Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Анонс предстоящего выпуска журнала "Профиль"


Информационный Канал Subscribe.Ru

Журнал Профиль, номер 46, выходит 12 декабря.

Рубрика: Рейтинг.

Заголовок: Лучшие российские предприятия 2005 года

Автор:

ЕЛЕНА ВИГДОРЧИК, к.э.н., руководитель проекта Экспертного института,

ИГОРЬ ЛИПСИЦ, д.э.н., зав. кафедрой Высшей школы экономики

Российский союз промышленников и предпринимателей и Торгово-промышленная палата при поддержке правительства РФ подвели итоги IX Всероссийского конкурса "Лучшие российские предприятия".

Эти итоги должны быть объявлены в понедельник 12 декабря, а церемония награждения победителей состоится в четверг в Екатерининском дворце. Экспертный институт РСПП назвал "Профилю" победителей престижного конкурса. И пояснил разработанную им методику оценки - ЭКСИН-рейтинг.

В конкурсе принимали участие около 5 тыс. производственных предприятий из всех регионов России. Эти предприятия представляли одиннадцать основных отраслей российской промышленности и связи (более 80% промышленного потенциала страны). Победителями и лауреатами стали 93 компании из 42 субъектов.

Применительно к промышленным предприятиям понятие "лучшие" всегда многозначно. При всей привлекательности идеи совокупной оценки компаний для их множественного сравнения на практике приходится ограничиваться лишь финансовой составляющей, постаравшись придать ей максимально комплексную форму...

...При этом анализ показал, что по таким отраслям, как промышленность строительных материалов, легкая, пищевая промышленность, машиностроение, где преобладающую массу составляют относительно небольшие предприятия, в выборку попала значительная часть предприятий, доля которых в отраслевом объеме выпуска составляла лишь доли процента. По данным за 2001-2004 годы был рассчитан ЭКСИН-рейтинг с учетом динамики выручки от реализации за год и за 3-4 года. По более ранним годам посчитать этот показатель в полном объеме не представляется возможным из-за отсутствия данных. Таким образом, при анализе динамики рейтинга нам придется ограничиваться только указанными четырьмя годами. Однако и этот анализ уже дает возможность выявить группу предприятий-лидеров, то есть ту группу, которая, по данным за последние три года, имела высокий ЭКСИН-рейтинг или у которой наблюдался за этот период стабильный и высокий рост этого показателя.

Расчеты показали, что предприятий, имевших в течение всех четырех лет значение рейтинга выше или равное трем (назовем условно эту группу "лучшие"), не так много - всего 184.

Иными словами, предприятия с ЭКСИН-рейтингом большим или равным трем составляют лишь 6,7% от общего количества предприятий, представленных в базе в течение всех рассматриваемых четырех лет. Но если рассматривать каждый год в отдельности, то количество предприятий в группе "лучших" (с рейтингом большим или равным трем) составляет 25-32%. Если сравнивать три последних года - 2002-2004 (года с сопоставимым набором предприятий), - то количество предприятий в группе "лучших" составляет 419 (15,3% предприятий, представленных в базе за три года).

Проведенный анализ позволил сделать следующие выводы.

1. В российской промышленности существует большая группа стабильно и успешно работающих предприятий. Размер этой группы составляет примерно 15-20% от общего количества. Характерной чертой предприятий этой группы является стабильность достижения высоких финансово-экономических показателей в течение нескольких лет.

2. Показатели эффективности хозяйственной деятельности предприятий, вошедших в группу лучших, создают базу для дальнейшего наращивания производства в них. Если сравнить рентабельность собственного капитала с доходностью альтернативных возможностей вложения денежных средств в 2004 году - ставками по частным депозитам, которые в среднем за год составляли меньше 10%, и доходностью ГКО - 7,1%, - то можно констатировать, что даже рентабельность собственного капитала предприятий, посчитанная в среднем по всей выборке, делает вложения в производство более выгодными, не говоря уже о группах "лучших" - по ним доходность собственного капитала превышает альтернативные варианты вложения денег более чем в два раза, причем при низкой вероятности банкротства, как было отмечено выше. Необходимо, правда, отметить, что далеко не во всех отраслях рентабельность собственного капитала, посчитанная для всей выборки, выше приведенных пороговых значений. Так, в легкой промышленности этот показатель составляет всего 1,7%, в химико-фармацевтической - 1,8%, в машиностроении - 7,2%. Для предприятий группы "лучших" в тех же отраслях эти показатели гораздо выше.

3. Рентабельность активов, посчитанная для предприятий группы "лучших", составляющая в среднем 18-18,5%, сопоставима со средними ставками по банковским кредитам предприятиям и организациям, равными в 2004 году примерно 15-18%. Это говорит о том, что предприятия этих групп работают достаточно эффективно и имеют финансовую возможность брать кредит на развитие производства и расплачиваться за него из собственной прибыли.

Рубрика: В фокусе

Заголовок: Массовая распродажа аэропортов.

Автор: Елена Зверева.

Российское правительство планирует продать либо передать регионам большую часть из 400 российских аэропортов. Остальные 23-24 порта - укрупнить или преобразовать в хабы. Соответствующие предложения подготовлены Министерством транспорта и Министерством экономразвития, внесены в Думу, и их обещают принять до Нового года.

Сегодня в России примерно 400 аэропортов. Но один только Франкфуртский аэропорт обслуживает больше пассажиров, чем все российские, вместе взятые. А весь грузооборот наших портов составляет не более половины оборота одного хаба в Дубае. У многих российских авиапредприятий нет денег на восстановление и ремонт принадлежащей им инфраструктуры, хотя большинство отечественных портов строились еще в середине 50-х годов.

"Федеральный бюджет не может и не должен финансировать реконструкцию и поддержание всех аэродромных комплексов в стране", - считает помощник министра экономического развития и торговли Игорь Коньков. Его позицию поддерживает и Министерство транспорта. Согласно подготовленной концепции управления федеральным имуществом аэропортов, в России к 2010 году останется 7-8 крупных узловых аэропортов и 16 региональных федерального значения. Остальные же (в основном мелкие) будут либо проданы, либо переданы местным властям на безвозмездной основе. Соответствующие поправки в законодательство о приватизации уже внесены в Госдуму. Как считают в заинтересованных министерствах, решение скорее всего будет принято уже в осеннюю сессию.

Региональные власти от идеи не в восторге. Они опасаются, что не найдут частные инвестиции для развития аэропортов. Самостоятельно же тянуть этот воз за счет бюджетных средств они не в состоянии. Скорее всего, часть аэропортов будет закрыта или законсервирована.

По данным Федерального агентства воздушного транспорта, почти половина пассажиропотока приходится на четыре российских аэропорта - "Шереметьево", "Домодедово", "Внуково" и "Пулково". Еще 15 аэропортов, расположенных в основном в южных регионах, крупных центрах Сибири и Дальнего Востока, обслуживают более 1/4 всех пассажиров. То есть на 14% аэропортов России ложится нагрузка в 88% пассажиропотока. "Небольшие региональные аэропорты, выполняющие местные рейсы, вряд ли заинтересуют частный капитал. Они должны существовать исключительно за счет госбюджета, поскольку перспектива развития у таких объектов ограниченная и затраты на восстановление вряд ли когда-нибудь отобьются. Инвесторам интересны не более полутора десятков аэропортов из тех, что чиновники прочат в хабы", - пояснил "Профилю" позицию инвесторов один из участников рынка...

...Решив вопрос с мелкими аэропортами, власти взялись за создание международных транзитных пассажирских и грузовых аэропортов. Так называемых хабов, где замыкаются магистральные маршруты - межрегиональные и межконтинентальные. "Почему-то хаб представляется многим огромным аэропортом, где каждую минуту садятся и взлетают самолеты. Это неверно, - говорит Коньков. - Хабом может быть и аэропорт с объемом перевозок порядка 0,5-1 млн. пассажиров в год, среди которых существенную часть - 30% и более - составляют трансферные пассажиры. В США, к примеру, крупным хабом считается аэропорт с пропускной способностью более 7 млн. пассажиров в год". Фактически в советское время роль хабов выполняли большие региональные аэропорты - Хабаровска, Читы, Иркутска, Красноярска, Ташкента. Сейчас в среднем в самых крупных аэропортах - "Шереметьево", "Внуково" и "Домодедово" - число трансферных пассажиров не превышает 2%. Правительство ставит цель увеличить число трансферных пассажиров с нынешних 1-1,5 млн. до 3-4 млн. в год. Как рассказали "Профилю" в Минтрансе, до 2010 года масштабные пилотные проекты будут организовываться в крупных пересадочных аэропортах, обслуживающих международные и внутренние трансферные авиаперевозки. Это "Емельяново" в Красноярске, "Пулково" в Санкт-Петербурге, а также порты в Хабаровске и Якутске. В некоторых из них работы уже начались.

Самый глобальный проект - московский авиаузел. В отличие от остальных задумок, по этой теме в министерствах согласия нет. "Проект предполагает дальнейшее комплексное развитие аэропортов "Домодедово", "Внуково" и "Шереметьево", включающее создание параллельных взлетно-посадочных полос, развитие терминальных комплексов, подведение к терминалам автомобильных, железных дорог или линии метро, то есть обеспечение посадки пассажиров на все виды транспорта", - рассказал "Профилю" замминистра транспорта Александр Мишарин. Собственно, на базе этих трех московских аэропортов Минтранс и предполагает организовать аэропорт-хаб...

... "Несмотря на то, что ожидается новый строительных бум в этой сфере, ни одной заявки для частичного финансирования проекта в Инвестфонд еще не поступило", - говорит Коньков. Инвесторы только присматриваются. Как комментируют идею в российских авиакомпаниях, дело определенно перспективное, только на каких условиях в итоге допустят в проекты частный капитал, пока не ясно. Дело в том, что существует еще одна проблема, которая серьезно мешает развитию отрасли и препятствует привлечению инвестиций - до сих пор четко не определены принципы взаимоотношений государства и частного инвестора. Кроме коммерции в гражданской авиации идет речь и о социальных обязательствах и военной безопасности. Следовательно, как признают и сами чиновники, стандартные решения привлечения инвестиций применимы, но с существенными оговорками.

Выход из этой ситуации чиновники видят только в концессионных договорах между государством и коммерческими компаниями. Причем даже готовы распространить действие соглашения и на прилегающие объекты инфраструктуры, тем самым расширив доходную базу. Кроме того, в ближайшее время заинтересованные министерства собираются подготовить нормативную базу в части землепользования аэродромных, аэропортовых и резервных участков, которая до сих пор отсутствует. А заодно и изменить систему сертификации и лицензирования аэропортовой деятельности коммерческих фирм, чтобы она стала соответствовать действующему законодательству и "фактическому состоянию сложившихся хозяйственных и гражданско-правовых отношений на объекте "аэропорт". И тогда этот "объект" можно будет продать инвесторам. Желательно до 2010 года - именно к этому сроку планируется создать в России эффективную авиационную систему с аэропортами-хабами.

Рубрика: В фокусе

Заголовок: Некоммерческий откат.

Автор: Евгений Верлин.

Общественные организации затаив дыхание ждут, чем закончится обсуждение поправок к закону "Об общественных объединениях". Они хотят знать, сколько придется заплатить за последствия.

Председатель исполкома "Форума переселенческих организаций" Лидия Графова считает себя "государственником". Ибо вот уже пятнадцать лет ее организация занимается тем, что Александр Солженицын назвал "сбережением народа", - а именно содействием возвращению соотечественников в Россию.

Однако, как рассказала Графова обозревателю "Профиля", ее организация на днях была вынуждена объявить о свертывании своей деятельности. "Почему? У нас теперь нет финансирования, нам нечем платить за аренду помещения и вообще за что-либо еще. И это в то время, как мы сейчас - когда объявлена новая иммиграционная политика - нужны государству как никакая другая общественная организация".

Дело в том, что все эти годы "Форум переселенческих организаций", объединяющий свыше сотни региональных структур, финансировался в основном из зарубежных источников. Однако в последние недели помощь с Запада практически прекратилась. "Полный стопор! - сокрушается Графова. - Мы отослали множество заявок на финансирование программ, но пока не получили ни одного ответа".

Как и представители других общественных структур, "кормящихся на деньги Запада", Графова прекрасно понимает логику поведения зарубежных грантодателей. Те взяли паузу, чувствуя, откуда и куда дует ветер. В лучшем случае они будут ждать, в каком окончательном виде будут приняты поправки в закон "Об общественных объединениях". Большинство моих собеседников уверены, что приток грантов от западных доноров вообще прекратится, если в законе останутся положения, позволяющие обвинить любую некоммерческую организацию (НКО) в "политической деятельности" в интересах "иностранных государств, которые используют их для достижения собственных политических целей" (это слова Путина). А это, в свою очередь, приведет к прекращению деятельности очень многих НКО.

Ведь российский бизнес эпохи "после Ходорковского" на цели и задачи, хоть как-то связанные с созданием гражданского общества, денег не дает. Тем более что, как сказал мне председатель Совета по внешней и оборонной политике Сергей Караганов, четкого определения "политической деятельности" в предложенных поправках к закону нет. А раз так, то под таковую можно будет подвести, все что угодно, кроме разве разведения собачек и кошечек.

"В том чудовищном виде, в котором законопроект был представлен, - продолжает Караганов, - он выглядит как результат недомыслия. Или даже как сознательная провокация, направленная на подрыв отношений России с Западом. К тому же он вообще не нужен: с "подрывной деятельностью" можно бороться с помощью тех законов, которые уже есть, - просто работать надо хорошо. Да, финансирование партий и политических движений из-за рубежа недопустимо, но это можно обеспечить путем принятия поправок в закон о партиях. А все остальное от лукавого".

"От лукавого", по мнению собеседников "Профиля", в данном сюжете сконцентрировалось столько надводных и подводных нюансов, что многие расценивают "законодательную инициативу" думцев не просто как очередной политический заказ, но как точно выверенный и болезненный удар по всему гражданскому обществу. Ведь сейчас, говорит содиректор программы поддержки гражданского общества "Диалог" Елена Абросимова, все западные фонды ждут, появится ли в законе четкое юридическое определение того, что же понимается в Кремле под "политической деятельностью". Ждут потому, что президент Путин публично отверг возможность финансирования из иностранных источников любых организаций, чья деятельность может иметь политический характер. "Но ни в одном российском нормативном документе, - отмечает Абросимова, - нет ее определения - и в этом основное противоречие. При желании вся экология, к примеру, может быть приписана к политической сфере. Так что "доноры" ведут себя осторожно, и прежде всего по части финансирования. Даже если бюджет филиала на 2006 год давно утвержден, это не значит, что деньги уже есть в Москве: они ведь переводятся сюда траншами. А пока западники очередные транши придерживают". (Кстати, организация, которую возглавила Елена, открылась лишь месяц назад и финансируется как раз американцами.)..

Рубрика: Акцент.

Заголовок: Рост кровяного давления опережает рост ВВП.

Автор: Елена Короп.

Благосостояние российских граждан растет. Одновременно по уровню смертности и заболеваемости Россия догоняет страны третьего мира. По мнению Всемирного банка, нас убивают вредные привычки, опасные дороги и правительственные реформы. Убывание населения страны перечеркивает надежды на экономический рост.

"Рано умирать..." - такой доклад презентовало на прошлой неделе московское представительство Всемирного банка (ВБ). ВБ проанализировал причины избыточной смертности и плохого состояния здоровья российского населения и оценил социально-экономические последствия этой ситуации.

"Россия переживает демографическое опустошение, беспрецедентное среди индустриально развитых стран", - констатируют исследователи. С 1992 по 2003 год численность населения РФ сократилась со 149 млн. до 143 млн. человек. При сохранении таких тенденций в течение следующих 50 лет население сократится более чем на 30%. Причем падение рождаемости и рост смертности наблюдались еще в СССР, с 1960 года. В последние годы экономика РФ уверенно растет, благосостояние граждан повышается, однако демографические тенденции и здоровье населения по-прежнему вызывают тревогу. Россия - одно из немногих государств в мире, где наблюдается снижение ожидаемой продолжительности жизни. Продолжительность жизни в СССР и США 40 лет назад была одинаковой, а сегодня вероятность того, что 15-летний российский мальчик не доживет до 60 лет, составляет 40%...

...В отличие от африканских стран, где причиной сокращения продолжительности жизни стала эпидемия ВИЧ/СПИДа, в нашей стране люди умирают от неинфекционных заболеваний (НИЗ) и травм - на их долю приходится 70% общей смертности. Коэффициенты смертности от НИЗ и травм в России в два-пять раз больше, чем в странах Евросоюза, а показатели смертности от сердечно-сосудистых заболеваний - одни из самых высоких в мире. Примерно 34-46% наших мужчин и 32-46% наших женщин страдают гипертонией. По оценкам Всемирного банка, если бы России удалось снизить смертность от сердечно-сосудистых заболеваний до уровня Евросоюза, продолжительность жизни увеличилась бы на шесть-семь лет.

У России также один из самых высоких показателей насильственных смертей, и она занимает второе место среди стран Центральной и Восточной Европы по количеству самоубийств. Смертность от дорожно-транспортных происшествий в нашей стране в два раза выше, чем в государствах "Большой восьмерки" (20,6 случая на 100 тыс. человек). Это удивительный факт, учитывая, что в России на душу населения приходится меньше автомобилей, чем в Западной Европе.

По статистике, российские мужчины более подвержены сердечно-сосудистым заболеваниям, чаще попадают в ДТП, на них приходится основная доля насильственных смертей и самоубийств с летальным исходом. Население России и сокращается в основном за счет его мужской части. Число вдов в возрасте от 30 до 44 лет в нашей стране в четыре раза больше, чем в США. Средняя продолжительность жизни российского мужчины на 14 лет меньше, чем женщины. Для сравнения: в странах "Большой восьмерки" разрыв составляет пять-семь лет.

Авторы исследования объясняют столь большую разницу в продолжительности жизни "поведенческими особенностями" российских мужчин...

...Как с ними бороться

Отвечая на этот вопрос, Всемирный банк предлагает правительству разработать комплексную национальную программу, которая бы предусматривала меры борьбы со всеми факторами, угрожающими здоровью и жизни нации, - от плохой экологии до некачественных дорожных покрытий. Потребуется переориентация системы общественного здравоохранения - она, как и 30 лет назад, ориентирована на инфекционные заболевания. Важнейшей составляющей программы должен стать контроль над потреблением спиртных напитков. ВБ предлагает ограничить возможность приобретения спиртного через повышение налогов на производителей, сокращение времени работы торговых точек, ограничение рекламы. Одновременно предполагается информировать население о плюсах здорового образа жизни.

Похожими методами ВБ рекомендует бороться с курением: запретить курение на рабочих местах и рекламу табачной продукции в любом виде. Результатом такой программы будет увеличение периода здоровой жизни россиянина на 10 лет. Снижение смертности от неинфекционных заболеваний и травм до уровней стран ЕС к 2025 году оценивается в 3,6-4,8% российского ВВП 2002 года, а положительное воздействие на "благосостояние" за счет снижения смертности к 2025 году до уровня стран ЕС - в 29% ВВП.

По информации "Профиля", доклад Всемирного банка разослан в министерства и правительство, где был признан нужным и своевременным. Но эксперты сильно сомневаются, что российские власти накануне выборов выберут антиалкогольную или антитабачную кампанию темой для следующего национального проекта.

Рубрика: Рынки.

Заголовок: Мои друзья хоть не в болонии...

Автор: АРТЕМ ГОРБАЧЕВ, АЛЕКСЕЙ ХОДЫРЕВ.

Моду среди олигархов тратить на униформу своих сотрудников по $200 в год ввел Михаил Ходорковский. Теперь, когда экс-глава ЮКОСа сам шьет спецовки на зоне, производители униформы уповают на других заказчиков, вполне по-юкосовски стремящихся прослыть "социально ответственными".

Едва ли можно назвать другой сегмент легкой промышленности, где крутятся такие огромные деньги, как на рынке спецодежды, который был бы при этом столь же непрозрачен. Пока места на рынке униформы, спецобуви и средств индивидуальной защиты - а это $1,1 млрд. в год - хватает практически всем желающим: телогрейки для ОМОНа и накомарники для "Газпрома" здесь мирно уживаются с последними достижениями научной-технической мысли вроде маски сварщика с линзой-хамелеоном, за доли секунды меняющей степень затемнения. При этом политика Ходорковского - по крайней мере в области высоких трат на спецодежду - живет и побеждает. На волне модной нынче идеи социальной ответственности объем рынка с каждым годом растет на 10-15%. Весьма примечательно и то, что главными потребителями остаются вовсе не люди в погонах (а именно такое впечатление может сложиться после просмотра вечернего эфира федеральных телеканалов), а бизнес-структуры, пусть частично и подконтрольные государству.

Собеседники "Профиля", занимающиеся поставками спецодежды, в числе основных потребителей называют, как правило, одни и те же компании - "Газпром", РЖД, "ЛУКОЙЛ", "Сибнефть", "Норильский никель", "РусАл", УГМК, "Северсталь", ТНК-ВР. По данным ассоциации "Восток-Сервис", ТНК-BP и "Сибнефть" тратили на спецодежду по $250-300 в пересчете на одного сотрудника. Для сравнения: униформа одного сотрудника "Мосэнерго" обошлась компании в $100. Хотя в целом по стране на униформу тратят неприлично мало, например, $10-12 на человека в год у нас против $50-70 - за рубежом...

...Впрочем, едва ли не сильнее всего рынок спецодежды подогревается сугубо финансовыми интересами компаний. "Хорошая спецодежда позволяет снизить травматизм, - говорит директор Центра социально-бытовых программ "Норильского никеля" Максим Сырица. - Косвенно это способствует повышению производительности труда". С ним соглашается старший вице-президент ассоциации "Восток-Сервис" Евгений Шувалов, рассказавший "Профилю", что, скажем, более удобное крепление маски позволяет дополнительно высвободить полчаса рабочего времени, которое ранее уходило у сотрудника на надевание приспособления. Понятное дело, в масштабах крупной компании эффект получается весьма внушительным.

Недобросовестные компании с помощью спецодежды нередко играют в кошки-мышки с налоговиками. Обычно схема обхода закона такова: компания искусственно завышает расходы на униформу, используя при этом посредника (так называемая компания-помойка, предоставляющая "нужные" документы). По закону, затраты на спецодежду, спецобувь и средства индивидуальной защиты разрешено включать в статью "Материальные расходы", снижая таким образом налогооблагаемую базу. Правда, не обходится и без оговорок: налоговая "индульгенция" положена только в том случае, если использование какой-либо составляющей спецодежды предусмотрено законом в обязательном порядке. Если же инициатива одеть и обуть исходит исключительно от работодателя, что называется, не корысти ради, то налоговики имеют полное право обложить такую одежду и единым социальным налогом, и налогом на прибыль. Например, к подобным вещам относятся диэлектрические галоши, подшлемники, накомарники и налокотники, выдаваемые сотрудникам дочерних обществ "Газпрома" и не указанные в типовых отраслевых нормах. Еще пример: инициатива ресторанной компании "Содеко Альянс" одеть собственных официанток в колготки, причем бесплатно, то есть даром, едва не сыграла с фирмой злую шутку. Налоговая инспекция сочла сей деликатный предмет женского туалета излишеством, не предусмотренным законодательством, и начислила рестораторам налог. Положены ли официанткам бесплатные колготки или сотрудница организации быстрого питания должна надевать их по своему усмотрению - вопрос пока остается открытым.

Надо отметить, что компании-союзники, позволяющие крупным и не очень компаниям уходить от налогов, зачастую аффилированы с поставщиками спецодежды. При подготовке материала выяснилось, что даже крупные производители предпочитают не называть своих поставщиков спецодежды...

Рубрика: Автомобили.

Заголовок: Вишня! Неспелая вишня!

Автор: Владимир Салмин.

Китайцы только обозначились на российском автомобильном рынке, а дилеры уже спешат

присягнуть им на верность, застолбить эксклюзивные права. Они давно все просчитали: китайские машины будут покупать у нас, как горячие пирожки.

На днях статус первого официального дилера китайских машин марки Chery получила московская компания "Инком-авто", специализирующаяся на продаже недорогих автомобилей отечественного и корейского производства и машин марки Renault. "Мы приняли решение о развитии нового сектора рынка, занимающего промежуточное положение между отечественными и корейскими автомобилями", - заявил "Профилю" гендиректор компании "Инком-авто" Владимир Франке.ээ

эээРынок китайских автомобилей оценивается в 300-450 тыс. машин в год, или почти в $6 млрд. По мнению продавцов, большая их часть пойдет на замену отечественных машин, остальная - на расширение рынка за счет новых покупателей. Страсти по машинам из Поднебесной подогревают слухи об их дешевизне при вполне современном внешнем виде и навороченности. На самом деле никто отдавать их задарма не собирается. Продавцы, первыми "подбежавшие" к китайским компаниям, стараются использовать ажиотаж в своих интересах и устанавливают рыночные цены. Например, у "Инком-авто" автомобиль Chery Sweet, до боли напоминающий Daewoo Matiz, стоит $7990-9990, машина класса С - Amulet (полная копия Seat Toledo) - $10 990-12 417, среднего класса - Oriental Sоn - $21 990-29 490, а компактный внедорожник Tiggo продается за $19 990-22 990. Это сравнимо с ценами на такие же машины других изготовителей или чуть меньше, если учитывать более богатую комплектацию китайских машин и в ряде случаев высокую мощность моторов. В шанхайских автосалонах эти же модели от Chery продаются соответственно за $3500, $5600, $16 000 и $14 500, то есть почти вдвое дешевле. Вряд ли так дорого обходится доставка машин в Россию. Однако даже на самых маленьких Chery в базовой комплектации установлены усилитель руля, кондиционер, электростеклоподъемники, зеркала с электроприводом, магнитола, центральный замок, велюровый салон. Есть даже секвентальная коробка передач (автомат с возможностью ручного переключения). А на машинах классами выше прибавляются проигрыватель CD-дисков, регулируемая по высоте рулевая колонка, системы ABS и EBD, две подушки безопасности, литые диски, обогрев сидений, парктроник и все, что полагается для привлечения самых взыскательных покупателей.

Слабые стороны китайских автомобилей - качество изготовления, надежность, долговечность, безопасность, похожесть на модели известных брендов. Но китайцы хитрые. Устами хорошо говорящего по-русски вице-президента компании Chery Чжао И они произносят фразы, известные еще с 50-х годов прошлого века, когда СССР и Китай были братьями. "Россия - наша учительница, - говорит Чжао И, - вы учили нас делать автомобили, и теперь мы привезли показать, что умеем". При этом успех китайских автомобилей в России Чжао И объясняет "схожестью менталитета" китайцев и русских: "Вы тоже любите похожие на другие известные марки машины, а дороги, бензин и эксплуатация автомобилей в Китае такие же, как и в России. Китайские машины все выдержат, они неприхотливы"...

...Азиатский автопром (японский, корейский, индийский, иранский, малайзийский) вырос на покупке у ведущих компаний мира лицензий. Китайский автопром базируется на иных принципах. Здесь разбирают лучшие иностранные образцы по винтику и на основе полученных знаний создают свои авто - полностью оригинальные китайские машины, говорят представители страны. К слову, так же некогда поступал и советский автопром. Мы тоже "творчески перерабатывали" идеи, а иногда использовали готовые чертежи и разработки и получали свои машины, до боли похожие на известные мировые модели. Просто тогда наш покупатель этого не знал. "Мы только учимся, ученик всегда копирует мастера, и должно пройти много лет, прежде чем он, может быть, создаст что-то свое", - простодушно говорит Чжао И. Но при этом подчеркивает, что именно качеству, надежности, безопасности и дизайну автомобилей придается сегодня особое значение.

У китайцев автомобильная промышленность (и в этом они схожи с другими на континенте) введена в ранг государственной, приоритетной отрасли. Для государства автомобилестроение - бизнес. Высокодоходный, ресурсоемкий, социальный (обеспечение населения машинами), развивающий другие отрасли и дающий много рабочих мест. Владея контрольными пакетами акций в ведущих автокомпаниях, государство поднимает предприятия, отлаживает производство и сбыт, в том числе и за рубеж, а потом отдает их в частные руки. Иногда, как рассказывает Чжао И, доходит до курьезов. Покупать технологии, программы, оборудование за границу посылают высокопоставленного чиновника, который приобретает все, что ему предлагают, без разбору, а потом не знают, что с привезенным делать. Но, с другой стороны, государственный подход позволяет вкладывать в развитие предприятий большие деньги. По словам Владимира Франке, на заводах Chery установлено самое передовое оборудование, позволяющее, в частности, быстро переналаживать станки и получать новую оснастку. "Скорость внедрения колоссальная!" - восклицает Франке. Дизайнер рисует на компьютере очередную модель, отсылает эскиз в цех, через день получают новые штампы, и вскоре во дворе уже стоит образец в натуральном виде. Похоже на шаманство, но дело, по мнению Франке, движется в целом "удачно и в верном направлении". Причем оборудование позволяет собирать машины класса премиум, а это уже серьезно.

Китайский автопром имеет свои моторы, большую часть комплектующих и компонентов. На заводе двигателей компании Chery изготавливают одновременно 8 разных моторов, причем по "Евро-4" (у нас только "Евро-2"), среди них есть мотор с прямым впрыском - круче по конструкции сегодня не бывает, и российским производителям такие еще и не снятся. У основного завода 9 конвейеров, за 8 минут под любую модель перенастраивается любая линия, 80% производства роботизировано, 200 контрольных машин качества стоят на всех промежуточных этапах и не зависят от желаний человека. Качество, по словам Чжао И, стало особым пунктиком у китайцев, как когда-то у корейцев и еще раньше - японцев. В итоге новые китайские модели действительно выглядят вполне зрело, осмысленно и полноценно. В последние два года стали заниматься их доводкой, испытывать в длительных пробегах, бить в краш-тестах. А цены низкие оттого, что люди работают ночью, когда электроэнергия вдвое дешевле, и вкалывают, как рассказывает вице-президент, буквально до обмороков, упадка сил, как могут только китайцы, и за $150 максимум. Недостатка в рабочих не бывает. Владимир Франке подтверждает: машины Chery по надежности сравнимы с корейскими автомобилями хотя бы потому, что применены проверенные технические решения (сотрудничество с английской Lotus и японской Mitsubishi плюс современное австрийское оборудование). Суммарная гарантия завода и продавца на китайские машины - три года или 100 тыс. км пробега. Запчасти до 25% дешевле, чем на аналогичные корейские автомобили, нормочас - $20-25 в зависимости от модели. Кузова обрабатываются понизу электрофорезом, а толщина лакокрасочного покрытия увеличена для России почти вдвое...

Новые модели, показанные "Инком-авто" перед началом продаж, действительно поражают своим явным движением к совершенству и качеству. Они несравнимы с первыми китайскими машинами, которые я видел два года назад. Лучше окраска, отделочные материалы, тщательнее подгонка швов и смежных поверхностей. Даже запах в салоне стал другим. Но что-то останавливает покупать их с ходу, не задумываясь. Как в названии Chery не хватает одной буквы до слова "вишня", так и в китайских машинах пока все-таки чего-то недостает. Дело, видимо, во внутреннем убеждении: вчера слесарь поставил мне кран на стиральную машину, а сегодня кран лопнул и развалился, залив водой всю квартиру. Китайский, сказали мне в фирменном магазине, чего вы хотите? Но прав и Чжао И: покупать китайские машины у нас будут. Рынок далек от насыщения, и велико отторжение порядком надоевших отечественных авто. Китай обошел своего учителя.

Рубрика: Акцент.

Заголовок: Расплата за прямохождение

Автор: Владимир Салмин.

Мануальная терапия стала одним из самых прибыльных бизнесов в российской медицине. Спрос на услуги костоправов растет с каждым годом. Несмотря на то, что число покалеченных неправильным лечением пациентов исчисляется тысячами.

По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), почти 80% населения земного шара страдают клиническими заболеваниями позвоночника, а периодические боли или дискомфорт в спине и пояснице сегодня испытывают практически все. Эти проблемы сейчас так же обычны для молодых, как и для пожилых. Основные причины болезней позвоночника - сидячий образ жизни, а также непродуманные занятия спортом, фитнесом, шейпингом.

По мнению главного врача Центра мануальной терапии Минздравсоцразвития России и главного мануального терапевта Москвы Анатолия Сителя, больной позвоночник - расплата человека за его прямохождение. В вертикальном положении мы потеряли биомеханические преимущества равномерного распределения тяжести тела на позвонки и межпозвонковые диски. Почти у всех людей разная длина ног - врожденная или приобретенная из-за несимметричного развития мускулатуры правой и левой половины тела. В 96% случаев это со временем приводит к изменениям в изгибах позвоночника со всеми вытекающими из этого проблемами, говорит Анатолий Ситель...

...Позвоночник можно лечить хирургически или мануально. Оперативный путь наиболее распространен в Европе и США. Он же признан официальным и в России. Операции хорошо разработаны и массово применяются, но до сих пор считаются очень сложными. Необходимо пройти от 15 до 40 см плоти, вторгнуться в позвоночник, не повредив нервы и мозг, "вычистить" межпозвонковое соединение (если речь идет о межпозвонковой грыже) и скрепить кости шурупами. Специалисты признают: в 70% случаев хирургическое лечение дает неблагоприятный результат. А до 40% прооперированных получают инвалидность по труду на всю жизнь.

Невропатологи районных поликлиник почти всегда рекомендуют своим пациентам операцию, считая, что это решает проблему в зародыше. Но панацеей этот метод не является: болезнь может постепенно распространяться на другие позвонки и после вмешательства. То есть пациент с межпозвонковой грыжей становится постоянным клиентом хирургических отделений. В Дании повторные вмешательства проводятся у каждого четвертого прооперированного по поводу межпозвонковой грыжи. В США такие операции поставлены на поток: могут вычистить хоть все диски и скрепить позвонки шпильками.

В России операции на позвоночнике стоят (естественно, неофициально) от $1 тыс. до $5 тыс. При этом как минимум 1% пациентов умирает прямо под ножом хирурга. Все остальные приходят в себя после операции несколько месяцев, оставаясь почти неподвижными и требуя постороннего ухода.

Вправление выпавшего позвонка руками тоже может привести к параличу или смерти. Но именно мануальная терапия получила в последние годы наибольшее развитие как самая гуманная, щадящая и эффективная. "Бессилие традиционных видов медицины привело к востребованности наших методов", - говорит профессор Людмила Васильева, завкафедрой РГМУ и первый вице-президент Всероссийской ассоциации мануальной медицины (ВАММ). По ее мнению, неврология и ортопедия потерпели фиаско в лечении тяжелых заболеваний позвоночника, но именно на базе этих наук с 80-х годов прошлого века мануальная терапия оформилась в научно обоснованную специальность.

"Мануальные терапевты не вправляют грыжи, а создают условия, при которых проходит процесс выздоровления, основанный на естественном природном пути, - объясняет профессор Ситель, один из главных разработчиков современных мануальных методов лечения позвоночника. - Поэтому лечение грыжи диска, например, нередко длится до пяти лет". Общий принцип мануальной терапии - не вмешиваться в организм и не переделывать то, что можно исправить естественным путем.

В Центре мануальной терапии Минздравсоцразвития России считают, что природа сама предусмотрела процесс старения позвоночника и его износа: на протяжении одного-пяти лет диск заменяется так называемым рубцом, а потом соединительной тканью, одни позвонки садятся друг на друга и срастаются, другие - берут на себя их функцию. Человек, таким образом, выздоравливает. Дело мануального терапевта лишь помочь природе. "Скелет - механическая система, и лечить его надо механическими, то есть мануальными, методами", - убежден Ситель...

...Государственные расценки на мануальные услуги относительно невелики: около 200 рублей за консультацию врача, 500 рублей за сеанс и 1000 рублей за обследования. Обращение в коммерческий центр обойдется как минимум в 1500 рублей. На курс лечения из 10 сеансов (без гарантии успеха) потребуется выложить не менее $500, а в течение последующего года - еще $1,5-2 тыс. Кроме того, около 10-15 тыс. рублей уйдет на всевозможные "обследования и анализы". Некоторые "продвинутые" мануальщики, сочетающие "разные направления медицины" и владеющие "закрытыми методиками", берут за курс лечения $3-5 тыс. Визит частного костоправа на дом обойдется в 1000-1200 рублей, последующее лечение - от 1200 до 2000 рублей за сеанс...

...Мануальной терапией может заниматься только врач, то есть человек с высшим медицинским образованием. При этом курсы (по окончании которых выдается удостоверение, а не диплом) вправе оканчивать только неврологи и ортопеды-травматологи. И, конечно же, мануальная терапия невозможна без полного и всестороннего обследования пациента. Если центр или клиника обещают положительный эффект за два-три сеанса и проводят одно-два обследования, доверять им не стоит. Особенно опасно непрофессиональное лечение грыжи диска в шейном отделе, когда вероятность смерти от неправильного мануального приема очень велика. Число покалеченных в результате мануальной терапии исчисляется уже тысячами.

Присоединившись к "движению" одними из последних, наши мануальные терапевты добились сегодня самых высоких результатов. "В России создана наиболее мощная и солидная школа мануальной терапии, многие принципы которой сейчас активно перенимают многие врачи из цивилизованных стран", - считает генеральный секретарь FIMM профессор Иоханнес Фоссгрин из Дании. Именно поэтому настоящие мануальщики, с дипломами и легальной практикой, так переживают, что наша страна теперь все заметнее отстает от всего остального мира, а вместо государственных программ пациенты получают услуги мошенников.


Subscribe.Ru
Поддержка подписчиков
Другие рассылки этой тематики
Другие рассылки этого автора
Подписан адрес:
Код этой рассылки: fin.rbc.677
Архив рассылки
Отписаться
Вспомнить пароль

В избранное