Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Анонс предстоящего выпуска журнала "Профиль"


Информационный Канал Subscribe.Ru

Журнал Профиль, номер 26, выходит 11 июля .

Рубрика: Главная тема.

Заголовок: "Дача" экзаменов.

Автор: Наталья Ширяева.

Все родители, которые мало-мальски заботятся о своих детях, прилагают титанические усилия для того, чтобы их дети поступили в высшие учебные заведения. И даже если чадо обладает всеми шансами сделать это законно (ну, гений он с рождения!), мамы с папами все равно стараются "подстраховаться"...

...Самые проверенные и надежные каналы - не для людей с улицы. Чтобы ими воспользоваться, в нужном вузе должны быть связи.

Марина Б., преподаватель МГУ: "Существует несколько схем. Первая - платная. Осуществляется обычно через какого-нибудь замдекана по учебной работе. Средняя стоимость, скажем, в университет уровня МГУ напрямую - 25-30 тыс. у.е. за гарантию поступления. При этом абитуриент попадает в специальный "ректорский или деканатский" список. К замдекана "подводят" только по знакомству. Стоимость возрастает по мере удлинения цепочки. Правда, если родители с какими-нибудь возможностями - может быть сделана "скидка", но в обмен на то, что в будущем они точно в чем-нибудь помогут. Вторая схема - тоже платная. "Точечная" оплата принимающим экзамены преподавателям. Это, конечно, гораздо сложнее: надо не ошибиться, подойти именно к нужным, для этого их надо вычислить, а без своего человека это невозможно. Даже если, например, ваш репетитор по вашей просьбе переговорил с преподавателем, который будет принимать экзамены, не факт, что тот согласится. Когда моя знакомая предложила денег репетитору, который преподавал на кафедре, он, с кем-то поговорив, сказал дословно: "Я поговорил с Х, он сказал, что сначала будет вести "своих", а там, если получится, - и вашу дочь". Третья схема - бесплатная. Но она работает только для детей преподавателей и прочих нужных знакомых. Они тоже попадают в "нужные" списки, но бесплатно. Помню, одна мама беседовала с замдекана, он ей сказал: "Вы понимаете, у меня в этом году только 19 детей преподавателей поступают"...

...Ясно, что к счастливчикам (еще их называют "заряженные"), попавшим в такие списки, относятся не как к простым смертным. Для этого существует масса методик. Из банальных: исправление ошибок в письменных работах "нужных" абитуриентов...

Ирина Т., преподаватель ГУУ: "При составлении вступительных задач в каждый вариант обязательно включают такие, чтобы их мог решить либо победитель международной олимпиады, либо ученик, знающий методику их решения. Методикам решения не учат ни в школе, ни на курсах, ни репетиторы. За день перед экзаменом для избранных абитуриентов проводят "натаскивание" на эту методику - за очень большие деньги. Практически все из "избранных" получают проходные оценки. Остальные - оценки похуже. Не обязательно двойки. В результате - все чисто. Если не сдал - есть повод винить только себя"...

...Впрочем, для людей с улицы тоже не все потеряно. К их услугам - репетиторы и "жучки".

В газетах и Интернете объявления о репетиторстве публикуют сами преподаватели. Часто клиентуру ищут просто по цепочкам знакомых. Вернее, это клиентура ищет репетиторов. Вместе с указанием собственно предмета "натаскивания" обычно обещают помочь при поступлении в вузы и порекомендовать нужных преподавателей...

...Собственно, от занятий с репетиторами вреда никакого нет, даже есть польза: абитуриенту профессиональный преподаватель знания точно даст. Лучше, конечно, к ним обращаться заранее, за год-два, когда и время есть, и цены пониже, $20-50 за индивидуальное занятие. Максимальную таксу берут те репетиторы, которые действительно из года в год входят в состав приемных комиссий и телефоны которых вряд ли можно найти в газетах (они передаются от уже поступивших "по наследству"). С приходом горячей поры цены взлетают в два-три раза, но в стоимость занятия репетитор заранее закладывает сумму на свои услуги по продвижению абитуриента.

Правда, руководители вузов всячески подчеркивают, что с "репетиторами" в приемных комиссиях они добросовестно борются...

...Все более популярным становится способ поступления благодаря "двойникам". Абитуриенту находят "двойника", обычно студента вуза старших курсов, который за него сдает экзамены. Стоимость одного экзамена - от $400 до $1,5 тыс. Наибольшей популярностью пользуются гуманитарии в технических вузах: у будущих программистов и математиков частенько хромают русский язык и литература. За диктант студент получает $150, за сочинение в обычный вуз - $200-250, в МГИМО - $400. За экзамен по английскому в Академию Плеханова дают $500. В два раза больше достается посредникам - руководителям "фирмы" и "бригадирам", подбирающим "двойников". Полное поступление по такой форме в МГУ, говорят, стоит от $5 тыс., в МГИМО - $10 тыс. За один сезон "двойник" зарабатывает около $3-4 тыс...

...Этичность проблемы взятки отставим. Многие родители пойдут на это, лишь бы любимое дитя выбилось в люди. Но мнение одного чадолюбивого отца хочется привести без комментариев. Если кому угодно, он может с этим мнением даже согласиться...

Рубрика: В фокусе.

Заголовок: Диагноз.

Автор: ПАВЕЛ ТРУНИН, эксперт Института экономики переходного периода

В этом году цены растут быстрее, чем в прошлом. Похоже, ускорение происходит не потому, что в экономику впрыскивается много денежных знаков.

Сначала года и по март включительно значение индекса потребительских цен (ИПЦ), отражающего изменение цен на корзину из определенного набора товаров и услуг в среднем по России, составило 7,3% (см. график). А за тот же период прошлого года потребительские цены выросли лишь на 5,3%. То есть цены росли в минувшем году медленнее, чем в текущем...

...Основной вклад в рост цен с начала года внесло удорожание платных услуг населению - на 14,4% (10% в январе-мае 2004 года). Заметим, от месяца к месяцу с начала 2005 года происходило замедление темпов роста цен на платные услуги. При этом, если в январе больше всего подорожали услуги ЖКХ (+19,4%), то в феврале темп прироста цен на них снизился до +4%, а в мае - до +0,6%. В общем же именно услуги ЖКХ более всего подорожали по итогам первых пяти месяцев 2005 года: цены на них увеличились на 28,5%. Сильно подорожали услуги дошкольного воспитания (+21,3%)и медицинские услуги (+9,4%). Таким образом, рост тарифов на услуги ЖКХ внес значительный вклад в рост цен, но влияние данного фактора с течением времени ослабевает.

Значительный вклад в рост цен с начала года внесло и удорожание продовольственных товаров: цены на них выросли на 5,4% (4,2% в январе-мае 2004 года). По итогам первых пяти месяцев сильнее всего подорожали плодоовощная продукция (+36,1%), мясо и птица (+12,8%) и рыба и морепродукты (+9,5%). То есть по итогам января-мая основной вклад в рост цен на продовольственные товары внесло удорожание плодоовощной продукции, что типично для первой половины года...

...Непродовольственные товары подорожали в среднем на 2,1% (в январе-мае 2004 года прирост составлял 2,8%). Это единственная группа товаров, по которой рост цен за первые пять месяцев текущего года оказался меньше, чем за аналогичный период прошлого года. В динамике цен на отдельные непродовольственные товары отметим сильный рост цен на автомобильный бензин (+7,2%).

Надо подчеркнуть важную роль инфляционных ожиданий, которые повысились после невыполнения правительственного прогноза по инфляции на 2004 год. Ожидания экономическими агентами высоких темпов инфляции приводят к ее фактическому росту. Иными словами, ожидая высокой инфляции, продавец товара или услуги закладывает ее предполагаемые показатели в фактическую цену, которую мы должны будем заплатить...

...Таким образом, ЦБ приходится выбирать между взаимоисключающими целями в условиях ограниченности средств воздействия на ситуацию. Однако вполне вероятно, что в настоящее время инфляция в России носит во многом не монетарный характер ("больше или меньше" денег в обороте), а порождена структурными диспропорциями в экономике. Так, в конце 2004 - начале 2005 года денежная масса в стране росла медленнее, чем в аналогичный период предыдущего года, однако это не привело к замедлению темпов инфляции (см. графики). Так что дело не только в количестве запущенных в оборот денег, но в их реальном распределении по всей экономике страны. Нельзя допускать чрезмерного скопления денег на одних рынках и их нехватки - на других.

Рубрика: Россия 2008.

Заголовок: Сохраним и преумножим ВВП.

Автор: Владимир Рудаков.

Ожидание 2008 года обещает стать самым сложным испытанием на прочность для Владимира Путина и его команды. Чем ближе президентские выборы, тем сложнее будет Путину сделать свой человеческий выбор между корпоративными обязательствами и личными пристрастиями, между не вполне легитимным продлением полномочий и вполне легитимной непредсказуемостью ухода. Тем жестче будет вести себя "окружение", требуя от президента "полной определенности". Тем реже, возможно, власть будет вспоминать о том, что помимо воспроизводства самое себя у нее есть и другие, не менее важные задачи.

Для политической элиты страны вот уже шестой год Владимир Путин - все равно что удалой молодец для засидевшейся в девках барышни. Им восторгаются, с ним заигрывают и кокетничают, заискивают перед ним в надежде на благосклонность, наконец, даже пытаются пуститься с ним во все тяжкие. Одним словом, охотно делят с президентом ответственность за все происходящее в стране.

В этом смысле "девичье" гадание на ромашке - "уйдет или не уйдет" в 2008 году Путин в отставку - занятие, вполне вписывающееся в систему отношений "президент-элита". Впрочем, и оно способно омрачить жизнь. Причем не только субъектам российской политики, пребывающим в мучительной неопределенности ("так уйдет или нет?" и "если уйдет, то кого предложит вместо себя?"), но и главному объекту их гаданий - президенту страны.

Ведь только наивный полагает, что решение "проблемы-2008" зависит исключительно от личных качеств главы государства: мол, если честный человек - уйдет, а нет - так Бог ему судья. В реальной жизни все сложнее, и "короля" - хочет он того или нет - в той или иной мере все же "играет свита". И чем ближе рубеж-2008, тем выше ставки в этой игре...

...Уже сейчас - почти за три года до следующих президентских выборов - окружение президента расколото.

Часть обитателей Кремля совершенно осознанно выступает за то, чтобы действующий глава государства поступил в полном соответствии с Конституцией. С одной стороны, сохранив имидж приверженца демократии, с другой - получив гарантии неприкосновенности и лояльности со стороны своего сменщика...

...Впрочем, есть среди ближайших соратников президента и те, для кого перспектива отставки "босса" представляется весьма рискованным и потому - нежелательным сценарием. Логика проста: Путин - лидер команды. Он - гарант сохранения всего того, что было нажито непосильным трудом на протяжении последних лет. Его уход неизбежно поставит под вопрос незыблемость сформировавшейся при нем системы сдержек и противовесов, главная цель которой - преумножение собственности, поставленных под контроль финансовых потоков и необходимых для этого властных полномочий. Как выразился один из вхожих в кремлевские кабинеты политконсультантов, "Путин для них - "это наше все": в том смысле, что при нем - все наше, а без него - неизвестно чье"...

...Фактически Путин-политик стоит перед выбором между личными пристрастиями и корпоративными обязательствами. И чем ближе президентские выборы, тем сложнее будет Путину-человеку сделать выбор...

...Почти за три года до выборов гадать, каким именно образом правящая группировка захочет гарантировать сохранение за собой командных высот в политике и экономике, - дело явно не благодарное...

...Другое дело, что именно этим - решением "проблемы-2008" - власть и близкие ей элиты (да и не близкие - тоже) вовсю занимаются как минимум с выборов 2004 года. И этому увлекательному занятию (куда денешься?), похоже, будут посвящены и оставшиеся до конца путинского второго срока годы.

Весьма показательно: на дворе лето 2005-го, а страна будто замерла в ожидании. Те, кто намерен лично - в интересах сегодняшней "властной корпорации", разумеется, - поучаствовать в решении "проблемы-2008", вовсю готовятся к часу Х (скупают-отбирают собственность, подтягивают медиа- и прочие пиар-ресурсы, рассаживают нужных людей "на потоки")...

...Поэтому хранятся на "черный день" деньги Стабфонда: стерилизация денежной массы очень уж напоминает формирование предвыборного фонда, средства которого в нужный момент можно будет направить на повышение жизненного уровня населения. Чтобы голосовали, как надо.

Кстати, для тех, кто забыл: весь первый срок власть тоже активно готовилась к выборам - к переизбранию Путина на второй срок (среди достижений того периода - строительство вертикали, подтягивание преданных кадров из Санкт-Петербурга в Москву, установление контроля над телеканалами, равноудаление олигархов). Считалось, что во многом это - ради подготовки к гигантскому прыжку "второго срока". Теперь же получается, что и во "втором сроке" существенная часть усилий тратится на ту же самую предвыборную суету: зачистку "полян", подтягивание (теперь уже в материальном плане) кадров, аккумулирование ресурсов. Какая уж модернизация - власть пытается сохранить власть.

Рубрика: Наука.

Заголовок: Слишком быстрое топливо.

Автор: Наталья Аскоченская.

Недавно президент холдинговой компании "Интеррос" Владимир Потанин в очередной раз озвучил свою поддержку водородной энергетики России. На личной аудиенции у Путина он пообещал вложить в ее развитие $100 млн. "Мы верим, что это действительно технология будущего", - сказал Потанин. Между тем скептиков масштабного развития этой ветви энергетики на планете все больше. Самые неблагоприятные прогнозы даются, как ни странно, экологами США - родины водородных мегапроектов.

Водородной программе в России, в принципе, повезло. В ней сошлись интересы двух главных заинтересованных сторон. Первая - это ученые Российской академии, у которых полно перспективных разработок, касающихся самых разных аспектов энергетики, в том числе и водородной. Вторая сторона - ОАО "Горно-металлургическая компания "Норильский никель", которой нужно было куда-то пристроить сопутствующий никелю палладий. Этого благородного металла у компании накопилось ни много ни мало 50% мирового рынка. Компания, следовательно, заинтересована, чтобы цена на палладий на рынке держалась стабильно, а еще лучше - росла. И тут очень кстати выяснилось, что он является великолепным катализатором - ускорителем химических реакций - при очистке газовых смесей и получении чистого водорода. А именно такой нужен для процессов "холодного горения" - окисления кислородом водорода в топливном элементе. Сейчас топливный элемент стоит очень дорого: один киловатт мощности, полученный от него, обходится примерно в $5000. А конкурентоспособная цена - $200 за киловатт. Задача ученых и технологов во всем мире одна: добиться радикального снижения цены, например за счет оптимизации состава и структуры катализаторов.

Поэтому альянс РАН и горно-металлургической компании вполне оправдан и понятен, а помешать плавному развитию сотрудничества может только неумение ученых, унаследованное от советской науки, внятно отчитываться за потраченные спонсорские средства. Речь идет о десятках миллионов долларов. Учиться этому все равно придется: глава Минобрнауки РФ Андрей Фурсенко недавно высказал обобщенную государственную точку зрения - прикладная наука должна финансироваться за счет договоров промышленности...

...К водородной энергетике сегодня пристраиваются все, и все по-разному. Островные государства намереваются эксплуатировать Мировой океан, получая водород путем электролиза воды. Странам ОПЕК вовсе нечего беспокоиться, пока у них есть нефть и газ. Но некоторые государства собираются идти своим эксклюзивным путем...

...Но самый экстравагантный подход к водородной энергетике - исторический - предложила Исландия. Правительство этой страны ратует за полный отказ от бензина и утверждает, что именно Исландия идеально подходит для поиска новых топливных водородных технологий из-за наличия геотермальных источников. "Когда викинги пришли сюда, они использовали только возобновляемую энергию ветра и солнца. Сейчас мы делаем первые шаги в сторону водородной экономики. Это возврат на путь викингов", - говорит профессор химии Исландского университета Брейджи Арнасон.

Возвращение к истокам - это красиво, но слабо подходит современной энергетике. Потому что, если следовать логике исландских ученых и государственных мужей, Арабским Эмиратам нужно завязывать с нефтью и переходить на экспорт саксаулового хвороста и верблюжьего кизяка.

Рубрика: Авто.

Заголовок: Китайский гамбит.

Автор: Владимир Салмин.

Китайские автомобили готовятся всерьез атаковать Россию. Официальные представительства заводов Поднебесной появляются на нашей земле как грибы после дождя. А специально созданный Новосибирский автомобильный завод намерен уже осенью начать сборку машин самой амбициозной марки Chery.

Официально продажи китайских машин в России открылись в конце прошлого года. Многие не верят в завоевателей из Поднебесной. Тем временем китайцы могут составить конкуренцию не только российскому автопрому и подержанным иномаркам, но и новым импортным автомобилям. Над корейскими машинами лет десять назад тоже смеялись. Теперь они самые покупаемые. ...

...Автомобилизация Китая идет самыми высокими темпами в мире - по миллиону штук в год. В начале этого века в стране производилось не более миллиона автомобилей. Сейчас - в пять раз больше. По количеству машин КНР - уже четвертая страна в мире. В этом году, по сообщению Национальной ассоциации автопроизводителей КНР, Китай планирует продать более 6 млн. машин и стать третьей автомобильной державой после США и Японии...

...Если десять лет назад на 1000 китайцев приходилось 1,1 автомобиля, то теперь потребители не успевают за темпами производства машин и местный рынок близок к насыщению. По рассказу ответственного сотрудника Ассоциации китайских автопроизводителей У Бэня, хорошие автомобили по-прежнему доступны лишь узкому кругу лиц - "новым китайцам". К тому же в крупных городах количество машин искусственно сдерживается высокими налогами при регистрации. В Пекине или Шанхае выплаты "за номерной знак" достигают трети цены автомобиля.

Но желание уже сегодня иметь хоть какую-нибудь машину есть практически у всех, поэтому частные предприятия, клепающие авто чуть ли не на коленке из подручных материалов, появляются в стране буквально каждый день. Принцип у всех один: за основу берут популярную в мире модель, разбирают на части, точат аналогичные детали, подгоняют купленные по лицензии или на местных заводах моторы - и машина готова. Внешне - Toyota Land Cruiser, Mercedes S или "пятерка" BMW, а стоит всего $5-7 тыс. Это и есть китайский ширпотреб. По точно такому же сценарию развивались автомобильные отрасли Японии и Южной Кореи. Следом идут Малайзия, Индонезия, Индия и, может быть, Вьетнам...

...Бояться дешевых подделок пока рано: на множество мелких заводов приходится чуть более 10% всего авторынка Китая. В стране есть несколько крупных и серьезных государственных автокомпаний и десятки сборочных заводов, построенных мировыми автогигантами. Они-то и определяют политику на рынке. General Motors, например, имеет в Китае 12 совместных предприятий, дизайн-центр и полигон. Buick - одна из самых популярных марок в Поднебесной. Другой крупнейший производитель машин в Китае - Volkswagen, у него 3 предприятия. Почти вся прибыль вкладывается в новые СП. Доля локализации на отдельных заводах - почти 80%. Оба гиганта продают на внутреннем рынке по 600 тыс. машин в год - каждый больше, чем все мировые автопроизводители в России, вместе взятые.

А еще есть Toyota, корейские Hyundai и Kia. Со следующего года сборку своих машин под Пекином откроет Mercedes. Есть заводы BMW и Audi. Практически все именитые автопроизводители имеют в Китае хотя бы одно предприятие. Емкость китайского авторынка продолжают оценивать как самую большую в мире - 13 млн. машин к 2010 году, что сопоставимо с продажами машин во всей Европе или США. К тому же с этого года в стране сняты квоты на ввоз машин из-за границы.

Все это вместе и создает напряжение на рынке. Перепроизводство - реальная угроза...

...Самая амбициозная китайская компания, пользующаяся особым покровительством властей, - Chery Automobile. Она первой начала атаку на мир. Уверяя, что у нее собственные, оригинальные разработки, компания в действительности копирует самые популярные модели Chrysler, Peugeot или Ford и не вылезает из судов. Но все для нее кончается хорошо. А одним из партнеров недавно стал концерн BMW. В планах Chery - открыть сборочный завод в Европе. Она же будет поставлять комплектующие и на Новосибирский автозавод (НАЗ). Причем, как говорят руководители компании, они готовы организовать в Сибири полноценное производство, а не отверточную сборку, и все к тому уже идет.

Владелец НАЗа концерн "Трансервис", специализирующийся на продаже нефтепродуктов и дорожном строительстве, с осени станет собирать "паркетный" внедорожник Chery Tiggo, внешне похожий на Toyota RAV4 и Honda CR-V. При этом уверяют, что российский автомобиль получится на $3-4 тыс. дешевле китайского (видимо, за счет нулевых пошлин на компоненты) и, стало быть, окажется на $12-14 тыс. дешевле своих японских "прародителей".

Вторая модель НАЗа, готовящаяся к производству, - Chery Feng Yun на базе VW Golf третьего поколения - прямой конкурент "Калине", Renault Logan и прочим эконом-автомобилям. Ее обещают продавать за $8 тыс. В портфеле завода есть и другие модели, например на основе VW Passat, чрезвычайно популярного у наших автолюбителей...

...Момент для экспансии в Россию выбран благоприятный. Автомобильный рынок в нашей стране растет очень быстро. Покупатель не капризный и все еще предпочитает приобретать дешевые, а не хорошие машины. Особенно в регионах (там и распространяют сейчас свои авто хитрые китайцы). Имея машины во всех классах, китайские производители намерены перекрыть ими все нижние ценовые ниши, в которых у нас наибольший спрос...

...Удивительно, но китайцам охотно помогают их потенциальные конкуренты. Мировые автогиганты не только строят в Поднебесной современные заводы, технологические и научно-исследовательские центры с передовыми испытательными лабораториями и полигонами, но и сами начинают экспорт своих машин из Китая. Недавно Honda отгрузила в Европу первую партию своих машин Jazz. Пока в количестве 150 штук. Они появятся в салонах Германии и Италии. План на ближайшие пять лет - 50 тыс. машин. При этом цены на китайские изделия останутся такими же, что и в Европе. Honda рассчитывает капитально заработать на разнице себестоимости товара: труд рабочих в Китае в 25 раз дешевле европейского.

О производстве в Китае субкомпактных автомобилей для США подумывает и DaimlerChrysler, концерн уже ведет такие переговоры с китайской стороной. А заодно планирует использовать компоненты китайского производства на своих заводах в Германии и Америке...

...GM - третья компания, в последнее время подавшая в суд на китайских предпринимателей за нарушение прав на интеллектуальную собственность. Однако при этом она инвестировала $2 млрд. в совместные предприятия в Китае, став крупнейшим иностранным производителем автомобилей в этой стране. Глава концерна Рик Вагонэр не скрывает, что Китай стал более приоритетным для GM рынком, чем даже американский. Только благодаря продажам машин в этом регионе General Motors удается заканчивать каждый год с прибылью.

При этом между GM и VW развернулась нешуточная борьба за первенство на китайском рынке. Компания Volkswagen первой пришла в Китай, еще в 1985 году. Ее доля рынка составляла почти 39%. Теперь она упала до 19% и продолжает уменьшаться. По мнению председателя правления VW Бернда Пишетсридера, американские конкуренты обходят европейцев на ценовом поле.

Ощутимый удар по продажам наносит рост стоимости евро по отношению к доллару и, соответственно, юаню, который прочно привязан к американской валюте. Только одно предприятие VW, выпускающее в Китае автомобили "ауди" и "фольксваген", с начала года потеряло более $50 млн. Чтобы спасти положение, VW спешно строит заводы комплектующих, пытаясь максимально поднять уровень локализации. Мировые автогиганты стремятся как можно быстрее заработать на китайской автореволюции.

Рубрика: Авто.

Заголовок: На восьми литрах вокруг света.

Автор: Владимир Салмин.

Восемь литров - расход большинства современных автомобилей. На сто километров. Но на днях был установлен рекорд экономичности: автомобиль из Швейцарии проехал на одном литре бензина 5385 км - расстояние от Москвы до Парижа и обратно. Если бы он отправился в кругосветку, ему хватило бы тех самых восьми литров. Корреспондент "Профиля" присутствовал при установлении рекорда на Shell Eco marathon.

Эти автомобили лишь отдаленно напоминают те, на которых мы ездим. У них три колеса, а водители лежат за рулем на спине. Никаких лишних движений и затрат, как можно больше наката. Капсулы, похожие на насекомых или космических пришельцев, каждая в своем режиме и независимо друг от друга бесшумно катят по асфальту полигона. И как только скорость затухает, водитель одним движением пальца вновь запускает мотор - машина разгоняется до определенной скорости (в данном случае не более 30 км/ч), после чего двигатель снова выключается. И так круг за кругом. ..

...Такова внешняя сторона дела. В действительности водители - в основном специально подобранные люди маленького роста и веса - учитывают все: траекторию движения и радиусы поворота, шероховатость дорожного покрытия и ветер. Задача - уехать как можно дальше соперника. Поэтому тактика у всех разная. А настройки машин в зонах подшипников и качения-верчения таковы, что автомобиль сам начинает ехать, едва появляется малейший ветерок или уклон. Подобно балансировке колесиков в часах.

Ложиться в такую машину (я пробовал) надо тоже с осторожностью и нежно, аккуратно подсовываясь под руль и проводки: лишнего пространства нет. Двигатели разные - от оригинальной конструкции до традиционных мотоциклетных или лодочных. Подача топлива в цилиндры - самая большая тайна: впрыскивается, и все, а как и в какой пропорции - не важно. Горючее - бензин, дизтопливо, водород, растительное масло, коньяк, куриный помет... Ехать можно на чем угодно, хоть на энергии солнца.

Машины крайне чувствительны и к внешней температуре, и к температуре дорожного полотна. Подогревать цилиндры и трубопроводы внешними источниками по правилам нельзя. Поэтому двигатели большинства машин перед стартом накрыты одеялами. У немцев, например, - розовым. Капитан команды считает, что цвет тоже имеет значение - они с ним экспериментировали. Шины прогревать не надо, в Европе и так сейчас 38 градусов в тени. Специальная комиссия тщательно отмеряет необходимое количество горючего, учитывая его температуру и плотность, заливает в "мензурку" - топливный бак машины - и запечатывает горловину. По окончании гонки остаток взвешивается, опять же с учетом всех нюансов, израсходованное пересчитывается по формулам в эквивалент бензина Аи-95. Так достигается сопоставимость результатов. Задача - найти самое экономичное топливо на планете и оптимальные принципы его использования в автомобиле. А также экологически чистые шины, которые из-за сопротивления качению съедают не менее 20% всей затрачиваемой на движение энергии. ..

...Топливные разработки в реальную жизнь пока не претворяются. А вот в области шин достижения более конкретны. Сегодня компании борются за покрышки, которые имели бы минимальное сопротивление качению, экономичные, "зеленые" шины. Подсчитано, например, что во Франции за десять лет эксплуатации шин Michelin Energy сэкономлено более 1,7 млрд. литров топлива. Это годовое потребление бензина и дизтоплива всей Испанией...

...Специалисты установили: чем выше цена на топливо, тем больше транспортных компаний банкротится. "За счет применения экономичных шин можно нивелировать рост цен на топливо", - говорит Серж Джакомо, директор Shell Eco marathon. Установка "зеленых" шин на легковой автомобиль равносильна снижению веса машины на 100 кг. Иными словами, за те же деньги можно везти еще одного человека. Главную роль в улучшении ходимости покрышек играет окись кремния. Но сегодня шинные компании достигли определенного потолка в изготовлении экономичных покрышек. По сравнению с шинами 50-х годов они экономят до 30% топлива. Чтобы повысить экономию еще на столько же, необходимо принципиально менять не только состав протектора, но и весь внутренний состав резины, конструкцию шины и вообще всю технологию изготовления покрышек. Конечный результат может быть достигнут не ранее 2010 года. Однако решать задачу все равно придется: в 50-х годах по планете ездило не более 50 млн. автомобилей, сейчас - почти 800 млн., а к 2030 году в мире будет существовать как минимум 1,6 млрд. транспортных средств.


Subscribe.Ru
Поддержка подписчиков
Другие рассылки этой тематики
Другие рассылки этого автора
Подписан адрес:
Код этой рассылки: fin.rbc.677
Отписаться
Вспомнить пароль

В избранное