Если кто-либо сознается в ереси и не приносит раскяния,
то его следует поодвергнуть пожизненному тюремному заключению, если он
отрицает свою виновность и будет уличен во лжи свидетельскими показаниями,
то он, как закоснелый, должен быть выдан светской власти и казнен.
Неизвестный нквизитор XV в.
Судопроизводство инквизиции
Судопроизводство инквизиции, происходившее при плотно закрытых дверях и
свободное от всяких законных формальностей, было вполне произвольным.
Обыкновенно ход инквизиционного
процесса был следующий. Указывали инквизитору на отдельное лицо как подозреваемое
в ереси, или имя его было произносимо каким-либо задержанным в признаниях;
приступали к негласному расследованию и затем его тайно требовали явиться
в суд в такой-то день и час и брали с него поручительство; если казалось,
что он намеревался бежать, его неожиданно арестовывали и держали под арестом
до дня явки в суд. По закону вызов в суд должен был повториться до трех
раз, но это правило не соблюдалось. Когда преследование было основано на
народной молве (кстати, два свидетеля по слуху считались равносильны очевидцу),
то в качестве свидетелей вызывали первых попавшихся. Свидетелей допрашивали
отдельно. Обвиняемый их не видел во время допроса. Чтобы узнать, н злобы
ли руководила доносом, инквизиторы спрашивали у обвиняемого, нет ли врагов
у него и кто они. Если он называл их, не упоминая действиельного виновника
своего ареста, его лишали права опровергать этого виновника.
Когда количество догадок
и слухов, рассказанных этими свидетелями, боявшимися навлечь на себя обвинение
в сочувствии к ереси, казалось достаточным, инквизиция неожиданно наносила
удар. Те, кто отрицал обвинение при наличии тяжких улик, объявлялся упорным.
Из зала трибунала его дело переносилось в камеру пыток.
Впервые пытка в религиозных процессах
применяется в 1114 году. Инннокентий III запретил было этот варварский
способ дорбывать признани, но с 1233 года почти все процессы сопровождались
"умалением членов". Сперва, впрочем, уже на месте мучений, опять прибегали
к убеждению. Неудача убеждений приводила обвиняемого к суровому испытанию.
Ему связывали руки за спиной веревкою, другой конец которой пропускался
через блок. В таком положении его еще раз увещевали повиниться. Затем слуги
вздергивали его кверху и вдруг отпускали, не давая коснуться пола. Стремительное
падение сразу останавливлось, члены несчатсного вытягивались, веревка врезалась
в руки. Умаление членов в случае непризнания вины продолжалось не менее
часу. Дольше применять одну и ту же пытку запрещалось...
Второе испытание производили
водою. Еретика клали на стол в форме корыта, нередко покрытый гвозыми,
связывали его веревками так, чтобы они врезались в тело, затем, накрыв
нос и рот мокрой тряпкой, медленно лили на нее воду (иногда в рот обвиняемому
вставляли воронку и лили воду через нее). непрерывеная струя не давала
жертве возможности перевести дыхание, она захлебывалась, кровь выступала
у нее из носа и изо рта.Если и тут обвиняемый отказывался дать показания,
применялось умаление членов посредством огня.
Ноги несчастного заколачивали
в колодку и, смазав подошвы маслом, поворачивали их к огню Кожа трескалась
от жара, кости обнажались при страшных криках мученника, доведенного прежними
муками до последней степени изнеможения. Эта пытка нередко оканчивалась
смертию узника в зале мучений или в темнице, куда его относили после каждой
пытки.
Единственным средством спастись
для обвиняемого (которого заранее считали виновным) было признатьвсе собранные
против него обвинеения, отречься от ереси и согласиться на всякую епитимью,
которую могли наложить на него. Если же при наличности свидетельств против
него он упорно отрицал свою виновность и настаивал на своей верности католичеству,
то он превращался в нераскаянного, закоренелого еретика, который должен
быть выдан светской власти и сожжен живым.