Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Энциклопедия культур Deja vu

  Все выпуски  

Энциклопедия культур Deja vu


 

        ЭНЦИКЛОПЕДИЯ    КУЛЬТУР              

 

НОВЫЕ   СТАТЬИ     

 


 

Гнозис Благодаря сотрудничеству Амстердамской Библиотеки герметической философии оказалось возможным показать начало распространения в России гностической мысли. Только теперь начинает открываться религиозный, мистический и философский опыт В. Соловьева. Собирая то, что можно было тогда извлечь из старинных книг и рукописей, относящихся к гностической философии, Соловьев предугадал многое из подтверждаемого коптскими текстами, найденными в Наг Хаммади. Роль Египта предугадывалась и Флоренским в Столпе и утверждении истины. Именно в Египте на основе сохранявшегося предания восстанавливались аграфы (неподтвержденные письменными текстами речения Христа), позднее найденные в Евангелии от Фомы в Наг Хаммади. Задолго до того значение египетской эзотерической традиции подчеркивалось в старинной герметический литературе.

                            Вяч. Вс. Иванов 10 стр.

 

Славянофилы   В этой статье рассматриваются  возможные точки соприкосновения славянофильства и масонства. Мы понимаем, что между этими идеологическими концепциями больше различия, чем сходства, но иногда обнаруживается некоторая общность.  Проблема взаимосвязи масонской и славянофильской идеологий была поставлена еще в XIX веке исследователем П. Безсоновым. Г. Флоровский, работая в 20-е годы прошлого столетия, над своим трудом «Пути русского богословия», анализировал процесс воздействия масонства на русское сознание. Он утверждал, что идеи славянофильства связаны с появлением масонства в России. Флоровский пишет: «Психологически славянофильство вырастает именно из Екатерининского масонства (и совсем не из усадебного быта)». «Праславянофильская идеология» связана с деятельностью московских масонов по нескольким направлениям.

                             Е. Рыкова 8 стр.

 

Декабристы   Ранний декабризм и масонство. Организационной предпосылкой появления тайных политических организаций явилось масонство. Из шести инициаторов создания Союза Спасения двое - А.Н. Муравьев и М.И. Муравьев-Апостол - уже были масонами. Схема устройства и работы ложи являлась уже известной формой тайного общества, и нет ничего странного в том, что Союз Спасения своей технической организацией копировал масонские степени и ритуалы. Вопрос о роли масонства в движении декабристов вполне закономерен. Тем более, что ведущий основатель Союза Спасения А.Н. Муравьев был видным масоном - его «Записки» доказывают нам, что до конца своих дней Муравьев остался верен нравственным идеалам ордена.

                                      Е. Туманик 8 стр.

 

Судьбы масонских собраний в России    Несмотря на умеренность взглядов большинства членов русских масонских лож, Орден вольных каменщиков в России всегда был полузапретной организацией. Даже в период 'золотого века' российского масонства (1810-1822 гг.) ложи находились под  контролем Особенной канцелярии Министерства внутренних дел. Поэтому сохранение масонских архивов зависело не столько от усердия хранителей лож, сколько от эффективности работы охранительных органов. Таинственность масонских работ в России объясняется поэтому не столько 'тайной' масонства, сколько стремлением масонов скрыть сам факт существования того или иного архива. Вольные каменщики стараются уберечь свои архивы от 'профанского мира', в котором их идеи трактуются либо превратно, либо слишком упрощенно.

                                       А. Серков 8 стр.

 

Масонофобия В середине XVIII столетия в русском сознании сформировался зловещий образ вольного каменщика, «фармазона». Несмотря на малочисленность русских братьев, образ масона прочно занял свое место в ряду других смертельных врагов России — турок, французов и евреев. Распространение масонства вменялось в вину партии «немцев», якобы полностью захвативших управление страной в царствование Анны Иоанновны и малолетнего Иоанна VI (т. н. «бироновщина»). Примерно к этому же времени относится зарождение антимасонской литературы в России. Масонство оказывается своего рода карнавальным пространством, в котором меняются местами добро и зло, грех и благочестие.

                                     Дуглас Смит 22 стр.

 

Нонсенс    Нонсенс как литературный феномен развился в Англии, в конце XIX века. Нонсенс — это своеобразный «уход», отклонение от логической линии в сторону абсурда. Произведение в жанре нонсенса представляет абсурд, в котором автор создает невероятные персонажи и ситуации, вызывающие в сознании читателя самые разные образы, сочетание которых может создавать комический эффект; или «нонсенсное» произведение представляется в стихах, в которых автор комбинирует слова на базе больше звучания, чем смысла, придумывает язык, вызывая этим неожиданную подборку слов. Говоря о литературе нонсенса, мы не можем не упомянуть о Льюисе Кэрролле, авторе «Алисы в Стране Чудес» и «Алисы в Зазеркалье», во всем мире считающихся шедеврами нонсенса.

                               Дж. Колоннезе 9 стр.

 

Рыжие    «Рыжие» или «смешные» люди на Украине: от Гоголя до наших дней. В контексте связи языка и ритуала триада «белый-красный-черный» рассматривается как особый код «своего», «пограничного» и «чужого» пространств. Обратить внимание на «рыжих» и «смешных» людей нас побудило употребление этих слов на Восточной Украине в контексте предвыборных баталий 2004 года. «Оранжевая революция» поддерживалась на Восточной Украине примерно 1-2% населения, и как раз таких людей именовали там «рыжими» и «смешными». Оранжевый цвет — смесь красного с желтым, он недалек от рыжего. В эти слова носители языка (а говорят в этой части Украины главным образом на русском языке) вкладывали представление о маргинальности статуса и несостоятельности претензий на власть со стороны «рыжих».

                            Ю. Нечипоренко 6 стр.

 

Китайская алхимия    Неисповедимым путем слово «Китай» произошло от названия народа киданей, впервые в истории Срединного государства принудившего его признать чужеземное господство. Не менее чудесно то, что в китайское обозначение этого народа ци-дань входит иероглиф дань, символизирующий оригинальное достижение китайского духа, ставшее феноменом мировой культуры, — алхимию. Последняя присутствует в семантике слова «Китай» гораздо более изощренным образом, нежели «фарфор» в слове «China». Китайская алхимия — это сложный комплекс философских идей, религиозных верований, магических ритуалов, научных достижений и практических (медицинских, фармакологических, диетологических, гимнастических, эротологических и др.) приемов, нацеленных на максимальное увеличение продолжительности жизни, омоложение и даже достижение бессмертия.

                               А. Кобзев 5 стр.

 


В избранное