Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Энциклопедия культур Deja vu

  Все выпуски  

Сложнее всего Алисе понять, что есть на самом деле, только она начинала понимать, все менялось, и очень быстро, вдохнула - все так, выдохнула - не так, начинай сначала. Поскольку перемены неизбежны, - заметила подросшая Алиса, - необходимо с этим смириться, научиться приспосабливаться, запоминать приметы, угадывать, что будет в ближайшее время и в отдаленной перспективе. Не обладай Сизиф всеми этими способностями до своей кончины, наверняка бы спятил после. Трагична участь Сизифа, страшнее наказания для хитроумного вора придумать сложно, смешнее тоже


Э Н Ц И К Л О П Е Д И Я    К У Л Ь Т У Р

НОВЫЕ   СТАТЬИ

Алиса съела пирожок...


и забыла, как ее зовут. «Who in the world am I? Ah, that's the great puzzle!» Испугалась маленькая девочка, это естественно, вспоминала, неправильно вспоминала, как-то наоборот, почти вспомнила: «все не так, все неверно!» - испугалась, заплакала и сразу же уменьшилась, не заметила, как сам собой собрался пазл и открылась дверь. Пирожок был настоящий, значит не в пирожке дело, пирожок позволил Алисе стать выше и что-то увидеть, но вот что именно она увидела, Алиса не поняла, скорее всего, просто стала выше, выше, чем была на самом деле. Хотя именно этого она и хотела - быть Алисой, быть на самом деле.

 

А. Бокшицкий

 

Наивный антропос (А.П. Чехов и «Человек в футляре»)


Беликов из школьных учебников XX-XXI вв. совсем не тот персонаж, с которым встретились читатели в 1898 году, тогда он был сильнее, да и читатель ближе к ничто, и вопрос «что делать?» - звучал острее, и ответы на него проще, а это уже не чеховская эстетика, следовательно, Беликов другой, мертвый, но иначе. Ведь мы его знаем только с одной точки зрения, по рассказу Буркина, а кто такой Буркин? Достоверно известно лишь то, что он коллега, сосед и товарищ Беликова. А если при всем при этом он еще и нигилист? Имеем ли мы тогда право даже и надеяться, что Буркин объективен? Нужно перечитывать

 

А. Бокшицкий

 

 

Наивность:


Этимология слова наивный восходит к лат. nativus, в европейские языки это слово пришло из романских языков, в русский - через фр. naif. Словарные значения nativus (рожденный, возникший естественным путем, врожденный, природный, естественный, коренной, первообразный, родной) имеют однозначно позитивные коннотации, что препятствует постановке вопроса о причинах семантического сдвига и включению этого события в исторический контекст. Понять логику смысловой инверсии в слове nativus невозможно без обращения к слову natio и к его истории. В первый ее период natio - рождение, происхождение, род, порода, племя, народ; Natio - имя богини рождения Нации. Во второй период имя становится прозвищем для дикаря и варвара, а после утверждения в Риме христианства в качестве государственной религии natio – прозвище для язычника.

 

Homo curiosus

 

 

Римский казус  Что есть наивность? Вследствие несерьезного отношения к природе, мы не имеем истории наивности, у нас даже нет оснований надеяться, что такая история окажется когда-нибудь возможной. Единственный несомненный факт, указывающий на происхождение наивности, содержится в двух строчках этимологического словаря. Но и этот факт можно оспорить: в Латинско-русском словаре в статье nativus нет и намека на сдвиг в значении этого слова. Наивный родился, но свидетельство о рождении не получил, будто он случайный ребенок, достаточно резвый, даже полезный, но которого кто-то когда-то почему-то устыдился. Темная история. Скудость информации удручает, она не позволит нам руководствоваться главным для исследователя правилом: «включать в свои суждения только то, что представляется моему уму столь ясно и отчетливо, что никоим образом не сможет дать повод к сомнению».

 

А. Бокшицкий

 


В избранное