Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Нефть, газ и фондовый рынок

  Все выпуски  

Новости сайта НГФР (Нефть, газ и фондовый рынок)


Информационный Канал Subscribe.Ru

НЕФТЬ, ГАЗ И ФОНДОВЫЙ РЫНОК


БЕСЕДА С АНАЛИТИКОМ


Реформа "Газпрома". Изменения в структуре "Газпрома", необходимость выделения транспортной составляющей. Создание "Трансгаза" по подобию "Траснефти" и "Транснефтепродукта". Развитие конкуренции в газовой отрасли. Независимые газовые компании - "Итера" и "НОВАТЭК".

Инвестор: Мы с тобой уже давно собираемся обсудить реформу «Газпрома». В связи с тем, что государство возвращает себе контроль над Газпромом, эта тема становится еще более актуальной. Расскажи, пожалуйста, почему назрела реформа? Что там вообще нужно реформировать?

Аналитик: Во-первых, у «Газпрома» очень сложная структура активов. Он представляет некое нагромождение предприятий, зачастую технологически не связанных между собой. Как минимум, нужно выстроить чёткую структуру – вот добывающие предприятия, вот перерабатывающие, вот сбытовые. Все остальное необходимо «вынести за скобки».

Инвестор: В журнале Форбс я недавно прочел, что «Газпром» – второй по величине в России владелец сельскохозяйственных угодий. То есть «Газпром» каким-то образом собрал огромное количество земель и т.д. Скупал он их, или каким-то другим способом ими обзавелся, в статье написано не было.

Аналитик: Не скупал он земли. Они достались ему ещё при Советской власти.

Инвестор: То есть поля, свинарники, коровники и тому подобное?

Аналитик: Именно так. И вопрос даже не в том, нужно ли компании владеть этими активами или нет. Главное – отделить их от основного бизнеса. А потом пусть менеджмент «Газпрома» решает, что с ними делать дальше.

Инвестор: Чтобы повысить управляемость?

Аналитик: Конечно. Следует разработать программу управления непрофильными активами. Такие активы, возможно, будут приносить пользу компании. «ЛУКОЙЛ», например, пару лет назад увлёкся распродажей своих непрофильных активов, но на определенном этапе менеджеры передумали, и часть активов была снята с продажи. Видимо, посчитали, что выгоднее будет продолжать владеть ими. В основном это транспортные компании. Денег за них много не давали, а вроде бы они не так уж и бесполезны для «ЛУКОЙЛа» – обслуживают транспортировку грузов компании. Может быть, и какие-то сельскохозяйственные угодья «Газпрома» в каких-то районах тоже могут приносить высокую прибыль. Но в любом случае они должны быть отделены от добывающих структур. Это необходимо для того, чтобы четко можно было посчитать себестоимость добычи газа и нефти. Не должно быть внутри добывающих предприятий каких-то подразделений, занимающихся свиноводством или, скажем, выпуском газет. Желает «Газпром» владеть прессой – пусть владеет, но отдельно от основного бизнеса. Сейчас, если дочерние предприятия «Газпрома» кроме основного бизнеса занимаются еще какими-то непрофильными видами деятельности, то в отчётности всё это смешивается и невозможно понять где затраты на непосредственно добычу газа, а где затраты на средства массовой информации. «Газпрому» принадлежит более ста региональных газет.

Инвестор: И «Газпрому» по идее СМИ не особо нужны. Компания, которая продает свои продукты или услуги конечному потребителю может с помощью СМИ продвигать их на рынок. А «Газпрому»-то чего продвигать? Ни у крупных потребителей газа ни у населения выбора нет. Газ можно покупать у «Газпрома» и только у «Газпрома».

Аналитик: Согласен с тобой.

Инвестор: Все видели рекламные ролики «Газпрома», которые непонятно что рекламируют. Рекламные ролики «ЛУКОЙЛа», «ТНК-BP» или «ЮКОСа» рекламируют их продукты – масла и топливо.

Аналитик: Да, несомненно, что потребитель увидев рекламу, может изменить свое мнение о продукте и приобрести его. Скажем, автомобилист предпочтет заправляться на бензоколонках «ЛУКОЙЛа» или ТНК, а не «Сибнефти». Рынок масел и топлива конкурентный, чего не скажешь о рынке газа. Подводя итог вышесказанному, на первом этапе весь непрофильный бизнес должен быть, отделён от основного, для того чтобы можно было посчитать эффективность работы компании. Чтобы представлять, какова себестоимость добычи газа. Сейчас себестоимость добычи искажается за счёт расходов на непрофильные активы. Если мы рассматриваем, например, добывающее предприятие, надо чётко знать, сколько оно тратит на разведку месторождения, на его эксплуатацию, но не учитывать расходы на газеты, на сельскохозяйственные угодья и так далее. Сейчас «Газпром» требует, чтобы правительство подняло внутрироссийскую цену на газ. Компания утверждает, что расходы на добычу сильно выросли. Но при текущей структуре «Газпрома» совершенно невозможно посчитать, на сколько именно, выросли расходы на добычу газа.

Инвестор: А кроме определения себестоимости продукции, какие ещё могут быть задачи?

Аналитик: Очень важно выделить из «Газпрома» транспортную составляющую. На основе транспортных активов должна быть создана отдельная компания, все акции которой будут принадлежать государству.

Инвестор: Наподобие «Транснефти»?

Аналитик: Именно! Некий такой «Трансгаз». В России сейчас есть две госкомпании, занимающиеся транспортировкой углеводородов – «Транснефть» и «Транснефтепродукт». Опыт показывает, что они очень хорошо справляются со своими функциями. Несмотря на относительно невысокий уровень тарифов на транспортировку, компании получают прибыль, которую вкладывают в поддержании трубопроводной системы в исправном состоянии, а также в расширение мощностей. Если у российских нефтяных компаний появляется нужда в новых маршрутах экспорта, то они прокладывают новые трубопроводы. Модернизируют существующую трубопроводную систему в рамках своих возможностей. Любая российская компания, которая хочет транспортировать свою нефть по трубопроводам «Транснефти», просто строит трубу до магистрали к ближайшему узлу учёта «Транснефти» и сдает там своё сырьё. Ни одна компания не испытывает серьезных проблем со сдачей своей нефти в систему «Транснефти». Обеспечен полностью равноправный доступ к транспортной системе, кто бы не являлся поставщиком сырья – хоть «ЛУКОЙЛ», хоть какая-нибудь маленькая компания. Это происходит потому, что «Транснефть» не зависит ни от одной компании и подотчётна только государству. Её задача – обеспечивать транспортировку нефти. Государству выгодно, чтобы все компании развивались, и расширялась сеть трубопроводов.

Инвестор: Про «Транснефтепродукт» я впервые слышу.

Аналитик: Это компания, владеющая и управляющая сетью продуктопроводов.

Инвестор: Большая?

Аналитик: Поменьше, чем «Транснефть». Потому что в отличие от нефти, которая в основном представлена одним сортом – Urals, ассортимент нефтепродуктов гораздо шире. Одного дизтоплива существует несколько сортов, а про бензины и говорить нечего.

Инвестор: Сложно получается транспортировать?

Аналитик: Да. Вообще при создании «Транснефтепродукта» в первую очередь решались стратегические и военные задачи. Он был задуман для обеспечения бесперебойных поставок горючего Советской армии и войскам наших союзников из Варшавского блока. Это обусловило схему расположения продуктопроводов. Например, вокруг Москвы проложен кольцевой трубопровод, соединяющий ряд крупных нефтебаз. А московское кольцо соединено с магистральными трубопроводами, идущим по всей стране. В случае войны или каких-то других серьезных катаклизмов Москва может снабжаться топливом по подземной трубе. И не только с ближайшего Рязанского НПЗ. К системе подключены заводы в Татарстане, Башкирии, даже Омский НПЗ! Несомненно, при проектировании «Транснефтепродукта» учитывался опыт, полученный в ходе Великой Отечественной Войны. В осажденный Ленинград нефтепродукты сначала поставлялись по Дороге Жизни, по льду Ладожского озера. Машины нередко попадали под обстрел врага. Весной, когда лёд растаял, был построен подводный трубопровод по дну Ладожского озера. И сразу снабжение города топливом стало налаживаться. По трубе качать топливо гораздо удобнее, чем возить автомобилями.

Инвестор: Строить этот трубопровод, наверное, непросто было?

Аналитик: Строили его под бомбежками, в ночное время суток, чтобы немцы не догадались. Очень сложно было… Но! Если бы такая труба была бы построена до войны – ситуация была бы совсем другой. Этот опыт учли, после войны была построена сложная сеть трубопроводов для основных видов нефтепродуктов – бензина и дизтоплива. Впоследствии были проложены ветки в дружественные нам восточноевропейские страны и во все стратегически важные республики бывшего СССР (в Прибалтику, на Украину, и в Белоруссию). В случае военных операций на западе страны можно обеспечивать армию поставками топлива с Урала и Западной Сибири. Недавно «Транснефтепродукт» на выставке продемонстрировал общественности устройство для осуществления экстренной врезки в трубопровод. Такими устройствами располагает Министерство обороны. Механизм размером с небольшой чемоданчик позволяет подключаться к магистральному трубопроводу таким образом, чтобы не происходило разлива топлива. То есть в любом месте вдоль трубы при необходимости армия может осуществить такую врезку в трубопровод и заправлять военную технику прямо в полевых условиях. Однако эту систему кроме чисто стратегических нужд можно использовать для коммерческих целей, поскольку перекачивать нефтепродукты по трубе гораздо выгоднее, чем возить их автомобильным или железнодорожным транспортом.

Инвестор: Понятно, что раз уж построили, то само собой её выгоднее использовать, чем просто оставить ржаветь.

Аналитик: Разница в стоимости транспортировки по трубе и по железной дороге – в несколько раз. Правде, по системе «Транснефтепродукта» перекачивается только низкокачественное топливо.

Инвестор: Почему?

Аналитик: Потому что его качество от этого точно не ухудшится, а характеристики дорогого качественного топлива могут пострадать.

Инвестор: от смешения его с продукцией других поставщиков?

Аналитик: Разработаны методики, позволяющие избежать смешивания нефтепродуктов. «Транснефтепродукт» проводил презентации, демонстрирующие, что по одной трубе можно перекачивать и 76-й бензин и 92-й, создавая между ними что-то вроде воздушной пробки. Топливо не смешивается, и его характеристики остаются неизменными. Но нефтяники пока еще не очень верят в это. Нефтяные компании, по крайней мере, выпускающие нефтепродукты качеством выше среднего, предпочитают возить топливо автомобильным и железнодорожным транспортом. А низкосортное горючее поступает в систему «Транснефтепродукта». - Почему бы не сэкономить на транспортировке?

Инвестор: Мне кажется, что мы немного уклонились в сторону от реформы «Газпрома».

Аналитик: Да, уклонились. Но, по крайней мере, теперь мы разобрались с трубопроводным транспортом. Это пригодится нам в дальнейшем...

Полностью беседу можно прочитать тут: http://www.ngfr.ru/discussion.html?/2005/0909.



Ведущий рассылки - Д. Захаров
НГФР www.ngfr.ru


Subscribe.Ru
Поддержка подписчиков
Другие рассылки этой тематики
Другие рассылки этого автора
Подписан адрес:
Код этой рассылки: fin.review.ngfrinfo
Отписаться
Вспомнить пароль

В избранное