Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Эволюция психологии

  Все выпуски  

Эволюция психологии


Информационный Канал Subscribe.Ru


Домой
Психологическая консультация on-line

Выпуск 12

Тема: Психология как самостоятельная  наука

Здравствуйте Уважаемые подписчики!

С этого выпуска начинается новый обширный раздел,  где мне хотелось бы рассмотреть развитие психологии как самостоятельной науки.  В первую очередь это различные теоретические направления психологии, такие как структурализм, гештальт психология, вюрцбургская школа и т.д. Далее это будут практические направления психологии, такие как психоанализ, гештальт подход, психосинтез, нейро-лингвистическое направление и т.д.

Так что Вы можете задавать направление моим выпускам, возможно, есть вопросы, или же  Вы бы хотели, чтобы были раскрыты какие конкретные аспекты данных направления.  Я же буду только рада этому.

Итак , начнем. Психология – самостоятельная наука! Сразу возникает вопрос, а разве психология не всегда не была наукой? Ведь мы часто слышим, что психология возникла тогда, когда на земле появился первый человек? Конечно,  это так, но в любом случае, психология тогда не была еще самостоятельной наукой, она не была четко выделена из  обширных областей человеческой познавательной деятельности, не  обладала некой системой знаний и т.д.

В целом , развитие психологии можно , очень условно, поделить на 2 больших этапа:

  1.  развитие донаучной психологии ( в рамках философии) до 19 века
  2.  развитие научной психологии (конец 19 века до наших дней).

Герман Эббингауз (один из ярких исследователей памяти  конца 19-начала 20 века) сказал: Психология имеет долгое прошлое, но очень краткую историю. И действительно, период развития психологии в рамках философии был очень долгим. О психологии в те времена не «говорилось», а «подразумевалось».

Людей всегда занимало собственное поведение, а размышления о человеческой природе составляют тысячи и тысячи философских и теологических работ. Уже в V веке до н.э. Платона, Аристотеля и других греческих мыслителей интересовали многие из тех проблем, над которыми и сегодня работают психологи: память, обучение, мотивация, восприятие, сны, патологии поведения.

Очень интересные выводы, умозаключения есть в дошедших до нас работах древнеиндийских школ, где они рассуждали о восприятии, видах ума, сознании. Например, метафора, что человеческое сознание подобно солнечному свету,  используется и в наше время. В древнем Египте  ( конец 4 тыс. до н.э.)рассуждали о структуре личности:

1.     душа,

2.     физическое тело,

3.     духовное тело(мертвое тело со знанием и силой);

4.     индивидуальность или персональность;

5.     тень человека;

6.     светящаяся человеческая оболочка

Поэтому думать, что древние  люди были  глупыми, или что мало сделали, не совсем правильно. Когда  знакомишься с тем как они рассуждали, размышляли над психическим процессами, то понимаешь, что  содержание этих понятий мало изменилось. Меняется только стиль  сообщения информации.

Что самое интересное термин «психология» был предложен  не в Древней Греции, а в Европе в XVI в., хотя само слово «психология» древнегреческого происхождения. Он составлен из двух слов: «психе» - душа и «логос» - знание или изучение. Мнения историков о том, кто изобрел слово психология расходятся. Одни считают его автором соратника Лютера Филиппа Меланхтона, другие – философа Гоклениуса, который применил слово психология в 1590 г. для того, чтобы можно было обозначить им книги ряда соавторов. Согласно Клемму, это слово получило всеобщее признание после работ немецкого философа Христиана Вольфа, книги которого назывались: «Рациональная психология», (1732) и «Эмпирическая психология» (1734).

           Развитие же научной психологии начинается с конца 19 века. Основателем психологии как самостоятельной наукой можно считать Вильгельма Вундта. Его огромная заслуга в том, что в 1879 году  он в Лейпциге основал первую экспериментальную психологическую лабораторию. В этой лаборатории проводились первые научные исследования, которые составили теоретическую основу классической психологии.

Важно отметить, что методологической  основой этих исследований был позитивизм.

Возникает вопрос, почему позитивизм?  Чтобы ответить на этот вопрос надо разобраться что такое «позитивизм» и немого окунуться в философию.

Позитивизм – в переводе с латинского – положительный. – направление философии возникшее в 19 веке.  Философия   очень долгое время пыталась ответить на основные вопросы – что первично: душа или материя? Что такое сознание? Бытие? и тд.  В силу высокой абстрактности этих понятий и сущностей, философия так и не смогла ответить на эти вопросы (эти вопросы не решены и сегодня). И Огюст Конт  решил, что если философия не может  ответить на эти вопросы на протяжении уже многих столетий, то зачем их решать, и стал основателем нового направления в философии , которое но назвал «Позитивизм». Огюст Конт отрицал познавательную ценность всего философского наследия и считал, что единственным источником истинного знания могут быть конкретные науки. Причем основным методом науки он считал эксперимент, который позволяет собрать данные, факты и на основе обобщения  их строить теории. Эксперимент и раньше применялся людьми, но благодаря стараниям О. Конте, эксперимент стал основным методом науки. Поэтому задачей любой науки стало описание фактов, добытых экспериментальным путем, а не их объяснение.  Он даже составил список наук,  куда вошли все естественные науки и некоторые гуманитарные, такие химия, физика, математика, биология,  социология и др.

В этом списке не было психологии, так как сам Огюст Конт считал, что психология никогда не сможет стать наукой, что, психологическое знание в целом  не может быть подвергнуто какому либо эксперименту и проверке.

В тоже время жил и творил немецкий психофизиолог Вильгельм Вундт, который решил доказать, что психология может претендовать на статус самостоятельной науки и создавая  в Лейпциге Экспериментальную психологическую лабораторию, он тем самым доказал  возможность экспериментального изучения психических процессов.  Если бы В. Вундт  не исхитрился и не нашел  способа  применения эксперимента в психологии, то наверное становление психологии затянулось бы еще на пару десятков лет. Конечно, как сам вспоминал Вундт, ему пришлось немного  уступить веяниям того времени , и возможно, несколько «спустить предмет психологии на землю», изучая время реакции, скорость реакции,  пороги восприятия, поле зрения и т.д.

Следующий выпуск будет посвящен В. Вундту, его идеям.

 Жду ваших писем, отзывов, замечаний, вопросов, пожеланий…, которые Вы можете отправлять на адрес   era101@rambler.ru

До свидания, С Уважением Ирина Турсунова

WEB портал - Психологическаяя консультация OnLine

WEB ПСИХОЛОГ - Электронный журнал практической психологии

Subscribe.Ru
Поддержка подписчиков
Другие рассылки этой тематики
Другие рассылки этого автора
Подписан адрес:
Код этой рассылки: history.istoriya
Отписаться
Вспомнить пароль

В избранное