Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Энциклопедия культур Deja vu

  Все выпуски  

Энциклопедия культур: Новые статьи


Э Н Ц И К Л О П Е Д И Я    К У Л Ь Т У Р

НОВЫЕ   СТАТЬИ

 

Русский бунт  Русский бунт - экстраординарный, но закономерный феномен отечественной истории, обнаруживавший себя наиболее интенсивно в переходный период. Бунты являлись реакцией традиционной культуры на кризис идентичности, вызванный не столько изъянами существующей системы, сколько проникавшими извне инновациями европейского типа, а, значит, в большей части случаев они не носили наступательного характера...

 

В. Мауль, 11 с.

 

 

Провинция  Представления о провинциальном городе, развивавшиеся в российской культуре XIX — начала XX века, являются результатом формирования национального типа идентичности в культуре, трансформации российской культуры из традиционной в национальную. Национальный тип идентичности предполагает деактуализацию предшествующих оснований идентичности, в частности местнического, связывающего личность с определенной областью внутри государства, что обусловлено императивом подчинения мобилизационным требованиям государства...

 

Б. Ишкин, 10 с.

 

 

Толерантность  Понятие толерантность еще недавно имело в русском языке узкую сферу применения - оно использовалось в медицине и означало "утрату или ослабление иммунологического ответа на данный антиген в результате предшествующего контакта с тем же антигеном". Медицинское прошлое нового понятия не является случайным. Согласно "Декларации принципов толерантности" ЮНЕСКО и активнейшим усилиям по внедрению толерантности в образование, она должна стать "естественным" качеством человека - добродетелью, потребностью...

 

Л. Никифорова, 8 с.

 

 

Гламур  Гламур вырос на отсутствии системной идеологии элиты. Но редактор глянцевого журнала Усков считает, что гламур и есть идеология правящего класса, причем только в России. Класс этот обрел известную утонченность и научился скептически морщится на шампанское, если это не Dom Perignon 1998 г. Модель гламурного образа жизни востребована элитой прежде всего как способ обрести респектабельность, неважно, в глазах Запада или местного бомонда. Г-н Путин носит Patek Philippe и начинает каждое утро с верховой прогулки, г-н Лимонов щеголяет безупречными вечерними костюмами и не пропускает ни одного светского раута столицы...

 

О. Савельева, 5 с.

 

 

Эсхатология в «сценариях будущего»  

Глобализация, которая якобы должна привести к предельно открытому обществу, предполагает ситуацию последнего шанса, последнего усилия, последнего боя, последнего времени и окончательной развязки. По сути же предполагается не загрузка качественно нового эсхатологического сценария будущего в качестве мифа спасения, а перезагрузка такого сценария, который, создавая эффект новизны, все же структурно был бы неотличим от уже известных...

 

А. Пигалев, 12 с.

 

 

Ностальгия  Ностальгия, прежде бывшая объектом изучения психиатрии, в лучшем случае психологии, становится темой для исследования социологического или культурологического. И здесь происходит принципиальный разворот: признается возможность существования ностальгии как социального явления, т. е. как характеристики, присущей не только отдельным индивидам, но и различным социальным группам...

 

А. Чикишева, 11 с.

 

 

Этикет  Абориген хорошо знает, как будет себя вести тот или иной родственник (в зависимости от степени родственной близости хозяину, придя к нему в гости: один войдет в хижину, другой сядет на землю позади хижины и будет через стену переговариваться с хозяином и его женой, сидящими внутри, а третий останется на определенном расстоянии от хижины и будет кричать оттуда...

 

Л. Лихачева, 11 с.

 

 

Сэмюэль Беккет. В поисках себя  Ожидание - это узнавание опытным путем действия времени, постоянно изменяющегося. К тому же, поскольку реально ничего не происходит, то ход времени всего лишь иллюзия. Непрекращающаяся энергия времени говорит против себя, она бесцельна и потому недейственна и лишена смысла. Чем более изменяются вещи, тем более они остаются прежними. И в этом ужасающая неизменность мира. Один день похож на другой, и мы умираем, как будто никогда и не рождались...

 

М. Эсслин, 64 с.

 

 

Эжен Ионеско. Театр и антитеатр  Важное изменение, произошедшее в ходе репетиций Лысой певицы, - новый финал. Первоначально Ионеско намеревался после последней ссоры супружеских пар оставить сцену пустой. "Подсадные утки" из публики начинали шикать и возмущаться. Выходил администратор с полицейскими. Они открывали по публике "пулемётный огонь", а администратор и сержант полиции обменивались рукопожатием. Для этого надо было ввести дополнительно актёров, увеличив затраты на спектакль...

 

М. Эсслин, 74 с.

 

 

Жан Жене. Зал зеркал  В театре Жене публика оказывается лицом к лицу с миром фантазий отщепенца. Более того, публике приходится под воздействием спектакля, даже если он вызывает ужас и отвращение, узнать собственное психологическое состояние. Большая часть публики пришла в театр, привлеченная слухами, что спектакль скандальный или порнографический, что только увеличивает эффект шока. Потому что снедаемые любопытством "правильные" видят, что их фантазии не так уж и отличаются от фантазий откровенничающего отщепенца...

 

М. Эсслин, 35 с.

 


В избранное