...
Августин Где поставлен неясный вопрос, там ответ свидетеля вряд ли может быть
точным.
Франциск Какое это имеет отношение к делу?
Августин Поистине большое; и для того, чтобы ты ясно понял это, слушай внимательно:
нет такого безумца - разве это уже совсем сумасшедший, - который бы не
сознавал подчас бренности своего существования и который, будучи спрошен,
не отвечал бы, что он смертен и обитает бренное тело, потому, что об этом
свидетельствуют и телесные боли, и лихорадочные припадки, а прожить совершенно
свободным от них дано ли кому-нибудь по милости Господа? К тому же и похороны
друзей, беспрестанно проходящие перед вашими глазами, вселяют страх в душу
созерцающих, ибо, провожая к могиле кого-нибудь из своих сверстников, человек
неизбежно содрогается при мысли о бездне, куда смертью внезапно свергнут
другой, и начинает тревожится за себя самого, подобно тому как, увидав
жилища своих соседей в огне, ты не можешь оставаться спокойным за собственное
жилище, ибо, как говорит Флакк:
Скоро, гляди, к тебе самому подберется опасность.
Еще сильнее будет взволнован тот, на чьих глазах будет внезапно похищен
смертью более молодой, более крепкий и более красивый, нежели он сам; он
оглянет себя и скажет: "Казалось, ему была более обеспечена жизнь на земле,
и однако он изгнан от сюда; не помогли ему ни молодость, ни красота, ни
крепость; кто же дал мне ручательство? Бог или какой-нибудь чародей? Конечно,
я смертен". И когда то же самое постигает царей и князей земли, людей могучих
и грозных, то очевидцы бывают поражены еще сильнее, идо на их глазах внезапное
или длящееся немногие часы смертное томление ниспровергает тех, кто обычно
повергал в прах других. И действительно, откуда, как не из этого источника,
происходят те поступки, какие совершают при смерти великих людей пораженные
ужасом народные толпы и каких было много, если помнишь (я хочу вернуть
тебя к истории), было совершено при погребении Юлия Цезаря? Это именно
- то общее зрелище, поражающее взоры и сердца смертных и наводящее их на
мысль о собственной судьбе при виде чужой участи. Прибавь сюда еще ярость
зверей и людей, прибавь исступление войн и обрушение больших зданий, о
которых кто-то метко сказал, что быв раньше защитою для людей, они стали
для людей опасностью; прибавь бури и ветры в ненастье, и чумное дыхание
небес, и все эти опасности, которыми вы всюду окружены на суше и на море,
так что вы никуда не можете обратить взор, чтобы не увидать образа смерти.
Из книги Франческо Петрарки "Моя тайна или книга бесед о презрении к
миру"
VII
Обжорство, леность мысли, праздный пух
Погубят в людях доброе начало:
На свете добродетелей не стало,
И голосу природы смертный глух
На небе свет благих светил потух -
И жизнь былую форму потеряла,
И среди нас на удивленье мало
Таких, в ком песен не скудеет дух
"Мечтать о лавре?" Мирту поклоняться?
От Философии протянешь ноги!" -
Стяжателей не умолкает хор.
С тобой, мой друг, не многим по дороге:
Тем паче должен ты стези держаться
Достойной, как держался до сих пор.