Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Анонс предстоящего выпуска газеты "Время новостей"


Информационный Канал Subscribe.Ru

www.vremya.ru

"Время новостей", 11 октября, вторник

При использовании материалов ссылки на газету "Время новостей" обязательны.

По всем вопросам обращаться в отдел внешних связей газеты по телефону

(095) 231-23-07

ЭКОНОМИКА. БИЗНЕС. ФИНАНСЫ

"Плохо, когда правительству слишком хорошо"

Утвержденные премьером Михаилом Фрадковым и опубликованные в субботу "Дополнительные меры, направленные на ускорение темпов экономического роста"не удостоились внимания на высшем уровне. На вчерашнем совещании Владимира Путина с членами правительства (среди которых был г-н Фрадков, но отсутствовал министр финансов Алексей Кудрин) о документе не было сказано ни слова. Между тем попытка премьера представить нечто вроде программы по стимулированию несырьевых отраслей экономики, включающая спорное снижение НДС с 18 до 13%, вызвала среди экспертов много комментариев. Корреспонденты газеты "Время новостей" решили выяснить у экспертов, зачем Михаилу Фрадкову понадобилась собственная экономическая программа и насколько эта программа выполнима.

Евсей ГУРВИЧ, руководитель Экономической экспертной группы:

-- Нет оснований говорить, что правительству Фрадкова требуется выработать собственную новую экономическую политику. Ведь из того, что было выработано ранее, далеко не все выполнено. Если же рассуждать о причинах появления этого программного документа, который мы видим сейчас, то здесь сыграло роль, что прогнозные планы Минэкономразвития с учетом их предложений по экономической политике не предусматривают удвоение ВВП. Они не решают политических задач, поставленных президентом, с чем не может согласиться премьер Фрадков.

Содержательно, несмотря на многочисленные параллели, нынешняя программа все же отличается от того, что предлагало правительство ранее. Акценты делаются на частно-государственном партнерстве, на активизации госинвестиций в экономику, на повышении роли государства в экономике. Однако такие предложения, как снижение НДС и реформа налогообложения нефтяного сектора, -- идеи давние и неоднозначно оцениваемые. Недаром ведь Минфин и МЭРТ не поддержали в свое время предложение по снижению НДС. В частности, именно из-за того, что увеличатся расходы бюджета, которые необходимо будет искусственно сдерживать, из-за чего повышается риск разбалансированности бюджета. Среди всех мер, предложенных в развитие идеи по ускорению экономического роста, снижение НДС в наименьшей степени из всех налоговых инструментов работает на это ускорение. Ведь НДС -- это налог на потребление и будет оказывать влияние только на конечное звено потребителей. Увеличение спроса же в свою очередь подстегнет инфляцию.

По поводу предположений, что правительство создало свою программу в качестве подпорки для социальных предложений, высказанных недавно президентом, я не верю, что эти социальные задачи настолько новы и настолько радикальны, чтобы для них нужно было ставить новые экономические приоритеты.

Дмитрий БЕЛОУСОВ, ведущий эксперт Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования:

-- Есть две причины для появления такой программы. Во-первых, это реакция на те моменты, которые так или иначе разогреты в обществе и на которые пора реагировать. Например, по поводу налоговой нагрузки на нефтянку. Во-вторых, это этап подготовки окончательной стратегии и разъяснение, что какие-то проблемы нам ясны (и вот их решение), а есть вещи, которых мы не понимаем, и они будут прорабатываться и додумываться. К тому же вскоре нужно приступать к планированию на следующую трехлетку, МЭРТ будет разрабатывать пристрелочный прогноз, Минфин нарисовал налоговую программу действий. И просто нужен голос правительства об общем контуре.

Логично, что в документе мы видим известный набор мер и почти ничего нового: объединено все то, что ранее в разрозненном виде предлагалось премьером. Отчасти в программе проведены параллели с социальными инициативами президента, но только отчасти, так как те же тезисы озвучивались самим Фрадковым, в том числе про удвоение зарплат и пенсий.

То, что экономическая программа появилась так поздно, неудивительно, ведь из полутора лет жизни нашего правительства значительное время заняла административная реформа. В отличие от предыдущих программ, которые мало чем отличались одна от другой, сейчас правительству придется учитывать трехлетнее бюджетное планирование. В этом аспекте программа уже становится реальным документом, включенным в длительный цикл. К тому же в работе правительства появились новые вехи: если раньше это было в основном институциональное строительство и нормотворчество, то сейчас -- ответственность за реализацию глобальных проектов, плюс действия в социальной сфере, плюс существенно усиленная работа с регионами. Фрадков, видимо, хочет создать программу, учитывающую изменившиеся управленческие механизмы. Не случайно возникают темы по поводу дирекции долгосрочных программ, взаимодействия аппарата правительства и администрации президента. В прошлом году вообще создали новый орган -- бюджетную комиссию, так как выяснилось, что разработка в рамках прямой связки Минфин -- правительство не позволяет нормально прорабатывать трехлетку.

Игорь НИКОЛАЕВ, директор департамента стратегического анализа компании ФБК:

-- Исходя из того, что темпы экономического роста надо сохранить, тогда как проявились тенденции к его замедлению, правительству нужно предлагать что-то новое, а с новыми взглядами у нас проблема. Ведь надо менять всю экономическую парадигму. Взять, к примеру, инфляцию. Почему бы не взглянуть нетрадиционно и не посмотреть, а действительно ли госрегулирование тарифов естественных монополий сдерживает инфляцию, а не разгоняет? Ведь за последние 11 лет в результате госрегулирования тарифов расти они не перестали. Но у нас по-прежнему предлагают традиционные подходы, у каждого их которых много сторонников и много противников, а поэтому велика вероятность, что при обсуждениях все эти меры будут в очередной раз отложены.

Использование в качестве ключевых моментов новой программы реформы НДС и НДПИ легко объяснить: это простые для понимания инструменты, с помощью которых можно ускорить решение глобальной и поднадоевшей всем задачи удвоения ВВП. По сути, это снятие ответственности: мы все сделали, что могли, предложив на свой страх и риск даже столь радикальные меры.

Неудивительно, что сегодня на уровне правительства не появляется никаких интересных экономических теорий. Экономическая ситуация сейчас, как ни парадоксально, довольно хорошая, исходя из формальных показателей роста экономики 5--7%. Новая экономическая философия появилась бы тогда, когда возникли бы большие трудности, а никаких стабфондов не было бы. Правительству в условиях самоуспокоенности сложно настроиться на то, что показатели могли бы стать в полтора-два раза лучше. А между тем даже страны СНГ могли бы стать здесь примером, в Азербайджане на следующий год заложен почти 30-процентный рост ВВП. Вот для таких задач потребовался бы новый экономический подход. А не игра со ставками налогов. Плохо, когда правительству слишком хорошо.

Станислав БЕЛКОВСКИЙ, директор Института национальной стратегии:

-- Михаил Фрадков озвучивает не свои собственные идеи, а является рупором некоторых других крупных влиятельных фигур, которые горой стоят за него как за технического исполнителя, а именно Игоря Сечина (замглавы администрации президента. -- Ред.) и Олега Дерипаски. Ни о каком расширении роли правительства речи не идет. Речь идет о том, чтобы сконцентрировать на Фрадкове поддержку крупного бизнеса, оторвав тем самым крупный бизнес от Алексея Кудрина и Германа Грефа, которые являются жесточайшими аппаратными конкурентами как Фрадкова, так и тех людей, которые за ним стоят. Что касается разговоров о том, что Путин в будущем может возглавить правительство, я считаю, что он не собирается этого делать. И не собирается оставаться активным игроком в российской политике после 2008 года, потому что он не заинтересован в пролонгации своей ответственности за происходящее в стране.

Ирина СКЛЯРОВА, Ксения ВЕРЕТЕННИКОВА

Он играет на похоронах и танцах

Определены правила получения патента на ведение малого бизнеса

С первого рабочего дня октября налоговики традиционно начали принимать у малого бизнеса заявления о переходе на упрощенную систему налогообложения (УСН). Но на сей раз выбор системы налогообложения, по которой каждый микро- и малый предприниматель будет отчитываться перед государством в следующем году, похоже, выходит из сферы чисто бухгалтерских тонкостей. Интрига в том, что с 1 января 2006 года у частных предпринимателей, работающих в сфере услуг, появится возможность урегулировать свои отношения с фискалами и государством малой кровью. Чтобы легализоваться, предпринимателю, не использующему наемный труд, достаточно будет просто выкупить патент.

На днях Федеральная налоговая служба обнародовала формы документов, необходимых для применения упрощенной системы налогообложения на основе патента. При правильно составленном заявлении на получение патента налоговики будут обязаны выдать предпринимателю патент в течение десяти дней.

На использование патентной системы есть по большому счету два ограничения: не использовать наемный труд и не превышать предельный размер годового дохода в 20 млн руб. (с нового года до 15 млн руб. увеличен максимальный размер дохода для вступления в ряды "упрощенцев", при достижении 20-миллионного дохода право на "упрощенку" теряется). Если предприниматель отвечает этим требованиям, отказа в выдаче патента по идее быть не должно.

Отказ налоговики, впрочем, будут обязаны выдавать с указанием оснований и обязательно письменный. В форме заявления на получение патента нужно будет указать всего лишь основные регистрационные данные (фамилия, имя, ИНН, номер в едином госреестре индивидуальных предпринимателей), вид своей деятельности и срок применения патента.

Патент можно будет взять не только на год, но также на девять месяцев, полгода и квартал, что актуально для сезонных работ. Причем выкупить патент можно будет "в рассрочку", треть его стоимости заплатив в качестве первоначального взноса в течение 25 дней с начала предпринимательской деятельности, а оставшуюся часть доплатив не позднее чем через 25 дней после окончания периода, на который был получен патент. Годовая стоимость патента -- это 6% от определяемого региональными властями потенциально возможного к получению годового дохода от каждого конкретного вида деятельности.

Купив патент, предприниматель уже по факту использования "упрощенки" освобождается от уплаты подоходного налога, единого социального налога и налога на имущество. Пользоваться патентной системой можно будет предпринимателям, занимающимся 58 видами деятельности в основном в сфере услуг. В частности, это пошив и ремонт одежды и обуви, ремонт металлоизделий, бытовой техники и часов, изготовление и ремонт мебели, ювелирные, парикмахерские, фото-, кино- и видеоуслуги, работа переводчиков, репетиторов, нянь, домработниц, мойка автотранспорта, услуги по перевозке, по музыкальному сопровождению праздников, тренерские и ритуальные услуги.

Налоговики уверяют, что проблем с переходом к патентам быть не должно. По словам официального представителя Федеральной налоговой службы Елены Толгской, ФНС в соответствии с законом утвердила все необходимые документы на получение патентов. "Все желающие получат патенты в положенный десятидневный срок", -- говорит она. К тому же, как полагают в ФНС, особого ажиотажа в инспекциях пока ожидать не стоит.

Хотя у налоговой службы все готово к выдаче патентов, этого мало, чтобы патентная система претворилась в жизнь. Дело в том, что использование патентов введено федеральным законом, но решать, приемлема ли патентная система для каждого конкретного региона, должны региональные законодательные собрания. По словам г-жи Толгской, из регионов пока информация не идет и данные о том, какие субъекты вводят на своей территории патенты, а какие пока воздерживаются, будет собрана в Федеральной налоговой службе не ранее 1 декабря.

Ирина СКЛЯРОВА

Статистическая погрешность

Геннадий Меликьян считает, что темпы роста банковской системы снизятся

Замедление темпов роста банковской системы стало одним из последствий введения в России системы страхования вкладов (ССВ), считает зампред Банка России Геннадий Меликьян. Таким выводом он поделился с журналистами в кулуарах банковского форума в Праге. Впрочем, поясняет он, дело не в том, что отечественные кредитные организации стали хуже развиваться. Просто, принимая банки в ССВ, регулятор заставил их избавляться от фиктивных активов. "Отчетность становится более надежной, ей можно верить. Статистически темпы окажутся ниже, но это свидетельство того, что мы наводили порядок", -- говорит г-н Меликьян.

По прогнозу зампреда ЦБ, увеличение кредитования реального сектора составит 30% в номинальном выражении по итогам 2005 года, при том что в течение последних нескольких лет этот показатель составлял 38--45%. Замедлится и рост капитализации банковской системы.

"Система страхования позволила нам не только защитить частных вкладчиков. Мы попытались навести порядок в банках, заставив их отказаться от многих "серых" схем, направленных, в частности, на увеличение капитала и кредитного портфеля, -- сказал Геннадий Меликьян. -- В результате те показатели, которые сейчас публикуют банки, стали более реальными".

Впрочем, сами банкиры мнение регулятора, похоже, не разделяют. "Я думаю, что в нынешнем году темпы роста будут столь же высокими, как и прежде. Определение же фиктивности кредитного портфеля очень субъективно. Конечно, каждый случай требует отдельного анализа, но стоит помнить, что рост темпа кредитования является главной задачей банков. Важно, чтобы действия ЦБ шли на пользу, а не во вред", -- сказал "Времени новостей" президент Ассоциации российских банков Гарегин Тосунян. "Что касается схем кредитования, то ЦБ "зачищал" в основном мелкие банки, снижение их показателей не может серьезно повлиять на результаты всей системы. К тому же, если посмотреть на отчетность топ-100, то их кредитные портфели только растут", -- считает директор рейтингового агентства НАУФОР Виктор Четвериков.

Действительно, сейчас для российских банков кредитование -- как розничное, так и корпоративное -- является основным источником прибыли. Фиктивные же сделки никакой прибыли не приносят, следовательно, в них не заинтересованы те финансовые институты, которые своей главной целью ставят повышение эффективности бизнеса. Расчет банков понятен -- только с ростом своей доходности они могут быть интересны потенциальным инвесторам. А привлечение в капитал крупного акционера, желательно иностранного -- заветная мечта большинства российских банкиров. Так что финансистов, которые продолжают "рисовать отчетность", осталось мало на рынке не только из-за вмешательства регулятора.

Зато участники рынка рекомендуют Банку России обратить внимание на другие результаты введения ССВ. "ЦБ, безусловно, проделал титаническую работу, однако, по моему мнению, дал добро на работу с населением многим банкам, которые этого не заслуживали. На мой взгляд, в ходе отбора в ССВ было совершено немало ошибок, которые надо преодолеть", -- полагает г-н Тосунян. "ЦБ пропустил в систему страхования слишком много слабых банков, -- соглашается г-н Четвериков. Будет еще немало отзывов лицензий у банков, прошедших в ССВ".

Наталья РОМАНОВА, Прага

Поматросят и бросят

РАО "ЕЭС" не намерено стратегически заниматься развитием ЖКХ

Коммунальный бизнес для РАО "ЕЭС России" больше не является стратегическим. Зампред правления энергохолдинга, председатель совета директоров "Российских коммунальных систем" (РКС) Яков Уринсон вчера на пресс-конференции в Тамбове, отвечая на вопрос о будущем РКС после реструктуризации РАО, заявил: "Мы хотели бы выйти из этого бизнеса так же, как РАО "ЕЭС" вышло из REN TV". Перед этим, по его словам, бизнес РКС должен быть структурирован и проект должен стать прибыльным. Ранее акционеры говорили, что на это потребуется минимум три года. Таким образом, получается, что РАО "ЕЭС" исчезнет как таковое не ранее следующих президентских выборов, а вовсе не в 2006 или 2007 году, как предполагалось ранее.

Впрочем, проект РКС всегда был для РАО в большей степени социальным -- весной 2003 года нагрузка в виде ЖКХ стала своеобразной платой отечественных финансово-промышленных групп за доступ к реформе энергетики. В этом эксперименте решили участвовать РАО "ЕЭС" (25%), Газпромбанк (25%), "Ренова", "Кузбассразрезуголь", "Интеррос", банк "Еврофинанс" и "Евразхолдинг" (все по 10%). Впоследствии, когда реформа энергетики затянулась, и ее перспективы до сих пор довольно туманны, требующие серьезного финансирования коммунальные активы стали обременять инвесторов. В итоге Газпромбанк и "Ренова" продали свои доли "Комплексным энергосистемам" (КЭС, владеют и управляют энергетическими активами Виктора Вексельберга), а кому продал акции РКС "Интеррос" -- неизвестно. Месяц назад президент РКС, он же глава КЭС Михаил Слободин говорил, что ведет переговоры с компанией Владимира Потанина о покупке этого пакета, чтобы использовать его в качестве опциона для поощрения менеджмента РКС.

Впрочем, источник "Времени новостей", близкий к РКС, еще месяц назад высказывал предположение, что "Комплексные энергосистемы" де-факто уже контролируют весь проект и намерены его продолжать под патронатом РАО. Г-н Слободин говорил месяц назад, что РАО и КЭС в ближайшие три года вложат в проект 300 млн долл. "на паритетных началах" (в РАО уточняли, что речь идет об инвестициях пропорционально доле участия).

Вчера же г-н Уринсон заявил: "РАО "ЕЭС" мечтает, чтобы все процессы разделения (энергохолдинга в рамках реформирования. -- Ред.) завершились, и тот бизнес, который мы начали развивать в малой энергетике, акционерам РАО, в том числе государству, принес бы доход", причем доходность не должна быть ниже 20% (т.е. не ниже, чем при продаже REN TV). "Но все это будет возможно, когда будет нормальный порядок в собственности, в менеджменте, в тарифах", -- указал он. Г-н Слободин же в сентябре говорил, что этого удастся добиться как раз через три года.

Иными словами, энергетики рассматривают себя в ЖКХ лишь как антикризисных менеджеров, а не бизнесменов, желающих зарабатывать и развивать активы. Это немного расходится со словами Анатолия Чубайса двухлетней давности: при запуске проекта РКС он говорил о том, что в России для успешного ведения бизнеса в большой энергетике необходимо консолидироваться в том или ином виде с малой энергетикой. И уж тем более новая позиция РАО расходится с линией на присоединение к энергохолдингу "полупрофильных" активов -- таких, как новый алюминиевый завод неподалеку от Богучанской ГЭС (его предполагается построить на паритетных началах с РУСАЛом, равно как на таких же условиях достроить БоГЭС) или "Силовые машины". Все это означает, что реформа электроэнергетики снова затягивается (если вовсе не останавливается). Что вполне логично -- деньги иностранных инвесторов, готовых вкладывать в отрасль, сейчас так не требуются, как в 1999--2000 годах, когда у страны не было огромного потока нефтедолларов.

Николай ГОРЕЛОВ

Автостраховщиков хотят поставить на счетчик

Волгоградские депутаты заботятся о своевременности выплат по ОСАГО

Скоро у российских автовладельцев может появиться инструмент воздействия на страховые компании, которые не торопятся выплачивать возмещение. В Госдуму внесен проект поправок в закон об ОСАГО, который разработали депутаты Волгоградской областной думы. За каждый день просрочки страховых выплат компании, согласно документу, предлагается оштрафовать на сумму, равную 1/150 ставки рефинансирования ЦБ, действующей на момент исполнения обязательства (сейчас 13% годовых. -- Ред.), от общего объема просроченного платежа.

По закону об ОСАГО страховщики должны рассматривать заявление потерпевшего о страховой выплате и приложенные к нему документы в течение 15 дней. Затем страховщик должен либо выплатить возмещение, либо мотивированно отказать в этом. Таким образом, если страховщик задержит выплату клиенту, например, 22,5 тыс. руб. (средняя по рынку сумма страхового покрытия за первое полугодие 2005-го. -- Ред.), скажем, на 15 дней, то должен будет доплатить еще около 300 руб. В пояснительной записке к законопроекту авторы поправки заявляют, что такой размер пени является "разумным компромиссом интересов страховщиков и потерпевших". Они полагают, что меньший размер неустойки не станет для страховых компаний "реальной и соразмерной санкцией" за нарушение срока выплаты, а больший -- "не будет соответствовать текущим инфляционным процессам".

Также волгоградские депутаты отметили, что "нет никаких оснований предполагать существование каких-либо причин, способных повлечь объективную невозможность исполнения всеми страховщиками обязанности провести выплаты в полном объеме и в установленный срок". По их мнению, ОСАГО -- "весьма прибыльный" бизнес для страховщиков, а систематическое нарушение компаниями сроков выплат -- следствие их "недобросовестности".

Страховщики, лидирующие на рынке ОСАГО, скептически относятся к инициативе волгоградских депутатов. "Инструмент наказания страховщиков при несвоевременных выплатах уже есть, и он куда более суров, -- говорит заместитель гендиректора "РЕСО-Гарантии" Игорь Иванов. -- Это Федеральная служба страхового надзора (ФССН), которая может выносить предупреждения, приостанавливать или изымать лицензии. Для страховых компаний это очень серьезная угроза".

Однако волгоградские депутаты указывают, что санкции ФССН в виде приостановки или отзыва лицензии не компенсируют материальные потери клиентов страховых компаний. По данным ФССН, основная часть жалоб клиентов, поступивших в службу в 2005 году, касалась срока урегулирования и размера выплат. Г-н Иванов основной причиной этого называет длительный процесс пересылки документов, обусловленный низкими технологиями, плохой логистикой и большой территорией России. "Простым введением штрафов эту проблему не решить, -- считает руководитель службы по связям с общественностью "Ингосстраха" Владимир Клейменов. -- Нужно детально проанализировать все ее аспекты, для чего привлечь не только депутатский корпус, но и страховщиков и юристов".

Поправкам волгоградских депутатов еще нужно пройти три чтения в Госдуме, Совет Федерации и получить подпись президента. "Скорее всего эти поправки прозвучат, но не будут приняты, -- прогнозирует г-н Иванов. -- Во-первых, для выполнения этих функций есть ФССН, а во-вторых, в стране просто нет такого количества судов и адвокатов".

Гюзель ГУБЕЙДУЛЛИНА


Subscribe.Ru
Поддержка подписчиков
Другие рассылки этой тематики
Другие рассылки этого автора
Подписан адрес:
Код этой рассылки: fin.rbc.558
Архив рассылки
Отписаться
Вспомнить пароль

В избранное