Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Энциклопедия культур Deja vu

  Все выпуски  

Энциклопедия культур Deja vu


 

        ЭНЦИКЛОПЕДИЯ    КУЛЬТУР              

 

НОВЫЕ   СТАТЬИ     

 


 

Цирк    «Цирковое искусство» русского авангарда. В связи с возросшим в начале века интересом к низовой «третьей культуре» и даже ориентацией на нее профессионального искусства, особое внимание авангардисты уделяют цирку. В своем литературном поведении они часто представляли себя цирковыми артистами. Этому способствовала культурная ситуация, когда после революции большое искусство должно было стать массовым. Рассуждая о цирке, деятели культуры начала XX века заведомо повышают значимость цирка. Они вспоминают о его древних корнях и видят в нем зерно архаического и оттого истинного искусства. «Вестник театра» печатает тезисы доклада Шершеневича о том, каким должен быть новый цирк: «В. Шершеневич выставил лозунг итальянских футуристов: «долой театр, теперь должно быть царство мускулов. Будущее не за мыслью, а за мускулами. И будущее это цирк, а не театр».
                                Н. Сарафанова
10 стр.

 

Юмор    Почему у китайцев мало развито чувство юмора? По Фрейду, анекдоты о членах определенных социальных, этнических или религиозных групп могут обеспечивать санкционированную отдушину для выражения агрессии к этой группе. Однако это верно для государства, в котором свобода слова  обеспечена законами этой страны. В Китае испокон веков было распространено табуирование фамилии и имени правителя. Соответствующие им иероглифы заменялись другими или видоизмененными. Любое упоминание императора, даже в метафорических контекстах, могло рассматриваться как злонамеренная акция. Для автора такого текста это означало в лучшем случае пожизненную ссылку, в худшем — истребление всего его рода. Этот вид наказании в истории Китая именуется «литературная расправа».

                                  Тань Аошуан 4 стр.

 

Ирод   Об ошибочности соотнесения царя Ирода с Агриппой. Начиная с Евсевия Кесарийского повелось отождествлять царя Ирода из 12-й главы Деяний апостолов с иудейским правителем Агриппой I Великим. Идентификация Ирода с Агриппой I была автоматически принята всеми последующими комментаторами Нового Завета, которых нисколько не смутило различие в именах царей, и теперь в церковной и исторической литературе последний неизменно фигурирует под двойным именем - Ирод Агриппа. Однако внимательный анализ данных, содержащихся в Деяниях, и сравнение их с информацией Иосифа Флавия в его «Иудейских древностях» показывают, что Евсевий допустил ошибку, поставив знак равенства между двумя царями.

                                      С. Рысев

 

Молчание    Художественный мир Бродского предстает перед нами как система оппозиций, своеобразных антиномий, в ряду которых одной из важнейших оказывается антиномия речи и молчания. При этом категория речи у Бродского изучается сегодня очень активно, а вот теснейшим образом связанную с ней категорию молчания исследователи обходят стороной. Одной из сторон мотива молчания становится в пьесе «Мрамора» стремление к тишине, воспринимающейся как единственная, кроме поэтического творчества, возможность противостоять тавтологичности, повторимости мира и речи: если нельзя сказать неповторимо, то лучше не говорить вовсе. В этом и заключается главный парадокс героев «Мрамора»: будучи не в силах выжить без речи, без диалога, без собеседника, они, тем не менее, стремятся к молчанию и тишине

                                 Д. Фельдман 7 стр.

 

Лолита   «Лолита» В. Набокова в фильме Стенли Кубрика. Практически все полнометражные ленты Кубрика являются экранизациями. Но режиссёр всегда в них выступает как полноправный автор, свободный в своем поиске. Что же и зачем трансформировал Кубрик при экранизации набоковской «Лолиты»? Кубрик столкнулся с необходимостью соотнести отрефлексированную сексуальность с цензурными запретами, вогнать в рамки допустимого эротизм как задание для фильма. Вероятно, это не могло не вызывать у него внутреннего недовольства, основанного на неприятии внешнего диктата. Кинокритики  обратили внимание на иронию в тексте афиши фильма «Лолита» Кубрика: "До 17 лет вход воспрещен... Или в сопровождении взрослого".

                            А. Н. Смирнова 18 стр. 7 илл.

 

Славянофилы   В этой статье рассматриваются  возможные точки соприкосновения славянофильства и масонства. Мы понимаем, что между этими идеологическими концепциями больше различия, чем сходства, но иногда обнаруживается некоторая общность.  Проблема взаимосвязи масонской и славянофильской идеологий была поставлена еще в XIX веке исследователем П. Безсоновым. Г. Флоровский, работая в 20-е годы прошлого столетия, над своим трудом «Пути русского богословия», анализировал процесс воздействия масонства на русское сознание. Он утверждал, что идеи славянофильства связаны с появлением масонства в России. Флоровский пишет: «Психологически славянофильство вырастает именно из Екатерининского масонства (и совсем не из усадебного быта)». «Праславянофильская идеология» связана с деятельностью московских масонов по нескольким направлениям.

                             Е. Рыкова 8 стр.

 

Декабристы   Ранний декабризм и масонство. Организационной предпосылкой появления тайных политических организаций явилось масонство. Из шести инициаторов создания Союза Спасения двое - А.Н. Муравьев и М.И. Муравьев-Апостол - уже были масонами. Схема устройства и работы ложи являлась уже известной формой тайного общества, и нет ничего странного в том, что Союз Спасения своей технической организацией копировал масонские степени и ритуалы. Вопрос о роли масонства в движении декабристов вполне закономерен. Тем более, что ведущий основатель Союза Спасения А.Н. Муравьев был видным масоном - его «Записки» доказывают нам, что до конца своих дней Муравьев остался верен нравственным идеалам ордена.

                                      Е. Туманик 8 стр.

 

Нонсенс    Нонсенс как литературный феномен развился в Англии, в конце XIX века. Нонсенс — это своеобразный «уход», отклонение от логической линии в сторону абсурда. Произведение в жанре нонсенса представляет абсурд, в котором автор создает невероятные персонажи и ситуации, вызывающие в сознании читателя самые разные образы, сочетание которых может создавать комический эффект; или «нонсенсное» произведение представляется в стихах, в которых автор комбинирует слова на базе больше звучания, чем смысла, придумывает язык, вызывая этим неожиданную подборку слов. Говоря о литературе нонсенса, мы не можем не упомянуть о Льюисе Кэрролле, авторе «Алисы в Стране Чудес» и «Алисы в Зазеркалье», во всем мире считающихся шедеврами нонсенса.

                               Дж. Колоннезе 9 стр.

 

Рыжие    «Рыжие» или «смешные» люди на Украине: от Гоголя до наших дней. В контексте связи языка и ритуала триада «белый-красный-черный» рассматривается как особый код «своего», «пограничного» и «чужого» пространств. Обратить внимание на «рыжих» и «смешных» людей нас побудило употребление этих слов на Восточной Украине в контексте предвыборных баталий 2004 года. «Оранжевая революция» поддерживалась на Восточной Украине примерно 1-2% населения, и как раз таких людей именовали там «рыжими» и «смешными». Оранжевый цвет — смесь красного с желтым, он недалек от рыжего. В эти слова носители языка (а говорят в этой части Украины главным образом на русском языке) вкладывали представление о маргинальности статуса и несостоятельности претензий на власть со стороны «рыжих».

                            Ю. Нечипоренко 6 стр.

 


В избранное