Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Анонс предстоящего выпуска газеты "Время новостей"


Информационный Канал Subscribe.Ru

www.vremya.ru

"Время новостей", 19 декабря, понедельник

При использовании материалов ссылки на газету "Время новостей" обязательны.

По всем вопросам обращаться в отдел внешних связей газеты по телефону

(095) 231-23-07

ЭКОНОМИКА. БИЗНЕС. ФИНАНСЫ

Бюджетогарантированный экспорт

ВЭБ, ВТБ и Росэксимбанк скинулись на покупку Кубой российских самолетов

Россия сделала новый шаг на пути реализации программы поддержки несырьевого экспорта: впервые предоставлены госгарантии по долгосрочным кредитам, выданным отечественными банками иностранным покупателям российской высокотехнологичной продукции. В минувшую пятницу синдикат ведущих российских банков в составе Внешэкономбанка, Внешторгбанка и Росэксимбанка подписал с кубинской компанией Aviaimport S.A. соглашение о выдаче синдицированного кредита на сумму 94 млн долл., который пойдет на закупку Кубой в России двух пассажирских самолетов Ил-96-300. (Доля ВТБ -- 70 млн долл., ВЭБа -- 14 млн долл., Росэксимбанка -- 10 млн долл. Оставшуюся сумму, а самолеты стоят 110 млн долл., кубинская сторона уже выплатила.) Государство гарантировало банкам в случае форсмажорных обстоятельств полное возмещение предоставленных средств. В бюджете 2005 года в качестве страховки под этот контракт заложено как раз 94 млн долл. "Государство впервые разделит риски по сделке с российскими финансовыми структурами", -- заявил после подписания соглашения глава ВЭБа Владимир Дмитриев. По словам председателя правления Росэксимбанка Николая Гаврилова, кредит выдан на десять лет "на рыночных условиях". Правда, конкретную величину ставки он предпочел сохранить в тайне. Г-н Гаврилов признает, что без госгарантий кредит на покупку самолетов если и был бы выдан, то под больший процент, поскольку риски достаточно велики: и сумма значительная, и срок займа большой. Впрочем, Куба также предоставила суверенную гарантию, а также передала приобретенные самолеты в залог. В банках-подписантах не боятся преувеличить значение соглашения. "Не только Куба обратит внимание на нашу технику, в том числе авиационную. В ближайшее время начнется конкуренция за такого рода кредиты", -- уверен зампред правления ВТБ Алексей Акиньшин.

Российское правительство уже не первый год прилагает усилия к увеличению доли машинотехнической продукции в общем объеме экспорта, львиная доля которого ныне приходится на сырье. По оценкам Минэкономразвития, доля экспортируемых Россией машин, оборудования и транспортных средств составляет всего 7,8%, к 2008 году ее предполагается увеличить до 8,5%. Планируется, что в структуре российского экспорта машин и оборудования будет преобладать наряду с продукцией оборонно-промышленного комплекса, энергетическим оборудованием, грузовыми автомобилями и авиационная техника. В октябре 2003 года кабинет министров утвердил концепцию государственной финансовой (гарантийной) поддержки экспорта промышленной продукции. Одна из мер, которая, как считают в правительстве, приблизит достижение этих целей, господдержка в виде гарантирования экспортных операций.

Два Ил-96-300 для кубинской авиакомпании Cubana уже построены на воронежском авиазаводе. Строились они на деньги лизинговой компании "Ильюшин Финанс Ко" (ИФК), привлеченных ею краткосрочных кредитов, а также на средства кубинской стороны. По словам гендиректора ИФК Александра Рубцова, первый Ил-96-300 отправится на Кубу уже 25 декабря. Второй -- в конце января. Более того, летом этого года в рамках Московского авиакосмического салона (МАКС) были заключены предварительные соглашения о поставках на Кубу еще пяти российских самолетов: двух Ил-96-300, также двух Ту-204-100 и одного грузового Ту-204С. Г-н Рубцов попросил ВЭБ, ВТБ и Росэксимбанк поучаствовать и в этой сделке. Конкретного ответа он не получил, поскольку банкам новые госгарантии пока никто не обещал. Николай Гаврилов, правда, дал главе ИФК надежду, отметив, что теоретически подобная сделка соответствует критериям кредитования экспорта под госгарантии. А на эти самые госгарантии, сообщил глава Росэксимбанка, в бюджете 2006 года выделен 1 млрд долларов.

Не был обойден и вопрос надежности самолетов Ил-96-300, в которых летом этого года были обнаружены различные неполадки. Технические проблемы затронули даже самолеты, принадлежащие Государственной транспортной компании "Россия" и обслуживающие Владимира Путина. С отказа тормозов колес одного из этих самолетов и началось разбирательство, повлекшее полуторамесячный запрет на полеты всех машин этой модели. По словам г-на Рубцова, все неполадки в самолетах устранены. Причем одна неисправность была выявлена в "кубинском" Ил-96-300, она также ликвидирована. Впрочем, кубинская сторона не склонна драматизировать ситуацию. "Работаем с русской техникой 30 лет и полностью доверяем русской авиации", -- заявил представитель авиационных властей Кубы Эктор Аргилес Переc.

Михаил ВОРОБЬЕВ

Аirbus-350 летит в Россию

Европейский концерн EADS добрался до "Иркута"

Европейская аэрокосмическая корпорация EADS (которой на 80% принадлежит концерн Airbus) в минувшую пятницу стала акционером одного из крупнейших предприятий российского авиапрома -- научно-производственнойкорпорации "Иркут". Договор купли-продажи 10% акций российской фирмы был подписан в Москве президентом "Иркута" Олегом Демченко и гендиректором ООО "ЕАДС" (российской "дочки" EADS) Вадимом Власовым. Как заявил журналистам г-н Власов, в тот же день EADS перечислила плату за приобретенный пакет акций -- 55 млн евро (65,3 млн долл.). Он также сообщил, что сделка, как рассчитывает EADS, послужит весомым аргументом в пользу продвижения на российский рынок перспективных европейских дальнемагистральных самолетов А-350, а не конкурирующей американской разработки Boeing-787.

По договоренности между сторонами г-н Власов в ближайшее время будет введен в совет директоров "Иркута". Это решение должно быть принято внеочередным собранием акционеров корпорации "Иркут" не позднее трех месяцев после заключения сделки. В процессе подготовки сделки другое внеочередное собрание акционеров "Иркута" 5 октября 2005 года внесло в устав корпорации изменения, призванные повысить влияние нового акционера на дела компании. Теперь решения о ликвидации корпорации и ее дочерних обществ, банкротстве и заключении договора о стратегическом партнерстве могут быть приняты только при поддержке 90% членов совета директоров (раньше для этого было достаточно простого большинства).

EADS уже развивает с "Иркутом" несколько масштабных совместных проектов. В 2004 году российский концерн заключил десятилетний контракт на поставку EADS комплектующих для лайнеров А-320. Партнеры также занимаются продвижением на западные рынки российского реактивного самолета-амфибии Бе-200. Специально для этого в 2005 году они создали совместное предприятие EADS Irkut Seaplane.

На пятничной церемонии г-н Власов рассказал, что EADS предлагает дополнить сотрудничество еще тремя направлениями. Все они касаются гражданских самолетов, выпускаемых европейским концерном Airbus. "Иркуту" предлагается поучаствовать в выпуске компонентов для проектируемого самолета А-350, коммерческие поставки которого ожидаются начиная с 2010 года. Кроме того, россияне могут быть привлечены к работам по перспективному среднемагистральному самолету, который должен прийти на смену выпускаемому сейчас А-320. Эту новую машину, у которой пока даже нет технического обозначения, Airbus начнет разрабатывать после того, как завершит проект А-350. И наконец, "Иркуту" предлагается участие в программе конвертации "выходящих из обращения" пассажирских А-320 в грузовую версию.

Правда, в ответ EADS ждет от России шагов, выходящих за рамки полномочий руководства корпорации "Иркут". Как заявил г-н Власов, EADS рассчитывает, что в рамках намечающегося совместного бизнеса российское правительство обеспечит принятие решение о закупке "Аэрофлотом" 20--25 самолетов А-350. Контролируемая государством (на 51%) крупнейшая российская авиакомпания сейчас проводит тендер на обновление своего дальнемагистрального флота. Объем предполагаемой сделки оценивается в 2--3 млрд долл. Выбор "Аэрофлоту" предстоит сделать из двух претендентов: А-350 и Boeing-787, который обещает быть несколько дешевле европейского аналога и поступит на рынок на два года раньше (в 2008 году). Г-н Власов дал понять, что покупка А-350 "Аэрофлотом" -- это необходимое условие для допуска "Иркута" к участию в производственных программах Airbus и EADS.

Михаил КУКУШКИН

Алмаз в глазу

Еврокомиссия хочет ускорить "развод" АЛРОСА и De Beers

Похоже, в отношениях двух крупнейших алмазодобывающих компаний в мире -- южноафриканской De Beers и российской АЛРОСА -- наступает новый этап. По сообщению Интерфакса, Европейская комиссия намерена потребовать от компаний прервать их торговое соглашение о поставках российских необработанных алмазов в адрес De Beers уже с 2009 года. Это отвечает стратегическим интересам АЛРОСА по укреплению самостоятельности на мировом рынке. Председатель наблюдательного совета компании, министр финансов Алексей Кудрин готов устранить и препятствия, установленные российскими властями. Он объявил, что правительство направило в Кремль согласованный проект президентского указа об отмене квот на экспорт алмазов.

Компании, которые вместе занимают фактически более двух третей мирового рынка алмазов, уже и так были поставлены правительством объединенной Европы в жесткие рамки взаимоотношений. В январе 2003 года Еврокомиссия официально уведомила De Beers и АЛРОСА о претензиях к их торговому договору о поставках алмазов из России. С позиции европейского антимонопольного законодательства это соглашение между двумя алмазодобывающими лидерами, по сути, лишало южноафриканскую компанию конкурента в лице АЛРОСА. При этом основные претензии ЕС касались, собственно, De Beers, которая контролирует более половины мировой торговли необработанными алмазами. Но фактически под удар попала АЛРОСА, которая, наладив торговые соглашения по поставкам алмазов на мировой рынок через De Beers еще в 1959 году, не развивала собственную дилерскую сеть. Тогда, в 2003 году, следуя предписанию Еврокомиссии, было принято решение о поэтапном сокращении прямых поставок необработанных алмазов АЛРОСА в адрес De Beers. Новое соглашение ограничивало объем поставок алмазов из России в 2005 году -- 700 млн долл., в 2006 году -- 625 млн долл., в 2007 году -- 550 млн долл., в 2008 году -- 475 млн долл., в 2009 году -- 400 млн долл., а начиная с 2010 года и далее сумма поставок якутских алмазов в адрес De Beers не должна была превышать 275 млн долл. Соглашение о поэтапном сокращении поставок якутских алмазов в адрес De Beers было одобрено Еврокомиссией в декабре прошлого года. Но в начале июня этого года Еврокомиссия вновь обратилась ко всем, кого могло задеть соглашение между АЛРОСА и De Beers, высказать свои претензии в месячный срок.

И похоже, в Брюсселе решили ускорить "развод" двух алмазодобывающих гигантов. Для обеих компаний это может создать определенного рода проблемы. У De Beers сократится оборот (заметную его долю занимала перепродажа российских алмазов), который придется восполнять через наращивание собственной добычи. А это потребует дополнительных расходов, но при этом едва ли позволит быстро приблизить объемы к тем, которые обеспечивали постоянные договоры с АЛРОСА.

Российской же компании придется искать покупателей на весь объем своих алмазов (до сих пор около четверти его реализовывалось через De Beers), а также развивать собственную переработку. Впрочем, это вполне отвечает стратегическим целям АЛРОСА.

Выступая в пятницу перед журналистами, президент компании Александр Ничипорук рассказал, что АЛРОСА уже имеет собственную стратегию развития торговых операций. Компания в среднесрочной перспективе рассчитывает продавать по долгосрочным контрактам постоянным партнерам порядка 65% добываемых алмазов, остальное будет реализовываться на тендерной основе, что позволит компании "чувствовать" рынок.

Компания уже с этого года открывает торговые представительства по всему миру. В 2006 году планируется открытие торгового представительства в Рамат-Гане (Израиль) и Дубае (ОАЭ), через которые будут осуществляться регулярные продажи алмазов. "Если раньше практически все продавалось через De Beers, то сейчас компания стала больше торговать самостоятельно", -- пояснил г-н Ничипорук. По его словам, у компании уже налажен контакт с рядом постоянных покупателей, с которыми компания рассчитывает в ближайшее время заключить долгосрочные контракты, в которых будут заранее определены объемы продаж, ассортимент, принципы ценообразования.

Однако полноценно работать через собственную систему сбыта компания сможет только после отмены квотирования экспорта алмазов. "Указ подготовлен в правительстве и направлен в администрацию президента, -- сказал в пятницу Алексей Кудрин. -- Успеют ли его подписать сейчас в декабре, сложно сказать. По крайней мере правительство свою работу выполнило, согласовало указ во всех инстанциях". Г-н Кудрин отметил, что "решение об отмене квот на вывоз алмазов за рубеж является серьезным стратегическим решением по либерализации рынка". "Это означает, что АЛРОСА не будет ждать разрешения, когда и сколько вывозить сырья. То есть это придаст компании самостоятельности и свободы в своих действиях", -- сказал он. Проект указа предусматривает также отмену квот на экспорт металлов платиновой группы.

Анна ЛАНДЕР

"Подарки" от "Росстрахнадзора"

Девять страховщиков могут лишиться лицензии на ОСАГО из-за призов покупателям полисов

Федеральная служба страхового надзора ("Росстрахнадзор") в минувшую пятницу выдала девяти компаниям предписания с требованием прекратить предоставление скидок и подарков клиентам, покупающим полисы ОСАГО. Это касается "Ингосстраха", "РЕСО-Гарантии", Московской страховой компании (МСК), "Спасских ворот", МАКС, "Генстрахования", "Гранда" (Воронеж), СКПО и "Росгосстраха-Столицы". Как заявил глава "Росстрахнадзора" Илья Ломакин-Румянцев, федеральный закон об ОСАГО запрещает предоставление любых скидок покупателям полисов, к ним же приравниваются и подарки. Согласно требованиям службы уже завтра компании должны будут свернуть свои скидочные и подарочные программы во всех офисах. По словам главы управления надзора и финансового контроля "Росстрахнадзора" Виталия Метелькова, если этого не произойдет, то служба в течение месяца приостановит у страховщика лицензию на ОСАГО, а затем, если компания продолжит игнорировать требования регулятора, может ее и вовсе отозвать. Представители попавших в черный список компаний в большинстве своем полагают, что "Росстрахнадзор" адресует претензии не по адресу -- подарки предоставляют брокеры, а не страховые компании.

Стремление страховщиков любыми средствами привлечь клиентов в свои офисы именно в декабре вполне понятно: автовладельцы традиционно в декабре покупают полисы сроком на один год (закон об обязательной "автогражданке" фактически начал действовать с января 2004 года, и сознательные водители готовились к нему в предыдущем декабре). В частности, МСК предлагает клиентам в подарок 20 литров бензина А-95, право один раз бесплатно воспользоваться услугами эвакуатора и дисконтную карту с десятипроцентной скидкой на все последующие виды страхования. Маркетинговая акция "Росгосстраха" предполагает дифференцированный подход: в зависимости от суммы полиса ОСАГО клиентам дарят сертификат магазинов бытовой техники "Эльдорадо" на 1000 руб., карту оплаты мобильной связи на 30 у.е., беспроводную гарнитуру blue tooth для мобильного телефона, парковочный радар.

Однако, по словам источника "Времени новостей", чашу терпения "Росстрахнадзора" переполнил не "Росгосстрах", а МСК. Щит компании, стоящий на Ленинградском шоссе, открытым текстом предлагает скидку 20% всем покупателям ОСАГО. А на фасаде одного из офисов МАКС большими буквами обещана скидка 10% при покупке ОСАГО. "Их можно обвинить только в нарушении закона о рекламе, в частности, в предоставлении неточной информации, -- пояснил "Времени новостей" один из участников рынка. -- Вот если бы они указали, что предлагается не "скидка", а "бонус", то все было бы в рамках закона". Действительно, согласно закону об ОСАГО клиенту, который два года ездил безаварийно, страховщик должен предоставить бонус в размере 10% от стоимости полиса. И некоторые страховщики именно этот бонус и выдают за скидку, так как слово "скидка" более понятно населению.

Страховщики из черного списка удивлены тем, что в предписании "Росстрахнадзора" не указаны четкие причины претензий к каждой компании. "В пятницу "Росгосстрах-Столица" получила предписание "Росстрахнадзора", оно очень обтекаемо и не содержит конкретных требований, -- говорит замглавы департамента по связям с общественностью "Росгосстраха" Андрей Бирюков. -- И хотя мы не со всем согласны, тем не менее будем выполнять все требования службы". По его словам, к 20 декабря будут сняты все перетяжки, а затем и заменены все рекламные щиты кампании "Зима-2005".

На момент подписания номера "Ингосстрах" не имел информации о предписании и не получал никаких писем из "Росстрахнадзора". В компании уверены, что это недоразумение. "Мы не делаем ставку на ОСАГО и уж тем более не предоставляем скидки и не дарим подарки, -- говорит руководитель отдела по связям с общественностью "Ингосстраха" Владимир Клейменов. -- Нам это просто не нужно".

"Предписание пришло к нам в пятницу по факсу, однако там нет приложения, в котором было бы указано, что именно послужило причиной предписания, -- рассказывает замгендиректора "РЕСО-Гарантия" Игорь Иванов. -- Мы скидок и подарков по ОСАГО не предоставляем, привлекая клиентов хорошим сервисом". Но, по словам г-на Иванова, им стало известно о страховом брокере, который при продаже полисов компаний, в том числе и "РЕСО-Гарантии", обещает скидку 10%. "Мы сразу же в пятницу направили ему гневное письмо с уведомлением о расторжении договора и требованием прекратить использовать в своей рекламе наш бренд", -- говорит г-н Иванов. Другие представители страховщиков, которым выданы предписания, тоже указывают на недобросовестность страховых брокеров, которые при продаже полисов ОСАГО различных крупных компаний предлагают скидки, доходящие до 30%. "Такие предложения подрывают доверие к страховщикам и вводят в заблуждение потенциальных клиентов. "Росстрахназору" нужно призвать к порядку именно брокеров, а не страховщиков", -- считает один из участников рынка.

Гюзель ГУБЕЙДУЛЛИНА


Subscribe.Ru
Поддержка подписчиков
Другие рассылки этой тематики
Другие рассылки этого автора
Подписан адрес:
Код этой рассылки: fin.rbc.558
Архив рассылки
Отписаться
Вспомнить пароль

В избранное