Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Анонс предстоящего выпуска газеты "Время новостей"


Информационный Канал Subscribe.Ru

www.vremya.ru

"Время новостей", 21 апреля, четверг

При использовании материалов ссылки на газету "Время новостей" обязательны.

По всем вопросам обращаться в отдел внешних связей газеты по телефону

(095) 231-23-07

ЭКОНОМИКА. БИЗНЕС. ФИНАНСЫ

Рейтинг для "маленьких"

Аренда съедает до 70% доходов малого бизнеса, еще около 9% идет на взятки

Наиболее высокие риски малого предпринимательства связаны сегодня в России с необоснованными штрафами, нарушениями при проверках контролирующими органами, ростом арендных платежей, незаконными попытками ликвидировать бизнес, а также с действиями монополистов и изменениями в региональном законодательстве. Такие выводы содержатся в исследовании, подготовленном Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ) и общественной организацией "Опора России".

Чиновников в стране боятся больше, чем криминальных структур, а самой главной страшилкой для бизнеса стали налоговые инспекторы. Примечательно, что два года назад боялись в основном милицию, заявил вчера, презентуя исследование, президент ОПОРЫ Сергей Борисов.

На основе опроса 4350 предпринимателей из 80 субъектов федерации был составлен рейтинг регионов, который характеризует предпринимательский климат с точки зрения малого бизнеса. Среди лидеров рейтинга -- Ямало-Ненецкий автономный округ, Башкирия, Ставропольский край, Тульская и Смоленская области. Среди аутсайдеров -- Москва, Красноярский край, Воронежская, Калининградская области. В самом конце списка также Московская область, Санкт-Петербург и Татарстан. "Неожиданным в исследовании стало присутствие в пятерке лидеров Тульской области, -- говорит г-н Борисов. -- Казалось бы, "красный" регион, но власть дала по рукам чиновникам".

Впрочем, правовые условия, в которых сегодня вынужден жить и развиваться малый бизнес, ни в одном из регионов не были названы благополучными. Наиболее пессимистично предприниматели настроены, по словам г-на Борисова, в Республике Алтай, Северной Осетии и Белгородской области. Впрочем, прогресс налицо. "Малый бизнес оценивает ситуацию с неожиданным оптимизмом в отличие от ситуации двух-, трехлетней давности, когда все казалось "серым", -- говорит г-н Борисов.

Среди рисков для бизнеса предприниматели особо выделяют непомерно высокий уровень арендных платежей. У 12% опрошенных аренда съедает до 70% доходов, у 4% -- более 70%. В собственность же офисную или заводскую недвижимость приобрести не получается. Лишь в 7% регионов существует рынок нежилой недвижимости, говорит Сергей Борисов.

Ситуацию с конкуренцией бизнес также оценивает как очень плохую, причем поглощений со стороны монополистов предприниматели боятся меньше, чем недружественных действий со стороны местных администраций, дающих преференции "своим" фирмам.

78% бизнесменов Татарстана, к примеру, наибольшей опасностью для себя считают именно "преференциальное" отношение властей к предпринимательству, говорится в исследовании. Лишь в трех регионах респонденты заявили, что работают в удовлетворительной конкурентной среде.

Половина опрошенных ВЦИОМом респондентов считают, что в их регионе есть отрасли, доступ в которые искусственно затруднен. 60% предпринимателей назвали распространенным явлением взятки, на которые уходит в среднем 8,5% доходов предприятий. Фактически еще один налог.

По словам генерального директора ВЦИОМа Валерия Федорова, один из самых любопытных выводов исследования, безусловно, заключается в том, что регионы, традиционно считающиеся экономически сильными, -- Москва, Красноярск, Петербург -- оказались в самом конце рейтинга благополучных для развития бизнеса территорий. "В Москве очень много малого бизнеса по сравнению с другими регионами, но это не значит, что в Москве ему хорошо", -- сказал он. Отчасти, по его словам, это объяснимо тем, что в крупных городах в бизнес труднее "вписаться". Опрос предпринимателей дает по этому поводу еще одну любопытную цифру: лишь 0,7% из них полностью уверены в том, что возможно отстоять законные интересы своего бизнеса вопреки воле региональных властей.

Ирина СКЛЯРОВА

Минэкономразвития пало перед "Газпромом"

Андрей Шаронов пропустит газ на биржу

Двухлетняя борьба "Газпрома" за право продавать часть газа по свободным ценам близка к завершению. Преодолено последнее препятствие на пути концерна к его заветной мечте -- Минэкономразвития вчера публично одобрило эту идею. "Это нужно, мы поддерживаем", -- цитирует Интерфакс заместителя министра экономического развития и торговли Андрея Шаронова. По его мнению, это даст возможность более точно определить рыночную цену газа. На бирже может продаваться примерно 5 млрд кубометров газа, считает г-н Шаронов. И хотя, по информации "Времени новостей", ведомство Германа Грефа еще не внесло проект соответствующего постановления в правительство, уже очевидно, что осенью около 5 млрд кубометров газа из резервов монополии будет выставлено на свободные торги.

В проекте постановления, которое вскоре поступит в правительство (его текст имеется в распоряжении редакции), "Газпрому" разрешается уже в 2005 году продать на бирже такой объем газа, какой смогут реализовать независимые производители, но не более 5 млрд кубометров. В эксперименте будут участвовать только промышленные потребители, а заключенные на этот год контракты не будут пересматриваться в сторону уменьшения. Контролировать процесс будет Федеральная антимонопольная служба.

Сейчас "Газпром" обязан продавать газ на внутреннем рынке по ценам, установленным Федеральной службой по тарифам. Больше двух лет назад концерн попросил правительство разрешить ему продать часть газа по свободным ценам, мотивируя это необходимостью развивать биржевую торговлю и в целом рыночные отношения в газовом бизнесе. При этом основные лоббистские усилия менеджмента "Газпрома" параллельно были направлены на блокирование попыток кабинета министров обсудить концепцию реформирования отрасли, подготовленную Минэкономразвития. В этих условиях получить одобрение обиженных министерств и правительства на свободную торговлю так называемым лимитным газом (т.е. предназначенным для поставок по госцене) для "Газпрома" было неразрешимой задачей.

К тому же сначала концерн требовал разрешение на 5% от объема добычи (27 млрд кубометров), затем такую же долю от внутренних поставок (около 15 млрд кубометров) и лишь в последней версии проекта постановления скромно попросил 5 млрд кубометров.

Непримиримым противником этой идеи было Минэкономразвития, возражали также тарифная и антимонопольная службы. Впрочем, затем последние изменили свою позицию, но ведомство Германа Грефа оставалось непреклонным, утверждая, что при современной монопольной структуре рынка свободная торговля газпромовским топливом не сможет показать реальную картину спроса и предложения, а значит, и рыночную цену газа.

Однако под давлением монополиста, организовавшего мощную публичную и административную акцию по отмене регулирования газовых цен для промышленности вообще, МЭРТ было вынуждено уступить. Пару недель назад представитель министерства еще говорил, что может дать согласие, если "Газпром" обоснует источники происхождения этих 5 млрд кубометров. В монополии утверждали, что имеют некоторый запас (около 11 млрд кубометров) в подземных хранилищах, оставшийся благодаря теплой зиме.

Алексей ГРИВАЧ

Маржа ЛУКОЙЛа

Независимые АЗС обвинили Вагита Алекперова в демпинге

Баталии по поводу цен на бензин развернулись между независимыми розничными торговцами и ЛУКОЙЛом. Владельцы АЗС, не аффилированные с вертикально-интегрированными холдингами, обвинили нефтяную компанию Вагита Алекперова в демпинге и пожаловались на нее в Федеральную антимонопольную службу (ФАС). Вчера глава Российского топливного союза (РТС) Сергей Борисов заявил, что действия холдинга по сдерживанию цен на собственных заправках "грозят разорением малому бизнесу, работающему в сфере ТЭК". В ЛУКОЙЛе, который еще в декабре обещал президенту Владимиру Путину придержать стремительно растущую стоимость бензина, не намерены отказываться от своей политики и "поддаваться давлению" со стороны независимых торговцев.

"Мы не можем просто так спокойно смотреть, как будут разоряться малые и средние предприятия, -- сказал вчера г-н Борисов. -- Наверно, остановить розничные цены со стороны ЛУКОЙЛа было правильным решением, но тогда надо остановить и оптовые, иначе маржа будет настолько ничтожной, что бизнес малых предприятий станет убыточным". По его мнению, действия компании Вагита Алекперова -- это "политическая бравада" в ответ на требование властей разобраться с растущими ценами на бензин.

В декабре, как известно, Владимир Путин обсудил в г-ном Алекперовым повышение стоимости нефтепродуктов на протяжении всего прошлого года. Эта проблема стала головной болью для правительства, которое так и не нашло способов для борьбы с тенденцией увеличения цен на топливо вслед за мировыми ценами на нефть. Тогда президент ЛУКОЙЛа заявил: "Мы уже начали сезонное снижение оптовых цен. Надеюсь, что параллельно с этим начнут снижаться и цены на розничном рынке". И посетовал: "Мы оптовые цены снижаем, а рынок держит розничные на том же уровне, на котором они были в ноябре. Поэтому нам необходимо делать дальнейшие шаги, чтобы стимулировать уже параллельное снижение цен на розничном рынке. Сейчас наша компания готовится к этому. В ближайшее время мы начнем действия, которые, думаю, подтолкнут к действиям и наших коллег". Президенту Путину идея понравилась. "Надеюсь, что действия вашей компании вызовут ответную реакцию коллег, других крупных операторов, и это скажется в конечном итоге благоприятным образом на рынке и выровняет ситуацию, которую нормальной назвать нельзя. Мы не собираемся переходить к строгому государственному регулированию, подавлению естественного движения цен, но такой явно спекулятивный эффект тоже недопустим", -- заявил он в ответ.

Свои обещания ЛУКОЙЛ, судя по всему, выполнил. В письме РТС в ФАС говорится: "ЛУКОЙЛ директивно заморозил розничные цены на всех своих АЗС на уровне декабря 2005 года. Такие действия фактически дезорганизовали топливные рынки, особенно в регионах доминирования компании". Какие это регионы, в письме не сообщается. По словам вице-президента РТС Григория Сергиенко, к их числу можно отнести, к примеру, Волгоградскую, Пермскую и Нижегородскую области, где ЛУКОЙЛ владеет нефтеперерабатывающими предприятиями.

Владельцы независимых АЗС отмечают, что в декабре 2004-го -- январе 2005-го после падения цен на нефть, введения повышенных таможенных пошлин и благодаря воздействию сезонных факторов стоимость нефтепродуктов действительно уменьшалась. Однако с конца января рост оптовых цен возобновился, говорится в письме, и вслед за ними розничный сектор с начала марта вынужден был повышать цену бензина.

Несправедливость, по мнению представителей РТС, заключается в том, что ЛУКОЙЛ поднимает оптовые цены, но продаваемые на его АЗС продукты при этом не дорожают, и это "дезорганизует топливные рынки". В письме отмечается, что вертикально-интегрированные компании могут "при сохранении приемлемой доходности" устанавливать для собственных АЗС отпускные цены на нефтепродукты значительно ниже средних по рынку, и "логика ценообразования в розничном звене ЛУКОЙЛа воспринималась бы субъектами рынка с пониманием, если бы и ее оптовые цены на нефтепродукты были также ниже среднерыночных". Это, считают в РТС, приводит к "вытеснению с топливного рынка независимых владельцев АЗС" и одновременно "создает в общественном мнении (для ЛУКОЙЛа. -- Ред.) имидж защитника экономических интересов населения в условиях продолжающегося объективного роста цен на нефтепродукты". Сдерживая цены, ЛУКОЙЛ проводит политику недобросовестной конкуренции, уверены представители Топливного союза, которые и просят ФАС разобраться в этом вопросе.

ЛУКОЙЛу заявления РТС пришлись не по душе. "Г-н Борисов призывает нас поднять цены на наших АЗС и тем самым практически вступить в некий ценовой сговор", -- возмущается пресс-секретарь компании Дмитрий Долгов. Кроме того, по мнению представителей холдинга, независимые торговцы просто "прибедняются", поскольку в России маржа в розничном секторе составляет около 30%, в то время как в Европе -- 7--12%. Также г-н Долгов утверждает, что оптовые цены растут для всех покупателей, в том числе и для АЗС самого ЛУКОЙЛа.

Правда, по словам г-на Сергиенко из РТС, маржа АЗС в Москве равна 15--20%, при этом после уплаты всех налогов и покрытия издержек компания получает 5--7% прибыли с каждого проданного литра.

Денис РЕБРОВ, Ирина СКЛЯРОВА


http://subscribe.ru/
http://subscribe.ru/feedback/
Подписан адрес:
Код этой рассылки: fin.rbc.558
Отписаться

В избранное