Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Ландшафтная отрасль

  Все выпуски  

Служба Рассылок Городского Кота


Служба Рассылок Городского Кота

Выпуск  (10.04)

 

Дорожки являются жизненно важным элементом всей композиции сада. По ним можно прогуливаться, возить тачки, кататься на велосипеде. Кроме того, они придают саду индивидуальность. Даже материал, из которого они сделаны, может повлиять на впечатление, производимое садом.

Планирование дорожек.

Независимо от того, хотите вы, чтобы дорожка стала основным элементом сада, или просто, чтобы по ней можно было пройти к садовому навесу, не замочив ног, все равно стоит провести определенное планирование. Конечно, в очень маленьком саду у вас будет крайне ограниченный выбор. Возможно вам не остается ничего другого, как проложить дорожку по прямой линии, ограничив ее с одной стороны грядкой для цветов, которая пройдет как раз по границе ваших владений. 

 Однако если вы имеете более просторный участок, то можете поэкспериментировать с различными местами расположения и разными конфигурациями дорожки.

Самый лучший способ для этого начертить в масштабе план сада со всеми элементами. Затем вы можете карандашом нанести на план различные варианты: прямая дорожка с одной из сторон сада либо по центру; дорожка, состоящая из коротких прямых отрезков, расположенных под углом; извилистая дорожка, или дорожка, имеющая форму буквы 5. При нанесении на чертеж ширина дорожки, если возможно, должна быть не менее 1 м. С практической точки зрения минимальная ширина составляет 750 мм.

После того как вы сделали эскиз того, что желаете, выходите в сад с колышками и перенесите ваш план на поверхность сада. После этого поднимитесь по лестнице на второй этаж (либо заберитесь по приставной лестнице на карниз, если живете в доме типа бунгало) и найдите место, с которого могли бы окинуть взглядом конфигурацию дорожки. 

 

Визуально убедитесь в работоспособности дорожки. Спросите себя, соответствует ли она масштабу сада? Не оставляет ли она неудобные для газонокосилки участки на лужайке?

Помогает ли дорожка привлечь взгляд к особенно впечатляющим элементам сада, таким как пруд, солярий, живописный кустарник? Не бойтесь изменять линии и формы так, как вам захочется. Ведь значительно проще передвинуть несколько колышков, чем потом делать изменения, когда уже начали укладывать дорожку. Когда вы, наконец, добились того расположения, которое вам нравится, прочно забейте колышки в их окончательном положении. Для того чтобы очертить прямые края, натяните шнур, а для разметки кривых участков применяйте веревку или куски садового шланга. Теперь есть все для начала подготовки рабочей площадки.

ВЫБОР МАТЕРИАЛА

При планировании дорожки, проходящей по саду, прежде чем принять окончательное решение, имеет смысл тщательно обдумать, какой из разнообразных материалов применить. Выбор материала может практически повлиять на предлагаемую схему. Это особенно важно, если вы собираетесь построить дорожку с изгибами, поскольку одни материалы подходят для этого лучше, чем другие.

Поверхность дорожки должна удовлетворять трем основным критериям: она должна хорошо выглядеть; быть прочной и долговечной; сравнительно легко приводиться в порядок и содержаться в хорошем состоянии. В качестве материалов, наилучшим образом удовлетворяющих этим условиям, можно указать следующие: бетон; различные виды плит и блоков для дорожного покрытия, уложенные либо свободно, либо на растворную постель; щебень и, наконец, асфальт. Каждый из них имеет свои достоинства и недостатки.

БЕТОН

Бетон, по-видимому, наиболее распространенный материал для строительства садовых дорожек. Он может формировать окончательную поверхность дорожки либо служить дополнительным основанием для другого материала. Основные достоинства бетона, при условии, что он правильно и тщательно замешан, уложен и обработан, следующие: он чрезвычайно долговечен; его можно легко уложить в сложную форму; его относительно легко поддерживать в хорошем состоянии. А его недостатки заключаются, главным образом, в следующем: необходимо затратить много труда и времени, чтобы подготовить рабочую площадку, замешать и уложить бетон и окончательно отделать поверхность; и одна дополнительная неприятность - дорожку невозможно использовать, пока бетон не затвердеет.

Покупка готовой бетонной смеси уменьшает трудовые затраты, но увеличивает цену приблизительно на 30 процентов, по сравнению с самостоятельной подготовкой бетонного раствора. Кроме того, такая покупка имеет смысл только в том случае, когда вы реально собираетесь уложить более чем 1 куб.м бетона. Поставщиков бетона в вашей местности вы можете найти в телефонном справочнике под заголовком "Бетон, готовый раствор".

ПЛИТЫ И БЛОКИ ДЛЯ МОЩЕНИЯ

После бетона разнообразные плиты и блоки для мощения являются вторым наиболее распространенным материалом для дорожек. Среди них можно выбрать:

  • квадратные, прямоугольные и шестигранные каменные плиты;
  • небольшие блоки для мощения - глиняные или бетонные блоки и кирпичи для мощения;
  • плитняк произвольной формы - существенно изломанные куски дорожных плит и куски натурального камня, уложенные как можно плотнее (зуб в зуб).

Все три вида материала могут укладываться в "жесткое" покрытие на растворную постель. А для большей долговечности было бы идеально положить их на бетонное основание. Кроме того, первые два вида материала можно укладывать в "нежесткое" покрытие на песчаную постель.

Достоинствами отделки мощением являются: наличие очень широкого выбора материала и легкость содержания поверхности покрытия. Нежесткое покрытие имеет до-

Дополнительные преимущества - его сравнительно легко укладывать; сразу же можно использовать и относительно легко ремонтировать. А основным недостатком жесткого покрытия является его трудоемкость, особенно при расшивке швов между плитами после их укладки.

ГРАВИЙ

Вид гравийной дорожки, несомненно, вызовет в нас чувство "деревенского дома". Поэтому нет никаких причин для того, чтобы отказаться от укладки в небольшом масштабе гравийных дорожек в среднем саду. С точки зрения внешнего вида и рабочих характеристик, лучше всего использовать обкатанную гальку либо дробленый камень размером от 10 до 20 мм в диаметре. Гравий укладывается слоем толщиной около 50 мм на дополнительное основание из щебня, покрытого сверху слоем песка, который препятствует проскакиванию гравия вниз. Главные достоинства гравия следующие:

он не дорог; его можно очень быстро уложить; он является своеобразным сдерживающим средством против грабителей - редкий вор сумеет пройти бесшумно по дорожке из гравия. Набор недостатков таков: его необходимо регулярно разравнивать и удалять сорняки, чтобы дорожка выглядела привлекательной; гравий довольно трудно удержать на своем месте, а чтобы воспрепятствовать попаданию гравия на газоны и грядки, необходимо закреплять края дорожки. И еще один очевидный недостаток - гравий просто невозможно использовать на наклонных местах.

АСФАЛЬТОВОЕ ПОКРЫТИЕ

Асфальтовое покрытие состоит из дробленого камня и связывающего его асфальта. Обычно он бывает черного цвета, но по специальному заказу может быть поставлен и красный асфальт. А для того чтобы нарушить цветовую монотонность, иногда в поверхность асфальта закатывается белая каменная крошка, что придает ему пятнистый вид. Его можно укладывать точно так же, как бетон, обычно толщиной около 75 мм, либо сделать из него только верхнее покрытие толщиной около 15 мм над уже существующей прочной бетонной или мощеной поверхностью.

После укладки асфальт, практически, не требует ухода, и при повреждении поверхности его легко ремонтировать. Однако под жарким солнцем он размягчается, и точечные нагрузки создают углубления в покрытии. Свежеуложенному асфальту для затвердевания необходимо от двух до трех дней. После этого им можно пользоваться.

Укладка асфальта в полном объеме, откровенно говоря, является делом, которое могут выполнить только специальные фирмы, поскольку асфальт укладывается (в два слоя) и доставляется в горячем виде. К сожалению, среди дельцов, занимающихся укладкой асфальта, развелось много жуликов, которые, возможно, появились и возле ваших дверей. Они укладывают дорожки, которые служат не более месяца, и исчезают без следа. Поэтому, если вы решили, что у вас должна быть асфальтовая дорожка, уложенная профессионалами, качеству работы которых вы можете доверять, то следует обращаться только к тем фирмам, которые зарегистрированы в соответствующей ассоциации строительной промышленности.

Если вам нравится внешний вид асфальта, и вы хотите использовать его только как поверхностное покрытие над уже существующей дорожкой, то вы можете использовать асфальт для холодной укатки или готовый асфальт. Он продается в мешках, просто разравнивается на поверхности дорожки, и укатывается садовым катком.

ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ

Если вы определились с материалом и объемом работы, то есть делать ли дорожку полностью от начала до конца или только изменить поверхность уже существующей дорожки или подъездного пути, то вам следует теперь решить, собираетесь ли вы делать эту работу сами или будете кого-то нанимать для ее выполнения. Если вы решили работать сами, то вам следует собрать информацию о стоимости материала. А если иначе, то получить оценку работы от фирм исполнителей. Таким образом, вы можете выбрать вариант по средствам.

В случае применения бетона измерьте площадь поверхности покрытия и умножьте ее на толщину. Так при дорожке длиной 20 м, шириной 1 м и толщиной 100 мм вам потребуется: 2х1х0,1=2 куб.м бетона.

При мощении поделите общую площадь дорожки на площадь отдельной плиты или блока. Вы получите общее количество необходимых блоков или плит. Добавьте еще 5 процентов на обрезку и брак. Если материал покрытия будет укладываться на песчаную постель толщиной 50 мм, то для оценки количества песка используйте тот же метод расчета, что и для бетона.

Если вы укладываете гравий, то посоветуйтесь с местным поставщиком гравия. И наконец, один стандартного размера мешок асфальта для холодной укатки расходуется на покрытие около 1 кв.м,

УКЛАДКА БЕТОНА

Для строительства садовой дорожки необходимо создать дополнительное основание из плотно утрамбованного щебня, покрытого сверху слоем песка. Затем это основание покрывается бетоном, который укладывается в деревянную опалубку. Если по дорожке будут только ходить, то толщина как дополнительного основания, так и бетона может быть по 50 мм. Для более тяжелых нагрузок, например для ручной тачки, толщина должна быть 75 мм.

Если вы замешиваете бетон самостоятельно, то для приготовления смеси вам необходимо: 1 часть цемента, 1 часть крупного песка с остроугольными зернами и 2 1/2 части заполнителя размером 20 мм. Если вы используете комбинированную (готовую) смесь песка и заполнителя, то смешивайте 1 часть цемента с 3 1/2 частями этой смеси. Отмеряйте количество точно, ведерком, а не на глазок лопатой. А для того чтобы каждый замес получался правильным и равномерно перемешанным, советуем вам взять напрокат бетономешалку.

Если вы заказываете готовый бетонный раствор, то следует запрашивать следующие характеристики: минимальное содержание цемента на 1 куб.м раствора 330 кг; 4 процента воздуха; заданное значение осадки бетонной смеси 75 мм.

Проведите выемку грунта на рабочей площадке дорожки на требуемую глубину. Укрепите при помощи прочных кольев опалубку и уложите щебень. Затем лопатой уложите раствор в опалубку и при помощи тяжелого бруса, который опирается по краям на опалубку, разровняйте бетонный раствор. Окончательная отделка поверхности бетона проводится в зависимости от вашего вкуса: гладилкой, обратной стороной совковой лопаты либо щеткой. Для того чтобы предотвратить растрескивание непрерывной ленты бетона, вам следует создать в дорожке температурные швы. Для этого просто вдавите отрезок стального уголка в поверхность бетона через каждые 2 м и извлеките его, оставив желоб около 25 мм глубиной. После этого проведите выдержку бетона под полиэтиленовой пленкой или влажной мешковиной в течение трех дней.

УКЛАДКА КАМЕННЫХ ПЛИТ И МАТЕРИАЛОВ ДЛЯ МОЩЕНИЯ

Если нет никаких проблем с окончательным уровнем покрытия (особенно возле стен дома), то вы можете укладывать каменные плиты и другие материалы для мощения прямо на уже существующее бетонное основание. Конечно, при условии, что старый бетон находится в хорошем состоянии. Если это не так, то лучше разбить старый бетон и использовать его в качестве щебня для нового дополнительного основания. Если вы укладываете дополнительное основание с самого начала, то оно должно иметь толщину 75 мм для дорожек, испытывающих легкие пешеходные нагрузки, и 100 мм для дорожек, которые будут испытывать более серьезные нагрузки.

Если вы собираетесь укладывать на раствор каменные плиты, плитняк произвольной формы или кирпичи для мощения, то вам следует применять раствор в соотношении 1:5 (цемент : песок). Под большими плитами раствор следует выкладывать по образцу "прямоугольник и крест".

Затем плита плотно укладывается на свое место. В том случае, когда мощение проводится плитняком произвольной формы или небольшими кирпичами либо блоками для мощения, укладку следует проводить на непрерывную растворную постель. После укладки всех плит или блоков проведите заделку швов, используя для этого сухую рассыпчатую растворную смесь, которая не оставляет пятен на поверхности камней. При мощении плитняком произвольной формы следует пользоваться небольшой расшивочной кельмой. А для каменных плит и блоков,  которые образуют узкие, правильно расположенные швы, лучше всего использовать кусок фанеры или доски, чтобы затрамбовать раствор в швы. Расшивку следует завершить, когда раствор в швах будет находиться приблизительно на 3 мм ниже поверхности покрытия.

Если вы укладываете каменные плиты или делаете гибкое мощеное покрытие на песчаную постель, то вам следует приготовить более толстое дополнительное основание: около 100 мм плотно утрамбованного щебня на песчаной почве и несколько больше на глинистой почве. Кроме того, необходимо построить какое-то удерживающее обрамление по краям - доски, укрепленные кольями; бордюрный камень или блоки, уложенные по краям на бетон. Такое обрамление удерживает блоки или плиты от расползания по краям и предупреждает эрозию песка. Затем вы укладываете поверх дополнительного основания слой крупного песка с остроконечными зернами толщиной 50 мм и укладываете на место плиты или блоки. После укладки покрытия на постель и его трамбовки, набросайте на поверхность покрытия песок и обработайте ее щеткой, заполняя песком швы. Однако при этом следует помнить, что поскольку покрытие уложено на нежесткую песчаную постель, то со временем оно может перекоситься, и заделка швов может нарушиться.

УКЛАДКА ГРАВИЯ

Это простейший способ укладки новой дорожки. Все, что необходимо, это слой мелкого гравия (размером 10-20 мм), толщиной 50 мм по всей площади дорожки. Для дорожки из гравия выньте грунт на площади дорожки на глубину около 150 мм (на мягких глинистых почвах до 200 мм). Затем уложите и утрамбуйте слой щебня толщиной от 100 до 150 мм. Добавьте немного крупного гравия, а затем слой песка для того, чтобы предотвратить проседания гравия в дополнительное основание. Затем постройте по периметру краевое обрамление: пропитанные антисептиком доски, укрепленные кольями; бордюрные камни или кирпичи для мощения, уложенные на раствор. После этого совковой лопатой разбросайте и распределите гравий между краевым обрамлением. Выровняйте его граблями, и дорожка готова.

Такую дорожку необходимо регулярно выравнивать и два или три раза в год обрабатывать гербицидами против сорняков.

УКЛАДКА АСФАЛЬТА ДЛЯ ХОЛОДНОЙ УКАТКИ ("ХОЛОДНОГО АСФАЛЬТА")

Укладка горячего асфальта - это работа для профессиональных фирм. Однако вы можете самостоятельно уложить асфальт для холодной укладки поверх имеющегося покрытия. Это может быть старое покрытие из бетона, материала для мощения или асфальта, еще достаточно прочное, но потерявшее внешний вид. Этот материал довольно трудно укладывать на щебень при помощи обычного садового катка. В этом случае следует укладывать асфальт в два слоя и использовать для укладки взятую напрокат виброплиту. Поэтому асфальт для холодной укатки лучше не применять для создания новой дорожки с нуля.

Этот материал обычно поступает в продажу в мешках весом 25 кг. Такого количества достаточно для покрытия 1 кв.м слоем в 20 мм, в случае простого выравнивания, и толщиной в 15 мм, в случае укатки и трамбовки. Кроме того, вам потребуется некоторое количество битумной эмульсии, которая используется в качество подгрунтовки по  старому покрытию  5 кг достаточно, чтобы покрыть около 7 кв.м.

Начинать работу следует с подготовки старого покрытия. На покрытие при помощи щетки наносится, для улучшения сцепления, небольшое количество битумной эмульсии. После этого выбоины на старом покрытии заделываются асфальтом. Затем битумная эмульсия наносится на поверхность, размазывается по ней при помощи старой щетки. Поверхность оставляют в покое на пару часов, пока эмульсия не станет липкой.

Следом за этим откройте мешки с асфальтом и разровняйте его граблями по всей поверхности слоем около 20 мм. Работу лучше всего осуществлять по частям, мысленно разбивая дорожку на участки шириной около 1 м. Чтобы разбить комки, используйте обратную сторону граблей. При работе используйте строительный уровень и правило, чтобы проверить уклоны, выпуклости и впадины. После того как установите требуемый уровень, укатайте поверхность садовым катком. Для заполнения любых появляющихся впадин используйте дополнительный асфальт. При укатке каток должен быть влажным, чтобы к нему не прилипали куски асфальта. Поэтому в процессе работы каток следует обрызгать из лейки. Окончательную обработку покрытия проведите путем наброски на асфальтовое покрытие каменной крошки с контрастирующим цветом и последующей его укатки.

По такой дорожке ходить пешком вы можете сразу. Однако воздержитесь на два-три дня от более тяжелой нагрузки на дорожку, пока вяжущий материал не затвердеет полностью.

Главы из книги "Дизайн Вашего сада. Постройки из кирпича"
@
Издание на русском языке OFA sprl
@Перевод ТОО "Внешсигма"

Заказать данный экземпляр 
можно в разделе "Книги"

Адрес статьи: http://www.infoart.ru/art/landscap/land/way.htm 


Источник: www.infoart.ru/art/landscap
E-mail: land@siory.ru 



http://www.citycat.ru/
E-mail: citycat@citycat.ru

В избранное