Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Исторические анекдоты от Старого Ворчуна


Owls

Исторические анекдоты
от Старого Ворчуна
Вып. 950

от 09.10.2019 г.



Если из истории убрать всю ложь,
то это совсем не значит, что останется одна только правда -
в результате может вообще ничего не остаться.
Станислав Ежи Лец


Анаксагор: немного о жизни и учении древнего философа



Греческий философ Анаксагор предположительно родился в 500/499 году в Клазоменах, а умер в 428/427 в Лампсаке.
Он происходил из знатного и богатого рода, но, получив значительное наследство от отца, уступил его родственникам. Ведь те начали упрекать его в нерадении доставшимся состоянием, но он ответил им:
"Так что же вы не радеете о нём?"


Диоген Лаэрций (180-240) так писал об учении Анаксагора:
"Он был учеником Анаксимена, и первый над материей поставил Разум, начав следующим образом своё сочинение, изложенное приятным и возвышенным слогом: "Все вещи были вместе, затем пришёл Разум и привёл их в порядок".
Однако утверждение, что Анаксагор был учеником Анаксимена, плохо согласуется с датами жизни последнего - от 585/560 до 525/502.

Анаксагор утверждал, что Солнце является огромной раскалённой глыбой (камнем, жерновом или золотым слитком), которая по размерам значительно больше Пелопоннеса.
Он утверждал, что на Луне есть обитаемые области, а также реки, горы и ущелья.

Среди учеников самого Анаксагора надо отметить Перикла (495-449) и поэта Еврипида (481-406).

Афиняне в то время почитали Солнце богом, и за святотатство арестовали Анаксагора и проговорили его к смертной казни. Считается, что его спас Перикл, объявивший согражданам, что он ученик Анаксагора. Он спросил у афинян, есть ли у них претензии к нему и его образу жизни, а потом освободил философа из-под ареста, внеся залог в пять талантов, и позволил ему беспрепятственно покинуть Афины.

Когда в Афинах произошло неожиданное солнечное затмение, и в городе началась паника, Перикл вышел к народу и объяснил, что согласно учению его наставника Анаксагора, солнечные затмения происходят из-за взаимного движения Солнца и Луны, когда во время некоторых новолуний Луна закрывает солнечный диск. Этим объяснением Перикл успокоил афинян, хотя сам Анаксагор узнал об этом из учения Фалеса Милетского (625-547).

Анаксагору приписывают предсказание о падении огромного метеорита возле Эгоспотам. Плиний Старший (23-79) писал:
"Этот камень показывают и теперь: он величиной с воз, опалённого цвета".


Однажды Анаксагор пришёл на состязание атлетов в Олимпии и расположился на местах для зрителей, будучи одетым в кожаные одежды, как будто для защиты от дождя. Хотя ничто вроде бы не предвещало осадков, и другие зрители посмеивались над философом, дождь вскоре всё-таки начался.

Однажды Анаксагора спросили:
"Станут ли когда-нибудь горы в Лампсаке морем?"
Философ ответил:
"Да, если не будет недостатка во времени".


Считается, что Анаксагор был первым человеком, который издал книгу, написанную прозой.

Один отчаявшийся человек спросил Анаксагора:
"Ради чего лучше родиться, чем не рожаться?"
Философ ответил:
"Чтобы созерцать небо и устройство всего миропорядка".


Анаксагор говорил:
"О том, что такое смерть, мы можем узнать из двух вещей: времени до рождения и сна".


Святой Климент Александрийский (150-215) писал:
"Как передают, Анаксагор Клазоменский говорил, что целью жизни является умозрение и проистекающая от него свобода".
То есть, учитесь думать самостоятельно, господа и дамы, чтобы стать свободными.

Когда Анаксагор умирал в Лампсаке, один из друзей спросил его, не хочет ли он быть перевезённым на родину, в Клазомены.
Анаксагор ответил:
"Совсем не нужно этого делать: ведь путь в подземное царство отовсюду одинаково длинен".


Анаксагору приписывают рассуждение о том, что вообще нет никакого божественного провидения над людьми, но всё человеческое совершается благодаря случаю.

Неоплатоник Симпликий (490-560) из Киликии в своих комментариях к “Физике” Аристотеля процитировал “Физику” Анаксагора:
"О возникновении и уничтожении у эллинов нет правильного мнения: ведь никакая вещь не возникает и не уничтожается, но соединяется из существующих вещей и разделяется. И, таким образом, правильнее было бы назвать возникновение соединением, а уничтожение - разделением".


Древний мир в анекдотах и фактах. Часть XXI

(Продолжение следует)

Дорогие читатели! Старый Ворчун постарается ответить на все присланные письма.
Труды Старого Ворчуна:
WWW.ABHOC.COM ,
на котором собраны все выпуски рассылок "Исторические анекдоты" и "Ворчалки об истории", а также
Сонник по Фрейду
Виталий Киселёв (Старый Ворчун), 2019
abhoc@abhoc.com

В избранное