Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Энциклопедия культур Deja vu

  Все выпуски  

Энциклопедия культур: Новые статьи


Э Н Ц И К Л О П Е Д И Я    К У Л Ь Т У Р

НОВЫЕ   СТАТЬИ

 

Русский модернизм  Предметом размышлений в данной статье стала следующая тема: возможность появления опыта самостоятельной мысли в пространстве культуры. Размышление об этом подняло на поверхность другие темы, сопряженные с ней: понятие культуры в России в начале века и специфика феномена мысли в русской культуре (на примере модернизма)...

 

Я. Кабанова, 7 с.

 

 

Память и идентичность  Обсуждение проблем культурного разнообразия и культурных идентичностей невозможно вне проблематики памяти и забвения в культуре. Неразрывность памяти и идентичности отмечалась еще Дж. Локком. Он писал о том, что во всех случаях, когда мы теряем из виду свое прошлое Я, тогда возникает сомнение, являемся ли мы тем же самым мыслящим существом, т. е. той же самой субстанцией, или нет»...

 

А. Васильев, 13 с.

 

 

Забвение  Забвение - один из важнейших инструментов поддержания существующего общественного устройства и манипуляции массовым сознанием. Искусство забвения создает противоядие критическому мышлению с целью поддержания харизмы власти. Для достижения этой цели оно использует средства ментальной гомеопатии, имитирующей критическое мышление, а также стратегии черного пиара, который изучает мифологическое сознание и манипулирует им. Однако, сегодня погруженность в прошлое, излишняя вспоминательность культуры - своего рода яд, болезнь "затопления историей", от которой спасает лишь способность забыть...

 

А. Клейтман, 14 с.

 

 

Джамбаттиста Вико  Темные века истории, по мнению мыслителей Просвещения, недостойны внимания образованных людей. Нужно, по их мнению, изучать триумфы разума, а не их провалы. Дж. Вико открыл новое понимание истории, первым создал философию мифа. Джойс, очарованный и анализом мифа у Вико, и его теорией круговорота, склоняет и спрягает, в шутку и всерьез, его имя в романе Поминки по Финегану, использует теорию Вико для самой внутренней организации этого произведения...

 

Е. Романовская, 13 с.

 

 

Мода  Первоначально мода играла в культуре роль «недосягаемой высоты», она была феноменом элитарной культуры, уделом немногих, затем она прочно укоренилась в культуре повседневности, как один из механизмов социальной регуляции, маркирующий социальную идентичность человека. С самого начала ее характеристиками были новизна и свобода (игра), а также универсальность, ибо мода имеет тенденцию распространятся, проникая сквозь сословные перегородки и подчиняя себе умы, привычки и образ действий...

 

А. Конева, 19 с.

 

 

Мультикультурализм  Сторонники мультикультурности говорят о необходимости повышения престижа каждой культуры, путем подчеркивания равенства групп. В ходе дискуссий в 80-90-е гг. XX в. стало очевидным, что несмотря на позитивность и конструктивность посылок мультикультурных проектов, в ходе воплощения в жизнь их первичные идеи были подвергнуты своего рода профанации, идеологизации и мифологизации. «Уплощение» идей мультикультурализма выразилось в акцентировании различий в противовес отстаиванию прав меньшинств на политическую самореализацию и социально-экономическое равенство...

 

Ю. Гафарова, 9 с.

 

 

Орнамент  Формы египетского орнамента геометрически четки, изолированы, равномерно упорядочены, что создает общее ощущение статики. Но если зритель задержался взглядом и стал рассматривать орнаментальные формы, он неожиданно для себя оказывается в двигательном пространстве, которое создает линейный рисунок. Линия всегда творит двигательное пространство, она основана на двигательных ощущениях, возникающих в процессе ее создания художником, и его движение активно воздействует на окружающий мир...

 

И. Лескова, 5 с.

 

 

Русский бунт  Русский бунт - экстраординарный, но закономерный феномен отечественной истории, обнаруживавший себя наиболее интенсивно в переходный период. Бунты являлись реакцией традиционной культуры на кризис идентичности, вызванный не столько изъянами существующей системы, сколько проникавшими извне инновациями европейского типа, а, значит, в большей части случаев они не носили наступательного характера...

 

В. Мауль, 11 с.

 

 

Провинция  Представления о провинциальном городе, развивавшиеся в российской культуре XIX — начала XX века, являются результатом формирования национального типа идентичности в культуре, трансформации российской культуры из традиционной в национальную. Национальный тип идентичности предполагает деактуализацию предшествующих оснований идентичности, в частности местнического, связывающего личность с определенной областью внутри государства, что обусловлено императивом подчинения мобилизационным требованиям государства...

 

Б. Ишкин, 10 с.

 

 

Толерантность  Понятие толерантность еще недавно имело в русском языке узкую сферу применения - оно использовалось в медицине и означало "утрату или ослабление иммунологического ответа на данный антиген в результате предшествующего контакта с тем же антигеном". Медицинское прошлое нового понятия не является случайным. Согласно "Декларации принципов толерантности" ЮНЕСКО и активнейшим усилиям по внедрению толерантности в образование, она должна стать "естественным" качеством человека - добродетелью, потребностью...

 

Л. Никифорова, 8 с.

 

 

Гламур  Гламур вырос на отсутствии системной идеологии элиты. Но редактор глянцевого журнала Усков считает, что гламур и есть идеология правящего класса, причем только в России. Класс этот обрел известную утонченность и научился скептически морщится на шампанское, если это не Dom Perignon 1998 г. Модель гламурного образа жизни востребована элитой прежде всего как способ обрести респектабельность, неважно, в глазах Запада или местного бомонда. Г-н Путин носит Patek Philippe и начинает каждое утро с верховой прогулки, г-н Лимонов щеголяет безупречными вечерними костюмами и не пропускает ни одного светского раута столицы...

 

О. Савельева, 5 с.

 

 

Эсхатология в «сценариях будущего»  

Глобализация, которая якобы должна привести к предельно открытому обществу, предполагает ситуацию последнего шанса, последнего усилия, последнего боя, последнего времени и окончательной развязки. По сути же предполагается не загрузка качественно нового эсхатологического сценария будущего в качестве мифа спасения, а перезагрузка такого сценария, который, создавая эффект новизны, все же структурно был бы неотличим от уже известных...

 

А. Пигалев, 12 с.

 

 

Ностальгия  Ностальгия, прежде бывшая объектом изучения психиатрии, в лучшем случае психологии, становится темой для исследования социологического или культурологического. И здесь происходит принципиальный разворот: признается возможность существования ностальгии как социального явления, т. е. как характеристики, присущей не только отдельным индивидам, но и различным социальным группам...

 

А. Чикишева, 11 с.

 

 

Этикет  Абориген хорошо знает, как будет себя вести тот или иной родственник (в зависимости от степени родственной близости хозяину, придя к нему в гости: один войдет в хижину, другой сядет на землю позади хижины и будет через стену переговариваться с хозяином и его женой, сидящими внутри, а третий останется на определенном расстоянии от хижины и будет кричать оттуда...

 

Л. Лихачева, 11 с.

 

 

Сэмюэль Беккет. В поисках себя  Ожидание - это узнавание опытным путем действия времени, постоянно изменяющегося. К тому же, поскольку реально ничего не происходит, то ход времени всего лишь иллюзия. Непрекращающаяся энергия времени говорит против себя, она бесцельна и потому недейственна и лишена смысла. Чем более изменяются вещи, тем более они остаются прежними. И в этом ужасающая неизменность мира. Один день похож на другой, и мы умираем, как будто никогда и не рождались...

 

М. Эсслин, 64 с.

 

 

Эжен Ионеско. Театр и антитеатр  Важное изменение, произошедшее в ходе репетиций Лысой певицы, - новый финал. Первоначально Ионеско намеревался после последней ссоры супружеских пар оставить сцену пустой. "Подсадные утки" из публики начинали шикать и возмущаться. Выходил администратор с полицейскими. Они открывали по публике "пулемётный огонь", а администратор и сержант полиции обменивались рукопожатием. Для этого надо было ввести дополнительно актёров, увеличив затраты на спектакль...

 

М. Эсслин, 74 с.

 


В избранное