Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Энциклопедия культур Deja vu

  Все выпуски  

Энциклопедия культур: Новые статьи


Э Н Ц И К Л О П Е Д И Я    К У Л Ь Т У Р

НОВЫЕ   СТАТЬИ

 

Сэмюэль Беккет. В поисках себя  Ожидание - это узнавание опытным путем действия времени, постоянно изменяющегося. К тому же, поскольку реально ничего не происходит, то ход времени всего лишь иллюзия. Непрекращающаяся энергия времени говорит против себя, она бесцельна и потому недейственна и лишена смысла. Чем более изменяются вещи, тем более они остаются прежними. И в этом ужасающая неизменность мира. Один день похож на другой, и мы умираем, как будто никогда и не рождались...

 

М. Эсслин, 64 с.

 

 

Эжен Ионеско. Театр и антитеатр  Важное изменение, произошедшее в ходе репетиций Лысой певицы, - новый финал. Первоначально Ионеско намеревался после последней ссоры супружеских пар оставить сцену пустой. "Подсадные утки" из публики начинали шикать и возмущаться. Выходил администратор с полицейскими. Они открывали по публике "пулемётный огонь", а администратор и сержант полиции обменивались рукопожатием. Для этого надо было ввести дополнительно актёров, увеличив затраты на спектакль...

 

М. Эсслин, 74 с.

 

 

Жан Жене. Зал зеркал  В театре Жене публика оказывается лицом к лицу с миром фантазий отщепенца. Более того, публике приходится под воздействием спектакля, даже если он вызывает ужас и отвращение, узнать собственное психологическое состояние. Большая часть публики пришла в театр, привлеченная слухами, что спектакль скандальный или порнографический, что только увеличивает эффект шока. Потому что снедаемые любопытством "правильные" видят, что их фантазии не так уж и отличаются от фантазий откровенничающего отщепенца...

 

М. Эсслин, 35 с.

 

 

Кто сумасшедшие?  Рассказ В.Ф. Одоевского Кто сумасшедшие? посвящен обсуждению тем творчества и творца в психопатологическом ракурсе. Текст этот связан с идеей так и не реализованного в полной мере цикла Дом сумасшедших. Психическим отклонениям в аспекте характерологии посвящены повести Одоевского Саламандра, Сильфида, Орлахская крестьянка. Видимо, они должны были войти в Дом сумасшедших. Гораздо менее известен рассказ Кто сумасшедшие? Он должен был стать вводным очерком к циклу...

 

В. Одоевский, 10 c.

 

 

Страх в творчестве Леонида Андреева  Леонид Андреев - писатель страха. Он пытался создать в своих произведениях атмосферу страха, устрашить читателя. Он ничего не доказывает; минуя, так сказать, интеллект, он обращается как будто не к сознанию, а к «рептильному мозгу». В символике революционно настроенных писателей страх ассоциируется с мещанством. А мещанина, как известно, надо бить. Публику, интеллигентов, которые в представлении Горького все более уподобляются мещанам, надо бить...

 

С. Роле, 4 c.

 

 

Трактирный Гегель  Гегелевские проекции и проекты воплотились на русском грунте в разных обличьях, надолго въевшихся в культурную память скорее бытовым, нежели интеллектуальным эксцентризмом и экстремизмом. Московско-петербургский кружковый, "ручной" Гегель отчасти ученически воспринят, отчасти изобретен младороссами (по выражению М. Гершензона) 1830-1840-х. Станкевич, Грановский, Бакунин, Герцен, Огарев, похоже, сами не до конца понимали, какого джина из бутылки им суждено было выпустить...

 

Е. Пенская, 7 c.

 

 

Практики удовольствия  Сегодня мы становимся свидетелями того, как общество потребления порождает и поддерживает собственные ритуалы. Исчерпав ресурсы визуального и вербального соблазна, реклама обратилась к формам непосредственного взаимодействия, отчасти напоминающим традиционные ярмарки. Ежегодно проводятся Праздник молока, День сладкоежки и др. В отличие от ярмарки, цель подобных мероприятий заключается не в том, чтобы непосредственно продать товар, но в том, чтобы сделать его потребление элементом праздничного опыта...

 

С. Рассадина, 9 с.

 

 

Церковная политика Петра I  Если Просвещение подразумевает прекращение преследования колдовства (видя в нем еще большее "суеверие", чем само колдовство), то петровские законодательные нормы о преследовании колдовства (они становятся существенно более жесткими, чем в предшествующие царствования} однозначно свидетельствуют, что мы имеем дело с чем-то иным, чем Просвещение. Политика Петра (в том числе и его церковная политика) существенно лучше описывается в терминах социального дисциплинирования как одной из основных практик абсолютистских режимов...

 

В. Живов, 35 с.

 

 

О гротеске и родственных ему категориях  Неужели и впрямь гротеск неизменно связан со смехом? Явление философу черного монаха в одноименном рассказе Чехова или тени отца Гамлету интуитивно ощущается как гротеск, но эти сцены отнюдь не комичны. Гротеск не миметичен? Как быть тогда с населяющими литературу калеками, скажем, с героем гоголевской Повести о капитане Копейкине, которому в 1812 году оторвало руку и ногу и который предпринимает против общества то, что древние называли hybris...

 

И. Смирнов, 18 с.

 

 

Обсценные варианты русских пословиц  Пословица воспринимается как нормативное изречение, нравственное поучение. Л. Блуа называл пословицы образцами буржуазной морали. Однако существуют пословицы, которые содержат обсценную лексику. Латинское obscenus кроме значений неприличный, грязный, отвратительный, обозначает мужские половые органы. Во фр. языке термин obscenite как слово книжного языка появляется в XVI в., что характерно для разрыва со средневековой культурой, несмотря на раблезианскую традицию...

 

С. Вьеллар, 12 с.

 


В избранное