Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Наш мир - история, культура, достопримечательности


Великие актеры, игра которых завораживает, которые заставляют поверить в созданный ими мир... Картины, скульптуры настолько прекрасные, что хочется смотреть на них часами... Замки, дворцы, музеи, целые города представляющие собой уникальные творения рук человеческих... Архитекторы, создавшие необычайную красоту, музыканты и композиторы, чья музыка может поднять до небес и растрогать до слез... Люди, без которых невозможно представить себе историю - аристократы, авантюристы... Исторические события, оставившие свой важный отпечаток в этом мире... Великие боги и богини...

All The Universe - о всем, что нас окружает!

Выпуск No123


 Здравствуйте, уважаемые подписчики!

Розенкрейцерство (орден розенкрейцеров, розенкрейцеры, «Орден Розы и Креста») — теологическое и тайное мистическое общество, предположительно основанное в позднее средневековье в Германии Христианом Розенкрейцем. Содержит учение, «построенное на древних эзотерических истинах», которые «скрыты от обыкновенного человека, обеспечивают понимание природы, физической вселенной и духовного царства», что отчасти символизируется эмблемой братства — розой, распускающейся на кресте. Розенкрейцеры ставили перед собой задачи всестороннего улучшения Церкви и достижение прочного благоденствия государств и отдельных лиц.

Между 1607 и 1616 годами были опубликованы два анонимных манифеста, поначалу получившие распространение в Германии, а после — во всей Европе. Они носили названия Fama Fraternitatis RC (Слава Братства RC) и Confessio Fraternitatis (Вероисповедание Братства RC). Под влиянием этих документов, представляющих «наиболее чтимый Орден» мистиков-философов-учёных, распространяющих «всемирную реформацию человечества», появилась почва для движения, которое впоследствии Фрэнсис Йейтс назвала «розенкрейцерским Просвещением».

Розенкрейцерство связывали с протестантизмом и, частично, лютеранством. Согласно историку Дэвиду Стивенсону, Розенкрейцерство также оказало влияние на развитие масонства в Шотландии. В дальнейшие столетия многие Тайные Общества утверждали, что получили свою преемственность и таинства, полностью или частично, от изначальных Розенкрейцеров. Некоторые современные Общества, которые относят дату основания Ордена к ранним столетиям, были созданы для исследования Розенкрейцерства и близких к нему тем.

Манифест Fama Fraternitatis описывает легенду о немецком ученом и философе-мистике, чье имя было «Брат C.R.C.» (позже, в третьем манифесте, его имя было расшифровано как Христиан Розенкрейц, или «Роза-Крест»). 1378 год был назван годом, когда родился «наш Отец Христиан», а также утверждалось, что он прожил 106 лет. В первом же манифесте говорилось, что Христиан Розенкрейц первоначально воспитывался в монастыре, а затем отправился в паломничество в Святую землю. Однако паломничеству в Иерусалим он предпочел общение с мудрецамиДамаскаФеса и таинственного Дамкара. Вернувшись на родину, вместе с тремя своими учениками он создал Братство Розы и Креста, главной целью которого было постижение Божественной мудрости, раскрытие Тайн природы и оказание помощи людям. Возможно, это произошло в 1407 году.

Как было сказано, во все время жизни Христиана Розенкрейца, Орден состоял не более чем из восьми членов, каждый из которых был доктором или бакалавром. Каждый из них поклялся не взимать плату за лечение больных, сохранять Братство в тайне, и найти себе замену прежде, чем умрет.

В 1484 году Христиан Розенкрейц умер, а ровно через 120 лет его могила с секретными книгами, согласно его предсказанию, была обнаружена членами его Братства. Первые Розенкрейцерские документы с рассказом о тайном Братстве и его основателе якобы и были теми самыми анонимно опубликованными в Европе в 16071616 годах манифестами, в которых и рассказывалось о его жизни. Эти манифесты вызвали к себе живой интерес. Многие выдающиеся ученые и философы того времени пытались найти это загадочное Братство и впоследствии некоторые из них (например, лейб-медик и секретарь императора Рудольфа II Михаэль Майер) уверяли, что им это удалось.

Возможно, если допустить существование Христиана Розенкрейца как исторической, а не мифической личности, то ему, и его Братству требовалось, чтобы сменилось как минимум несколько поколений (приблизительно с 1500 по 1600 годы), чтобы научная, философская и религиозная свобода возросла в такой степени, что общественность смогла бы получить пользу от знаний Розенкрейцеров, и вообще принять эти знания. И именно после этого, члены Братства и их преемники, вероятно решили приступить к поиску достойных людей.

Манифесты не были восприняты многими буквально, но их расценили скорее как обман или как аллегорические утверждения. Непосредственно в манифестах заявляется: «Мы обращаемся к вам притчами, но охотно предоставили бы вам правильное, простое, легкое и бесхитростное описание, понимание, и знание всех секретов». Некоторые полагают, что Христиан Розенкрейц— это псевдоним более известной исторической фигуры, обычно выдвигаются теории, что этоФрэнсис Бэкон.

Вероятно, первый манифест Розенкрейцеров был написан под влиянием работы уважаемого философа-герметика Генриха Кунрата Гамбургского, автора Amphitheatrum Sapientiae Aeternae (1609), на которого, в свою очередь, повлиял Джон Ди, автор «Иероглифической Монады» (1564). Приглашение на Королевскую Свадьбу в Химической свадьбе Христиана Розенкрейца начинается с философского ключа Ди, символа Иероглифической Монады. Также автор утверждал, что Братство располагает книгой, которая напоминает работы Парацельса.

В своей автобиографии Иоганн Валентин Андреа (15861654) предъявляет претензии на анонимно изданную Chymische Hochzeit (Химическую Свадьбу Христиана Розенкрейца) как на одну из его работ, и впоследствии говорит о ней как о шутке (игрушке, игре) (lidibrium). Правда, в своих более поздних работах он насмехается над Алхимией, и помещает ее в один ряд с музыкой, искусством, театром и астрологией как c наименее серьезными науками. Согласно некоторым источникам, его роль в происхождении легенды Розенкрейцеров спорна, и это мнение является общепринятым.

История Братства

С полной уверенностью говорить о существовании Розенкрейцерских организаций можно лишь с началаXVIII века. В 1710 году силезский пастор Зигмунд Рихтер, под псевдонимом Синцериус Ренатус («Искренне Обращенный»), опубликовал трактат, озаглавленный «Теоретико-практическая теософия. Истинное и Полное приготовление Философского КамняБратства от Ордена Злато-Розового Креста». В сочинении, состоящем из 52 статей, Рихтер представлялся членом этого Братства и сообщал, что оно состоит из обособленных отделений, в каждое из которых входит 31 адепт. Братством управляет «Император», в него принимаются лишь масоны в степени Мастера. Любопытно отметить, что впоследствии, уже в XIX векеУинн Уэсткотт (глава Общества Розенкрейцеров в Англии (S.R.I.A. — Societas Rosicruciana in Anglia [1] и один из основателейОрдена Золотой Зари), утверждал, что Рихтер действительно был главой подлинного Розенкрейцерского Братства, основанного Христианом Розенкрейцем. Однако, общеизвестно, что S.R.I.A. является пара-масонской организацией, основанноймасонами регулярных английских уставов, как система Высших Градусов, в подражание Уставу Рыцарей-Благодетелей Святого Града Жана-Батиста Виллермоза который первый ввел градусаРозы-Креста в Масонство, и был автором соответствующего посвятительного ритуала, который используется и поныне в Шотландском Уставе. Таким образом, авторитетность суждения основателей Ордена Золотой Зари в вопросе действительных Розенкрейцерских Братств, а не их подражателей — сомнительна.

Розенкрейцерское Просвещение

В начале 1600-х годов манифесты вызвали волнения по всей Европе, так как заявляли о существовании Тайного Братства Алхимиков и мудрецов, которые готовились преобразовывать искусства, науки, религию и интеллектуальную сферу Европы. Политические и религиозные войны в то время разоряли континент. Однако манифесты переиздавались несколько раз и сопровождались многочисленными ответными брошюрами, как благоприятными, так и неблагоприятными. В период между 1614 и 1620 было издано около 400 рукописей и манускриптов, в которых обсуждались документы Розенкрейцеров.

Пик так называемого «Розенкрейцерского фурора» был достигнут, когда в 1622 году на стенах зданий, находящихся на центральной площади Парижа в течение нескольких дней последовательно появились две афиши. Первая гласила: «Мы, Представители Высшей Коллегии Розы-Креста, действительно находимся, явно, и незримо, в этом городе(…)», а вторая афиша заканчивалась словами: «Мысли вместе с истинным желанием ищущего, приведут нас к нему, и его к нам».

Это событие инспирировало появление множества работ, среди которых работы Майкла Мэйера(15681622) из ГерманииРоберта Фладда (15741637) и Элиаса Эшмола (16171692) изАнглииТеофилуса Швейгхардта КонстантиенсаГоттхардуса АртузиусаЮлиуса Спербера,Хенрикуса МадатанусаГабриэля НаудеТомаса Ваугана, и других. В Theatrum Chimicum britannicum (1650Элиас Эшмол защищает Розенкрейцеров. Некоторыми из позднейших работ, испытавших влияние Розенкрейцерства, являются Opus magocabalisticum et theosophicum by George von Welling (1719), наполненная вдохновения алхимией и трудами Парацельса, и Aureum Vellus oder Goldenes Vliess (1749) принадлежащие перу Германна Фиктулда.

Майклу Мэйеру был пожалован титул Пфальцграфа (Граф-палатин) Рудольфом II, Императором Священной Римской Империи и Королем Венгрии и Богемии. Мэйер был одним из видных апологетов Розенкрейцерства, передавая подробности о «Братьях Розы-Креста» в своих сочинениях. Мэйер настаивал, что Братья R.C. существуют для того, чтобы развить священные искусства и науки, включая алхимию. Исследователи трудов Мэйера обращают внимание на то, что он никогда не заявлял, что изготовил золото, так же как Генрих Кунрат и другие возможные Розенкрейцеры. В их трудах акцент делается на символическую и духовную Алхимию, а не на оперативную. В этих трудах в прямом и переносном смысле описываются девять стадий инволютивно-эволютивной трансмутации троичного тела человека, троичной души и троичного духа, что вместе с другими оккультными доктринами относится к «Пути инициации».

В памфлете 1618 года, «Pia et Utilissima Admonitio de Fratribus Rosae Crucis», Генрих Неухусийпишет, что Розенкрейцеры отправились на Восток из-за нестабильности в Европе, вызванной началом Тридцатилетней войны. В 1710 году Зигмунд Рихтер, основатель тайного общества «Злато-розового Креста», также предполагает, что Розенкрейцеры переселились на Восток. В первой половине XX века Рене Генон, исследователь оккультизма, так же представляет эту же идею в некоторых своих работах. Однако, выдающийся автор XIX векаАртур Эдвард Уэйт — видный историк Масонства и Мартинист, представляет аргументы, опровергающие эту идею. На этой благотворной почве выросло много «Нео-розенкрейцерских» обществ. Они основывались на оккультной традиции идущей якобы от «Коллегии Незримых» или на преемственность от «Неведомых Высших» (Supèrieur Inconnu), «Тайных Вождей» и строили целые системы на вдохновении этими идеями.

Литературные труды XVI и XVII веков полны загадочных пассажей, содержащих отсылки к Розе-Кресту, например, в следующих строках:

Мы предсказываем большой мятеж, Мы — братья Розы-Креста, У нас есть Масонское Слово и второй образ, И мы верно предсказываем грядущее. Генри Адамсон, «Плач муз» (Перт, 1638)

Идея такого ордена, являющего собой пример мировой сети астрономов, профессоров, математиков и естественных философов в Европе XVI века, выдвинутая такими людьми, какИоган КеплерГеорг Иоахим фон ЛаухенДжон Ди и Тихо Браге, дала начало «Незримой Коллегии». Она была предшественницей «Королевского Общества», образовавшегося в XVII веке. Оно было основано группой ученых, начавших регулярно собираться для того, чтобы делиться знаниями, полученными путем экспериментальных исследований и развивать их. Среди них был Роберт Бойль, который писал: «Ключевые лица Незримой (или, как они сами себя называют, Философской) Коллегии, в общество которых я имею честь входить…» и Джон Уоллис, описывавший эти встречи в таких словах: «Около 1645 года, пока я жил в Лондоне (в то время, когда из-за гражданских войн академические занятия были прекращены в обеих Университетах), … мне посчастливилось познакомиться с разными достойными особами, интересующимися естественной философией, и другими областями человеческих знаний, в особенности тем, что называлось Новой философией или Экспериментальной философией. Мы условились встречаться еженедельно в Лондоне в определенный день и час, с определенными взысканиями и взносами на нужды экспериментов, с определенными правилами среди нас, чтобы обсуждать и рассуждать о таких вопросах…»

 

По материалам свободной энциклопедии Википедии 

 

 До новой встречи и всего вам хорошего, ведущий рассылки Клавдий.


Пишите мне о своих впечатлениях и пожеланиях. Ваши письма могут быть опубликованы в рассылке, если вы не запретите это явно.

Если вы пропустили несколько выпусков, то ищите их в архиве рассылки.


В избранное