Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Анонс предстоящего выпуска журнала "Профиль"


Информационный Канал Subscribe.Ru

Журнал Профиль, номер 27, выходит 18 июля .

Рубрика: Текущий момент.

Заголовок: Перезагрузка.

Автор: Денис Рябоконов.

Впечатление от поездки к лазурным берегам могут здорово подпортить гигантские очереди в российских аэропортах, не справляющихся с растущим потоком пассажиров. Не прибавляет оптимизма и намерение Минтранса более чем в 2,5 раза сократить количество международных аэропортов.

В разгар туристического сезона крупнейшие аэропорты России отрапортовали, что число обслуживаемых пассажиров либо приблизилось к предельно возможному, либо давно перевалило за отметку нормативной пропускной способности. Так, аэропорт "Шереметьево" уже в прошлом году обслужил 12,8 млн. пассажиров, а рассчитан на 9 млн. человек. В "Домодедово" также признаются, что налицо "явная загруженность" аэропорта, и особенно - в летний период. И это неудивительно: каждый год поток сограждан, выезжающих на отдых за рубеж, растет на 15-20%. Размышляя над тем, где провести отпуск, уже каждый двадцатый россиянин останавливает свой выбор на загранице. По данным Российского союза туриндустрии (РСТ), в 2002 году в странах дальнего зарубежья отдохнули 5,05 млн. российских туристов, в 2003-м - 5,68 млн., в 2004-м - 6,55 млн., а в 2005 году эксперты прогнозируют увеличение числа туристов до 8 млн.

Ведущие аэропорты прилагают отчаянные усилия, чтобы решить проблему перезагруженности. Директор по связям с общественностью группы "Ист Лайн" (управляет аэропортом "Домодедово") Анна Краснова говорит, что в августе заработает несколько новых стоек регистрации и таможенного контроля, а также будет пересмотрено расписание чартеров, чтобы разгрузить пиковые часы (11.00-12.00 для вылетов и 16.00-19.00 для прилетов. - "Профиль") и равномерно распределить рейсы в течение дня. Представитель "Шереметьево" Анна Захаренкова заверила, что "сотрудников будет вполне достаточно, чтобы обеспечить бесперебойный пропуск вылетающих и прибывающих пассажиров через таможенные стойки". "Новое таможенное законодательство допускает несколько форм контроля, не предполагающих продолжительного контакта пассажира с инспектором. Кроме того, на случай больших скоплений пассажиров предусмотрена возможность выставления на линию таможенного контроля дополнительного числа сотрудников и увеличение штата отдельного пограничного отряда на 20%", - говорит Захаренкова.

...Причина перегруженности главных воздушных ворот объясняется просто. Подавляющее большинство рейсов за рубеж по старинке осуществляется именно через два московских аэропорта. Доля же чартеров, которые вылетают по основным направлениям - в Турцию, Египет, ОАЭ, Германию и др. - из регионов ничтожно мала. По разным оценкам экспертов, количество вылетов в дальнее зарубежье из немосковских аэропортов составляет от 15% до 35%. Получается, что вся страна в буквальном смысле съезжается в столицу, чтобы поехать за рубеж.

Казалось бы, чтобы справиться с проблемой, достаточно начать развивать аэропорты в регионах, привлекая туда тур-агентства и авиакомпании. Ведь и многим гражданам гораздо удобнее вылетать на отдых из родного города, а не добираться, скажем, из Саратова в Дубай через Москву. Тем более что 72 аэропорта страны, в принципе, готовы к полетам за рубеж: они имеют статус международных, то есть соответствуют всем требованиям Международной организации гражданской авиации (ИКАО) в области безопасности, правил досмотра и таможенных правил. Тем не менее идея инвестировать в региональные аэропорты не вызвала восхищения у Минтранса РФ. Даже напротив: в начале июля министр транспорта Игорь Левитин выступил с заявлением, что количество аэропортов, имеющих статус международных, будет сокращаться. Это решение в Росавиации объясняют тем, что многие небольшие аэропорты либо совсем не выполняют международные рейсы, либо делают это крайне редко и только в разгар турсезона. В остальное же время ряд служб, в частности таможенная, пограничная, санитарно-ветеринарная, миграционная, простаивает, и государству накладно их содержать. Как поведал "Профилю" и.о. руководителя Росавиации Александр Юрчик, "насильно отбирать у аэропорта статус никто не будет, особенно если он работает эффективно... Однако будут созданы специальные условия, которые дадут возможность развиваться примерно 8-10 крупным хабам. Кроме того, еще около 20 эффективно работающих региональных аэропортов сохранят статус международных, они продолжат осуществлять рейсы за границу и будут активнее задействованы в связке с хабами", - сообщил Юрчик. О каких именно специальных условиях идет речь, чиновник пояснять не стал.

Как удалось узнать "Профилю", предположительно в десятку счастливчиков войдут три московских аэропорта ("Шереметьево", "Домодедово", "Внуково"), аэропорты Санкт-Петербурга, Новосибирска, Екатеринбурга, Хабаровска и Самары, а на юге таким хабом станет один из трех аэропортов - краснодарский, ростовский или сочинский.

Сокращение количества международных аэропортов может привести к тому, что нагрузка на московские еще и возрастет. Ведь даже редкие чартеры, вылетающие из регионов, хоть немного, но разгружают "гигантов"...

...Надо отметить, предложение сократить количество "международников" более чем в три раза прозвучало для руководства региональных аэровокзалов как гром среди ясного неба. ..

...Чем в реальности обернутся предложения Минтранса, точно никто не знает: реализация замыслов министерства намечена на ближайшие два года. Как предположил один из экспертов авиаотрасли, "изменения могут привести к началу бурного развития оставшихся международных аэропортов, но могут пойти и по привычному российскому сценарию: большие очереди в аэропортах и традиционно "кривая" организация хабов и транзитов". Но и это - в будущем. А пока же многим россиянам, возвращаясь в Москву из-за границы, предстоит толкаться в одной очереди с гражданами бывших братских республик, утешая себя лишь тем, что где-то рядом, возможно, в толкучке окажутся и сильные мира сего, насладившиеся накануне великолепной игрой лондонского "Челси".

Рубрика: Дом.

Заголовок: Подержанное жилье снова в моде.

Автор: Инна Коломейская.

На московском рынке вторичной недвижимости наступило долгожданное оживление. Поток клиентов увеличился, причем многие из них приобретают жилье в кредит. Ипотеки наконец-то перестали бояться и покупатели, и продавцы квартир.

Из-за многочисленных законодательных перипетий этой весны предложение на рынке московских новостроек несколько сократилось, поэтому часть потенциальных покупателей обратила внимание на вторичные квартиры. Правда, и здесь объем предложения уменьшается - в основном из-за введения нового Жилищного кодекса, запретившего сделки с неприватизированным жильем и ужесточившего правила перепланировки квартир...

...количество предложений на вторичке начало сокращаться еще с апреля этого года. ...В последние две недели на рынке складывается такая же ситуация, какая была в 2001-2002 годах: постепенное нарастание спроса на фоне сокращения предложения. Но квартир на рынке еще вполне достаточно, поэтому к разгону цен такое положение дел не привело. Темпы роста цен сейчас находятся на уровне инфляции...

...Основной объем предложения сейчас приходится на квартиры стоимостью до $100 тыс. (42%). Доля жилья ценой $100-250 тыс. составляет 39% от общего объема предложения, ценой $250-500 тыс. - 10%, стоимостью $500 тыс. - 1 млн. - 5%. На более дорогие квартиры приходится 4% рынка. Самым большим спросом сейчас пользуются недорогие, но качественные однокомнатные квартиры, расположенные неподалеку от станций метро...

...Каждая из характеристик дома, квартиры и района может существенно повлиять на стоимость недвижимости на вторичном рынке, а также на сроки ее реализации. Наиболее объективной специалисты считают стоимость стандартных квартир в домах типовых серий, поскольку они оцениваются по самой простой схеме. Такое жилье обычно продается в течение двух-трех месяцев. Зато объекты с перепланировками или в нестандартных домах могут искать своего покупателя и по нескольку лет...

...Еще один субъективный фактор - экологичность района. Лучшими районами с этой точки зрения принято считать запад и юго-запад Москвы - именно здесь располагается самое дорогое и престижное жилье. Зато квартиры в СВАО не престижны, хотя находятся рядом с самым большим парком города - Лосиноостровским.

В последнее время покупатели вторичного жилья уделяют большое внимание не только цене и характеристикам дома, но и социальной среде района. Все хотят жить в окружении развитой инфраструктуры - работающих детских садов, школ и больниц, крупных торговых центров и паркингов, хороших спортивных комплексов. Немалое значение при покупке квартиры имеют и местные зоны отдыха, парки и скверы...

...Наибольший рост сейчас демонстрирует элитный сектор вторичного рынка - за первое полугодие 2005 года цены здесь выросли на 11%. По некоторым сделкам аналитики отмечают очень высокую доходность - 50-60%. Люди, купившие в марте 2004 года квартиры по цене $6-7 тыс. за кв. м, в начале этого года продавали их уже по $11-12 тыс. за кв. м. Качественное элитное жилье на рынке не задерживается, поскольку здесь имеется существенный дефицит предложения - в июне спрос превысил его на 32%. Средняя стоимость квартиры класса де люкс сейчас достигает $7,6 тыс. за кв. м.

Вторичное жилье бизнес-класса за май-июнь подорожало в среднем на 1,5%, это примерно в пределах инфляции. Эксперты считают, что конкуренция между жилыми комплексами первичного и вторичного рынка в этом сегменте наиболее острая..

...Средняя стоимость жилья бизнес-класса на вторичке составляет сейчас $3210 за кв. м. Но диапазон цен здесь довольно велик, поскольку при продаже учитывается масса различных нюансов - престижность района, наличие охраняемой территории и подземного паркинга, качество инфраструктуры и т.д.

А вот в сегменте типового жилья с ценами происходит полная неразбериха. Старые квартиры в хрущевках могут стоить столько же, сколько и в современных монолитных домах. Рост цен на квартиры в типовых панельных и кирпичных зданиях за май-июнь составил 2,4%, а средняя цена эконом-класса сейчас находится на уровне $2405 за кв. м. Повышенным спросом пользуются квартиры в десятиэтажных кирпичных домах, а также в девяти- и семнадцатиэтажных панельных зданиях. "Цековские" и "сталинские" дома постепенно выходят из моды: коммуникации здесь изношены, бытовые системы давно устарели и сделать качественный ремонт в таких квартирах довольно проблематично...

...В последнее время банки стали гораздо активнее в выдаче ипотечных кредитов. Ставки снизились в среднем на 2-3%, первоначальный взнос уменьшился с почти обязательных еще год назад 30% до 15-20%, а в некоторых случаях и до 5%. Банки гораздо охотнее кредитуют клиентов именно со вторичного рынка недвижимости, поскольку в этом случае в залог предоставляется уже существующая квартира и риски, соответственно, снижаются...

Рубрика: В фокусе.

Заголовок: Фрадков наконец стал Косьяновым.

Автор: Елена Короп.

В правительстве начинается период отпусков. Министры уже разлетаются по теплым побережьям, где под жаркими лучами итальянского, французского или на худой (впрочем, время покажет, такой ли уж он худой) конец краснодарского солнца они на время забудут об удвоении ВВП, инфляции, монетизации льгот и своих интригах.

Эти же темы интересовали журналистов, освещавших деятельность кабинета в январе-июне 2005 года. Так вот: про российское правительство стали писать больше и хуже.

Главный итог информационного сезона: Михаил Фрадков превратился наконец в полноценного премьера. Осенью прошлого года газеты писали о нем меньше, чем о его министрах Алексее Кудрине и Германе Грефе. Центральные телеканалы показывали председателя правительства в два раза реже, чем спикера Госдумы Бориса Грызлова.

Теперь все - в этом смысле - наладилось. По данным системы анализа и мониторинга СМИ "Медиалогия", с 1 января по 11 июля 2005 года Фрадков лидировал среди членов правительства как по количеству телесюжетов с его участием, так и по количеству упоминаний его фамилии в центральной прессе.

Газеты, журналы и телевидение в этом году упомянули Фрадкова аж 7012 раз, министра финансов Кудрина - 4291 раз, министра экономического развития Германа Грефа - 4054 раза. Фамилия главы Минсоцразвития Михаила Зурабов упоминалась 3041 раз.

В апреле-сентябре 2004 года, период наивысшей информактивности Михаила Фрадкова, его показали по телевизору 1390 раз. С начала 2005 года премьер появился на экране уже 1637 раз. Телезрители видят лик премьера не реже 220 раз в месяц. Для сравнения, рекорд (в бытность кандидатом "во Фрадковы") Бориса Грызлова - 140 телесюжетов с его участием. Министра обороны Сергея Иванова, еще одного потенциального премьера-преемника, показывают в новостях в среднем 100 раз в месяц. Так что где-где, а в информационном пространстве Михаил Фрадков точно вне конкуренции.

Получается, что Фрадков сейчас достиг показателей своего предшественника Михаила Касьянова. Правда, характер освещения в СМИ работы правительства носит преимущественно негативный характер. Как результат - более 60% населения, по данным опросов, отрицательно относятся к деятельности правительства Фрадкова. Кабинет Касьянова накануне его отставки не одобряли только 40% граждан.

"Наши СМИ пишут о правительстве много и критически. Кто делает все не так? Правительство! Не президента же ругать. Позитивных материалов о работе кабинета единицы, - делится наблюдениями социолог Ольга Крыштановская. - Это нормально. Где вы видели, чтобы правительства хвалили? Но важно, за что и как критикуют. Излюбленные сюжеты наших СМИ такие: 1) как поссорился "Иван Иванович" с "Иваном Никифоровичем" (то бишь Фрадков с Грефом или Швыдкой с Соколовым); 2) какой еще ужас затевают министры (новые налоги и прочая гадость); 3) "Единая Россия" гневно клеймит правительство за провальную политику, демонстрируя свое радение о благе народа и безграничность нашего плюрализма".

Зурабов стал "звездой" эфира в январе-феврале, когда взбудораженные монетизацией льгот пенсионеры требовали его отставки. Министра финансов Кудрина чаще демонстрировали телезрителям в связи с приказом президента удвоить зарплаты бюджетникам и сообщениями о высокой инфляции. Герман Греф в теленовостях отказывается удвоить ВВП и ссорится по этому поводу с премьером.

Михаил Фрадков побил рекорды "популярности" в феврале, когда Дума обсуждала вопрос об отставке его правительства. Майско-июньский всплеск ему обеспечили те же слухи об отставке плюс известие о нападении на него бешеной кошки с последующим подробным обсуждением последствий укуса. Да еще очередной набор словесных "перлов", родившихся в перепалках с Грефом.

Тем не менее Ольга Крыштановская считает, что Михаил Фрадков остается, скорее, в "позитивном имиджевом спектре": "Фрадков - забавная фигура политической сцены: этакий Тыква из Чиполлино, которому не хватает кирпичей, чтобы закончить свой домик. Заметьте, о нем пишут не со злобой и раздражением, а с улыбкой и легкой иронией. Его роль - олицетворять незыблемость "генеральной линии", повторяя, подобно римскому сенатору, что "ВВП должен быть удвоен". Есть и другие яркие персонажи в кабинете. Это прежде всего "двое из ларца одинаковых с лица", единое политическое существо по имени Кудрин-Греф, которое, что бы ни говорило, считается либералом. Величественно возвышается над всеми фигура Спасателя - Сергея Шойгу, настоящего мужика, готового всегда прийти на выручку. Роль вечно печального Пьеро исполняет Зурабов, который виноват во всем априори (почти как Чубайс). Много пишут о министре обороны Сергее Иванове, тревожно ожидая от него ответа на вопрос: "А не вы ли наш следующий благодетель?" Другие члены правительства образуют малоразличимую массу, и пишут о них не как о людях, а как о функциях".

Рубрика: В фокусе.

Заголовок: Подарок трудящимся.

Автор: Дмитрий Беликов, Алексей Ходырев.

Очередная баталия вокруг налогообложения в табачной отрасли завершилась в пользу производителей дешевых сигарет. "Мгновенная смерть" табачных фабрик, выпускающих дешевое курево, отложена минимум на год.

Совет Федерации одобрил поправки в Налоговый кодекс, устанавливающие порядок взимания акциза на табачные изделия. Ранее эти поправки, предложенные зампредом бюджетного комитета Госдумы Иваном Саввиди (контролирует фабрику "Донской табак"), утвердила Госдума. Его оппонентам не помогла даже поддержка Михаила Фрадкова: правительственный вариант, который выгоден табачникам, играющим в высоких ценовых сегментах, - Philip Morris и JTI, - угодил в мусорное ведро.

Раскол в среде табачников случается каждое лето, когда Дума берется обсуждать акцизный вопрос. В первом лагере оказываются производители дешевых сигарет, интересы которых традиционно представляют "БАТ Россия" и "Донской табак", а противостоят им производители дорогих марок. Система акциза, выгодная каждой из противоборствующих сторон, как и их аргументы, неизменна уже на протяжении нескольких лет. Так, лидер рынка Philip Morris традиционно выступает за так называемую специфическую систему взимания акциза (фиксированная ставка в рублях за 1000 сигарет), в то время как "БАТ Россия" озадачена тем, чтобы сохранить действующую смешанную систему (акциз складывается из фиксированной суммы плюс определенный процент от отпускной цены пачки).

В этом году методы борьбы стали чуть более изощренными: правительство внесло в Госдуму законопроект об изменениях в Налоговый кодекс РФ, предусматривающий сохранение в 2006 году смешанной системы взимания акциза. Однако, как вскоре дал понять Иван Саввиди, вариант Михаила Фрадкова на самом деле завуалированно возвращает отрасль к иной - специфической системе взимания акцизов. Действительно, если разобраться, г-н Саввиди, заявляя это, душой не покривил. Ведь согласно предложению правительства адвалорная (то есть процентная) компонента, как предлагал кабинет министров, должна была составить не менее 25% от специфической компоненты в 75 рублей за 1000 сигарет с фильтром. А значит, производители любых сигарет с фильтром должны пополнять казну минимум на 93,75 рублей за 1000 сигарет (почти 1,88 рубля за пачку). Понятно, что табачникам, чьи марки продаются по 30-40 рублей, такая налоговая нагрузка вполне по плечу, чего нельзя сказать, например, о производителях "Космоса" (на мелкооптовых рынках пачка стоит 3 рубля) или "Пегаса" (4-5 рублей). Если бы предложение правительства прошло, то акциз составлял бы почти четверть стоимости пачки ценой 6-8 рублей, в то время как для курительных изделий дороже 20 рублей доля акциза в розничной цене составила бы менее 8%.

В результате - и неожиданно для многих - Дума утвердила альтернативную схему, предложенную Иваном Саввиди и горячо поддерживаемую "БАТ Россия". Теперь акциз составит 78 рублей за 1000 сигарет с фильтром (сейчас 65 рублей) плюс, как и в этом году, 8% от отпускной цены. При этом в сумме акциз должен составлять не менее 25% отпускной цены фабрики (в этом году - не менее 20% этой цены). Роберт Мэй, директор департамента по корпоративным вопросам аффилированных компаний "Филип Моррис Интернэшнл" в России и Белоруссии, от решения Думы был, мягко говоря, не в восторге: "К сожалению, Госдума полностью отклонила предложенный правительством вариант, невзирая на то, что правительство потратило несколько месяцев на выработку и обсуждение оптимального решения по вопросу табачного акциза в нынешних условиях", - заявил он "Профилю". Директор по корпоративным отношениям "БАТ Россия" Владимир Аксенов, наоборот, приветствовал принятые поправки в НК, так как они учитывают "и рост объема поступлений в бюджет, и дальнейшее гармоничное развитие отрасли, и, главное, интересы потребителей как дорогих, так и дешевых сигарет". "Новая акцизная ставка сохраняет расстановку сил на рынке, благодаря равномерному увеличению налоговой нагрузки на все сегменты", - резюмирует Аксенов. По мнению замгендиректора ассоциации "Табакпром" Виктора Стефашина, принятый порядок взимания акцизов на 2006 год "равномерно поднимает акцизную нагрузку на всю табачную отрасль - в среднем на 15-20%". И поскольку, по словам производителей дешевого курева, "власть выбрала меньшее из зол", любители недорогих сигарет пока еще могут смолить в свое удовольствие. И, что немаловажно для трудящихся, - практически за те же деньги.


Subscribe.Ru
Поддержка подписчиков
Другие рассылки этой тематики
Другие рассылки этого автора
Подписан адрес:
Код этой рассылки: fin.rbc.677
Отписаться
Вспомнить пароль

В избранное