Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Сотвори себя сам. О скорочтении и самосовершенствовании Как проводить кластеризацию данных вручную


Скорочтение

N 429

Как проводить кластеризацию данных вручную

 

Один из вопросов, который волнует исследователя касается систематизации собранных знаний, фактов, данных, мнений, ключевых слов, заглавий, заметок.

Допустим, вы пишите книгу. Первое, с чего вы должны начать, так это со сбора материалов. После того, как материалы собраны нужно правильно систематизировать полученные данные и выявить закономерности. После этого, согласно полученных закономерностей составить структуру будущей книги, а так же выявить недостающие звенья в логических заключениях и заполнить их.

Конечно, велик соблазн взять ранее изданную книгу по исследуемой теме и скопировать от туда структуру – но, поступая таким образом мы ни чего не привносим нового, а хочется сделать нечто большее, чем уже известно.

Примечание:

Кстати, говоря, Де Боно, процесс подобный тому, что описываю я называет боковым – латеральным. Он утверждает, что открыл новый способ мышления - конечно, это не так. Латеральное мышление ни какой не новый вид мышления, а один из этапов логического мышления, а именно процесс анализа - синтеза.

 

Как систематизировать информацию

В своей работе по систематизации я использую листки и ручку. Я не пользуюсь электронными средствами систематизации - уж, слишком много кликов мышкой или нажатий на клавиатуре следует сделать для того чтобы выполнить определенное действие.

 

Описание процедуры:

  1. Записываю мысли и ключевые слова в список.
  2. Беру книгу какого либо гуру по нужной теме и выписываю от туда ключевые слова, названия глав, термины (составляю тезаурус).
  3. При помощи wordstat.yandex.ru (а можно при помощи программы keykollector) собираю статистку по выписанным ключевым словам.
  4. Выписываю высокочастотные ключевые слова на клочки бумаги.
  5. Сортирую записи и выявляю скрытую закономерность.

Пример систематизации на клочках бумаги:

 

http://youtu.be/zsXI677O7I0

 

 

До этой простой и очевидной процедуры я шел много лет.

  • Во-первых, обязательно следует мысли записывать на отдельные клочки бумаги, чтобы не было пространственной и психологической привязки к ложившейся структуре информационных фреймов.
  • Во-вторых, во время разработки проекта, следует исследовать авторитетные источники на предмет поиска ключевых слов.
  • В-третьих – собранные данные нужно мгновенно сворачивать и разворачивать, например, на полу, чтобы иметь как можно более широкий или узкий взгляд на проблему.
  • В-четвертых – идее следует дать отлежаться. Например, я держу на рабочем столе несколько стопок с карточками, чтобы иметь возможность мгновенного доступа к планируемому проекту.

Примечание:

Работа по сбору ключевых слов и понятий – это составление тезауруса разрабатываемой темы

Тезаурус (от греч. θησαυρός — сокровище), в общем смысле — специальная терминология, более строго и предметно — словарь, собрание сведений, корпус или свод, полномерно охватывающие понятия, определения и термины специальной области знаний или сферы деятельности, что должно способствовать правильной лексической, корпоративной коммуникации (пониманию в общении и взаимодействии лиц, связанных одной дисциплиной или профессией); в современной лингвистике — особая разновидность словарей, в которых указаны семантические отношения (синонимы, антонимы, паронимы, гипонимы, гиперонимы и т. п.) между лексическими единицами. Тезаурусы являются одним из действенных инструментов для описания отдельных предметных областей.

 

Как я шел к описанному выше способу

  1. Делал записи в тетрадь – недостаток такого подхода в том, что очень трудно взглянуть на ситуацию, как бы с альтернативной точки зрения.

  2. Использовал тетрадь на кольцах – недостаток этого метода в том, что на каждую идею (ключевое слово) следует выделять отдельный листок, а это порождает большое количество отходов.

Об использовании кольцевых тетрадей

  1. Я до сих пор практикую конспектирование лекций при помощи тетрадей на кольцах.

  2. Пишу только на одной стороне листка - это позволяет после составления конспекта выложить все листки на пол и охватить одним взглядом все что я законспектировал.

  3. Каждую главу я начинаю с нового листка – для того, чтобы было проще сортировать листки конспекта.

  4. Если возникают визуальные образы во время конспектирования, то обязательно рисую.

Об опыте использования кольцевых тетрадей

http://www.youtube.com/watch?v=52Xv0XqkcgU

О майндмапах

Когда мы говорим о систематизации знаний, то как правило, собеседник вспоминает о майнд-мапах

Примечание:

Диаграмма связей, известная также как интеллект-карта, карта мыслей (англ. Mind map) или ассоциативная карта, — способ изображения процесса общего системного мышления с помощью схем.

Майндмапы, на мой взгляд, практически не пригодны для систематизации.

  • На мой взгляд, каждый элемент информации, требует очень много лишних телодвижений. Слишком долго времени тратится на то, чтобы «отрывать» листки и переносить с одного дерева на другое.

  • Слишком много действий нужно сделать для того, чтобы переходить с позиции «под микроскопом» в позицию «с птичьего полета».

  • При использовании компьютерного ПО очень сложно оформлять документы спонтанными рисунками и особыми значками. То есть при использовании майндмапов полностью выключается позиционная память и позиционное мышление, когда на подсознательном уровне исследователь может быстро найти нужную карточку.

Майндмапы очень хорошо подходят для презентации идей перед аудиторией, но, не для научного поиска.

Сравним ручной и программный способ обработки информации

  • Например, для того чтобы изменить масштаб картинки, в компьютерной программе нужно нажать ctrl + или ctrl -, а при работе с бумагой следует лишь отодвинуть корпус тела.
  • Для того, чтобы перебросить элемент в дереве знаний, нужно: 1. Создать новое дерево, 2. Вырезать элемент из старого дерева, 3. Перенести элемент. В то же время, если мы работаем вручную, то нам всего лишь, нужно взять карточку рукой и перенести ее в другую стопку.
  • Для того чтобы получить доступ к проекту на компьютере – его нужно открыть. В то же время, если вы работаете вручную, папка с карточками идей может располагаться прямо рядом с клавиатурой – это очень удобно для мгновенного доступа к проекту.

 

Использование редактора Word для систематизации данных

Первый раз мне об этой возможности подсказал литературный редактор моей книги по программированию. Меня удивил тот факт, что редактор совершенно не ориентируясь в предмете быстро нашел дублирующие куски текста.

Оказалось, что литературный редактор использовал редакторские стили word.

Word отлично подходит для систематизации знаний как для небольших, так и больших проектов, особенно, если общая структура документа уже определена.

Видео – структуризация в ворде

http://www.youtube.com/watch?v=rVKPoZ_TL0Y

Систематизация с привлечением помощи друзей

Интернет сервис docs.google.com позволяет легко и просто привлекать к редактированию документа ваших знакомых и друзей. Все что требуется от исследователя, так это составить текст - затравку и пригласить к редактированию текста друзей и коллег.

Примечание:

Просите своих друзей, писать записи разными цветами, чтобы было проще разобраться в какофонии мнений.

После того, как каждый из участников дискуссии высказался, подчистите документ и заново переформулируйте его.

Мини-мозговые штурмы можно проводить с использованием электронных журналов и социальных сетей. В этом случае, вы можете оформить статью, как эту и опубликовать ее в разных источниках.

 

С уважением Сергей Михайлов

Serge_mikhailov@mail.ru

Sm100.ru

 

PS1:

Мне будет интересно познакомиться людьми, которые работают в направлении поиска смыслов. Если у вас есть мысль или вопрос – напишите мне письмо. Я отвечаю на все письма.

PS1:

Я приступил к созданию коммерческого продукта, проектное название которого "общение для интровертов - или как находить друзей, если нет ни какого желания общаться с людьми".

Я буду описывать процедуру того как сделать так, чтобы при встречах с "деловыми партнерами", вы могли бы сразу общаться с собеседником на ТЫ. Как устранить максимум препятствий для плодотворного сотрудничества (ведь интровертом может быть и ваш собеседник).

Если вы относитесь к разряду людей, которые предпочитают общение с самим собой, если вы тот кого воротит сама мысль выступать перед публикой, пожалуйста напишите мне письмо или с вопросом или описанием своего опыта.

 

 

 

Узнайте, как читать быстрее и запоминать больше!!

 

Есть вопрос? Не стесняйтесь - пишите. Я внимательно читаю письма и отвечаю на каждое из них. Мне, как и любому другому человеку, приятно получать письма, а тем более приятно получать письма с вкусными вопросами.

serge_mikhailov@mail.ruu

Сергей Михайлов


В избранное