Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Анонс предстоящего выпуска газеты "Время новостей"


Информационный Канал Subscribe.Ru

www.vremya.ru

"Время новостей", 3 марта, четверг

При использовании материалов ссылки на газету "Время новостей" обязательны.

По всем вопросам обращаться в отдел внешних связей газеты по телефону

(095) 231-23-07

ЭКОНОМИКА. БИЗНЕС. ФИНАНСЫ

Четвертый не лишний

Александра Жукова "привлекли" к аппаратной битве в правительстве

Некогда рутинный процесс формирования бюджетной комиссии правительства преподнес новый сюрприз. Мало того, что впервые за многие годы вместо министра финансов комиссию возглавил лично премьер-министр Михаил Фрадков, так он еще и в замы себе выбрал не Алексея Кудрина, что было бы логично, а вице-премьера Александра Жукова.

Об этом члены комиссии узнали вчера на первом организационном заседании комиссии. Получается, что глава министерства, напрямую отвечающего за подготовку и исполнение бюджета, отодвинут в прямом смысле на третьи роли (Алексей Кудрин и глава Минэкономразвития Герман Греф стали всего лишь руководителями рабочих групп по отдельным направлениям).

Сам г-н Кудрин, видимо, уже переживший "аппаратную трагедию", считает, что предложение Михаила Фрадкова лично возглавить комиссию "скорее хорошо, так как принятые при его участии решения имеют вероятность быстрейшего утверждения". В то же время, по мнению министра, может увеличиться время подготовки документов, "поскольку премьеру придется вникать во все тонкости работы".

Впервые о возможных новациях при формировании бюджетной комиссии стало известно на заседании правительства 17 февраля, когда г-н Фрадков поставил вопрос о расширении функций комиссии (видимо, в связи с принятым ранее решением готовить бюджет не только на 2006 год, но и на два последующих). При этом премьер публично выразил сомнение в целесообразности того, чтобы бюджетной комиссией руководил министр финансов. За прошедшие с тех пор две недели премьерские сомнения трансформировались в окончательное решение.

Эксперты, а также многие правительственные чиновники видят за этой аппаратной интригой продолжение конфликта Михаила Фрадкова с Алексеем Кудриным и Германом Грефом по вопросам экономической стратегии, в частности, по налоговой реформе. Руководители Минфина и МЭРТ всеми возможными способами пытаются воспрепятствовать реализации идеи снижения НДС до 13% с покрытием выпадающих доходов из стабилизационного фонда, которую все активнее продвигает премьер с подачи заместителя руководителя аппарата правительства Михаила Копейкина.

Как считает один из правительственных источников "Времени новостей", "внезапным и не очень логичным" назначением Александра Жукова премьер пытается, похоже, втянуть в конфликт и вице-премьера. Причем не просто втянуть, а "поссорить Жукова с Кудриным и Грефом". По его словам, премьер, судя по всему, намерен "заслониться" Александром Жуковым при обсуждении тех или иных конфликтных проблем -- например, той же налоговой: исходя из какой ставки НДС считать доходы будущего бюджета. Впрочем, уверен чиновник, рассорить вице-премьера с двумя министрами практически нереально, поскольку их позиции по ключевым экономическим вопросам (в частности, по расходованию средств Стабфонда и продолжению налоговой реформы) во многом совпадают.

"Жуков, который благодаря многолетней работе на посту главы бюджетного комитета Госдумы хорошо знает о бюджетных проблемах, не может не предвидеть опасность резкого снижения НДС. Его позиция близка к точке зрения Минфина, МЭРТ, а также Международного валютного фонда, суть которой заключается в возможности снижения НДС на данном этапе до 15-16%, но никак не больше", - говорит другой источник "Времени новостей". Он же отмечает, что Михаил Копейкин, непосредственно курирующий в правительственном аппарате экономическую и финансовую политику, в состав бюджетной комиссии не вошел. Ее секретарем стал руководитель департамента экономики и финансов Антон Дроздов.

Впрочем, еще один источник "Времени новостей" в Белом доме не видит никакого негативного подтекста в том, что именно Александр Жуков стал заместителем руководителя комиссии, а Кудрин и Греф лишь возглавили рабочие группы. Позиция премьера, по словам этого чиновника, заключается в том, что "в нормальной схеме Минфин и МЭРТ должны являться в какой-то степени конкурирующими ведомствами, предлагающими зачастую противоречивые решения значимых для экономики задач". Поэтому, по убеждению источника, положение руководителей этих ведомств в бюджетной комиссии должно быть равноправным. В противном случае больший аппаратный вес одного из министров, например, Алексея Кудрина, мог бы излишне давить на другого.

Михаил Воробьев

Цена ответа

Минфин сделал шажок навстречу малому бизнесу

Налоговые послабления малому бизнесу в 2006 году обойдутся консолидированному бюджету в 10 млрд. руб. Таковы оценки Федеральной налоговой службы и Минфина. Именно поэтому глава финансового ведомства Алексей Кудрин сегодня на заседании кабинета при рассмотрении поправок в Налоговый Кодекс в части, касающейся малого бизнеса, не станет предлагать ничего радикального. Хотя бизнес настаивал на более серьезном ослаблении налогового бремени.

По версии Минфина, объем годового дохода для перехода на упрощенную систему налогообложения предлагается увеличить с 11 до 15 млн. руб. Также будет повышена верхняя планка возврата из упрощенной системы в общий режим, - с 15 до 20 млн. руб. Свою "щедрость" глава Минфина объясняет не только альтруистическим желанием оказать поддержку малому бизнесу, но и растущей инфляцией. Она автоматически вынуждает финансовые власти поднять уровень доходов для перехода на упрощенную систему налогообложения.

Понятно, бизнес не согласен с г-ном Кудриным. Торгово-промышленная палата предложила повысить объем доходов для "упрощенки" с 15 до 40 млн. руб. Представители малого и среднего бизнеса в лице "ОПОРы" хотят, чтобы уровень возврата в обычный налоговый режим составлял 50 - 60 млн. руб. А председатель совета директоров "СибмашХолдинга" Юрий Коропачинский пошел еще дальше, определив "ставку возврата" в 600 млн. руб., а среднюю численность на предприятиях малого бизнеса в 1000 человек (вместо нынешних 100).

Министр финансов сегодня будет уберждать своих коллег, что "данные предложения не могут быть поддержаны, так как даже предполагаемое в законопроекте увеличение объема, приведет к потерям налогов в сумме 10 млрд. руб.". Но все-таки, судя по всему, г-ну Кудрину придется всерьез защищать свою позицию, потому что на дискуссию настроен и сам премьер-министр. Очевидно, не обойдется без яркого выступления главы ТПП Евгения Примакова. Говорят, он не собирается легко сдаваться, и будет отстаивать свою позицию повышения объема доходов до 40 млн. руб.

Другие налоговые изменения, о которых будет говорить г-н Кудрин, касаются устранения двойного налогообложения и внесения поправок в главу "О едином налоге на вмененный доход на отдельные виды деятельности". Здесь, среди прочего, министр финансов предлагает ввести такие понятия, как "развозная" и "разносная" торговля. К "разносной" он предлагает относить "розничную торговлю, осуществляемую путем непосредственного контакта продавца с покупателем на дому, в учреждениях, организациях, на транспорте или на улице".

Помимо забот о малом бизнесе, правительство сегодня намерено позаботиться и о "Газпроме". Наконец оно рассмотрит многострадальные финансовый план и программу капитальных вложений крупнейшей российской компании. До вчерашнего дня, хотя и с некоторыми замечаниями, Минпромэнерго поддерживало планы "Газпрома". Однако когда чиновники из этого ведомства услышали заявление главы монополии Алексей Миллера о его видах на "Роснефть"-- они растерялись. В очередной раз стало понятно, что "Газпром" не обращает на правительство никакого внимания и согласовывает свои планы в другом месте. Один из высокопоставленных чиновников Минпромэнерго заявил, как бы в оправдание, что "Роснефть" к инвестиционной программе и финансовым планам "Газпрома" отношения не имеет". Что же касается возможной сделки, то "она вполне может быть уже в этом году".

Министр экономического развития Герман Греф до вчерашнего заявления г-на Миллера имел некий набор претензий к "Газпрому". В Белом доме говорят, что МЭРТ буквально засыпал их различными вариантами своих замечаний по поводу планов монополиста. Злые языки уверяют, что вчера поступил последний. Однако в аппарате правительства никто не может поручиться, что сегодня прямо на заседании кабинета министров г-н Греф вновь не изменит своего мнения.

Вера Кузнецова

"Корзина" ОПЕК потяжелеет

Картель может изменить формулу расчета цены своей нефти

На своей следующей сессии, которая пройдет через две недели в иранском Исфахане, Организация стран-экспортеров нефти (ОПЕК) может изменить состав "корзины" ОПЕК. Для этого, как заявил и.о. генерального секретаря картеля Аднан Шихаб-Эльдин, вместо семи сортов сырья, добываемого членами картеля, в нее будет включено одиннадцать. В результате цена "корзины" снизится, и, как отмечают некоторые эксперты, картелю будет проще отбиваться от нападок потребителей, упрекающих организацию в непрерывном росте цен на сырье.

В нынешнюю "корзину" ОПЕК входит сорт нефти Saharan Blend из Алжира, Minas из Индонезии, Bonny Light из Нигерии, Saudi Arab Light из Саудовской Аравии, Dubai из ОАЭ и Tia Juana из Венесуэлы. Также учтен сорт Isthmus из Мексики, которая не является членом картеля. Средняя стоимость перечисленных сортов составляет цену "корзины" ОПЕК. До недавнего времени, установленный самим картелем коридор цен на "корзину" считался оптимальным для производителей и потребителей, если находился в диапазоне от 22 до 28 долл.

Однако уже более года стоимость барреля существенно превышает максимальную планку "коридора". В настоящее время цена нефти на бирже Нью-Йорка находится на уровне 52 долл. за баррель. Правда нефть ОПЕК стоит несколько дешевле - около 42 долл. за баррель. При этом на своем прошлом саммите картель вовсе отказался от установленного ценового коридора, признав его не отражающим "объективную реальность". Теперь члены ОПЕК должны установить другие рамки, которые считались бы приемлемыми. Стоит отметить, что коридор - это не просто формальный диапазон "приемлемых" цен. Теоретически, когда стоимость сырья выходит за установленные границы и находится там в течении 20 рабочих дней, картель должен автоматически либо увеличить, либо снизить добычу на 500 млн. баррелей в сутки по отношению к действующей квоте, чтобы вернуть котировки в указанные рамки. Правда на последней сессии ОПЕК принял решение корректировать объем производства только в том случае, если коридор не соблюдается в течении 55 торговых дней. При этом новые рамки пока не определены - члены организации никак не могут прийти к общему мнению о его границах. Неоднократно высказывались различные предложения установить их на уровне 30-40 долл. за баррель, 32-35 долл. за баррель или 38-42 долл. за баррель.

При этом, как заявил г-н Шихаб-Элдин, на ближайшем саммите члены ОПЕК могут согласиться на введение новой "корзины" ОПЕК, с большей долей тяжелых сортов нефти Они дешевле легких, то есть малосернистых. Таким образом, полагают эксперты, ОПЕК снизит стоимость "корзины", и в условиях нынешней более чем благоприятной для него конъюнктуры картелю будет проще удержать ее цену в официальных рамках. При этом, у организации появится еще один аргумент в споре с потребителями.

Правда представитель ОПЕК отметил в интервью Reuters, что "если новая корзина будет принята, по ценам она не будет сильно отличаться от старой - может быть, ( будет дешевле - Ред.) на 1 долл. или 2 долл.".

Правда, по данным агентства Argus, некоторые члены ОПЕК считают что даже после предлагаемого изменения состава "корзины" она все равно не будет отражать общую ценовую картину, характерную для сортов нефти, добываемых членами картеля. Ведь страны ОПЕК производят главным образом, высокосернистые сорта сырья, не вошедшие в состав новой "корзины". Собеседники Argus полагают, что на ближайшей конференции не будет принято окончательного решения относительно изменения "корзины", также как не будет установлен и новый коридор цен, поскольку члены ОПЕК пока не пришли к единому мнению.

Денис РЕБРОВ

Питерская стратегия

ЛУКОЙЛ подтвердил план завоевания бензинового рынка северной столицы

ЛУКОЙЛ вчера впервые объявил о намерении принять участие в серии аукционов в Петербурге, на которых будет продаваться право аренды на 60 земельных участков под АЗС. Первые торги, которые состоятся уже завтра, обрастают все новыми и новыми скандальными подробностями. Несмотря на то что питерские нефтетрейдеры активно обвиняли городские власти в том, что условия аукциона придуманы "под ЛУКОЙЛ", сам концерн до вчерашнего дня не признавался в своих намерениях заполучить эти участки земли и говорил, что "изучает вопрос". Сейчас ФАС, к которой обратился Нефтяной клуб Петербурга, решает, соответствуют ли нормам закона о конкуренции условия продажи, и обещает изложить свою позицию в течение ближайших дней.

А вот президент ЛУКОЙЛа Вагит Алекперов, очевидно, в законности торгов не сомневается. "Разумеется, мы будем участвовать. Петербург и Ленобласть -- это регион стратегического развития нашей компании", -- сказал он вчера в Петербурге. Сейчас ЛУКОЙЛ эксплуатирует 42 АЗС в Петербурге, а сделка о приобретении 37 заправок компании "Балт-Трейд" находится в стадии оформления и должна завершиться через месяц-другой. Если ЛУКОЙЛ купит на торгах лот из 31 участка, то, суммировав все эти розничные активы, он получит почти 50% рынка моторного топлива Петербурга. Город 4 и 9 марта хочет продать 29 участков мелкими партиями, а 10 марта -- оптом 31 земельное "пятно". Нефтяной клуб считает, что купить самый крупный лот может только ЛУКОЙЛ, потому что город продаст 31 участок только той компании, которая гарантирует до 31 декабря 2005 году перечислить в городскую казну не менее 2 млрд руб. налогов, причем 100 млн руб. -- от торговли бензином на АЗС. А гарантию свою арендатор должен подтвердить депозитом на 300 млн руб., который город спишет в свой бюджет, если налогов на нужную сумму не поступит.

Глава питерского Нефтяного клуба Олег Ашихмин вчера рассказал, что во вторник он встретился с руководителем ФАС Игорем Артемьевым и последний пообещал, что антимонопольное ведомство до аукциона 10 марта выскажет свое мнение о законности механизма продажи. Впрочем, сам президент ЛУКОЙЛа ни словом не обмолвился, что опасается срыва аукциона. Как утверждают в Смольном, заехав вчера в Петербург, Вагит Алекперов, компания которого считается стратегическим партнером города, даже не встречался с губернатором Валентиной Матвиенко. Видимо, компания считает вопрос решенным. Зато он довольно много времени провел в кабинете губернатора Ленобласти Валерия Сердюкова, рассказав ему о том, что ЛУКОЙЛ только что ввел в очередь вторую очередь нефтетерминала в Высоцке мощностью 7 млн тонн, и собирается в начале апреля начать вывоз нефти на танкерах грузоподъемностью 60 тысяч тонн. Нынешняя глубина фарватера уже позволяет отправлять суда дедвейтом и 80 тысяч тонн. А в 2006 году, когда будет запущена третья очередь терминала, его суммарная мощность составит 12 млн тонн. Собственное "окно в Европу" весьма необходима компании, которая собирается увеличить свою сырьевую базу. В частности, вчера г-н Алекперов заявил о намерении побороться в альянсе с "Роснефтью" за лицензию на месторождение Требса и Титова в ЯНАО с запасами более 50 млн тонн. "Пока окончательно этот вопрос не решен, но мы надеемся на партнерство (с "Роснефтью" -- Ред.), потому что такие месторождения очень сложно осваивать в одиночку", -- сказал президент ЛУКОЙЛа.

Дмитрий Андреев, Санкт-Петербург

Российский рынок "дорос" до Iberia

Испанские летчики в третий раз открывают Москву

Об открытии регулярного рейса Мадрид -- Москва вчера объявила испанская авиакомпания Iberia. Это ее третья попытка внедриться на российский рынок с момента распада СССР. Две предыдущие оказались коммерчески безуспешными. Сейчас регулярные полеты между столицами двух стран совершает только российский "Аэрофлот". Конкуренция между "Аэрофлотом" и Iberia вчера началась с нехорошего предзнаменования. Самолеты двух компаний едва не столкнулись в аэропорту Барселоны. Ужасная катастрофа была весьма вероятна, но, к счастью, все обошлось.

Как сообщила вчера на пресс-конференции в Москве вице-президент Iberia Сильвия Кайро, с 13 марта испанская компания начинает ежедневные полеты Мадрид -- Москва на самолетах А-319. Московской базой Iberia станет аэропорт Домодедово.

По данным г-жи Кайро, сейчас все авиакомпании, летающие между двумя странами (а это почти исключительно российские перевозчики -- "Аэрофлот" и многочисленные чартерные фирмы), обслуживают за год 250 тыс. пассажиров. Г-жа Кайро сказала, что Iberia рассчитывает одна в перспективе перевозить на этом маршруте 150 тыс. человек в год. Впрочем, отметила она, достигнуть такого объем в 2005 году невозможно, и затруднилась прогнозировать, когда эта цифра станет реальностью.

За последнее десятилетие с небольшим Iberia уже дважды открывала и закрывала свое представительство в Москве. Первый раз офис испанской авиакомпании появился здесь в 1992 году и проработал полтора года. В следующий раз это случилось в 1995 году. Тогда полеты из Москвы продолжались до 1999 года. Историю самой первой попытки закрепиться на российском рынке г-жа Кайро вчера не стала анализировать. А насчет второй сказала, что тогда Москва рассматривалась руководством Iberia не как самоценный пункт назначения, а лишь как промежуточная посадка на маршруте в Японию. "Япония не оправдала наших ожиданий, и заодно с ней пришлось "закрыть" Москву", -- рассказала вице-президент. По ее словам, с тех пор российский рынок развился настолько, что теперь представляет для Iberia самостоятельный интерес. Поэтому можно говорить, что впервые начинаются полеты собственно в Россию, подчеркнула г-жа Кайро.

С целью "раскрутки" маршрута до 15 апреля Iberia будет продавать билет из Москвы в любую точку Испании, т. е. вместе с перелетом на внутреннем рейсе, если потребуется, за 299 долл. "туда и обратно" (без налогов и аэропортовых сборов). Одним из своих главных конкурентных преимуществ испанские авиаторы считают развитую сеть маршрутов в Латинскую Америку. По мнению г-жи Кайро, потенциальный объем пассажиропотока между Россией и латиноамериканскими странами достигает 50 тыс. человек в год. Iberia надеется, что значительная часть этих путешественников захочет воспользоваться ее услугами.

Тарифы "Аэрофлота" на рейсе Москва -- Мадрид начинаются сейчас с 330 долл. (тоже без налогов). Тем не менее руководитель пресс-службы "Аэрофлота" Ирина Данненберг вчера выразила газете "Время новостей" уверенность, что российская компания сможет сохранить на этом направлении тех клиентов, которых она завоевала за годы работы. В начинающейся конкуренции у "Аэрофлота" перед Iberia есть кое-какие стартовые преимущества. В частности, российский перевозчик, в отличие от испанского, имеет прямые рейсы из Москвы не только в Мадрид, но и в Барселону. И именно Барселона является наиболее популярным у российских туристов пунктом назначения в Испании.

Что касается оптимистических прогнозов относительно потенциала маршрутов из России в Латинскую Америку, г-жа Данненберг предпочла их не комментировать. За последние годы в связи с низкой рентабельностью "Аэрофлот" закрыл почти все латиноамериканские рейсы, которые у него были.

Старт прямого коммерческого соревнования Iberia с "Аэрофлотом" вчера был ознаменован неудачной посадкой. То, что происшествие в Барселоне не привело к человеческим жертвам, -- большая удача. Как сообщила вчера пресс-служба "Аэрофлота", садившийся в столице Каталонии Ту-154 приземлился не на посадочную полосу, а на рулежную дорожку, проходящую примерно на расстоянии 250 метров. "Рулежку" в этот момент пересекал самолет Dash-8, принадлежащий Iberia. "При приземлении на рулежную дорожку самолета большей массы катастрофа была бы неминуема", признает "Аэрофлот" в своем заявлении. Причины происшествия вчера еще не были известны.

Михаил КУКУШКИН


http://subscribe.ru/
http://subscribe.ru/feedback/
Подписан адрес:
Код этой рассылки: fin.rbc.558
Отписаться

В избранное