Наша находка не поставила точки в споре о том, относятся ли "пекторали" к воинской паноплии или же к конскому облачению. Б.А. Куфтин, А.А. Иессен, М.Н. Погребова и С.Л. Дударев считали их частью культового или парадного мужского облачения. Напротив, С.В. Махортых и Е.В. Черненко на основании аналогий из Хасанлу и Ассирии сочли "пекторали" частью конского снаряжения - нагрудниками. К этой точке зрения присоединился и один из авторов этой статьи (Вальчак, Скаков, 2003, с.114). Конских костей в сохранившейся части Абгархукского погребения обнаружено не было, а сама "пектораль" лежала вплотную к кучке человеческих останков (фрагментированному черепу и обломкам трубчатых костей). Поэтому мы считаем наиболее вероятным, что "пекторали", все же, являлись воинскими нагрудными украшениями.
Здесь проходили инициации юношей, а ведущую роль в обрядах посвящения играла пожилая женщина, одетая в козлиную шкуру и называвшаяся "вопрошательницей", то есть прорицательницей (Акаба, 1984, с.111-112). Возможно, роль старшей женщины в обрядах инициации вполне объяснима необходимостью перехода юноши из общности подчиненных женскому божеству в общность мужчин. В этой связи интересно значение слова "аныха" (святилище), переводимого Л.Х. Акаба как "голова матери (самки)".
Исследование произведений авторов современного Кавказа, пишущих как на русском, так и на двух языках- русском и национальном - в ракурсе выявления синтеза элементов двух культур представляет большой интерес не только для литературоведов. В сложившейся сегодня в мире политической , духовной и культурной ситуации это исследование может значительно помочь при урегулировании конфликтов, воспитании уважения к другим культурам, а также вызвать необходимое стремление воспринимать духовные принципы народов, с которыми у нас единое прошлое, настоящее и будущее.
Приглашение в археологическую экспедицию
АРХЕОЛОГИЧЕСКАЯ ЭКСПЕДИЦИЯ
Государственного Исторического музея
приглашает
ЧЕРТЕЖНИКОВ и Рабочих-мужчин
для работы в условиях высокогорья
(Дигорское ущелье Северной Осетии)
с 19 июля по 5 сентября 2004 г.
доброжелательное отношение местного населения гарантировано