Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Энциклопедия культур Deja vu

  Все выпуски  

Энциклопедия культур: Новые статьи


Э Н Ц И К Л О П Е Д И Я    К У Л Ь Т У Р

НОВЫЕ   СТАТЬИ

 

Церковная политика Петра I  Если Просвещение подразумевает прекращение преследования колдовства (видя в нем еще большее "суеверие", чем само колдовство), то петровские законодательные нормы о преследовании колдовства (они становятся существенно более жесткими, чем в предшествующие царствования} однозначно свидетельствуют, что мы имеем дело с чем-то иным, чем Просвещение. Политика Петра (в том числе и его церковная политика) существенно лучше описывается в терминах социального дисциплинирования как одной из основных практик абсолютистских режимов...

 

В. Живов, 35 с.

 

 

Свобода в поэтическом мире Пушкина  Пушкин постоянно превращал свои отношения со свободой в идеологический и риторический театр, где он то попеременно, а то и одновременно играл роли проповедника либерализма, тираноборца-радикала - воина свободы и ее пустынного сеятеля, либертена, поклонника гордого идола романтической свободы, адепта просветительской воли, изверившегося в свободе скептика, безгранично свободного поэта и т. д. Пушкинский театр свободы представлял собой литературный механизм, интенсивно порождавший все новые и новые сюжеты о свободе...

 

В.Паперный, 22 с.

 

 

Ошибка, Бог и литература  Чем дольше история, тем грандиознее объем заблуждений, в которых признается себе человек. Кто и как будет классифицировать их? Сменность поведенческих моделей, совершающаяся по ходу истории, заставляет скептически отнестись к тому, что предикат правильность применим к какой-либо из них. В этом плане homo historicus - все тот же отчаянный экспериментатор. Показательно, что Сендерс и Морэй указывают на плодотворность ошибок в процессе эволюционного приспособления человека к окружающей среде...

 

И. Смирнов, 40 с.

 

 

О гротеске и родственных ему категориях  Неужели и впрямь гротеск неизменно связан со смехом? Явление философу черного монаха в одноименном рассказе Чехова или тени отца Гамлету интуитивно ощущается как гротеск, но эти сцены отнюдь не комичны. Гротеск не миметичен? Как быть тогда с населяющими литературу калеками, скажем, с героем гоголевской Повести о капитане Копейкине, которому в 1812 году оторвало руку и ногу и который предпринимает против общества то, что древние называли hybris...

 

И. Смирнов, 18 с.

 

 

Обсценные варианты русских пословиц  Пословица воспринимается как нормативное изречение, нравственное поучение. Л. Блуа называл пословицы образцами буржуазной морали. Однако существуют пословицы, которые содержат обсценную лексику. Латинское obscenus кроме значений неприличный, грязный, отвратительный, обозначает мужские половые органы. Во фр. языке термин obscenite как слово книжного языка появляется в XVI в., что характерно для разрыва со средневековой культурой, несмотря на раблезианскую традицию...

 

С. Вьеллар, 12 с.

 

 

Язычество христиан - христианство язычников  В поэме Спаситель, написанной в IX в., Христос - воинственный конунг, возглавляющий дружину апостолов, и борьба между силами добра и силами дьявола здесь - вооруженная вражда двух войск. Спаситель не спасает от зла (в духовном смысле), но защищает верных ему против зла (как внешне противостоящей им угрозы); Сатана - воплощение неверности, а Иуда - нарушитель присяги и т.п. Автор поэмы, вне сомнения, христианин, но понимание им новой религии в высшей степени своеобразно...

 

А.Я. Гуревич, 7с.

 

 

Удача или провидение?  Судьба в представлении скандинава - всеобщая детерминированность социальной жизни, настолько недифференцированная, что она распространяется равно и на природу, oт которой жизнь людей не отделена достаточно четко, которой она, во всяком случае, еще не противопоставлена. Но судьба - не безличная сила, стоящая над миром, не слепой рок, до какой-то степени она - внутреннее предназначение человека...

 

А.Я. Гуревич, 14 с.

 

 

Дух сект  Незачем искать иных причин притягательности, которой постоянно обладают секты: они кажутся вечным источником секрета и страсти, верности и могущества. Возможно, они и в самом деле им являются. Возможно, в ребяческих мечтах или недолговечных затеях обретается та атмосфера, где можно испробовать необходимые человеку доблести, которые общество неспособно неукоснительно практиковать и даже не особенно решается их восхвалять...

 

Роже Кайуа, 39 с.

 

 

Манихейство в Китае  Манихейство, будучи, по сути, маргинальным вероучением (классифицируемым как «ересь» равным образом и в регионах распространения авраамических религий, - в частности, христианства и ислама, - и в Иране, где господствовал зороастризм, и собственно в Китае, с преобладанием там буддизма), смогло со временем выйти на уровень мировых религий, с той лишь разницей, что стало именоваться мировой ересью...

 

A. Алексанян 15 с.

 

 

Медиа: Под подозрением  Для описания призрака требуется не онтология (ontologie), а некая (х)антология (hantologie) - от фр. hantise: появление призраков. По отношению к призракам люди должны быть прежде всего магами. Медиа-онтологический вопрос относительно призраков - это не вопрос об их сущности, а вопрос об оптимальной защите от них. При этом речь идет не об осмысленной коммуникации, а о своевременном спасении своей жизни...

 

Б. Гройс 20 c.

 


В избранное