Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Скорочтение и ТРИЗ


Больше, чем скорочтение

N 388

Скорочтение и ТРИЗ

Я не ошибусь, если скажу, что каждого взрослого человека интересует вопрос: как в ограниченное время прочитать больше. А так же, как отделить мусорную информацию от дельной.

Вот стандартные рекомендации о том, как научиться быстрее читать:

  • Расширяйте угол зрения, например, при помощи таблиц Шульте.

  • Учитесь читать молча без внутреннего проговаривания текста.

  • Используйте особые алгоритмы обработки текстов, например, выделяйте автора, выходные данные, факты.

  • Не возвращайтесь к ранее прочитанному тексту. Сначала прочитайте весь текст, а потом перечитывайте непонятные места.

Если вдумчиво отнестись к советам, то мы можем заметить, что внимание обращается на параметры чтения, без какого-либо изобретательского подхода. В системе текст - человек задействованы глаза, текст, речь, руки - вот их и нужно совершенствовать.

Такой подход имеет отрицательные последствия. Например, почитав отзывы родителей, посещавших курсы скорочтения, можно узнать, что спешка при чтении вредна. Ребенок гадает, что написано в тексте и плохо запоминает орфографию слов.

Однако проблемы с освоением скорочтения возникают не только у школьников:

  • Можно прийти к весьма неутешительному выводу после того, как только мы узнаём, что такое чтение: чтение – это вид речевой деятельности. То есть, читать весь текст без проговаривания невозможно. Непонятные или важные места обязательно нужно читать вслушиваясь, всматриваясь, вдумываясь и рефлексируя.

  • Интегральные алгоритмы не ускоряют чтение, а замедляют, однако очень выгодны преподавателям, чтобы манипулировать данными о скорости чтения, ведь в обычной жизни мы не будем, без крайней необходимости, запоминать ни выходные данные книги, ни автора.

  • Более того, вы будете немало удивлены, если узнаете, что почти каждый взрослый человек уже обладает достаточно широким углом зрения.

  • Да и читаем мы знакомые тексты не по буквам, а словами или сразу смыслом предложений.

А теперь давайте посмотрим на процесс скорочтения с изобретательской точки зрения. И увидим, что на каждого мудреца довольно простоты.

Использование приемов ТРИЗ к скорочтению

Примечание:

Что такое ТРИЗ читайте в Википедии.

Прежде всего представим Идеальный Конечный Результат (ИКР), возникающий при чтении.

Примечание:

В ходе решения изобретательской задачи формулируется образ идеального решения определяется противоречие, мешающее достижению ИКР. ИКР указывает направление на наиболее сильный ответ.

ИКР практически недостижим, но теоретически к ИКР можно подойти достаточно близко. Для этого надо последовательно нивелировать все отрицательные сверхэффекты, возникающие по мере приближения к ИКР.

Идеальный конечный результат в случае со скорочтением  будет звучать так:

"читаю нужную информацию, затрачивая при этом 0 минут, 0 секунд".

А основное противоречие будет звучать так:

  • Книга читается, потому что без чтения невозможно узнать, о чем в ней идёт речь.

  • Книга не читается, потому что чтение требует дополнительных затрат времени.

После такой постановки задачи становится понятно, что искать решение нужно не в области улучшения конкретных параметров человека, а в над-системе. Ведь расширив угол зрения в два раза, мы научимся читать всего лишь в два раза быстрее, а человеческий глаз не «резиновый" и натренировать его можно лишь на десятки процентов, но никак не на сотни. Каким-то невообразимым способом нужно находить дельную информацию и вчитываться именно в нее, минуя мысле-мусор.

Как разрешить противоречие – читать, не читая?

  • Изменим канал получения информации - например, можно слушать аудиокнигу.

  • Изменим способ получения информации - спросить у эксперта.

  • Изменим подход к чтению - определить сито, через которое должны проходить только дельные книги.

Так же указанную проблему можно решить при помощи типичных приемов ТРИЗ.

Приведу несколько вариантов решения задачи:

  • Принцип дробления (Разделить объект на независимые части) - например, разделить книгу на слова. Внести ее в компьютер и искать информацию в электронном отображении книги. Есть специальные программные систематизаторы, которые позволяют выделять по нужному ключевому слову все вхождения.

  • Принцип вынесения (Отделить от объекта "мешающую" часть) - пусть читают глаза другого человека. Например, можно вступить в сообщество, где эксперты обмениваются важной информацией.

  • Принцип местного качества (Перейти от одной структуры объекта к неоднородной.). Например, разбить читаемую литературу на классы. Вводная часть, выводы, примеры. Кстати, как правило, в книгах, для удобства читателей и для обеспечения наибольшего скорочтения, редакторы выделяют особым шрифтом определения, выводы и коды программ. Нужно лишь настроиться на нужный канал.

  • Принцип объединения (Соединить однородные или предназначенные для смежных операций объекты) - найти всех заинтересованных в решении нужной проблемы людей и совместно решить задачу. Например, можно совместно покупать дорогостоящие курсы. Объединяться для проведения семинаров. Скорость чтения, возможно, в результате подобного действия не вырастет, но затраты времени на чтение сократятся. Аналогично можно сделать совместную библиотеку книг.

  • Принцип наоборот (Вместо действия, диктуемого условиями задачи, осуществить обратное действие - например, не охлаждать объект, а нагревать.). Можно, например, не читать, а писать самому (на форумах).

Схожим способом можно решить другое противоречие:

Как определить ценность информации еще до чтения. Чтобы оценить дельность книги, ее нужно прочесть. Однако не стоит тратить на это время, если книга не информативна.

  • Книгу должен рекомендовать человек, которому вы доверяете.

  • Читать нужно авторов-классиков.

  • Определите для себя маркеры некачественной литературы. Например, если автор позиционирует свою книгу как мозговой штурм, то такую литературу можно отнести в разряд некачественных. Если автор не ссылается на свой опыт, едва ли эта книга достойна внимания.

Вот так, без каких-либо тренировок, а лишь используя мощь интеллекта, можно найти сильное решение.

С уважением, Сергей Михайлов

http://sm100.ru , http://magicspeedreading.com/rus/

Сергей Михайлов

 


 

 


В избранное