Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Энциклопедия культур Deja vu

  Все выпуски  

Энциклопедия культур


 

        ЭНЦИКЛОПЕДИЯ    КУЛЬТУР              

 

НОВЫЕ   СТАТЬИ     

 


 

Ледяной дом   Ледяной дом был построен в Петербурге в 1739 г. Некоторых современников удивил не сам Ледяной дом, а ледяные пушки, которые «выдерживали заряды в три четверти фунта пороха». Ледяной дом - это не только грандиозная придворная забава, но и эпизод из истории науки XVIII в. В ней отсутствуют четкие границы, отделяющие науку от искусства, физический эксперимент уживается с суеверием и чудесами. С точки зрения позитивной науки Ледяной дом был понят как дорогая безделушка, продиктованная исключительно жаждой развлечений. С позиции своего времени - это ученая забава, научный эксперимент, поставленный как невиданное зрелище.

                              Л. Никифорова 9 стр. 3 илл.

 

Культура Китая   Сборник статей. 370 стр. На странице: содержание и ссылка на архив.

 

Мораль   Смысл морали в философии Ф. Ницше. Образ "иного совершенства" и "иной дисциплины", нарисованный Ницше, без сомнения, является вызовом моральному сознанию и вызовом серьезным. Философ провозглашает, что совершенствование, осуществляемое за счет тиражирования и репликации человеческих свойств и не сопровождающееся стремлением за пределы "человеческого, слишком человеческого", не является в действительности совершенствованием. Это очень сильный критический тезис и даже своеобразный приговор морали.

                                 А. Прокофьев 23 стр.

 

Знание    Дискурс знания произрастает из несовпадения, зазора между властью и смыслом, между жизнью и смертью: знания всегда производится больше, чем механизмов его утилизации, управления им и распределения; знание создаёт себя помимо институтов власти и множится вопреки всякой необходимости. Мы слишком много знаем. Слишком много, чтобы жить только в одной реальности, разделять одну историю и одно тело. Именно благодаря этому несовпадению, раздиалектизации отношений - власть никогда не покрывает знания целиком - и оказывается возможным движение истории.

                                Дм. Ольшанский 5 стр.

 

Домовой  - домашний дух, мифологич. хозяин и покровитель дома, обеспечивающий нормальную жизнь семьи, здоровье людей и животных, плодородие. Домовой существует в каждом доме и связан с определенным родом, предком которого он мыслится. Наряду с мужским образом домового существуют женские парные соответствия этому персонажу - жена и дочь домового. Полагают, что домовой невидим и показывается людям только как предвестник какого-л. события. Домовой имеет антропоморфный вид: древнего старика, черного человека. У богатых людей домовой покрыт шерстью, у бедных он голый. Как и другие демоны, домовой способен к оборотничеству. Он может принимать облик любого члена семьи, особенно отсутствующего, любого животного.

                              Е. Левкиевская 5 стр.

 

Шизофрения   Большой шизофренический проект культуры XX века можно считать завершенным. В чем причины его возникновения? В соответствии с циклической моделью культурного развития культурные циклы развиваются в двухтактном ритме -вначале культура актуализирует все рациональное, потом на смену приходит формализм, иррационализм и мистика. Так чередовались рациональный Ренессанс и иррациональное барокко, рациональный классицизм и иррациональный романтизм, наконец, позитивистская реалистическая культура XIX века и иррациональная шизофреническая модернистская культура XX века. В соответствии с этой логикой впереди нас ждет новый рационалистический ренессанс.

                                   В. Руднев 7 стр.

 

Графоман   Значение эпигонства, дилетантизма и графомании - отмечал Ю. Тынянов - переменчиво, «от эпохи к эпохе разное, и высокомерное отношение к этим явлениям - наследство старой истории литературы». При сегодняшней распространенности слова «графоман», наверное, нет нужды в оговорке, что оно употреблено не для того, чтобы обидеть автора, а чтобы попытаться понять смысл его текста. Сегодняшняя литературная ситуация дает повод разобраться в сути этого явления. Сегодня если и звучит высокомерие, то в тоне самопризнания: «Я графоман». О себе так прежде не говорили. Теперь говорят, ибо вот что такое графомания: «Это мистическая потребность в письме».

                                  И. Шайтанов 8 стр.

 

Гермес Трисмегист    Под именем Гермеса Трисмегиста возникла обширная литература на греческом языке, имевшая предметом астрологию и оккультные науки. Наряду с циркулировавшими под именем Гермеса трактатами и практическими рецептами астральной магии, возникла и философская литература, связанная с тем же чтимым именем. Важнейшие из дошедших до нас герметических философских текстов, относятся к периоду между II-III вв. н.э. То, что Августин (IV в.) безоговорочно принимает легенду о Гермесе Трисмегисте, служит примечательным свидетельством известности и значительности герметических текстов. Возрождение приняло Гермеса Трисмегиста за жившее в глубокой древности реальное лицо.

                           Ф. Йейтс 50 стр. 9 илл.

 

Ябеда    Термин ябедник  - ославяненное германское слово, означающее должностное лицо: Aembed (готск.) - должность, Ambtman (нем.) - служитель. Ябедники как должностные лица и как представители частных лиц упоминаются в новгородских берестяных грамотах. Деятельность ябедников была связана с обвинением и получением денежного вознаграждения за свою деятельность. Вследствие этого они могли использовать служебное положение в корыстных целях, а также заниматься ложными обвинениями, клеветой. В Судебнике 1497 г. «ябедничество» с целью извлечения выгоды является преступлением, упоминается в одном ряду с такими «лихими делами» как «татьба», «разбой», «душегубство» и карается смертной казнью. У древних чехов ложных соков («ябедников») побивали камнями.
                            С. Васильев 12 стр.

 

Коса    в поверьях и обрядности славян. Коса, косы - вид женской прически, наделяемый брачной символикой; одну косу носили девушки (в том числе и старые девы), две косы - замужние женщины. Первое заплетение косы девочке означало ее переход в новую возрастную категорию. Пока ей подрезали волосы, она была «дiвчинкою», а как только ей заплели косу, она становилась «дiвкою» (гуцул.), девушкой на выданье, лента в косе была знаком того, что девушка на выданье (рус.). Замужней женщине нельзя было носить одну косу, чтобы не овдоветь.Выкуп косы невесты стороной жениха символизировал приобретение полной власти над женщиной. Во время свадьбы брат невесты вынуждал жениха выкупать косу за право сидеть рядом с невестой. В похоронном обряде распущенные косы - символ скорби.

                           В. Усачева 3 стр.

 

Зачатие   Представления о зачатии у славян. Верили, что время суток и фаза луны в момент зачатия влияет на судьбу и характер потомства: ребенок, зачатый в безлуние, останется бесплодным, зачатие в последней фазе луны предвещало рождение болезненного ребенка, в полнолуние - здорового и богатого, на вечерней заре - угрюмого и злого, на утренней - веселого и доброго, в полдень - ленивого, в полночь - трудолюбивого. Пол ребенка также зависел от обстоятельств зачатия и мог магически регулироваться с помощью «мужских» или «женских» предметов, которые клали в постель или под кровать. Некоторые локусы считались благоприятными для зачатия детей определенного пола: так, девочек надо было зачинать под молодой яблоней, мальчиков - на муравейнике.

                              Г. Кабакова, С. Толстая 3 стр.

 

Самозванец    Речь пойдет не о самозванчестве как таковом, но о циркулировавших в обществе второй половины XIX в. идеологических моделях, так или иначе восходивших к мифологии самозванчества. В это время оказались актуализованными те культурные символы, которые были связаны с мифологическими схемами, сложившимися вокруг Смутного времени - эпохи первых самозванцев. По страницам периодики прошествовал целый отряд самозванцев - от знаменитого Гришки Отрепьева до безвестных крестьян, выдававших себя за царевичей или царей - эти разномасштабные фигуры были востребованы в 1860-1870-е гг. с такой настойчивостью, которая прежде всего характеризует саму пореформенную эпоху. 1860-е годы - время тотальной ревизии прошлого и решительной смены исторического дискурса.

                                  О. Майорова 29 стр.

 


В избранное