Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Анонс предстоящего выпуска газеты "Время новостей"


Информационный Канал Subscribe.Ru

www.vremya.ru

"Время новостей", 10 июня, пятница

При использовании материалов ссылки на газету "Время новостей" обязательны.

По всем вопросам обращаться в отдел внешних связей газеты по телефону

(095) 231-23-07

ЭКОНОМИКА. БИЗНЕС. ФИНАНСЫ

Так победим

План борьбы с инфляцией написан

В правительство поступил согласованный на уровне министерств план первоочередных мер по борьбе с инфляцией. Таким образом исполнено поручение, которое неоднократно давали экономическому блоку правительства президент и премьер.

Документ, названный "Меры, направленные на снижение темпов роста потребительских цен", содержит подробный анализ главных факторов, разгоняющих инфляцию, и план действий, способных ее обуздать. Главными виновниками рекордной инфляции (7,2% по итогам пяти месяцев при годовых прогнозах в 10%) признаны увеличение цен на продовольствие и повышение административно регулируемых тарифов для населения на продукцию и услуги локальных монополий (что, в свою очередь, резко удорожало тарифы ЖКХ). В документе признается, что существенный вклад в инфляцию может внести резкое увеличение дополнительных расходов бюджета-2005 -- на 350 млрд рублей, что составляет 1,7% ВВП.

Среди антиинфляционных мер правительству предложено, в частности, перейти к установлению предельных параметров повышения цен на услуги ЖКХ (как это делается при регулировании тарифов естественных монополий, когда правительство устанавливает планку роста стоимости газа, электричества и пассажирских перевозок по железной дороге на каждый год). Для замедления роста цен на продовольствие предлагается создать благоприятные условия для привлечения крупного капитала в производство сельхозпродукции, а также систему залогового кредитования сельхозпроизводителей под будущий урожай.

Чтобы снизить темы роста цен на топливо, авторы документа предлагают не предусматривать в бюджете-2006 повышение ставок акцизов на автомобильные бензины и дизельное топливо. Кроме того, возможен вариант, при котором ставки этих акцизов до 2008 года будут индексироваться в размерах, не превышающих правительственный прогноз инфляции на эти годы.

При этом авторы (здесь явно видна рука Минфина) предлагают проводить консервативную бюджетную и умеренно жесткую денежную политику-- то есть считают рекордное увеличение расходов бюджета уже по ходу нынешнего года ненормальным явлением. Также в документе указывается, что потенциал укрепления курса рубля в борьбе с инфляцией практически исчерпан.

Иван Гордеев

Бизнес на Уголовном кодексе

Министерство экономического развития хотят превратить в прокуратуру

Чтобы сделать государственные закупки эффективными, премьер Михаил Фрадков предложил Министерству экономического развития и торговли получше изучить Уголовный кодекс. Вчера на заседании правительства члены кабинета полтора часа обсуждали, как они тратят деньги и как их следует тратить правильно.

Заместитель главы МЭРТ Андрей Шаронов (сам министр Герман Греф находился в командировке в Петербурге) рассказал, что государственные закупки по своему объему приближаются к 1 трлн руб. -- то есть составляют почти треть бюджета. И за этой суммой уследить силами министерства невероятно трудно. У МЭРТ проблемой госзакупок занимаются 18 человек, из них восемь сидят непосредственно на контроле. Г-н Шаронов предложил дать полномочия Федеральному антимонопольному агентству и "Росфиннадзору" также осуществлять контроль за госзакупками. Предложило министерство и еще одно ноу-хау: создать некий специальный орган, который будет проводить централизованные закупки, если речь идет об очень крупных суммах -- к примеру, если их стоимость зашкаливает за 5 млрд рублей.

Как только г-н Шаронов заговорил о некоем новом спецоргане, на этом его доклад, по сути, и закончился. Принудительно. Члены кабинета не могли молчать. Министр по чрезвычайным ситуациям Сергей Шойгу сказал, что правительство "запуталось со всякими правоустанавливающими и надзорными функциями", и назвал идеи МЭРТ "гимназистским подходом". Г-на Шойгу прервал премьер: "Сергей Кожугетович, что вы вопросы задаете? Да не знает он. А подход конструкторский, но нетехнологичный".

Далее глава кабинета устроил что-то вроде показательного воспитательного процесса для МЭРТ. Причем сделал это именно в отсутствие г-на Грефа. То есть главного экономиста страны пока премьер особо трогать не хочет, очевидно, из соображений собственного спокойствия. Но вот возникла ситуация, когда, не журя лично главного вольнодумца в правительстве, заочно премьер по-отечески, в сердцах раскритиковал МЭРТ.

По сути, он сказал, что ведомство г-на Грефа неверно себя позиционирует. Г-н Фрадков в очередной раз напомнил, что закрепил за МЭРТ функции экономического штаба. "Они не ограничиваются вычерчиванием топографических карт", -- пояснил премьер. "Мы много говорим, гладко. А воз не только и ныне там, а, если ретроспективно посмотреть, он откатился", -- отметил г-н Фрадков.

Далее премьер привел цифры, которые показывают, что госзакупки по конкурсу идут по нисходящей. В 2003 году -- 73% от общего объема, в 2004-м -- 65%, в первом квартале 2005-го -- на уровне 39%. По словам премьера, "снижается эффективность конкурсов, а затраты на них растут". Он подчеркнул, что за всем этим стоит "коррупция, безответственность, отсутствие контроля". "МЭРТ не только адвокат в этом деле, но и прокурор", -- жестко резюмировал г-н Фрадков.

Сославшись на Генпрокуратуру, которая у нас тоже явно становится экономическим штабом, премьер сказал, что МЭРТ не "определяет порядок и способы устранения нарушений при госзакупках". И мол, не надо никаких интернет-порталов, лучше анализируйте Уголовный кодекс. "Не надо уводить рака за камень. Пока ваши усилия определить нормативную базу выглядят неубедительно. Используйте уголовное право", -- добавил премьер.

"Ну, нам еще не хватало заводить уголовные дела", -- буркнул г-н Шаронов. "Не упрощайте!" -- посоветовал г-н Фрадков. "Я просто хотел проиллюстрировать нашу безответственность, -- пояснил заместитель министра. -- В течение четырех лет мы ежегодно направляем в правительство доклад, в котором детально анализируем все проблемы госзакупок. Резолюция всегда одна -- учесть при рассмотрении". "Прозрачность и контроль. Иначе мы будем иметь "Чагино", -- вновь рекомендовал премьер. И предложил докладчику присесть.

Но г-ну Шаронову пришлось вчера повторно оказаться на немилостивой трибуне. Он должен был отчитаться перед коллегами о том, как МЭРТ и вместе с ним кабинет министров справляются с поручениями президента. Речь об информационной открытости органов государственной власти. По словам г-на Шаронова, влияние информационной открытости чиновников на экономику существенно. За год она может дать рост ВВП на душу населения в тысячу долларов и помочь снизить инфляцию на полпроцента. "Это и борьба с коррупцией, -- отметил премьер. -- Надо закон принимать!" Оппонентов не нашлось.

Вера КУЗНЕЦОВА

Либо хорошо, либо ничего

Китайские нефтяники опасаются говорить об инвестициях в Россию

Второй российско-китайский инвестиционный форум, стартовавший вчера в Санкт-Петербурге, удивительным образом фактически обошел вниманием столь важную тему в отношениях двух стран, как сотрудничество в топливно-энергетической сфере. Выступавшие с основными докладами российский министр экономразвития Герман Греф и председатель Госкомитета по реформе и развитию КНР Ма Кай на эту тему не сказали ни слова. Между тем, как стало известно "Времени новостей" от источника, близкого к китайской делегации, сегодня в Москве у министра промышленности и энергетики Виктора Христенко состоится весьма представительное совещание, на котором как раз и будут обсуждаться нюансы сотрудничества в электроэнергетике, нефтяной и газовой сфере.

Герман Греф в своем вчерашнем докладе отчасти объяснил, почему в энергетической сфере в отношениях двух стран наблюдается некоторый застой. По его словам, осуществить желание вкладывать средства в российскую экономику мешают "многие проблемы и бюрократические барьеры". В результате, как сказал министр, "отсутствие крупных инвестиций имеет место быть, недостает сотрудничества на корпоративном уровне, инвесторы сталкиваются с необходимостью получать доступ на рынки". Глава Минэкономразвития считает, что необходимо принять ряд мер, которые ликвидируют "необоснованные препятствия, стоящие на пути инвесторов", причем не только китайских. В частности, заявил г-н Греф, недостаточно используется сотрудничество между российскими и китайскими банками, не отработана система страхования рисков, мало информации об инвестпроектах и возможностях. В числе первоочередных мер, направленных на улучшение инвестиционного климата, министр назвал борьбу с коррупцией, снижение административных барьеров, а также "проведение выставок и ярмарок, создание информационных ресурсов".

При этом г-н Ма Кай заявил, что китайские компании постоянно пытаются получить доступ к российским сырьевым ресурсам, но не получают его. Но о причинах этого он предпочел умолчать. Выступивший вслед за ним глава Китайской национальной нефтегазовой корпорации (CNPC) Чэнь Гэн провел презентацию своей компании и сказал: "У сотрудничества с Россией очень хорошие перспективы, оно приносит выгоду и благо для народов обеих стран". О принципах же дальнейшего сотрудничества он говорил так: "Мы всегда делим риски с партнером". Отвечая на вопрос журналистов о том, не желает ли CNPC приобрести какие-либо активы -- "Роснефти", ЮКОСа или другие, -- после перевода слова "ЮКОС" он, замахав руками, сказал протяжно по-русски "не-е" и очень быстро покинул место проведения форума.

Вполне возможно, что сегодня на встрече китайской делегации с Виктором Христенко и руководителями российских компаний (по информации "Времени новостей", в ней будут участвовать президенты "Роснефти" Сергей Богданчиков и "Газпрома" Алексей Миллер, а также глава РАО "ЕЭС России" Анатолий Чубайс) станет понятно, получат ли китайские энергетические компании доступ на российский рынок. В части, касающейся электроэнергетики, впрочем, возражений ни у кого нет: Россия собирается экспортировать энергию в Китай, а предприятия Поднебесной -- поставлять энергооборудование. В газовой сфере, похоже, сотрудничество только в начальной стадии (см. интервью главы национальной компании China Petroleum & Chemical Corporation -- Sinopec Моу Шулина).

Настоящая интрига кроется в нефтяной сфере: CNPC претендует на российские добывающие активы, причем не первый год. До сих пор, говорит источник в китайской делегации, российская сторона под различного рода "сомнительными предлогами попросту выбрасывала китайцев из проектов, несмотря на то что за ними стояли многомиллиардные инвестиции". Так что пока китайцам плохого о российских властях говорить не хотелось, а хорошего сказать было попросту нечего. Именно потому, считает источник, и было решено не касаться темы энергетики на форуме.

Возможно, по окончании сегодняшних переговоров стороны охотнее будут рассказывать о перспективах сотрудничества. Ведь как сказал вице-премьер Госсовета КНР Цзэн Пэйянь, руководители России и Китая поставили задачу к 2010 году довести уровень прямых инвестиций в Россию до 12 млрд долл. Сейчас этот показатель составляет около 7 млрд долларов.

Николай ГОРЕЛОВ, Санкт-Петербург

Генеральный директор нефтехимической компании Sinopec Моу ШУЛИН ответил на вопросы "Времени новостей" и агентства ПРАЙМ-ТАСС.

-- О чем вы ведете переговоры с "Газпромом" и каково содержание меморандума, подписанного с "Роснефтью"?

-- С "Газпромом" мы сейчас находимся пока на стадии намерений о сотрудничестве. С "Роснефтью" мы подписали меморандум о взаимопонимании, совместной разработке четырех месторождений нефти.

-- Каких?

-- Это месторождения в Китае и России, названия не помню. Документ был подписан в Москве.

-- В меморандуме идет речь о поставках нефти "Роснефтью" в адрес Sinopec?

-- Последние шесть лет мы сотрудничаем по поставкам нефти с ЮКОСом, а последние два года -- с ЛУКОЙЛом. Сейчас весьма негативно сказались на этом сотрудничестве транспортные трудности (в связи с дороговизной железнодорожных перевозок российские компании предпочитают другие экспортные направления. -- Ред.). Мы очень надеемся, что правительства России и Китая в скором времени смогут решить вопрос о строительстве нефтепровода из России в Китай.

-- В меморандуме идет речь о финансовых обязательствах?

-- Пока это меморандум о взаимопонимании, об изучении ТЭО проектов. После того как мы получим уточненную информацию об этих месторождениях, приступим к следующему шагу -- совместной разработке.

-- Заинтересована ли Sinopec в покупке акций "Роснефти"?

-- Пока у нас этот вопрос не поднимается. Но, насколько мы знаем, некоторые китайские компании такой деятельностью сейчас занимаются. Мы ведем сотрудничество с компанией Shell на Сахалине, и оно связано с газом.

-- Вы сказали в докладе, что готовы расширить сотрудничество по проекту "Сахалин-2". Речь идет об увеличении закупок сжиженного природного газа или о чем-то большем?

-- Только о поставках сжиженного газа.

-- Какой объем вы хотели получать с "Сахалина-2"?

-- Для начала 1 млрд кубометров в год.

-- Намерена ли Sinopec участвовать в строительстве перерабатывающих мощностей на Дальнем Востоке и Сахалине?

-- При наличии благоприятных проектов для обеих сторон. Мы намерены "построить" такие проекты (создать и инвестировать в их строительство. -- Ред.).

-- Заинтересованы ли вы в покупке Ангарской нефтехимической компании, которую ЮКОС скорее всего будет вынужден продать? Ведь Sinopec -- нефтехимическая компания.

-- Насколько мне известно, некоторые китайские компании уже имеют намерения сотрудничать с Ангарской компанией.

-- Что это за компании?

-- Думаю, что этот вопрос надо адресовать в госкомитет по реформе и развитию КНР.


Subscribe.Ru
Поддержка подписчиков
Другие рассылки этой тематики
Другие рассылки этого автора
Подписан адрес:
Код этой рассылки: fin.rbc.558
Отписаться
Вспомнить пароль

В избранное