Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Исторические анекдоты от Старого Ворчуна


Owls

Исторические анекдоты
от Старого Ворчуна
Вып. 1007

от 26.05.2021 г.



Если из истории убрать всю ложь,
то это совсем не значит, что останется одна только правда -
в результате может вообще ничего не остаться.
Станислав Ежи Лец


Елизавета I: трудные и забавные моменты царствования королевы Англии. Часть V. (Вокруг сватовства герцога Анжуйского)



“Лягушонок”

В начале 1579 года в Англию прибыл Жан де Симье, барон де Сен-Мари (?-1589), доверенное лицо и фаворит герцога Франсуа Анжуйского, чтобы вести от его имени переговоры с Елизаветой I о возможности заключения брака. Королева часто встречалась с Симье, называла его своей обезьянкой, и они обменивались различными подарками.
Герцог Анжуйский прибыл в Гринвич инкогнито в августе 1579 года и поселился в парковом домике, в котором уже жил Симье. В следующие дни герцога развлекали балами, приёмами, банкетами, и почти каждый вечер он обедал с королевой, когда та в сопровождении фрейлины навещала его в парковом домике.
Елизавета I из-за уродливой внешности герцога (кривые ноги, лицо в оспинах и зеленоватый цвет кожи) прозвала его “Лягушонком”. Поэтому у придворных стало модным дарить королеве подарки в виде лягушки или с изображением этого животного.
Популярная народная песня “Поехал лягушонок свататься” появилась в 1580 году.
28 августа, через 10 дней после приезда, герцог Анжуйский покинул Англию.

Эркюль Франсуа де Валуа (1555-1584) — младший сын французского короля Генриха II; герцог Алансонский с 1566; герцог д'Эврё с 1569; герцог Анжуйский с 1576.

Общественное мнение против

Общественное мнение Англии было настроено против брака королевы с принцем Анжуйским, а в октябре того же года и Тайный совет после долгих дебатов прислал к Елизавете I депутацию с просьбой отменить решение о браке с французским претендентом на её руку.
Королева разгневалась и обвиняла своих приближённых, особенно Уолсингема и графа Лестера, в том, что они лишают Англию возможного наследника престола. Так обстояли дела в Англии.

Раскрытие тайны Лестера

Тогда де Симье и французский специальный посланник де Фуа решили, что причиной нерешительности Елизаветы I в вопросе о браке с Анжу является её старая влюблённость в графа Лестера. Они решили открыть королеве глаза на двуличие её фаворита, который тайно женился на Летиции, вдовствующей графине Эссекс и кузине самой королевы, но сам мешает счастью королевы, разрушая её брачные планы.
Эту информацию в своё время раздобыл постоянный посол Генриха III в Англии при дворе королевы Мишель де Кастельно (1520-1592).
Получив подобные сведения, королева разъярилась и обрушила свой гнев на Лестера и его жену. Конечно, Елизавета I неоднократно заявляла о том, что никогда не выйдет замуж за Роберта Дадли, позднее графа Лестера, но факт заключения брака у неё за спиной, да ещё с нелюбимой кузиной Летицией. Гнев королевы был страшен.

Поль де Фуа де Кармен (1528-1584) - французский прелат и дипломат; архиепископ Тулузы с 1577.
Летиция Ноллис (1543-1624) - графиня Эссекс 1572-1576; графиня Лестер 1578-1588; с 1589 жена Кристофера Блаунта (1555-1601).

Опала Лестера и его жены

Елизавета I приказала арестовать графа Лестера и содержать его в строгом заключении в Гринвиче (там тогда находился королевский двор), а затем перевести его в Тауэр.
Но тут вмешался один из самых уважаемых советников королевы, граф Сассекс, который указал королеве на её ошибку. Ведь расторгнуть брак Лестера она не могла, так как тот был совершён священником в присутствии значительного количества свидетелей, а репутация королевы понесла бы значительный урон из-за ареста её верного слуги. В пользу Лестера сыграло и то обстоятельство, что Сассекс был известен как один из яростных противников опального графа, а значит он действительно заботился о престиже королевы.
Елизавета I приказала освободить Лестера, а вскоре и простила его, но его жене Летиции было приказано удалиться от двора и никогда не появляться там.
Более того, при жизни королевы Елизаветы I опальную женщину было велено именовать графиней Эссекс, а когда после смерти графа Лестра она поселилась в его доме, то Лестер-хауз было приказано именовать Эссекс-хауз.

Томас Рэдклифф (1525-1583) - 3-й граф Сассекс; лорд-камергер двора Её Величества (Lord Chamberlain of the Househol) и лорд великий камергер (Lord Great Chamberlain) 1572-1583.

Второй приезд Анжу

Герцог Анжуйский второй раз приехал в Англию в ноябре 1581 года, уже вполне официально в качестве претендента на руку королевы, и провёл в стране около трёх месяцев. Он приехал с твёрдым решением стать мужем Елизаветы I во чтобы то ни стало, но окончательного ответа он так и не смог получить. В череде развлечений королева играла с принцем как кошка с мышкой: она то обнадёживала Анжу, обещая вот-вот дать окончательное согласие на их брак, то решительно меняла свои намерения. Никто из самого близкого окружения Елизаветы I не мог дать точного ответа на вопрос: чем же закончится сватовство принца Анжуйского?
Вскоре всем в окружении королевы стало ясно, что никакого брака с принцем Анжуйским не будет, и остро встал вопрос: как избавиться от принца? Анжу не желал понимать ни тонких намёков, ни прямых просьб покинуть Англию и вернуться в Нидерланды.
Испанский посол Мендоса писал:
"Фокусы, которые выкидывает королева, чтобы избавиться от Анжу, таковы, что не могу даже их описать".
Всё же сторонам удалось прийти к соглашению, по которому Анжу согласился покинуть Англию и вернуться в Нидерланды. Елизавета I выделяла принцу 50 000 фунтов стерлингов (30 000 наличными и 20 000 чеком) для пополнения рядов своих наёмников в Нидерландах. В его поездке будет сопровождать граф Лестер и ряд других высокопоставленных англичан - всего более сотни офицеров. Анжу разрешается называть Елизавету I своей невестой и ему будет позволено вернуться в Англию для продолжения сватовства.
Всё, что угодно, кроме заключения брака, и Анжу уехал из Англии в феврале 1582 года.

Бернардино де Мендоса (1540-1604) - испанский дипломат, военачальник и писатель; посол в Лондоне 1578-1584.

Откровение королевы

Однажды испанский посол Мендоса пропустил очередной королевский приём, и Елизавета I спросила у него о причине отсутствия. Мендоса отговорился тем, что по его сведениям королева должно быть очень занята приготовлениями к предстоящей свадьбе.
Елизавета I ответила Мендосе:
"У такой старой женщины, как я, есть о чём подумать помимо свадьбы. Надежды, которые я подавала насчёт брака с Анжу, рассчитаны на то, чтобы извлечь его из Нидерландов. Я никогда не хотела, чтобы они оказались в руках французов".


Горе на людях

На людях Елизавета I изображала горе по поводу отъезда жениха и даже говорила, что навсегда покинет Уайтхолл,
"потому что это место навевает на неё воспоминания о том, с кем она рассталась так неохотно".
Она кричала, что готова отдать миллион фунтов, лишь бы её “Лягушонок” снова мог плавать по Темзе и т.п.
Однако посол Мендоса утверждал, что Елизавета I плясала от радости, когда избавилась от герцога Анжуйского.

После смерти Анжу

Больше они никогда не встречались, так как 10 июня 1584 года герцог Анжуйский умер от лихорадки. В течение трёх недель Елизавета плакала каждый день и отказывалась заниматься какими-либо государственными делами.
В разговоре с французским послом де Кастельно она называла себя несчастной вдовой, но француз давно раскусил игру Елизаветы I и не реагировал на её горестные высказывания, а записал в очередном послании:
"Она может играть любую роль, какая ей нравится".


Реакция французов

В Англии почти все знали, что сватовство герцога Анжуйского окончилось провалом, и что все свидания герцога с Елизаветой I происходили при свидетелях.
Иначе дело обстояло в Европе, а особенно во Франции, где длительное пребывание Анжу в Англии дало повод к множеству неприличных шуток и измышлений.
Английский посланник во Франции сэр Эдвард Стаффорд сообщал в Лондон, что в Париже на всеобщее обозрение выставляют картинки, на которых в непристойном виде изображены Елизавета I и герцог Анжуйский. Так в письме Уолсингему от 17 ноября 1583 года Стаффорд сообщает о такой картинке, на которой Её Королевское Величество
"изображена верхом, левой рукой держится за гриву лошади, а правой задирает одежду, обнажая свой тыл (“при всём почтении”)... Под нею изображение герцога, очень хорошо одетого, в лучшем наряде; он держит на кулаке сокола, который постоянно клюёт [королеву] и не дает ей усидеть на месте".
Подобные картинки выставлялись, в основном, на Гревской площади, где обычно бывало много народу.

Сэр Эдвард Стаффорд (1552-1603) - английский дипломат; посол в Париже 1583-1590.

Елизавета I: трудные и забавные моменты царствования королевы Англии. Часть IV

(Продолжение следует)

Дорогие читатели! Старый Ворчун постарается ответить на все присланные письма.
Труды Старого Ворчуна:
WWW.ABHOC.COM ,
на котором собраны все выпуски рассылок "Исторические анекдоты" и "Ворчалки об истории", а также
Сонник по Фрейду
Виталий Киселев (Старый Ворчун), 2021
abhoc@abhoc.com

В избранное