Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Энциклопедия культур Deja vu

  Все выпуски  

Энциклопедия культур: Новые статьи


Э Н Ц И К Л О П Е Д И Я    К У Л Ь Т У Р

НОВЫЕ   СТАТЬИ

 

Дух сект  Незачем искать иных причин притягательности, которой постоянно обладают секты: они кажутся вечным источником секрета и страсти, верности и могущества. Возможно, они и в самом деле им являются. Возможно, в ребяческих мечтах или недолговечных затеях обретается та атмосфера, где можно испробовать необходимые человеку доблести, которые общество неспособно неукоснительно практиковать и даже не особенно решается их восхвалять...

 

Роже Кайуа, 39 с.

 

 

Манихейство в Китае  Манихейство, будучи, по сути, маргинальным вероучением (классифицируемым как «ересь» равным образом и в регионах распространения авраамических религий, - в частности, христианства и ислама, - и в Иране, где господствовал зороастризм, и собственно в Китае, с преобладанием там буддизма), смогло со временем выйти на уровень мировых религий, с той лишь разницей, что стало именоваться мировой ересью...

 

A. Алексанян 15 с.

 

 

Антидуэльное законодательство  В XVI в. во Франции не прекращалась дискуссия о праве дворянства на дуэль. В этой дискуссии столкнулись две идеи: идея торжества королевской власти, закона, правосудия и государственной целесообразности над столь явным и вызывающим "пережитком" дворянской вольницы, как смертоубийственный поединок, и идея существования дворянского кодекса чести, следование заповедям которого благородный человек должен предпочесть своему долгу законопослушного верноподданного...

 

В. Новоселов 18 с.

 

 

Басма - Пайцзы  На картинах художников XIX в. Н. Шустова и А. Кившенко изображена сцена в кремлевских палатах, предварявшая военное вторжение на Русь хана Ахмата. На них гордо вставший с трона великий князь Иван III Васильевич разрывает и топчет ханскую грамоту, а у А. Кившенко еще и некую басму. Негодующие татарские посланники, равно как и окружение князя, хватаются за оружие. Вот-вот произойдет схватка. Специалистам известно и изображение этой ситуации в летописном варианте — в так называемом Казанском летописце...

 

Ю. Кривошеев 6 c.

 

 

Медиа: Под подозрением  Для описания призрака требуется не онтология (ontologie), а некая (х)антология (hantologie) - от фр. hantise: появление призраков. По отношению к призракам люди должны быть прежде всего магами. Медиа-онтологический вопрос относительно призраков - это не вопрос об их сущности, а вопрос об оптимальной защите от них. При этом речь идет не об осмысленной коммуникации, а о своевременном спасении своей жизни...

 

Б. Гройс 20 c.

 

 

Ю. М. Лотман как культуролог  Интересны два художественных сюжета, занимавшие Лотмана: как бы развивалась русская история, русская общественная жизнь, если бы в 1825 победили декабристы, а в начале 1860-х страной завладела бы партия Чернышевского. Вырисовывались сюжеты о борьбе Пестеля с северянами за власть, причудливая смесь демократических и деспотических принципов, агрессивная внешняя политика, обласкивание, а потом жестокое отталкивание не поддающегося власти Пушкина...

 

И. Кондаков 19 с.

 

 

Лотман о трех функциях текста  Лотман утверждал, что структура поэтического произведения более информативна, чем прозаического. Информативность сообщения обратно пропорциональна степени его организованности. Неопределенности и недосказанности разного рода таят в себе множество потенциальных смыслов и толкований. Поэтому естественным был бы вывод о том, что в жесткой структуре стихотворения можно выразить гораздо меньше, чем в прозе. В действительности все обстоит с точностью до наоборот...

 

О. Леута 16 с.

 

 

Распыление Черного квадрата  Авангард «растащили» на цитаты, среди которых безусловный лидер референции - «Черный квадрат» Казимира Малевича, знак, кочующий в художественном пространстве XX века, объект визуальной интерпретации и трансформации, своеобразная фигура - ритурнель современного изобразительного искусства. Сам Малевич неоднократно возвращался к своему Квадрату, даже подписывался знаком квадрата...

 

Н. Смолянская 16 с.

 

 

Игры с вином: Эстетика древнегреческого пира  На симпосии винная утварь может использоваться не по прямому назначению, а для выполнения разнообразных упражнений на ловкость и равновесие. На чаше Эпиктета на вытянутой левой руке пирующего, в локтевом изгибе стоит чаша: сама по себе, без поддержки. В правой руке он держит кувшин; очевидно, что смысл этого упражнения состоит в том, чтобы преодолеть силу тяжести и манипулировать сосудами не так, как «положено»: не касаясь их пальцами, не держа их за ручки... 

 

Франсуа Лиссараг, 18 с.

 

 

Фильм Овсянки   Лучше всего смотреть Овсянки, ничего о них не зная. Есть ты и есть фильм, и что будет между вами дальше и будет ли, - неизвестно. В неизвестности приключение. Посредник-эксперт в этом деле, может быть, и нужен, есть в этом что-то аристократическое. Правда, пишущий, как правило, сам аристократ, он знает как лучше, он дает советы, не может просто так стоять. И всегда норовит поставить точку в конце предложения. Все бы ничего, так ведь и в конце рассказа - тоже...

 

А.Б.

 


В избранное