные параметры инфляции в 7--8% в 2006 году даже при повышении цены отсечения для зачисления средств в стабилизационный фонд до 27 долл. за баррель. Министерство финансов в это не верит.

Вопрос цены отсечения стал камнем преткновения в отношениях между Минэкономразвития и Минфином. Алексей Кудрин, понимая, что сохранить нынешнюю цену отсечения в 20 долл. невозможно, готов на увеличение лишь до 25 долл. Его главный аргумент -- стерилизация денег с помощью стабфонда помогает в борьбе с инфляцией. А повышение цены отсечения до 27 долл., напротив, инфляцию раскручивает.

Впрочем, расчеты, проведенные ведомством Германа Грефа, доказывают обратное. Как ранее разъяснял журналистам глава департамента макроэкономического прогнозирования МЭРТ Андрей Клепач, возможности стабфонда в этой области ограниченны. "Сейчас цена отсечения составляет всего 20 долл., однако справиться с инфляцией мы не можем", -- сказал он. Кроме того, установление цены на уровне 25 долл. приведет к жесткому ограничению бюджетных расходов. По оценкам МЭРТ, на государственные инвестиции денег уже не останется.

"Все-таки это было болезненное решение, но все, кроме Минфина, согласились с ним на заседании бюджетной комиссии", -- признал вчера г-н Шаронов. Хотя он считает, что "для инфляции, конечно, хуже 27, чем 25, но правительство пошло на компромисс ради ускорения экономического роста".

На этом фоне в самом правительстве возникают совсем уж пещерные способы борьбы с инфляцией. Например, министр сельского хозяйства Алексей Гордеев вчера предложил запретить нефтяным компаниям повышать цены на горюче-смазочные материалы. "Необходимо внести изменения в действующее законодательство, с тем чтобы запретить нефтяным компаниям повышать цены самостоятельно выше темпов инфляции. В противном случае они должны брать разрешение в органах исполнительной власти", -- пояснил министр. При этом совершенно непонятно, каким образом в условиях рыночной экономики он собирается диктовать частным компаниям уровень цен на их товары.

Учитывая, что инфляция за первый квартал текущего года уже составила 5,3% при изначально запланированных 8,5% за год, приходится признать очевидный факт: бороться с ростом цен у правительства не получается. Прогноз по инфляции на этот год уже пересмотрен до 10%, однако и в эти показатели уложиться явно будет непросто. Тем более что, по словам г-на Клепача, монетарные факторы в борьбе с инфляцией практически исчерпаны, и правительству следует сосредоточиться на немонетарной составляющей, в частности на ограничении роста тарифов.

К сожалению, практика показывает, что ограничивать рост тарифов у правительства не получается не только в рыночной сфере, как того хочет министр сельского хозяйства, но даже в сфере действия контролируемых государством естественных монополий.

Вера СИТНИНА

Живая земля и мертвый капитал

Единый кадастр недвижимости появится через четыре года

Через пару лет каждый сможет узнать, в какую цену государство оценивает его имущество и сколько налогов хочет с этого имущества взять. Как заявил на конференции "Земля и недвижимость в России" глава "Роснедвижимости" Михаил Мишустин, в ближайшие два-три года будет создан институт оценки недвижимости для целей налогообложения, а в течение четырех лет планируется создать каркас для единого кадастра объектов недвижимости. Адекватная оценка недвижимости, по его словам, повысит собираемость связанных с недвижимостью налогов на 30%.

Сведением воедино информации о земле и всех строениях, стоящих на ней, занялось почти год назад Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости ("Роснедвижимость"). По предварительным оценкам, в стране имеется 40 млн земельных участков и более 70 млн иных объектов недвижимости. Всю землю в целом в кадастр уже занесли, однако пока есть проблема утверждения данных кадастра региональными властями. По закону субъект федерации должен завизировать кадастровую стоимость земли на своей территории, но не у всех регионов пока доходят до этого руки. К 2006 году, надеется г-н Мишустин, вся земля будет описана и оценена. Тогда можно будет приступать к следующему этапу работы -- созданию единого кадастра.

По словам министра экономического развития и торговли Германа Грефа, уже в мае правительство должно рассмотреть законопроект о создании единого кадастра объектов недвижимости, разработанный МЭРТ, и внести его в Госдуму. В кадастр будут включены три типа информации о недвижимости, а именно физические характеристики объекта (строение вместе с землей), его юридический статус, а также стоимость объекта для целей налогообложения. Если землю использовать эффективно, то Россия может показать 94-процентный рост капитализации доходов с земельных участков и недвижимости, заявил на конференции министр.

Герман Греф, правда, не пояснил, откуда взялась такая цифра, но сказал, что сегодня уровень капитализации земли к уровню ВВП составляет всего 6%. Это, по словам министра, не только мешает пополнению бюджета, но и отпугивает инвесторов. "Когда приезжает инвестор в город, куда ему бежать, чтобы получить полную информацию об объекте, в который он хочет вложить деньги, -- задал он вопрос, -- в администрацию, к главному архитектору, в согласующие инстанции? С созданием единого кадастра помимо прочего будет снята также и проблема коррупции на местном уровне", -- полагает г-н Греф.

Если кадастр даст физические параметры земли, то институт налоговой оценки, по словам г-на Мишустина, должен стать тонким инструментом для исчисления налога. "Помимо разработки методики оценки нужно прописать апелляционный механизм, решить, кто будет оценивать: государственный оценщики или коммерческая структура", -- сказал он. Будет предусмотрен, по его словам, и механизм защиты малоимущих граждан. Субъект федерации по своему желанию может снижать кадастровую стоимость земли для граждан до минимального значения.

Первый заместитель мэра Москвы Юрий Росляк подтвердил, что в столице скорее всего стоимость земли для целей налогообложения будет установлена на минимально возможном уровне. На вопрос, откуда тогда ждать увеличения доходной базы муниципальных бюджетов при введении единого налога на недвижимость, над которым сейчас работает правительство, г-н Мишустин ответил, что основное бремя придется нести юридическим лицам. Налог на имущество юридических лиц возрастет существенно.

По мнению международных экспертов, составление кадастра позволит решить многие вопросы -- от активизации рыночного оборота земель до организации кондоминиумов. По словам руководителя проекта ТАСИС Рейнхольда Вессели, "система кадастра оживляет мертвый капитал". Правда, пока в России не все готовы к активному "оживлению" своей недвижимости. Если на рынке жилой недвижимости за последние годы появилось много инструментов, позволяющих купить квартиры в рассрочку или предоставить их в залог, то сделать предметом залога земельный участок для получения кредита на практике получается только у крупных предприятий. Частным лицам этот инструмент практически недоступен.

Г-н Мишустин также не ждет скорого развития ипотеки земли. Отвечая на вопрос корреспондента "Времени новостей", он сказал: "Чтобы земельная ипотека развивалась, мало только составить кадастр, нужно, чтобы банки сами выходили на нас и запрашивали необходимую информацию для открытия своих новых ипотечных программ, но пока они этого не делают". Представители банковской сферы, в свою очередь, отвечают, что им поступает пока очень мало пожеланий от клиентов на предмет разработки ипотечных схем для земельных участков.

Ирина СКЛЯРОВА

Проект рая

Кабинет министров создает для Калининграда совсем особую зону

Калининградская область исключена из "большого" нового законопроекта "Об особых свободных экономических зонах" (ОСЭЗ), недавно одобренного правительством. Создание такой зоны в Калининградской области станет отдельным проектом. Сегодня на заседании кабинета министров Министерство экономического развития и торговли представит его для рассмотрения.

Законопроект, который, по сути, определяет Калининградскую область как самую особую среди всех особых свободных экономических зон, довольно объемен. В нем подробно оговаривается не только порядок управления зоной, но и участие в ней. А также особый льготный таможенный и налоговый режим. Вот именно из-за последнего -- льготного налогового режима -- на заседании правительства сегодня будут споры. Спорить будут Герман Греф -- как министр, отвечающий за развитие и автор законопроекта, и Алексей Кудрин -- как министр-фискал, которого прежде всего интересуют доходы бюджета, а потому особенно настораживают любые налоговые льготы.

Г-н Греф предлагает ввести для Калининградской ОСЭЗ радикальную льготу по налогу на прибыль. Первые шесть лет не облагать этим налогом участников процесса вообще. А с седьмого года деятельности по двенадцатый взимать лишь 50% этого налога. Г-н Кудрин со столь радикальным пониманием льготного налогообложения категорически не согласен. И потому отказался визировать документ. Спор в который раз предстоит разрешить кабинету министров.

Источники в Белом доме склоняются к тому, что г-н Греф и на сей раз победит. С учетом того, что в деле усиленного развития Калининградской области его активно поддерживает Кремль. Так что министру финансов придется, видимо, остаться при своем особом мнении.

Что касается таможенного режима, то в грефовском проекте он тоже исключительно либерален. Режим просто беспошлинный. Правда, некоторые ограничения и обязанности, накладываемые на участников особой свободной экономической зоны, вполне его оправдывают и с фискальной точки зрения. Так, участники ОСЭЗ обязаны регистрироваться по российским законам и строго на территории Калининградской области. В течение трех лет они должны вложить 150 млн руб. в соответствии со своими инвестпроектами. Кроме того, им предписано реализовывать не менее 70% производимых товаров и услуг в Калининградской области. Более 50% сотрудников их фирм должны трудиться по месту регистрации и т.п.

Есть ограничения и на саму инвестиционную деятельность для участников Калининградской особой зоны. Эта деятельность не может быть связана с добычей нефти и газа, с предоставлением услуг в этой сфере, с производством подакцизных товаров (таких, как водка, табак), с оптовой и розничной торговлей, с ремонтом, с оказанием финансовых услуг. Т.е. Герман Греф, обещая Калининграду рай, в то же время ограничивает параметры этого рая и предлагает ввести довольно жесткий контроль государства. Предполагается, что осуществлять этот контроль будут федеральный уполномоченный орган и местная администрация особо свободной экономической зоны.

Вера КУЗНЕЦОВА

Смена атомной власти

Нового руководителя "Росэнергоатома" выбирал Владимир Путин

С 25 апреля к исполнению обязанностей гендиректора госконцерна "Росэнергоатом" приступит руководитель Калининской АЭС Станислав Антипов. Об этом "Времени новостей" сообщили в концерне. Контракт с прежним руководителем Олегом Сараевым истек в феврале, и до сих пор Федеральное агентство по атомной энергии ("Росатом") проводило конкурс на замещение вакантной должности. Его итоги, по информации источника газеты, были утверждены 12 апреля. Эксперты полагают, что с приходом нового руководителя дан старт преобразованию "Росэнергоатома" из ФГУП в ОАО со 100-процентным госучастием. В итоге уже в следующем году появится самый крупный игрок на рынке электроэнергетики.

Олег Сараев изначально рассматривался как временный глава "Росэнергоатома", говорит близкий к руководству концерна источник "Времени новостей". В этом году ему исполняется 65 лет, и по закону он уже не сможет руководить госпредприятием. Поэтому контракт с ним в 2002 году был заключен всего на три года. Г-н Сараев на своей первой пресс-конференции признавался, что "пришел надолго", и все конфликты с РАО "ЕЭС России" намерен решать мирно (прежний менеджмент "Росэнергоатома" безуспешно боролся с РАО за экспортные рынки). Конфликты действительно были улажены (концерн сначала просто отказался от амбиций поставлять энергию за рубеж, а затем стал учредителем компании "Интер РАО ЕЭС", которая является экспортным оператором, и получил доступ к экспорту).

Г-н Сараев считается протеже главы "Росатома" Александра Румянцева. Станислав Антипов, утверждает источник "Времени новостей", принадлежит к другой команде -- близкой к предшественнику г-на Румянцева Евгению Адамову. Однако, по словам источника, решающим фактором при выборе нового руководителя "Росэнергоатома" стало то, что в минувшем декабре на открытии третьего энергоблока Калининской АЭС побывал Владимир Путин, и г-н Антипов достаточно долго рассказывал президенту об атомной энергетике. "Видимо, в тот момент глава государства и принял кадровое решение", -- говорит источник. Более того, в тот же день Владимир Путин, по информации собеседника "Времени новостей", принципиально одобрил смену формы собственности "Росэнергоатома".

Главная задача, которую было поручено выполнить г-ну Сараеву, -- преобразовать "Росэнергоатом" в единую генерирующую компанию (прежде концерн существовал как ФГУП, управляющее электростанциями, а АЭС являлись отдельными юридическими лицами с раздельными финансовыми потоками). С этой задачей он успешно справился в первые же полтора года работы. Затем де-факто концерн стали готовить к акционированию и возможной последующей приватизации. Почти при каждой АЭС существовали собственные сервисные организации, входящие в структуру концерна, которые занимались в основном строительством новых энергоблоков. Но у предыдущих менеджеров была идея объединить их в одну компанию, которую можно приватизировать, так как она к ядерному циклу не имеет никакого отношения, иными словами, является непрофильным активом. Через эту компанию тогда проходили бы гигантские деньги -- практически вся инвестпрограмма концерна. Г-н Сараев приступил к решению этой задачи, но пока объединение не завершено. Судя по всему, предпродажной подготовкой сервисных предприятий займется уже новая команда.

Она же будет превращать "Росэнергоатом" в самую крупную энергогенерирующую компанию России. Сейчас таковой является РАО "ЕЭС России", однако оно в рамках реформы разделяется на множество предприятий, самым крупным из которых будет полугосударственное объединение гидроэлектростанций ("ГидроОГК"). Атомные же электростанции вырабатывают в несколько раз больше энергии, причем они в отличие от крупных ГЭС расположены в европейской части страны, где энергопотребление растет довольно быстрыми темпами.

"Росэнергоатом" как акционерное общество (а таковым он будет, как заявил на днях глава Минэкономразвития Герман Греф, уже в следующем году) сможет стать полноценным участником электроэнергетического рынка, которому не нужно согласовывать с шестью министерствами и ведомствами тот или иной шаг. При этом первое время, судя по всему, он будет на 100% государственным. И его решения в отличие от решений "Газпрома", РАО "ЕЭС" или РЖД напрямую на кошельках граждан не отразятся -- концерн будет работать только на оптовом рынке. Таким образом, это предприятие, очевидно, в условиях либерализованного рынка электроэнергии станет сверхприбыльным.

Поэтому весьма важно то, что г-на Антипова де-факто выбрал Владимир Путин. Вопрос лишь в том, какими полномочиями он наделил нового руководителя "Росэнергоатома".

Николай ГОРЕЛОВ

Опасная ставка

ЦБ проследит за банками, устанавливающими высокие проценты по вкладам

Центральный банк вчера опубликовал окончательный вариант стратегии развития банковского сектора, согласно которой правительство и ЦБ намерены уделять особое внимание работе системы страхования вкладов и ее стабильности. На днях регулятор продемонстрировал, что это не пустые слова. Согласно сообщению Интерфакса, центральный аппарат ЦБ разослал по своим теруправлениям письмо с требованием усилить контроль за банками, предлагающими слишком высокие ставки по депозитам населения. "Гонка ставок" всегда опасна, однако представители Агентства по страхованию вкладов (АСВ) и банкиры пока не понимают, зачем это нужно регулятору.

"По имеющейся в Банке России информации, -- говорится в письме Центробанка 59-Т от 8 апреля, -- отдельные банки, в том числе не вошедшие в систему страхования вкладов, активно привлекают денежные средства физических лиц по процентным ставкам выше средних ставок по соответствующему региону". Территориальные управления должны обеспечить "предметное рассмотрение всех ситуаций", когда банк предлагает ставки, превышающие средние по региону (без учета ставок Сбербанка) "на одну пятую и более". Данные по банкам, замеченным с такими предложениями, должны направляться на Неглинную, в департамент банковского регулирования и надзора с марта 2005 года по январь 2006 года.

"И до и после запуска системы страхования вкладов, у нас были банки с более высокими ставками, чем у остальных, в основном это банки из второй сотни по объему активов, -- отмечает начальник управления розничного бизнеса Межпромбанка Игорь Лысенко, -- И это совершенно нормально". Однако агрессивная политика отдельных игроков всегда была головной болью для чиновников, поскольку в ряде случаев высокие ставки появляются у проблемных банков. Так, в частности, было с Содбизнесбанком (СББ), быстрый отзыв лицензии у которого ЦБ объяснял именно тем, что СББ привлекал все новых частных вкладчиков большими процентам.

В то же время, в письме ЦБ говорится, что "привлечение вкладов физических лиц по повышенным процентным ставкам" не обязательно обусловлено "недостатками либо проблемами в деятельности". Причиной может быть прибыльное кредитование развивающихся заемщиков, поэтому теруправлениям необходимо анализировать также "качество кредитной политики банка и принимать решение о надзорном реагировании с учетом этих оценок". Последствия и суть возможного "надзорного реагирования" не уточняются. "Главное, чтобы проверяющие и кураторы банков не увлекались таким контролем", -- предупреждает один из московских банкиров, соглашаясь, что сам по себе анализ рынка, безусловно, не вреден. Получить комментарии в ЦБ не удалось.

Стоит отметить, что Центробанк уже сделал один шаг в сторону регулирования ставок. Летом Госдума по инициативе ЦБ приняла закон, давший ему право до 31 декабря 2006 года ограничивать ставки по вкладам в пределах ставки LIBOR по валютным депозитам и 3/4 ставки рефинансирования по рублевым. Целью было избежать "гонки ставок" после введения системы страхования вкладов. Пока что, кстати, они практически не изменились. Получить комментарии в АСВ не удалось, однако его чиновники с удивлением узнали о письме ЦБ и в неофициальной беседе к этой инициативе отнеслись сдержанно: "Одни банки предлагают ставки выше, другие ниже, и не совсем понятно, зачем следить за теми, у кого они на 20% превышают средние".

Юрий ВЕРЕТЕННИКОВ

Чаевые превыше обязанностей

SEC уличила брокеров NYSE в нечестной игре

Ведущая торговая площадка Америки вновь оказалась в центре громкого скандала. Прокурор южного округа Нью-Йорка во вторник предъявил обвинения в мошенничестве с ценными бумагами 15 действующим и бывшим брокерам Нью-Йоркской фондовой биржи (NYSE). Обвинители полагают, что трейдеры незаконно использовали служебное положение в личных целях. Они принимали заказы на куплю-продажу акций от клиентов непосредственно на NYSE и выполняли их в ходе голосовых торгов.

На пресс-конференции в Нью-Йорке, проведенной совместно с Федеральным бюро расследований (ФБР), представители Комиссии по ценным бумагам и биржам США (SEC) cообщили некоторые подробности расследования. По словам чиновников SEC, обвиняемые предоставляли более выгодные условия для совершения сделок клиентам, в сотрудничестве с которыми были материально заинтересованы. "Специалисты ставили собственные интересы и интересы своих фирм над интересами ничего не подозревающих инвесторов, -- комментирует результаты расследования прокурор округа Нью-Йорка Дэвид Келли. -- С течением времени эти маленькие грабежи приносили большие прибыли, которые превращались в высокие гонорары и бонусы для осуществлявших эти сделки специалистов".

Большинство менеджеров представляли интересы пяти из семи крупнейших фирм, торгующих ценными бумагами на NYSE. За успешные сделки они получали щедрое вознаграждение. "Мы ожидаем, что ответчиков отстранят от торговли в их фирмах. Уличенные сегодня специалисты продемонстрировали равнодушие к своим прямым обязанностям, которое иногда достигало возмутительных масштабов", -- заявил на пресс-конференции глава офиса SEC в Нью-Йорке Марк Шонфилд.

Подобного рода преступления в Америке наказываются строго. В случае, если вина трейдеров будет доказана по всем пунктам обвинения, их ожидает тюремное заключение сроком до 20 лет и штраф 5 млн долл. Хотя столь серьезная кара вряд ли постигнет рядовых брокеров. По предварительным подсчетам следователей, фирмы получили от незаконного заработка за счет инвесторов около 20 млн долл. Сумма по американским масштабам более чем скромная. Однако нарушения правил торгов фирмами-специалистами давно стали регулярными. Только в прошлом году сумма штрафов, которую NYSE была вынуждена заплатить регуляторам за безответственность фирм, составила 247 млн долл. Брокеры в этой цепочке являются лишь исполнителями.

Учитывая все особенности данного разбирательства, действия регулирующих органов выглядят скорее не как желание наказать провинившихся менеджеров, а как выпад против сложившейся системы торгов на бирже. Перед руководством биржи, таким образом, в очередной раз был поставлен вопрос о переводе NYSE с голосовой на электронную систему торгов, которая сводит до минимума человеческий фактор.

Менять правила игры на NYSE явно не хотят. А представителям фирм есть что ответить на претензии регуляторов рынка. В качестве самого веского аргумента приводится несоразмерность нелегальных доходов брокерских фирм и общего объема продаж на бирже. Так, согласно отчетам SEC, за последние пять лет фирмы -- специалисты NYSE заработали на нелегальных сделках порядка 155 млн долл., в то время как объем торгов составил 50 трлн долларов.

Как стало известно, SEC обязала руководство биржи учредить специальный фонд с капиталом 20 млн долл. Его целью станет финансирование аудиторских проверок на бирже каждые два года в течение пяти лет.

Максим ВАСИЛЬЕВ


http://subscribe.ru/
http://subscribe.ru/feedback/
Подписан адрес:
Код этой рассылки: fin.rbc.558
Отписаться

В избранное