Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Анонс предстоящего выпуска газеты "Время новостей"


Информационный Канал Subscribe.Ru

www.vremya.ru

"Время новостей", 11 июля, понедельник

При использовании материалов ссылки на газету "Время новостей" обязательны.

По всем вопросам обращаться в отдел внешних связей газеты по телефону

(095) 231-23-07

ЭКОНОМИКА. БИЗНЕС. ФИНАНСЫ

Противоестественные монополии

Депутаты одобрили закон о защите конкуренции

Злоупотреблять своим монопольным положением на рынке, будь то транспортировка энергии, производство цемента или создание программного обеспечения, в скором времени должно стать сложнее. Госдума в пятницу приняла в первом чтении законопроект "О защите конкуренции", вводящий новые критерии для оценки злоупотреблений доминирующим положением на рынке.

Сегодня вопросы конкуренции регулируются двумя законами -- "О защите конкуренции на рынке финансовых услуг" и "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках", однако ни один из них не дает антимонопольным органам достаточных инструментов для контроля за рынками. Новый закон уточняет основные понятия: "доминирующее положение", "согласованные действия, ограничивающие конкуренцию", "монопольно высокая цена", "монопольно низкая цена", "необоснованно высокая (низкая) цена", "конкурентная цена", "недобросовестная конкуренция", "дискриминационные условия".

Занимающими доминирующее положение на рынке будут те предприятия, доля которых на рынке определенного товара (не имеющего адекватной для потребителя замены) более 50 %. Или даже менее, если это доминирующее положение подтверждено антимонопольным органом и признано допустимым. В отношении холдингов законопроектом вводится понятие коллективного доминирования, когда две-три компании занимают каждая на рынке более 50%.

Разгрести монопольные завалы даже с помощью нового закона будет непросто: страна большая, предприятий в ней много, и, если конкуренты не подадут в Федеральную антимонопольную службу (ФАС) злую кляузу, у антимонопольщиков нескоро дойдут руки до всех и каждого. Но если по результатам рассмотрения дела доминирующее положение группы компаний будет установлено, ей автоматически запретят во избежание штрафа устанавливать монопольно высокие цены, изымать товары из обращения, навязывать контрагентам невыгодные условия, необоснованно сокращать или прекращать производство товаров, необоснованно отказываться от заключения договоров с другими покупателями.

Впервые в антимонопольном законодательстве появится понятие государственной помощи, когда казенные средства предоставляются коммерческой структуре. Причем важно это не столько в контексте денег, сколько применительно к земельным ресурсам, недвижимости и предоставлению индивидуальных, договорных льгот по ведению бизнеса.

Отчасти законопроект смягчает условия игры на рынке: отменяет предварительный контроля приобретения акций в объеме более 20% капитала предприятия, отказывается от антимонопольного контроля за сделками, величина активов одного из участников которых не превышает 30 млн руб. Деятельность естественных монополий также полностью подпадет под действие закона. Представляя законопроект в думе, глава ФАС Игорь Артемьев заявил: " Закон должен будет концентрировать внимание антимонопольных органов на противоправных действиях крупных предприятий, освобождая из-под мелочной опеки предприятия малого и среднего бизнеса".

По его словам, документ будет давать гарантии бизнесу от возможного произвола чиновников, так как любое решение и предписание ФАС могут быть приостановлены с момента обращения компаний в суд.

Однако не все эксперты уверены в действенности судебных разбирательств бизнеса и власти. По словам председателя думского комитета по кредитным организациям и финансовым рынкам Владислава Резника, настораживает и то, что антимонопольщики получат неограниченный доступ к информации, какого не имеет даже прокуратура. По мнению главы комитета по собственности Госдумы Виктора Плескачевского, поскольку в подавляющем большинстве отраслей доминирующее положение занимает государство, нельзя надеяться на то, что судебная власть может защитить предпринимателя в конфликте с госорганом. Правда, его коллега из комитета по кредитным организациям Алексей Митрофанов, наоборот, считает, что новый закон даст государству недостаточно антимонопольных полномочий. "Антимонопольная служба в идеале должна иметь силовой компонент и подчиняться президенту, который бы контролировал тарифы на воду, бензин, железнодорожные перевозки и учетную ставку ЦБ", -- сказал он.

Самого основного, а именно -- какими санкциями будет караться нарушение антимонопольного законодательства -- в законе пока нет. И скорее всего не будет. Размер штрафов для нарушителей будет прописан в Кодексе об административных поручениях. Также ко второму чтению, которое состоится предположительно в начале октября, депутаты могут дополнить законопроект нормами, отдельно регулирующими рынок продовольствия и рекламы.

Ирина СКЛЯРОВА

Курорты зонами не назовут

В пятницу Госдума также приняла во втором чтении закон "Об особых экономических зонах". После первого чтения законопроект существенно изменился. Размер промышленно-производственных зон увеличен с 10 до 20 кв. км. Депутатам удалось настоять на отходе от предложенного правительством принципа greenfield (когда земли, отводимые под особые зоны, не принадлежат юридическим лицам или гражданам). Решено, что наличие у земли хозяина, а также транспортной и инженерной инфраструктуры не будет мешать созданию на ней зоны. Особенно любопытно в контексте законопроекта новое прочтение "дедушкиной оговорки": если вновь принимаемые законы или иные нормативные акты могут ухудшить положение резидентов зон, то применяться к резидентам они не будут, если это не налоговые изменения. То есть на возможное изменение налогового режима "дедушкина оговорка" не распространяется. Вместе с тем депутаты отклонили поправку, вводящую курортно-рекреационный тип зон, пообещав, правда, что для курортных зон будет написан отдельный законопроект.

Достать чернил и плакать

Госдума переписала главу Налогового кодекса об НДС

В пятницу депутаты рассмотрели в третьем, окончательном чтении пакет поправок по реформе налога на добавленную стоимость. Из бурно обсуждавшихся ранее с правительством предложений по реформе этого налога выжило лишь несколько. Большая часть этих предложений ухудшает положение плательщиков.

Нынешней весной, после того как кабинет министров отверг попытку радикально снизить налог на добавленную стоимость (аппарат правительства лоббировал снижение ставки с 18 до 13%), Министерство финансов начало работать над объемным пакетом поправок в главу Налогового кодекса об НДС. Минфин поступил ровно так, как и было решено на заседании правительства по налоговой реформе: оставив прежней ставку налога, попытался "расчистить" проблемные места в этой части кодекса.

По большей части бизнес именно этого и ждал. Упрощение правил уплаты этого налога, отмена НДС с авансов, ускоренное возмещение НДС при капитальных вложениях и решение крайне запущенной проблемы экспортного НДС для большинства предпринимателей гораздо более актуально, чем снижение ставок.

Министерство финансов пообещало, что учтет пожелания представителей бизнеса. Однако то, что вышло из стен финансового ведомства и попало в Думу, никак нельзя было назвать законопроектом, улучшающим положение налогоплательщиков. К примеру, было предложено ввести НДС на передачу имущества в уставный капитал. Это означает, что любая вновь созданная компания уже по факту своего рождения должна распрощаться с 18% от стоимости своего имущества, ведь к вычету этот НДС не будет приниматься ни у учредителя, ни у нового предприятия. Планировалось отобрать льготу у иностранцев, вносящих имущество в уставный капитал. Абсолютно нелогично выглядело и вводимое другой поправкой требование об уплате НДС для тех, кто покупает имущество у госпредприятий, -- ведь такой налог покупателю тоже не возмещается.

На первом же заседании налогового подкомитета, куда попали эти поправки, депутаты заявили о намерении заблокировать большинство новаций Минфина. Для переговоров с правительством была создана специальная депутатская рабочая группа, в которую, правда, вошли только представители "Единой России". После двух недель обсуждения поправок в закрытом режиме единороссы заявили, что им удалось добиться от представителей Минфина снятия с обсуждения значительного количества неприемлемых для бизнеса поправок. В частности, НДС с уставного капитала решено не брать.

Правда, и от благих намерений осталось немного. НДС с авансовых платежей пока решили оставить, хотя его отмена фигурировала в налоговой части ежегодного послания президента Федеральному Собранию. При бартере НДС платить придется. И что самое серьезное, депутатам не удалось отбить метод оплаты налога: предлагается перевести всех предпринимателей на метод начисления. Если сегодня предприниматель может выбрать, платить ли ему "по отгрузке" или "по оплате" (то есть после получения денег от покупателей), и большинство, естественно, выбирает второй метод, то поправки предлагают уплачивать НДС только при отгрузке товара, не дожидаясь оплаты. Правда, учитывая, что метод начисления фактически заблокирует у фирм 18% оборотных средств, депутаты решили ввести этот порядок с 1 января 2006 года.

Проблемы возникнут и у малого бизнеса. Депутаты одобрили минфиновское предложение требовать от предпринимателей возвращения государству ранее принятого к возмещению НДС при переходе на упрощенную систему налогообложения.

Обрадовали поправки, пожалуй, лишь строителей. Если изменения будут приняты окончательно, то при капитальных вложениях НДС можно будет предъявлять к вычету, не дожидаясь завершения строительства. И пожалуй, в сухом остатке это единственная позитивная новость широко разрекламированной реформы НДС.

Ирина СКЛЯРОВА

Агент вливания

Дмитрий Козак возглавил кавказский поход за инвестициями

В минувшую пятницу в Нальчике южнороссийские губернаторы вместе с полномочным представителем президента Дмитрием Козаком объявили о создании некоммерческого партнерства "Агентство инвестиций и развития юга России". Новая структура займется привлечением на юг частных инвестиций и перекройкой федеральных целевых программ, реализуемых в округе. Нечто похожее --проект акционирования Кавказа -- примерно 180 лет назад предлагал великий драматург и высокопоставленный чиновник царской администрации Александр Грибоедов.

Г-н Козак, возглавивший наблюдательный совет партнерства, заявил: "Агентство должно до конца года выдать согласованные предложения, как и что может сделать государство, чтобы придать динамику экономическому развитию юга России".

По словам полпреда, сейчас в портфеле южнороссийских регионов более двухсот бесспорно привлекательных инвестиционных проектов, которые необходимо продвигать и предлагать инвесторам. Кроме того, агентство займется борьбой с административными барьерами, мешающими бизнесу развиваться на юге России. В свою очередь руководители регионов юга России, которые зачастую сами и создают дополнительные бюрократические барьеры, в присутствии полпреда дружно пообещали эту борьбу всячески поддержать.

В округе уже есть пример того, что привлечением инвесторов от имени региона занимаются не чиновники, а уполномоченная профессиональная структура. Первыми на подобный эксперимент отважились власти Ростовской области. В результате за полгода ростовскому Агентству инвестиционного развития удалось сформировать портфель проектов и программ на общую сумму более 300 млн долл. Большинство проектов планируется реализовать в ближайшие три года. Причем львиная доля этих инвестиций придет на Дон от внешних инвесторов, которые обычно больше других страдают от всевозможных региональных барьеров, попыток навязать различные обременения в качестве платы за освоение территории. Агентство сопровождает инвестиционные проекты в регионе совершенно бесплатно, его расходы компенсирует бюджет, а главным отчетным показателем работы такой структуры является количество привлекаемых на Дон инвестиций. С помощью агентства в Ростовскую область сейчас заходят такие компании, как французский Auchan, британская Kingfisher, германская OBI, один из крупнейших российских молочных холдингов "Юнимилк", крупный российский импортер макаронных изделий компания "Инфолинк" и многие другие.

В свое время создать Агентство инвестиционного развития администрации Ростовской области посоветовало Национальное агентство прямых инвестиций (НАПИ), которое уже на протяжении пяти лет занимается вопросами инвестиционного регионального развития. Возможно, в том числе этим объясняется, что на пост генерального директора Агентства инвестиций и развития юга России приглашен Игорь Вдовин, до последнего времени занимавший кресло председателя правления НАПИ. В свою очередь совет директоров агентства возглавил председатель координационного совета предпринимательских союзов России Александр Шохин.

По словам Дмитрия Козака, бюджетоориентированная инвестиционная политика регионов Южного федерального округа в значительной степени себя исчерпала. Поэтому, говорит полпред, приоритетом экономического развития округа является инвестиционная политика, ориентированная на привлечение инвестиций из внебюджетных источников для осуществления на территории регионов ЮФО крупных проектов и программ. Причем в первую очередь это касается северокавказских республик, где сейчас инвестирует в основном государство, к тому же крайне неэффективно.

Привлечь частные инвестиции в такие регионы, как, например, Дагестан, задача невероятно сложная. Почему -- понятно. Однако, как заявил в Нальчике Дмитрий Козак, он не сомневается, что властям уже в ближайшее время удастся остановить волну терактов в Дагестане и навести в республике порядок. Этот порядок и станет первым необходимым, хотя и недостаточным условием для инвестиций.

Лариса НИКИТИНА, Ростов-на-Дону

Переплавка электричества

Дерипаска и Чубайс сделали первый шаг навстречу Богучанской ГЭС

РАО "ЕЭС России" и РУСАЛ договорились строить на паритетных началах Богучанскую ГЭС и алюминиевый завод неподалеку от этой электростанции. Об этом в минувшую пятницу было объявлено в городе Кодинск Красноярского края (где расположена ГЭС) на совещании под председательством министра экономразвития Германа Грефа. При этом РАО и РУСАЛ, как выяснилось, подписали меморандум о намерениях еще 1 июля. Впрочем, в нем указана лишь оценка необходимых инвестиций -- около 3 млрд долл. Каков будет вклад каждой стороны, пока неизвестно -- компромисс планируется найти до середины ноября. А значит, на самом деле судьба проекта остается нерешенной: алюминщики по-прежнему собираются получить контроль над объектами, а энергетики не хотят терять весьма перспективную электростанцию.

Достройка Богучанской ГЭС -- причина основного конфликта между Олегом Дерипаской и Анатолием Чубайсом в последние два года. Ведь для нового алюминиевого завода необходимо дешевое электричество, причем очевидно, что дешевым оно может быть только в том случае, если у завода и ГЭС будет единый собственник. Осенью стороны попытались сесть за стол переговоров, но это ни к чему не привело: они предлагали варианты, заведомо неприемлемые для оппонентов. На одном из осенних заседаний правительственной комиссии по реформе электроэнергетики г-н Греф предложил гг. Чубайсу и Дерипаске поделить электростанцию пополам и вместе инвестировать в ее строительство. Г-н Дерипаска в декабре согласился, а г-н Чубайс в январе отказался. "Он же (Чубайс. -- Ред.) прекрасно понимает, -- говорил тогда источник "Времени новостей" в правительстве, -- что как только дело дойдет до вложения денег, у РАО их не окажется, и тогда алюминщикам достанется контроль над ГЭС". На очередном заседании правительственной комиссии в начале этого года г-н Греф, выслушав доводы сторон, пришел к выводу, как сообщил собеседник газеты, что стороны опять в тупике. Но глава РАО неожиданно внес встречное предложение: если уж пополам делить ГЭС, то тогда так же надо делить и новый алюминиевый завод. Было решено в течение трех месяцев подготовить проект, что и было сделано.

Однако, как в марте говорил источник "Времени новостей" в окружении г-на Дерипаски, "скорее всего будет подготовлена некая общая концепция строительства 50х50 без каких-либо гарантий и параметров". Тогда подошел срок исполнять поручение Владимира Путина некоторым министерствам выработать решение по достройке электростанции, и необходимо было отчитаться, хотя и с запозданием. По большому счету так и вышло. Был подписан лишь меморандум о намерениях, от которых любая сторона в любой момент может отказаться без каких-либо последствий. Правда, и в РАО, и в РУСАЛе, несмотря на скандальную историю взаимоотношений компаний, заявляют, что сочли документ и схему строительства на паритетных началах перспективными и пока не намерены отказываться от проекта.

Тем не менее по строительству остается огромное количество нерешенных важных деталей, говорит источник в окружении г-на Дерипаски, так что всегда можно переиграть ситуацию в свою пользу. Например, те же инвестиции, денег на которые у РАО по-прежнему нет в необходимом объеме; тарифы -- для того чтобы окупить строительство алюминиевого завода, по грубым оценкам, потребуется около десяти лет, следовательно, нужны гарантии низких тарифов на этот период и т.д.

На пятничном совещании в Кодинске было решено создать специализированную управляющую компанию, принадлежащую на паритетных началах "Гидро-ОГК" (объединяет все крупные российские ГЭС, до сих пор принадлежавшие РАО) и РУСАЛу. Этой компании будет принадлежать более 90% акций БоГЭС (у энергетиков сейчас около 64% акций электростанции, у алюминщиков -- чуть менее 30%) и 100% акций будущего завода. Главное, как говорилось на совещании, оценить, сколько стоит то, что уже построено на Ангаре (ведь это вложение РАО в проект). Член правления РАО, глава "Гидро-ОГК" Вячеслав Синюгин рассказал, что в ценах 1991 года на строительство затрачено 1,4 млрд долл. Однако, признал он, "некоторые полагают, что справедливая цена -- отрицательная" (т.е. не стоит ничего). В самой же "Гидро-ОГК" оценивают построенную часть в 400 млн долларов.

Участвовавший в совещании Олег Дерипаска отвечать на вопросы о деньгах не захотел, заявив, что "дело не в финансах": "Проект невозможен без государственной поддержки, строительства сетей и дорог". В зависимости от решения государством инфраструктурных вопросов завод, по его словам, может быть построен либо в Кодинске, либо в Карабуе, рядом с существующей железнодорожной станцией.

Государство готово помочь ГЭС чем может. "Мы заинтересованы в коммерческом эффекте проекта", -- заверил собравшихся г-н Греф. Правительство, по его словам, готово взять на себя финансирование подготовки зоны затопления и строительства железнодорожной ветки. По словам министра, на это можно будет потратить деньги из создающегося в будущем году инвестиционного фонда. Хотя еще накануне г-н Греф говорил о том, что создание зоны затопления должно быть профинансировано из инвестпрограммы РАО "ЕЭС".

Николай ГОРЕЛОВ, Вера СИТНИНА, Кодинск-Москва

Алмазов палата

АЛРОСА намекнули на "существование дополнительных резервов пополнения бюджета"

Счетная палата обвинила алмазную монополию АЛРОСА, контроль над которой уже не первый год пытаются вернуть федеральные власти, в неуплате налогов в прошлом году и за пять месяцев нынешнего. На прошедшей в минувшую пятницу коллегии СП аудитор Владимир Пансков сообщил, что АЛРОСА занижала цену продажи алмазов, в результате чего недоплатила в госбюджет почти 2 млрд руб. При этом в материалах СП отмечается, что АЛРОСА является высокорентабельным и прибыльным предприятием и "существуют дополнительные резервы пополнения федерального бюджета, реализация которых находится в компетенции соответствующих органов государственной власти". Не исключено, что выводы СП являются предупредительной мерой на тот случай, если республиканские власти попытаются противостоять ослаблению их влияния на компанию. Ведь, как известно, в конце июня на годовом собрании акционеров монополии глава наблюдательного совета АЛРОСА, министр финансов Алексей Кудрин заявил, что правительство России обязательно доведет свою долю до контрольного пакета (сейчас у правительства РФ 37% акций, у Якутии -- 32%, у улусов -- 8%, у физлиц -- 23%).

Как следует из документов СП, 1 млрд руб. казна недополучила из-за умышленного занижения АЛРОСА цен на алмазное сырье. Закон "О драгоценных металлах и драгоценных камнях" предусматривает оценку драгкамней по прейскуранту, аналогичному действующим на мировом рынке. Однако, как утверждается в документах СП, в 2004 году прейскурантные цены на алмазное сырье, утвержденные, кстати, Минфином, были значительно ниже рыночных: исходя из этих цен АЛРОСА должна была выручить за год 1,45 млрд долл., фактическая же выручка составила 1,85 млрд долл. Сложившееся "отставание" и уменьшило налог на добычу полезных ископаемых (налог платится исходя из расчетной цены).

Кроме того, в материалах СП говорится: "Республика (Якутия. -- Ред.) как арендатор собственности (земельных участков, месторождений алмазов и других природных ресурсов, производственных и непроизводственных фондов объединения "Якуталмаз") продолжает изымать долю прибыли в виде арендных платежей и выводить ее из-под федерального налогообложения. В итоге за проверяемый период по этой причине федеральный бюджет недополучил около 600 млн рублей".

Впрочем, в Минфине озабоченности СП не разделяют. Как пояснил РИА "Новости" руководитель пресс-службы министерства Андрей Сайко, утвержденный прейскурант на алмазное сырье распространяется только на закупки Гохраном России, поэтому "действующий порядок цен позволяет экономить бюджетные средства в гораздо большем объеме, чем 1 млрд руб., обозначенный Счетной палатой". СП опиралась на оценки, характеризующие мелкий оптовый рынок, в то время как Минфин исходит из расчетов закупок Гохраном крупнооптовых партий. Тем не менее на поставки Гохрану приходится основной объем продаж алмазного сырья. Г-н Сайко напомнил, что Минфин ежегодно повышает прейскурантные цены вслед за ценами на мировом рынке -- в 2004 году они были повышены на 26%.

Впрочем, Счетная палата не впервые обвиняет АЛРОСА в тех или иных нарушениях. Летом 2001 года (после того как контрольное управление администрации президента пришло к выводу, что федеральный центр должен владеть не менее 51% акций компании) СП выявила недоплату в бюджет в 1999--2000 годах 4,1 млрд руб. Правда, потом выяснилось, что на это время компания по решению УМНС по Якутии была освобождена от уплаты НДС. Затем ведомство Сергея Степашина предложило правительству разграничить федеральные и региональные активы алмазной монополии (поскольку АЛРОСА завышала арендные платежи в региональный бюджет), отобрать у компании функции сортировки и продажи алмазов (указ о создании АЛРОСА требовал, чтобы эти полномочия получило госпредприятие "Алмазный центр") и передать федеральным властям 8% акций улусов и 5% акций, которые тогда находились у госфонда "Гарантия" (из этих требований было исполнено только последнее).

Весной 2003 года СП заинтересовалась тем, куда делись переданные АЛРОСА по договору от 1993 года алмазы "Алмазювелирэкспорта" на сумму более чем 1,2 млрд долл. В компании так и не смогли подтвердить реализацию этих камней. Тогда же недовольство СП вызвал и факт приобретения монополией британской внешнеторговой фирмы Arcos, которая, по данным палаты, не имея документов, оказала алмазной компании "некие маркетинговые услуги на 1,4 млн фунтов стерлингов".

В прошлом году СП предложила внести в уставный капитал АЛРОСА 100% акций госкомпаний -- производственного объединения "Кристалл" (крупнейшее в Европе предприятие по огранке алмазов) и специального конструкторско-технологического бюро "Кристалл". Тем самым доля федерального центра в АЛРОСА увеличилась бы до контрольной. Идею подхватило правительство, и в конце минувшего года была объявлена схема увеличения федеральной доли: провести допэмиссию акций, в качестве оплаты которых в уставный капитал АЛРОСА будут внесены госпакеты шести компаний алмазной отрасли. То, что политические решение на этот счет уже принято, в конце июня и подтвердил г-н Кудрин.

Яна ГОДОВАНАЯ

Грузия отменяет квоты на небо и землю

Грузия собирается в одностороннем порядке отменить квотирование международных автомобильных и воздушных перевозок, а также изменить принцип оплаты услуг своей железной дороги. Об этом было объявлено на заседании российско-грузинской межправительственной комиссии по экономическому сотрудничеству, состоявшемся в минувшую пятницу в Тбилиси. Министр транспорта России Игорь Левитин, председательствующий в комиссии с российской стороны, заявил, что наша страна пока до конца не представляет себе, как реагировать на предлагаемые грузинами шаги, но скорее всего не станет отвечать на них взаимностью.

В ходе заседания грузинские коллеги рассказали о мерах по либерализации международного транспортного сообщения, которые Грузия намерена предпринять. Закавказская республика собирается перевести свое воздушное пространство на "режим открытого неба". Это означает, что иностранные авиакомпании, желающие летать в Грузию, больше не будут ограничены в выборе маршрута и частоты полетов рамками двусторонних межгосударственных соглашений о воздушном сообщении. В автомобильном сообщении запланирована аналогичная по смыслу мера -- отказ от квотирования международных перевозок. На железной дороге грузинское правительство собирается упразднить понятие "грузовой тариф" -- стоимость каждой конкретной транспортной операции будут определять грузоотправители и железнодорожники на договорной основе.

Причем, как стало известно "Времени новостей" из источника в окружении министра экономики Грузии Кахи Бендукидзе, сроки осуществления "воздушной" и "железнодорожной" реформ еще не определены, но "автомобильная" уже утверждена правительственным постановлением, которое вступает в силу в начале августа.

"Они ждут подобного шага и с нашей стороны, но мы пойти на это не готовы", -- сказал Игорь Левитин журналистам после заседания. Он отметил, что введение режима "свободного неба" для грузинских самолетов в России Минтранс намерен обсудить с российскими авиакомпаниями. Такой режим позволил бы грузинским авиаторам расширить географию полетов в России и тем самым немного потеснить российских коллег. По этой причине консультации скорее всего укрепят Минтранс во мнении, что лучше оставить все как есть. Аналогичные соображения определяют позицию российского транспортного ведомства по вопросу квотирования автоперевозок.

Как реагировать на отмену железнодорожного тарифа, министр, по его словам, пока не знает. Главные трудности возникают с теми грузами, которые следуют через территории нескольких государств, особенно если Грузия является в такой перевозке не конечной страной назначения, а лишь транзитной. Сейчас стоимость такой перевозки определяется как сумма тарифов стран, территории которых пересекаются. Если Грузия выпадет из этой системы, то грузоотправителям придется оговаривать каждый проезд через нее отдельно. Проблема может стать чрезвычайно актуальной, если будет восстановлено сообщение по Закавказской железной дороге из России в Армению через Грузию и Абхазию.

Этот проект г-н Левитин тоже обсуждал в Тбилиси, встретил конструктивную заинтересованность с грузинской стороны и заявил, что сообщение может быть возобновлено через год-полтора, после достижения политического соглашения.

Михаил КУКУШКИН

ЦБ ответил по гарантиям

Система гарантирования вкладов, созданная Центробанком в экстренном порядке во время прошлогоднего "кризиса доверия", заработала на полную мощность (ЦБ гарантирует вкладчикам банков-банкротов, не вошедших в систему страхования вкладов, погасить сумму в пределах 100 тыс. руб. за вычетом предварительных выплат конкурсного управляющего и встречных требований банка к вкладчику). В минувшую пятницу совет директоров ЦБ принял решение выплатить 62 млн руб. двум тысячам вкладчиков трех банков-банкротов -- "Кредиттраста", Мосжилстройбанка и Удмуртпромстройбанка. Банками-агентами стали Сбербанк и Газпромбанк. Всего с начала года регулятор уже зарезервировал для расчетов с вкладчиками около 400 млн руб., или 2% своей прибыли за 2004 год.

С учетом последнего решения совета директоров Центробанк будет выплачивать средства клиентам десяти банков-банкротов. Крупнейшими по количеству вкладчиков, которые получат компенсации, являются сыктывкарский Коммерческий банк сбережений (КБС, более 13 тыс. клиентов) и московский "Диалог-Оптим" (около 6 тыс.). Больше всего регулятор и потратит на КБС (около 132 млн руб.) и "Диалог-Оптим" (около 200 млн руб.).

Единственным крупным банком-банкротом, по которому ЦБ еще предстоит принять аналогичное решение, остается Содбизнесбанк (СББ). Лицензия у него была отозвана в мае прошлого года -- примерно на месяц раньше, чем у связанного с ним "Кредиттраста" (оба банка принадлежали московскому бизнесмену Александру Слесареву). Однако СББ долгое время находился в стадии ликвидации и был признан банкротом лишь в конце июня этого года ("Кредиттраст" -- в августе прошлого).

Впрочем, даже с учетом выплат по Содбизнесбанку расходы Банка России на его собственную систему гарантирования окажутся значительно меньше, чем предполагали российские чиновники. Осенью прошлого года глава департамента финансовой политики Минфина Алексей Саватюгин оценил возможные расходы ЦБ на вкладчиков в 25 млрд руб. "по самому пессимистичному прогнозу". Но уже сейчас ясно, что, кроме Содбизнесбанка, банкротов со значительным количеством вкладчиков на рынке нет.

Тем временем ЦБ возобновил прием банков в федеральную систему страхования вкладов, формируемую с осени прошлого года. На прошлой неделе комитет банковского надзора допустил в нее еще два банка -- "Жилфинанс" и Национальный залоговый банк, которым со второй попытки удалось соответствовать требованиям регулятора. Таким образом, всего в системе страхования вкладов участвуют 832 банка, контролирующих более 98% частных депозитов всей банковской системы. Впрочем, в отличие от гарантий ЦБ, страховки по вкладам, судя по всему, будут опробованы только в следующем году. По оценкам экспертов, в число застрахованных банков попали в том числе слабые кредитные организации, однако руководство Агентства по страхованию вкладов, которому предстоит выплачивать компенсации клиентам банков-банкротов, не раз давало понять, что в этом году краха принятых в систему организаций быть не должно.

Георгий ШТОЛЬЦ


Subscribe.Ru
Поддержка подписчиков
Другие рассылки этой тематики
Другие рассылки этого автора
Подписан адрес:
Код этой рассылки: fin.rbc.558
Отписаться
Вспомнить пароль

В избранное