При использовании материалов ссылки на газету "Время новостей" обязательны.
По всем вопросам обращаться в отдел внешних связей газеты по телефону
(095) 231-23-07
ЭКОНОМИКА. БИЗНЕС. ФИНАНСЫ
Так победим
План борьбы с инфляцией написан
В правительство поступил согласованный на уровне министерств план первоочередных мер по борьбе с инфляцией. Таким образом исполнено поручение, которое неоднократно давали экономическому блоку правительства президент и премьер.
Документ, названный "Меры, направленные на снижение темпов роста потребительских цен", содержит подробный анализ главных факторов, разгоняющих инфляцию, и план действий, способных ее обуздать. Главными
виновниками рекордной инфляции (7,2% по итогам пяти месяцев при годовых прогнозах в 10%) признаны увеличение цен на продовольствие и повышение административно регулируемых тарифов для населения на продукцию и услуги локальных монополий (что, в свою очередь, резко удорожало тарифы ЖКХ). В документе признается, что существенный вклад в инфляцию может внести резкое увеличение дополнительных расходов бюджета-2005 -- на 350 млрд рублей, что составляет 1,7% ВВП.
Среди антиинфляционных мер правительству предложено, в частности, перейти к установлению предельных параметров повышения цен на услуги ЖКХ (как это делается при регулировании тарифов естественных монополий, когда правительство устанавливает планку роста стоимости газа, электричества и пассажирских перевозок по железной дороге на каждый год). Для замедления роста цен на продовольствие предлагается создать благоприятные условия для привлечения крупного капитала
в производство сельхозпродукции, а также систему залогового кредитования сельхозпроизводителей под будущий урожай.
Чтобы снизить темы роста цен на топливо, авторы документа предлагают не предусматривать в бюджете-2006 повышение ставок акцизов на автомобильные бензины и дизельное топливо. Кроме того, возможен вариант, при котором ставки этих акцизов до 2008 года будут индексироваться в размерах, не превышающих правительственный прогноз инфляции
на эти годы.
При этом авторы (здесь явно видна рука Минфина) предлагают проводить консервативную бюджетную и умеренно жесткую денежную политику-- то есть считают рекордное увеличение расходов бюджета уже по ходу нынешнего года ненормальным явлением. Также в документе указывается, что потенциал укрепления курса рубля в борьбе с инфляцией практически исчерпан.
Иван Гордеев
Бизнес на Уголовном кодексе
Министерство экономического развития хотят превратить в прокуратуру
Чтобы сделать государственные закупки эффективными, премьер Михаил Фрадков предложил Министерству экономического развития и торговли получше изучить Уголовный кодекс. Вчера на заседании правительства члены кабинета полтора часа обсуждали, как они тратят деньги и как их следует тратить правильно.
Заместитель главы МЭРТ Андрей Шаронов (сам министр
Герман Греф находился в командировке в Петербурге) рассказал, что государственные закупки по своему объему приближаются к 1 трлн руб. -- то есть составляют почти треть бюджета. И за этой суммой уследить силами министерства невероятно трудно. У МЭРТ проблемой госзакупок занимаются 18 человек, из них восемь сидят непосредственно на контроле. Г-н Шаронов предложил дать полномочия Федеральному антимонопольному агентству и "Росфиннадзору" также осуществлять контроль
за госзакупками. Предложило министерство и еще одно ноу-хау: создать некий специальный орган, который будет проводить централизованные закупки, если речь идет об очень крупных суммах -- к примеру, если их стоимость зашкаливает за 5 млрд рублей.
Как только г-н Шаронов заговорил о некоем новом спецоргане, на этом его доклад, по сути, и закончился. Принудительно. Члены кабинета не могли молчать. Министр по чрезвычайным ситуациям Сергей Шойгу сказал, что правительство
"запуталось со всякими правоустанавливающими и надзорными функциями", и назвал идеи МЭРТ "гимназистским подходом". Г-на Шойгу прервал премьер: "Сергей Кожугетович, что вы вопросы задаете? Да не знает он. А подход конструкторский, но нетехнологичный".
Далее глава кабинета устроил что-то вроде показательного воспитательного процесса для МЭРТ. Причем сделал это именно в отсутствие г-на Грефа. То есть главного экономиста страны
пока премьер особо трогать не хочет, очевидно, из соображений собственного спокойствия. Но вот возникла ситуация, когда, не журя лично главного вольнодумца в правительстве, заочно премьер по-отечески, в сердцах раскритиковал МЭРТ.
По сути, он сказал, что ведомство г-на Грефа неверно себя позиционирует. Г-н Фрадков в очередной раз напомнил, что закрепил за МЭРТ функции экономического штаба. "Они не ограничиваются вычерчиванием топографических карт",
-- пояснил премьер. "Мы много говорим, гладко. А воз не только и ныне там, а, если ретроспективно посмотреть, он откатился", -- отметил г-н Фрадков.
Далее премьер привел цифры, которые показывают, что госзакупки по конкурсу идут по нисходящей. В 2003 году -- 73% от общего объема, в 2004-м -- 65%, в первом квартале 2005-го -- на уровне 39%. По словам премьера, "снижается эффективность конкурсов, а затраты на них растут". Он подчеркнул, что за всем этим
стоит "коррупция, безответственность, отсутствие контроля". "МЭРТ не только адвокат в этом деле, но и прокурор", -- жестко резюмировал г-н Фрадков.
Сославшись на Генпрокуратуру, которая у нас тоже явно становится экономическим штабом, премьер сказал, что МЭРТ не "определяет порядок и способы устранения нарушений при госзакупках". И мол, не надо никаких интернет-порталов, лучше анализируйте Уголовный кодекс. "Не надо уводить рака за камень. Пока ваши усилия определить
нормативную базу выглядят неубедительно. Используйте уголовное право", -- добавил премьер.
"Ну, нам еще не хватало заводить уголовные дела", -- буркнул г-н Шаронов. "Не упрощайте!" -- посоветовал г-н Фрадков. "Я просто хотел проиллюстрировать нашу безответственность, -- пояснил заместитель министра. -- В течение четырех лет мы ежегодно направляем в правительство доклад, в котором детально анализируем все проблемы госзакупок. Резолюция всегда одна --
учесть при рассмотрении". "Прозрачность и контроль. Иначе мы будем иметь "Чагино", -- вновь рекомендовал премьер. И предложил докладчику присесть.
Но г-ну Шаронову пришлось вчера повторно оказаться на немилостивой трибуне. Он должен был отчитаться перед коллегами о том, как МЭРТ и вместе с ним кабинет министров справляются с поручениями президента. Речь об информационной открытости органов государственной власти. По словам г-на Шаронова, влияние информационной открытости
чиновников на экономику существенно. За год она может дать рост ВВП на душу населения в тысячу долларов и помочь снизить инфляцию на полпроцента. "Это и борьба с коррупцией, -- отметил премьер. -- Надо закон принимать!" Оппонентов не нашлось.
Вера КУЗНЕЦОВА
Либо хорошо, либо ничего
Китайские нефтяники опасаются говорить об инвестициях в Россию
Второй российско-китайский инвестиционный форум,
стартовавший вчера в Санкт-Петербурге, удивительным образом фактически обошел вниманием столь важную тему в отношениях двух стран, как сотрудничество в топливно-энергетической сфере. Выступавшие с основными докладами российский министр экономразвития Герман Греф и председатель Госкомитета по реформе и развитию КНР Ма Кай на эту тему не сказали ни слова. Между тем, как стало известно "Времени новостей" от источника, близкого к китайской делегации, сегодня в Москве
у министра промышленности и энергетики Виктора Христенко состоится весьма представительное совещание, на котором как раз и будут обсуждаться нюансы сотрудничества в электроэнергетике, нефтяной и газовой сфере.
Герман Греф в своем вчерашнем докладе отчасти объяснил, почему в энергетической сфере в отношениях двух стран наблюдается некоторый застой. По его словам, осуществить желание вкладывать средства в российскую экономику мешают "многие проблемы
и бюрократические барьеры". В результате, как сказал министр, "отсутствие крупных инвестиций имеет место быть, недостает сотрудничества на корпоративном уровне, инвесторы сталкиваются с необходимостью получать доступ на рынки". Глава Минэкономразвития считает, что необходимо принять ряд мер, которые ликвидируют "необоснованные препятствия, стоящие на пути инвесторов", причем не только китайских. В частности, заявил г-н Греф, недостаточно используется
сотрудничество между российскими и китайскими банками, не отработана система страхования рисков, мало информации об инвестпроектах и возможностях. В числе первоочередных мер, направленных на улучшение инвестиционного климата, министр назвал борьбу с коррупцией, снижение административных барьеров, а также "проведение выставок и ярмарок, создание информационных ресурсов".
При этом г-н Ма Кай заявил, что китайские компании постоянно пытаются получить доступ
к российским сырьевым ресурсам, но не получают его. Но о причинах этого он предпочел умолчать. Выступивший вслед за ним глава Китайской национальной нефтегазовой корпорации (CNPC) Чэнь Гэн провел презентацию своей компании и сказал: "У сотрудничества с Россией очень хорошие перспективы, оно приносит выгоду и благо для народов обеих стран". О принципах же дальнейшего сотрудничества он говорил так: "Мы всегда делим риски с партнером". Отвечая на вопрос журналистов о том,
не желает ли CNPC приобрести какие-либо активы -- "Роснефти", ЮКОСа или другие, -- после перевода слова "ЮКОС" он, замахав руками, сказал протяжно по-русски "не-е" и очень быстро покинул место проведения форума.
Вполне возможно, что сегодня на встрече китайской делегации с Виктором Христенко и руководителями российских компаний (по информации "Времени новостей", в ней будут участвовать президенты "Роснефти" Сергей Богданчиков и "Газпрома" Алексей Миллер,
а также глава РАО "ЕЭС России" Анатолий Чубайс) станет понятно, получат ли китайские энергетические компании доступ на российский рынок. В части, касающейся электроэнергетики, впрочем, возражений ни у кого нет: Россия собирается экспортировать энергию в Китай, а предприятия Поднебесной -- поставлять энергооборудование. В газовой сфере, похоже, сотрудничество только в начальной стадии (см. интервью главы национальной компании China Petroleum & Chemical Corporation -- Sinopec
Моу Шулина).
Настоящая интрига кроется в нефтяной сфере: CNPC претендует на российские добывающие активы, причем не первый год. До сих пор, говорит источник в китайской делегации, российская сторона под различного рода "сомнительными предлогами попросту выбрасывала китайцев из проектов, несмотря на то что за ними стояли многомиллиардные инвестиции". Так что пока китайцам плохого о российских властях говорить не хотелось, а
хорошего сказать было попросту нечего. Именно потому, считает источник, и было решено не касаться темы энергетики на форуме.
Возможно, по окончании сегодняшних переговоров стороны охотнее будут рассказывать о перспективах сотрудничества. Ведь как сказал вице-премьер Госсовета КНР Цзэн Пэйянь, руководители России и Китая поставили задачу к 2010 году довести уровень прямых инвестиций в Россию до 12 млрд долл. Сейчас этот показатель составляет около 7 млрд
долларов.
Николай ГОРЕЛОВ, Санкт-Петербург
Генеральный директор нефтехимической компании Sinopec Моу ШУЛИН ответил на вопросы "Времени новостей" и агентства ПРАЙМ-ТАСС.
-- О чем вы ведете переговоры с "Газпромом" и каково содержание меморандума, подписанного с "Роснефтью"?
-- С "Газпромом" мы сейчас находимся пока на стадии намерений о сотрудничестве. С "Роснефтью" мы подписали
меморандум о взаимопонимании, совместной разработке четырех месторождений нефти.
-- Каких?
-- Это месторождения в Китае и России, названия не помню. Документ был подписан в Москве.
-- В меморандуме идет речь о поставках нефти "Роснефтью" в адрес Sinopec?
-- Последние шесть лет мы сотрудничаем по поставкам нефти с ЮКОСом, а последние два года -- с ЛУКОЙЛом. Сейчас весьма негативно сказались на
этом сотрудничестве транспортные трудности (в связи с дороговизной железнодорожных перевозок российские компании предпочитают другие экспортные направления. -- Ред.). Мы очень надеемся, что правительства России и Китая в скором времени смогут решить вопрос о строительстве нефтепровода из России в Китай.
-- В меморандуме идет речь о финансовых обязательствах?
-- Пока это меморандум о взаимопонимании, об изучении ТЭО проектов. После
того как мы получим уточненную информацию об этих месторождениях, приступим к следующему шагу -- совместной разработке.
-- Заинтересована ли Sinopec в покупке акций "Роснефти"?
-- Пока у нас этот вопрос не поднимается. Но, насколько мы знаем, некоторые китайские компании такой деятельностью сейчас занимаются. Мы ведем сотрудничество с компанией Shell на Сахалине, и оно связано с газом.
-- Вы сказали в докладе,
что готовы расширить сотрудничество по проекту "Сахалин-2". Речь идет об увеличении закупок сжиженного природного газа или о чем-то большем?
-- Только о поставках сжиженного газа.
-- Какой объем вы хотели получать с "Сахалина-2"?
-- Для начала 1 млрд кубометров в год.
-- Намерена ли Sinopec участвовать в строительстве перерабатывающих мощностей на Дальнем Востоке и Сахалине?
-- При наличии благоприятных проектов для обеих сторон. Мы намерены "построить" такие проекты (создать и инвестировать в их строительство. -- Ред.).
-- Заинтересованы ли вы в покупке Ангарской нефтехимической компании, которую ЮКОС скорее всего будет вынужден продать? Ведь Sinopec -- нефтехимическая компания.
-- Насколько мне известно, некоторые китайские компании уже имеют намерения сотрудничать с Ангарской компанией.
-- Что это за компании?
-- Думаю, что этот вопрос надо адресовать в госкомитет по реформе и развитию КНР.