Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Анонс предстоящего выпуска газеты "Время новостей"


Информационный Канал Subscribe.Ru

www.vremya.ru

"Время новостей", 13 октября, четверг

При использовании материалов ссылки на газету "Время новостей" обязательны.

По всем вопросам обращаться в отдел внешних связей газеты по телефону

(095) 231-23-07

ЭКОНОМИКА. БИЗНЕС. ФИНАНСЫ

Бег по кругу

Аппаратная война в правительстве вокруг НДС разгорается с новой силой

Начатый Михаилом Фрадковым второй раунд политической дискуссии вокруг главного налога страны -- налога на добавленную стоимость (НДС) -- вчера продолжили экономический советник президента Андрей Илларионов и глава Министерства экономического развития Герман Греф. Судя по их высказываниям, никаких новых аргументов в защиту собственных позиций они пока не придумали.

Впрочем, ожидать подобного вряд ли стоит. Все козыри были раскрыты еще весной, когда заместитель руководителя аппарата правительства Михаил Копейкин впервые выдвинул идею снизить НДС, формирующий ныне почти треть доходной части бюджета, с нынешних 18 до 13% с 2006 года. Провозглашенная цель -- активизация бизнеса и ускорение темпов экономического роста -- не впечатлила министра финансов Алексея Кудрина и его коллегу по макроэкономическому блоку правительства Германа Грефа, которые успешно торпедировали налоговую инициативу.

Премьер, как оказалось, окончательно тогда вопрос не закрывший, возобновил дискуссию на прошлой неделе. Правда, поначалу показалось, что споры закончены, поскольку подготовка законопроекта о снижении НДС до 13% значилась в поручении главы правительства, которое он отдал в целях реализации "дополнительных мер, направленных на ускорение темпов экономического роста". И для пущей убедительности разместил на официальном сайте правительства. Однако в минувший вторник в Мурманске г-н Фрадков существенно смягчил формулировки: он уже не требовал от Алексея Кудрина подготовить соответствующий законопроект, а фактически пригласил все заинтересованные стороны к продолжению дискуссии. Продолжение не заставило себя ждать.

Андрей Илларионов уверен, что "снижение НДС -- один из элементов лечения "голландской болезни" (при которой в условиях высокого притока в страну валютной выручки от сырьевого экспорта и, как следствие, роста реального курса рубля происходит стагнация обрабатывающих секторов промышленности). Впрочем, в своих рассуждениях советник пошел еще дальше: "Вообще, правильно было бы полностью отменить НДС. Ведь США не имеют этого налога и живут, тяжело, правда, но живут".

Справедливости ради надо отметить, что идею замены НДС на налог с продаж разделяет и глава экспертного управления президента Аркадий Дворкович. Зато абсолютно не разделяют в Минфине. В интервью, опубликованном вчера в газете "Время новостей", заместитель министра финансов Сергей Шаталов сказал, что для компенсации отмены НДС, за счет которого бюджет получает более 1 трлн руб., ставка налога с продаж должна быть примерно 70--80%.

"Такое предложение повлияло бы на цены немедленно. Мне очень хочется посмотреть на того политического деятеля, который выйдет с таким предложением", -- сказал замминистра.

К таковым деятелям явно не относится Герман Греф. Вчера он заявил, что снижение с 2007 года ставки НДС до 13% повлечет за собой большие риски. "На мой взгляд, на сегодняшний день ключевой проблемой в сфере НДС является администрирование и возврат экспортного НДС", -- считает министр. Согласно расчетам Минфина, в случае упрощения возврата НДС (на чем, кстати, настаивает и г-н Фрадков в "дополнительных мерах...") бюджет недосчитается около 200 млрд руб. Если же прибавить еще и выпадающие доходы от снижения НДС, то казна лишится примерно 500 млрд руб. "Это, конечно, очень большие риски", -- уверен Герман Греф.

Впрочем, г-н Греф не отказался вновь сделать расчеты. Они будут готовы через две недели: именно такой срок Михаил Фрадков отвел на подготовку обоснования "по дальнейшему уменьшению налоговой нагрузки на экономику за счет снижения с 2007 года ставки НДС с 18 до 13%". Правда, у Минфина и МЭРТ получится, судя по всему, не обоснование снижения налога, а, как и в прошлый раз, обоснование невозможности столь радикального шага.

Михаил ВОРОБЬЕВ

Ноль процентов

Государство не знает, как амнистировать капиталы

К 1 ноября должен быть разработан один из самых неоднозначных и даже скандальных законопроектов последнего времени -- об амнистии капиталов. Документ еще не подготовлен. Более того, хотя сроки его представления в правительство уже были сорваны (ранее предполагалось, что проект будет готов к 1 октября), Министерство финансов пока не готово сказать, когда завершит работу над документом. По словам представителя Минфина, должны быть приняты политические решения, уточняющие концепцию документа.

Обсудить проблемы возможной реализации идеи амнистии капиталов на заседании "круглого стола", организованном фондом "Единство во имя России", собрались ученые, политологи, экономисты и депутаты.

"Амнистия капиталов -- это экстраординарная мера, на которую государство может пойти не чаще одного раза в поколение, хорошо подготовившись и убедив граждан в выгодности амнистии как сделки", -- заявил президент фонда "Институт энергетики и финансов" Леонид Григорьев. Гражданам важно убедиться, что после того, как они задекларируют свои капиталы, не последуют расследования, а не было ли у них капиталов в пять раз больше, полагает он. "У этой идеи есть много рисков, и прежде всего имиджевый, -- предостерег ученый. -- Как это было, например, с приватизаций, сама идея которой была, безусловно, позитивной".

Больше всего эмоций вызвала у выступающих ставка налога с амнистируемых капиталов. Ведь 13-процентная ставка (ее предложил президент, выступивший инициатором такого законопроекта) отнюдь не решенный пока вопрос. Фигурируют еще и 0, 3, 7%. Действительно, не очень понятно, чем обусловлено 13% и в чем будет состоять амнистия. Ведь любой гражданин может и сейчас по этой ставке заплатить легальный подоходный налог со всех своих накопленных за многие годы и незадекларированных сбережений. И в налоговой инспекции его не должны спрашивать, откуда такие деньги.

Мировой опыт проведения амнистий капиталов говорит, что ключевым фактором успеха таких мероприятий является пониженная налоговая ставка. К тому же и в нынешней российской ситуации профицитного бюджета фискальная составляющая такой идеи отходит далеко на задний план, считает Леонид Григорьев. Именно поэтому, заявил он, вполне допустима ситуация установления минимальной или даже нулевой ставки для задекларированных доходов.

Правда, при недостаточно проработанной политической "подложки" концепции амнистии может быть создан опасный прецедент государственной поддержки нарушителей налогового законодательства. К тому же нулевым вариантом амнистии можно серьезно обидеть добросовестных налогоплательщиков, которые все эти годы честно платили налоги с доходов. "Говоря об амнистии капиталов, преждевременно рассуждать о прощении, легализации и прочих высоких материях, -- считает председатель комитета Госдумы по собственности Виктор Плескачевский. -- Сейчас в России нет условий для размещения капитала, с капиталом Россия вообще не умеет обращаться, ведь еще 15 лет назад у нас в стране было полторы финансовых услуги, открытие счетов Сбербанком и зачатки страхования имущества".

По мнению г-на Плескачевского, проблема амнистии капиталов еще и в том, что в условиях существования избыточной ликвидности в стране не создан институт "длинных" денег, тем более, доступный для физических лиц.

Страна может найти способы привлечь выведенные капиталы обратно, считает заведующий сектором сравнительной политологии Института востоковедения РАН Алексей Кива. "К примеру, этнические китайцы со всего мира двинули свои капиталы в Китай без всяких амнистий, потому что увидели в этом выгоду, гарантию, надежность", -- пояснил он.

"Вопрос анонимности проведения амнистии -- один из самых острых", -- сказал генеральный директор Института региональных проблем Максим Дианов. Если бы государство могло защитить бизнес от криминала, люди бы не укрывали налоги в таком объеме. А задекларировав все нажитое, человек не получит гарантии, что эти данные не станут достоянием преступников. "Если амнистия проводится только в отношении граждан -- физических лиц, то государство вполне может простить им некоторые вещи, не составляя списка", -- согласился с ним г-н Григорьев.

Надо как минимум ужесточить уголовное законодательство на предмет разглашения органами власти конфиденциальных данных о гражданине, считает заместитель председателя думского комитета по экономической политике Владимир Мединский. Важно еще определить статус "амнистеров" -- ведь амнистировать будут те же самые государственные органы, которых так боятся сегодня граждане, считает заместитель директора "Бюро экономического анализа" Андрей Шаститко.

Амнистию нельзя рассматривать как одолжение, ведь все налоговое законодательство 90-х годов было не только несправедливым, но и технически неисполнимым, полагает глава думского комитета по конституционному законодательству Владимир Плигин. "Правильнее было бы распространить амнистию не только на деньги, но и на недвижимость и на доли наших граждан в иностранных предприятиях. Тогда это могло бы стать масштабной национальной задачей на 2007--2008 годы", -- предложил он.

"Власти будет очень сложно выстроить с обществом диалог по поводу амнистии, -- сказал заместитель председателя комитета по кредитным организациям и финансовым рынкам Госдумы Валерий Зубов. То, что было сделано в 90-е годы, это не предмет разговора "прощать или нет", ведь и залоговые аукционы проводились в те годы с точки зрения закона абсолютно безукоризненно, пояснил депутат.

"Формулируя концепцию амнистии, государству не стоило бы делать акцент на прошлом, а лучше подумать, как объяснить настоящее, например, два зеркальных случая: Ходорковский--Абрамович", -- считает Валерий Зубов.

В любом случае разработка документа, регламентирующего проведение амнистии, похоже, дело не недель и даже не месяцев. "Сейчас идет процесс согласования общих подходов и способов реализации идеи амнистии капиталов", -- пояснил журналистам по окончании дискуссии представитель Минфина Михаил Шиенок. "Подготовлено несколько вариантов законопроекта об амнистии капиталов, различия в них в том числе есть и по величине ставки подоходного налога, по которой будет предложено декларировать капиталы. Решать, какой из них станет окончательным, будут на высоком политическом уровне", -- сказал он.

Ирина СКЛЯРОВА

Подстраховка для директора

Топ-менеджеры защищаются от претензий к их работе

Эксперты ожидают рост объема страхования ответственности директоров в ближайшие годы. Об этом вчера заявили представители международного страхового брокера Willis и российских страховщиков в ходе конференции "D&O, или Пять степеней защиты директора", организованной совместно с ММВБ.

Полис страхования ответственности директоров (D&O -- directors and officers liability insurance) позволяет застраховать руководителей компании, членов совета директоров, членов правления от принятия неверных решений, от нанесения вреда компании, а также обеспечивает возмещение расходов компании или ее руководителей по судебным искам со стороны акционеров, сотрудников или третьих лиц. В США более 90% компаний страхуют ответственность руководителей. Средняя величина претензий по иску, подпадающему под покрытие D&O, составляет более 1 млн долл. Наиболее дорогостоящими являются иски акционеров к директорам предприятий, связанные с обесцениванием ценных бумаг по вине менеджмента. Средняя сумма урегулирования по подобным искам в США превышает 7,5 млн долл. Количество исков, подпадающих под действие полиса D&O, в США ежегодно увеличивается в среднем на 20%.

Как сообщил начальник отдела страхования финансовых рисков "АИГ страховая и перестраховочная компания" Владимир Кремер, в России сейчас ответственность руководителей страхуют в основном компании, осуществляющие IPO, т.к. наличие такого полиса является непременным условием листинга на западных биржах.

В России этот вид страхования пока очень слабо развит. Им занимаются "Ингосстрах", РОСНО, "КапиталЪ Страхование", "Альфа-Страхование", российский филиал AIG и "Страховой капитал" ("дочка" Внешторгбанка. -- Ред.), остальные страховщики только начинают проявлять интерес. "Мы занимаемся D&О, потому что в нашей группе есть компании, которым такой полис просто необходим, -- говорит заместитель руководителя управления страхования крупных проектов "Альфа-Страхования" Ирина Алпатова. -- Кроме того, это очень дорогой вид страхования, который позволяет страховой компании намного увеличить свои сборы".

По данным директора "АФМ Страховые консультанты и брокеры" Андрея Домбровского (ранее он возглавлял управление страхования ответственности и финансовых рисков в "Ингосстрахе". -- Ред.), российскими страховщиками выдано всего 15--20 полисов D&O. Такие полисы имеют ЛУКОЙЛ, ТНК-ВР, "Система", МТС, "Вымпелком", "Вимм-Билль-Данн", "Ростелеком", ГАЗ, "Северсталь", "Норильский никель", "Открытые инвестиции" ("дочка" "Интерроса". -- Ред.), из них только ТНК-ВР и ГАЗ не проводили IPO (впрочем, ТНК-ВР заявляла о намерении сделать это в ближайшие годы). Ответственность менеджеров "Открытых инвестиций" страхует "Страховой капитал", лимит ответственности -- 5 млн долл., сумма премии -- 220 тыс. долл., а ответственность членов правления и совета директоров ЛУКОЙЛа застрахована в "КапиталЪ Страховании" на 30 млн долларов.

По D&O был застрахован и менеджмент ЮКОСа. Но в марте после отказа американского суда продолжать рассмотрение дела о банкротстве ЮКОСа "Ингосстрах" и российское AIG уведомили ЮКОС об отмене полисов страхования ответственности членов совета директоров и других руководителей компании.

Выплаты по российским полисам D&O еще не производились. "Все инструменты взыскания с директоров есть, они прописаны в нашем законодательстве, -- говорит г-н Домбровский. -- Но прецедентов нет, т.к. очень сложно подсчитать ущерб, а методики еще не разработаны". "Был иск по одному из полисов, выписанному "Альфа-Страхованием", -- рассказывает г-жа Алпатова. -- Процесс урегулирования убытков по этому виду страхования не быстрая процедура и длится уже год". "Действительно, разбирательство по выплате по полису D&O может длиться до семи лет", -- добавляет г-н Кремер.

"В нашей нестабильной ситуации, когда законодательство постоянно меняется, никто не может поручиться, что через пять лет сегодняшние действия директора не станут причиной судебных разбирательств", -- предупреждает г-н Домбровский.

Впрочем, несмотря ни на что, перспективы развития D&O в России оптимистичные, считают эксперты. "Количество компаний, которые собираются проводить IPO на Западе, растет (о своем желании провести IPO в 2006 году уже заявили 30 компаний. -- Ред.), и, следовательно, рынок D&О в следующем году будет развиваться очень быстро, -- отмечает заместитель директора центра страхования крупного бизнеса РОСНО Денис Кузавлев. -- Кроме того, есть интерес к такого рода полисам у компаний, которые не собираются проводить IPO".

Гюзель ГУБЕЙДУЛЛИНА

Томский интерес

Область просит дать "дочке" ЮКОСа отсрочку по налогам или скорее ее продать за долги

Власти Томской области хотят заступиться за ЮКОС. Как заявил вчера вице-губернатор Владимир Емешев, администрация области намерена просить у российского правительства предоставить "дочке" опального холдинга -- "Томскнефти" -- рассрочку по выплатам доначисленных ей налогов за 2004 год в размере 8 млрд руб. Если договориться об этом не удастся, в регионе уверены, что добыча компании снизится в следующем году почти вдвое, хотя пока "Томскнефть" "имеет все шансы вернуться на уровень производства 2004 года (19 млн тонн. -- Ред.)".

В то же время г-н Емешев отметил, что "в случае неблагоприятного развития событий областная власть поднимет вопрос о скорейшей смене собственника компании". "На примере "Юганскнефтегаза" мы видим, что подходы к налоговым должникам могут быть разными", -- заявил вице-губернатор, подразумевая тот факт, что на днях "Юганскнефтегазу", которому тоже были начислены дополнительные налоговые претензии, в суде удалось добиться признания недействительной их существенной части -- 5,6 млрд долл. за 1999--2000 год (см. "Время новостей" от 11 октября).

Томские власти уже не первый раз заступаются за ЮКОС. Ведь сокращение нефтедобычи основным теперь нефтедобывающим предприятием этой компании в результате может привести к социально-экономическому коллапсу на севере области, где находится город Стержневой -- "столица" "Томскнефти", говорил в феврале этого года губернатор Виктор Кресс. "Если налоговые нарушения сделаны не за один год, может быть, и налоговые санкции не надо применять единовременно, чтобы не остановить работу компании, у которой сейчас есть трудности с покрытием даже текущих расходов", -- предлагал тогда он.

В минувший понедельник в Томскую область прибыла делегация ЮКОСа во главе с председателем совета директоров компании Виктором Геращенко, который намеревался встретиться с губернатором Виктором Крессом и обсудить проблему сохранения объемов добычи нефти. Г-н Геращенко перед встречей заявил, что "Томскнефти" могут быть предъявлены налоговые претензии за 2004 год. "В ходе визита в Томскую область г-на Геращенко мы договорились, -- сообщил вчера г-н Емешев, -- что власти Томской области будут просить правительство России предоставить "Томскнефти" рассрочку доначисленных платежей до 2008 года. В этом случае объемы добычи нефти будут сохранены на уровне 13,5 млн тонн".

Падающая добыча стала одной из основных проблем ЮКОСа. Счета компании арестованы, и холдинг не может вкладывать средства в развитие производства. В 2004 году две основные оставшиеся добывающие "дочки" ЮКОСа -- "Самаранефтегаз" и "Томскнефть" -- суммарно добыли около 30 млн тонн нефти, однако в компании ожидают, что в 2005 году этот показатель снизится до 20 млн тонн.

По словам г-на Емешева, в 2006 году "Томскнефть" должна будет заплатить 7,5 млрд руб. налогов -- это текущие платежи, а также штрафы и пени за неуплату налогов за 2000--2003 годы. Если к этой сумме прибавится еще 8 млрд руб. за 2004 год, то добыча предприятия снизится до 7,5 млн тонн в год, уверен он. В то же время производственная программа "Томскнефти" на 2006 год предусматривает капитальные вложения в производство на уровне 12 млрд руб. "Переломный момент наступил для нас в третьем квартале 2005 года, -- заявлял ранее г-н Геращенко. -- Нам удалось стабилизировать суточную добычу на уровне 35 тыс. тонн, и есть все основания говорить, что к концу года суточная добыча достигнет 39 тыс. тонн".

Денис РЕБРОВ

Черная логистика

"Роснефть" первой заполнит нефтепровод из Казахстана в Китай

Российские нефтяники откликнулись на предложение Астаны помочь заполнить нефтью строящийся трубопровод из Казахстана в Китай. "Роснефть", которая обязалась поставить в Поднебесную до 2010 года 48,5 млн тонн сырья, подала заявку в "Транснефть" на прокачку 1,2 млн тонн в этом направлении через территорию Казахстана. Впрочем, тот факт, что Россия будет экспортировать сырье в Китай по казахстанской трубе, по мнению экспертов, вовсе не означает, что на проекте строительства ответвления в Дацин от трубопровода из Восточной Сибири на побережье Тихого океана поставлен крест: во-первых, экономика Китая развивается довольно быстро и энергопотребление страны растет, а во-вторых, через Казахстан потечет западносибирская нефть, а восточный нефтепровод рассчитан на восточносибирскую.

Строительство нефтепровода из поселка Атасу Карагандинской области Казахстана до китайского города Алашанькоу началось в сентябре прошлого года и должно быть завершено к концу нынешнего. Предполагается, что поставки нефти китайским покупателям начнутся с мая 2006 года. Протяженность трубопровода -- 988 км, мощность на первом этапе -- 10 млн тонн в год, в дальнейшем ее планируется увеличить до 20 млн. Вторая очередь может быть построена к 2011 году. На момент окончания строительства участок Атасу--Алашанькоу на территории самого Казахстана будет связан лишь с Кумкольской группой месторождений нефти, причем производимого сырья не хватит для того, чтобы полностью заполнить трубу на первых порах. Еще до начала строительства президент Казахстана Нурсултан Назарбаев заявлял, что Россия могла бы использовать этот нефтепровод для увеличения поставок своей нефти в Китай. А министр энергетики и природных ресурсов Казахстана Владимир Школьник заявлял, что на первых порах в Китай потечет исключительно российская нефть, при этом "ответственность за заполнение (трубопровода. -- Ред.) в соответствии с межправительственным соглашением лежит на наших китайских коллегах".

Для транспортировки российской нефти в Китай через Казахстан подходит построенный еще в конце 80-х годов нефтепровод из Омска в Чарджоу (который идет по территории Казахстана и Узбекистана и заканчивается в Туркмении), проходящий через поселок Атасу.

Как заявил вице-президент "Роснефти" Сергей Евлахов, компания подала заявку на транспортировку 1,2 млн тонн в год в Китай. А по словам вице-президента "Транснефти" Сергея Григорьева, его компания в ответ на запрос "Роснефти" представила экономические расчеты, во сколько обойдется расширение мощности нефтепровода Омск--Павлодар на этот объем и подключение к казахско-китайскому нефтепроводу. Сумму он назвать отказался. В "Роснефти" вчера отказались комментировать, устраивают ли компанию предложения "Транснефти". Кроме того, г-н Евлахов добавил, что ЛУКОЙЛ и "Сургутнефтегаз" также интересуются возможностью проставлять нефть в Китай по нефтепроводу. Однако г-н Григорьев утверждает, что эти компании не обращались в "Транснефть" с просьбой, аналогичной просьбе "Роснефти".

ЛУКОЙЛ ранее начинал поставки в Китай по железной дороге, однако потом отказался от этого проекта, называя их экономически невыгодными, в том числе из-за высоких тарифов на перевозку. В то же время недавно компания открыла представительство в Пекине, и ее представители не исключали возможности заполнения китайско-казахской трубы сырьем из Западной Сибири. Вчера в компании заявили, что эта возможность по-прежнему рассматривается, однако от дальнейших комментариев отказались. При этом ЛУКОЙЛ говорил о возможности поставок 1,5 млн тонн по трубе Атасу--Алашанькоу с месторождения Кумколь, лицензией на разработку которого владеет "Тургай Петролеум" -- СП ЛУКОЙЛа и Petrokhazahstan. Владельцы последнего договорились о продаже компании китайской CNPC, однако ЛУКОЙЛ заявляет о своем преимущественном праве на выкуп доли в СП.

Денис РЕБРОВ

Горячая десятка

Главные претенденты на "Криворожсталь" уже допущены к аукциону

Премьер-министр Украины Юрий Ехануров вчера объявил, что на участие в конкурсе по покупке металлургического комбината "Криворожсталь" претендуют десять компаний. Антимонопольный комитет Украины одобрил участие в предстоящем тендере десяти претендентов из 12 обратившихся с запросом по конкурсной документации. Прием заявок на участие в тендере завершится 17 октября, а торги запланированы на 24 октября. Борьба за один из крупнейших в мире металлургических комбинатов обещает быть непростой. И вероятно, выставляемые на торги 93,02% акций компании серьезно вырастут в цене против первоначальных 2 млрд долл. (10 млрд гривен).

Среди претендентов на покупку "Криворожстали" мировые сталелитейные гиганты -- Mittal Steel и Arcelor. Обе компании уже предпринимали попытки получить контроль над "Криворожсталью" в ходе первого, впоследствии аннулированного конкурса в 2004 году. Только Mittal Steel тогда называлась LNM, а Arcelor шла в альянсе с другим партнером -- теперь вместо российской "Северстали" в тандеме с люксембургским гигантом выступит украинский консорциум "Индустриальный союз Донбасса" (ИСД, он тоже участвовал в конкурсе 2004 года). Совместную заявку партнеры собираются подавать через компанию "Индустриальная группа", в которой согласно опциону Arcelor выкупает 60% акций.

Кроме того, из потенциальных участников названы российские компании "Северсталь" и "Евразхолдинг" -- также участники прошлогоднего конкурса, украинский "Приват-Интертрейдинг", немецкая RSJ Erste Beteiligungs и некая польская компания. Интерес к участию в конкурсе проявляла и российская группа "Металлоинвест". Напомним, что первый, скандальный, приватизационный конкурс на 93,02% "Криворожстали" состоялся 14 июня 2004 года. Тогда победителем был объявлен "Инвестиционно-металлургический союз" (ИМС, контролируемый зятем украинского экс-президента Леонида Кучмы Виктором Пинчуком и главой System Capital Management Ринатом Ахметовым), предложивший за пакет около 803 млн долл. при стартовой цене 714 млн долл. И вчера же нынешний министр финансов Украины Виктор Пинзеник объявил, что правительство направит 4 млрд гривен, полученных при первой попытке приватизации "Криворожстали", на выплату компенсаций бывшим собственникам предприятия. В прошлом году изначально было известно, что условия конкурса "сыграны под победителя", ибо претендент должен был производить кокс на Украине в течение трех лет в объеме не менее 1 млн тонн в год. А только ИМС ему и соответствовал. Вместе с тем другие претенденты -- в том числе "Северсталь" и "Евразхолдинг" -- предлагали за выставляемый актив цену, почти вдвое превышавшую итоговую. "Северсталь" тогда еще до торгов заявила, что заплатит за "Криворожсталь" 1,2 млрд долл., а в заявке консорциума американской US Steel и индийской LNM была указана сумма в 1,5 млрд долл. плюс 1,2 млрд на инвестпрограмму.

Возврат "Криворожстали" в госсобственность и ее повторная продажа на справедливых условиях стали для новой украинской власти одним из главных лозунгов. Продажа была объявлена незаконной, и по решению Хозяйственного суда Киева от 22 апреля 2005 года итоги прошедшего в июне 2004 года конкурса были отменены. Суд предписал новым хозяевам вернуть акции фонду госимущества, а государству -- вернуть деньги покупателям.

В августе правительство Украины обнародовало условия повторной приватизации "Криворожстали". Тендер будет проведен в форме открытого аукциона с шагом 1% от начальной цены. В конкурсе могут участвовать национальные и зарубежные инвесторы, имеющие опыт работы в металлургии не менее трех лет и в течение года контролирующие свои активы (не допускаются лишь офшоры и компании, не раскрывающие информацию о своих владельцах). Для участия в торгах необходимо уплатить 1 млрд гривен конкурсной гарантии.

Победитель тендера должен взять на себя обязательства в течение пяти лет с момента покупки "Криворожстали" обеспечивать оборот на уровне не меньше 9,5 млрд гривен. Кроме того, новый владелец будет обязан продавать продукцию "Криворожстали" в первую очередь на рынке Украины, а также выплачивать налоги и сборы в объемах, не меньших, чем средний уровень за 2003--2004 годы.

Актив, выставляемый правительством Украины на торги, безусловно, очень привлекателен. Учитывая итоги недавно прошедшего в Турции приватизационного конкурса по продаже 46,12% акций меткомбината Erdemir за 2,77 млрд долл., следует ожидать жесткой борьбы. Впрочем, несмотря на то что у "Криворожстали" есть преимущество в мощностях перед турецкой компанией (7 млн т стали в год против 5 млн т), да и пакет акций куда как внушительнее, аналитиков смущают политические риски на Украине. Так, по мнению Василия Николаева из ИК "Тройка Диалог", на Украине "много политики, чтобы можно было делать реально высокие ставки". Владимир Катунин из "Атона" предвидит более жесткую борьбу. Предположительную финальную стоимость пакета он оценивает от 2,1 до 2,7 млрд долл. "Не удивлюсь, если цена превысит и 3 млрд долл., -- отмечает г-н Катунин, -- за Erdemir сильно переплатили, а активов на продажу остается очень мало". Фаворитом, по его мнению, будет индийская Mittal Steel. "Но есть еще союз Arcelor и ИДС, -- добавляет он, -- шансов у которого не меньше в связи с предполагаемыми политическими связями владельцев ИДС. Но я не думаю, что "Евраз" или "Северсталь" будут готовы заплатить неразумно высокую цену".

До окончания подачи заявок в конкурсе остается еще пять дней. Поэтому нельзя исключить и появления новых претендентов на "Криворожсталь".

Анна ЛАНДЕР


Subscribe.Ru
Поддержка подписчиков
Другие рассылки этой тематики
Другие рассылки этого автора
Подписан адрес:
Код этой рассылки: fin.rbc.558
Архив рассылки
Отписаться
Вспомнить пароль

В избранное