Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

О московском крае

  Все выпуски  

О московском крае Отпуск в Сергиевом Посаде


Информационный Канал Subscribe.Ru

Здравствуйте, дорогие москвичи!!!

Участник Интернить 2005 Мой сайт "Москва. Юго-Запад. Теплый Стан" принимает участие в интернет-конкурсе "Интернить 2005". Если Вам интересен этот ресурс, пожалуйста проголосуйте (нажмите на баннер).

А я предлагаю Вам рассказ о жемчужине Золотого кольца России - Сергиевом Посаде и его окрестностях. В этом году я провела в нем целую неделю отпуска и хочу поделиться с Вами впечатлениями от увиденного.

Мой отпуск в Сергиевом Посаде

Полную версию статьи (с фотографиями) можно посмотреть на моем сайте

Прожив 35 лет в Москве, я ни разу не была в центре русской духовности, находящемся всего в сотне километров от моего дома. Наверное, это беда большинства коренных москвичей – на вопрос «есть ли жизнь за МКАД?» могут ответить не многие из нас.

Лавра

Итак - Лавра. По ее мощеным улочкам и аллеям можно бродить с раннего утра до позднего вечера. Более 10 храмов только на территории монастыря, еще несколько за ее стенами. Несколько святых источников, в одном из которых можно искупаться, музей-ризница. Мощи святых Сергия Радонежского, Максима Грека, архимандрита Дионисия.

Каждый храм, каждое здание по-своему оригинально и неповторимо. Но, на удивление, весь монастырь в целом составляет удивительно гармоничный ансамбль. Такое впечатление, что все это строилось не разными людьми в разное время, а было создано по замыслу Единого Архитектора, подобно тому как звуки оркестра, руководимого дирижером, создают вместе удивительно стройную симфонию.

Самое древнее каменное сооружение монастыря – Троицкий собор, построенный в 1422 году над гробом преподобного Сергия. Росписью стен храма и изготовлением для него икон руководил прославленный иконописец Андрей Рублев. Иконостас, созданный преподобным мастером, сохранился и до наших дней. Заменена на копию лишь знаменитая Троица мастера, оригинал которой храниться в Третьяковской галерее.

Рядом располагается почти столь же древняя звонница – церковь Сошествия Святого Духа (1476). По сравнению со строгим Троицким собором, Духовской храм (так его еще называют), кажется стройным, летящим.

Целое столетие отделяет от них постройку огромного Успенского собора (1559-1589), построенного Иваном Грозным по образцу главного собора Московского Кремля, однако, не из камня, а из кирпича.

Еще через сто лет (1686-1692) были выстроены похожие друг на друга грандиозные здания Трапезной и Царских чертогов, с характерными для того времени многокрасочностью и узорчатостью, росписью «в шахмат», многоцветными изразцами, виртуозной резьбой по камню.

Не менее нарядны поставленные в то же время небольшая надкладезная часовня и высокая надвратная церковь Иоанна Предтечи.

Однако самым значительным сооружением является знаменитая пятиярусная лаврская колокольня (1740-1770). Именно ее первой сто лет назад замечал усталый путник, прошедший огромный путь от своей в деревеньки где-нибудь под Брянском или Астраханью до знаменитой обители. Именно она в наши дни первой услаждает паломника или туриста. С ее 88-метровой высоты открывается изумительный вид на раскинувшийся у подножья старых стен города. С нее разливается по округе на много километров праздничный звон пятидесяти колоколов. Особенно прекрасен могучий, раскатистый бас ее главного колокола.


Однако такой Лавра стала «всего» двести лет назад. А начиналось все в XIV веке, когда в лесной пустыни на холме Маковец поселились два отшельника – Варфоломей (будущий монах Сергий) и его брат Стефан.

Со временем обитель, основанная преподобным разрасталась, принимая все новых учеников и последователей, среди которых насчитывается до 70 прославленных святых. Ими впоследствии было основано около 50 монастырей.

В 1380 году святой Сергий Радонежский благословил московского князя Дмитрия Донского на решительный бой за освобождение Родины от татаро-монгольского ига. С этого времени московские государи взяли Троицкий монастырь под свое особое покровительство.


Об этом Вам обязательно расскажут на экскурсии в ризнице – обязательно постарайтесь попасть туда – Вы не пожалеете о потраченном времени. Здесь собраны подношения монастырю и его архиереям от великих Московских князей, царей, российских императоров и других знатных и богатых особ.

Вы увидите разнообразные церковные сосуды тончайшей работы, изготовленные из золота и серебра, кованные, резанные из камня и слоновой кости, литые, чеканные, с чернью, эмалями, украшенные драгоценными каменьями; шитые золотом и жемчугом иконы, ризы и плащаницы, щедро осыпанные изумительными по красоте самоцветами.

Все это – величайшие художественные ценности, красота и совершенство которых вызывает чувство восхищения и гордости за русских мастеров, много столетий преумножавших богатство и славу Великой Руси.


Выйдя за пределы Лавры, не торопитесь уходить – стены монастырской крепости тоже достойны Вашего внимания. «Каменный пояс» общей протяженностью полтора километра с одиннадцатью башнями достигает в высоту 15 метров. Самая красивая – Уточья башня, кажется словно выточенной из слоновой кости шахматной фигуркой – с резными «окошками»-бойницами, поясками и тонкими изящными шпилями. А вкрапления красного кирпича в белом камне придают ей сходство с коралловым замком.

Северная стена, проходящая по краю оврага, кажется еще более высокой. Если спуститься вниз, к часовне над источником Саввы Сторожевского стены взмывают ввысь, словно теряя свою массивность и тяжеловесность.

Город

Не верьте тому, кто станет утверждать, будто бы весь город можно осмотреть за один день! Мне с трудом хватило недели.

Конечно, Лавра привлекает к себе повышенное внимание, однако город не потерялся в ее тени, и имеет свой неповторимый колорит, хранящий еще атмосферу XVIII-XIX веков. Небольшие уютные улочки с низенькими домами, многие из которых еще остаются деревянными, украшенные великолепной резьбой; доходные здания Лавры вокруг главной городской площади; построенный еще в 1790х годах Конный двор; каменные приходские храмы XVI-XIX веков, обозначившие вокруг монастыря центры древних слобод…


Перед самой Лаврой раскрывается во всем своем великолепии Красная монастырская мощеная площадь с бульваром. На самой площади – лаврская часовня и колодезь. Вокруг нее приютились здания бывших монастырских гостиниц, лавок и доходных домов. А по периметру – многочисленные лоточники, продающие шедевры (и не очень) местных промыслов, а также всякую мишуру подобную той, что можно видеть в Москве на Арбате.

Немного портит впечатление старая монастырская гостиница, построенная в 1823 году в строгих формах классицизма, от которой сейчас остались одни руины. Она закрывает вид от монастырских стен на и Конный двор и Белый пруд с лебедями.

В ХVII веке пруд назывался Круглым и до построения гостиницы был значительно более нынешнего, и при строительстве был частично засыпан.


У южного склона холма нас встречает удивительный по красоте ансамбль из двух, совершенно разных, однако сочетающихся в великолепный ансамбль церквей – Пятницкой и Введенской – ровесниц каменных стен крепости (1547). Это все, что осталось от Пятницкого Подольного монастыря.

Около 1660 года монастырь был обращен в приходскую церковь, его старицы переведены были в Хотьков монастырь, а церкви упраздненного Пятницкого прихода с окружающею их частью площади, как древнее достояние Троице-Сергиевой лавры, переданы в ведение Лавры.


Одно из самых интересных мест в городе – это Конный двор – изрядно отреставрированное и отштукатуренное здание, в котором, однако, угадывается изящество постройки 200-летней давности. Особый колорит придают ему установленные на шпилях флюгерочки изящной формы, звонница во дворе с настоящими колоколами, в которые может позвонить любой желающий, пушечки на каменных лафетах и ажурные решетки на воротах и окошках.

Ныне во дворе размещен музей - несколько выставочных залов, в которых можно познакомиться с прошлым здешних земель начиная с каменного века. Здесь же представлена история монастыря и выросшего вокруг него города. Еще одна экспозиция рассказывает о полузабытых традициях русских крестьян, праздниках и обрядах, сопровождавших русского человека от рождения до смерти.


Не менее интересной оказалась выставка «Деревянная сказка России». Художественные промыслы Подмосковья стали символами России – у каждого подмосковного района – свои традиции, свои секреты мастерства. Так, Сергиев Посад и его окрестности, - это мир художественного дерева - резная игрушка и скульптура села Богородского, расписная матрешка и роспись с выжиганием Сергиева Посада, абрамцевская резьба по дереву и кости.

Большинство этих промыслов возникло в XIX веке. Однако родились они не на пустом месте. Родоначальником резной игрушки считают еще Сергия Радонежского – преподобный сам изготавливал симпатичных зверушек и благословлял ими детей.


Не удивительно, что именно в Сергиевом Посаде появился Музей игрушки, который я вам также рекомендую посетить. Интересны не только сами экспонаты - не менее интересно, месторасположение музея – на краю высокого обрыва, нависшего над гладью Келарского пруда, откуда открывается прекрасный вид на Лавру. Стоит также посмотреть и на здание - дом с фасадами, обработанными узорчатой кирпичной кладкой в псевдорусском стиле, характерной для конца XIX столетия, построенный лаврским архитектором Александром Латковым в 1893 году; до революции в нем располагалась гимназия.

Этим же зодчим построено довольно много зданий в городе – здание бывшей больницы-богадельни, примыкающей к стенам Лавры с западной стороны (1896), здание бывшего странноприимного дома, а ныне телеграфа, построенного в 1892 году в память пятисотлетия кончины преподобного Сергия, а также несколько храмовых построек в округе


Недалеко от юго-западной части монастырской крепости, рядом с речкой Кончурой, напротив Водяной башни раскинулся небольшой парк, обнесенный каменной оградой в виде миниатюрной крепостной стены с островерхими башенками, деревянная кровля которых частично сохранилась, хоть и потрепана. Это Пафнутьев сад.

Когда он был насажен, остается неизвестным. Существует предание, что в 1689 году Петр Великий прогуливался в нем, и вдруг предстал пред ним гонец из Москвы с каким-то очень радостным для него известием. В память об этом государь и приказал назвать сад Пафнутьевым, по имени гонца. Рядом расположен живописный Келарский пруд, оставшийся от былого каскада из четырех прудов, а в самом саду близ монастырской стены находится колодец – один из источников, чудесным образом найденных преподобным Сергием.

После секуляризации монастырских земель территория сада сохранилась за Лаврой, и владельцы поспешили обнести его оградой. Эта «крепость» сложена митрополитом Платоном в 1777–1778 годах и подновлена в 1850. После революции сад этот стал городским Парком культуры и отдыха.

Здесь на территории в 1895 году по проектам уже известным нам архитектора Латкова построен больнично-богадельный корпус с храмом Иоанна Лествичника (в настоящее время в нем располагаются помещения Московской духовной семинарии).

Окрестности

Итак, город осмотрен. Но мы знаем, что в окрестностях Сергиевого Посада тоже есть что посмотреть. Например, скиты к востоку города, Хотьковский монастырь, усадьба Абрамцево и самый высокий в Подмосковье водопад, считающийся к тому же святым источником.

Однако попытка наша попасть на водопад Гремячий ключ закончилась неожиданно. Прозевав нужный поворот, мы неожиданно увидели необыкновенную по красоте кирпичную колокольню, словно парящую над лесом, а чуть погодя – крепостную стену и собор Черниговской Божьей Матери.


В 3х километрах от Лавры в XVIII веке для «летних увеселительных посещений» высоких лиц строится специальный загородный монастырский двор Корбуха. Он ничем не отличается от домов при царских загородных резиденциях или в имениях знатных вельмож: просторный, богато отделанный особняк с оранжереями и службами располагался на берегу пруда, вокруг которого был разбит парк с подстриженными деревьями, регулярными «пришпектами» и дорожками, с беседками и фонтанами. Со временем «загородный двор» пришел в запустение и в 1844 году на его месте Лаврой устроен существующий по сию пору Гефсиманский скит со специально вырытыми пещерами по примеру Киевской Лавры.

В пещерный храм Архангела Михаила мы, к сожалению, не попали – экскурсию устраивают лишь для групп не менее 10 человек. А вот приложиться к мощам старца Варнавы, скитского духовника, подвизавшегося здесь во второй половине XIX века можно почти всегда. Варнава предсказал грядущие бедствия и последующее возрождение России. Возможно он возвестил царю Николаю II о ждущем его мученическом венце.

Южнее Корбухи, на живописном берегу большого пруда, где прежде было монастырское кладбище, митрополит Платон выстроил для себя другой загородный двор – Вифанию (1783), превратив его затем в небольшой Спасо-Вифанский скит.

Здесь же, совсем недалеко архимандритом Антонием была основана в 1858 году Параклит-Торбеева пустынь, приписанная к Троице-Сергиеву монастырю.


По давней традиции паломников прежде, чем посетить преподобного Сергия, необходимо испросить благословения его родителей. Мы немного запоздали с этим, но – лучше поздно, чем никогда.

В Хотьково поехали утром, надеясь за день успеть еще в Радонеж, на родину преподобного Сергия и в Абрамцево.

В древнее славянское поселение с удивительным название Радонеж в 1328 году, спасаясь от притеснений ордынских ханов и княжеских междоусобиц, переселились из Ростова Великого родители святого Сергия, именитые бояре Кирилл и Мария. В Радонеже прошла юность Варфоломея, будущего игумена русской земли. Единственный из троих сыновей Кирилла и Марии не связанный семейными узами, он оставался опорой престарелых родителей. Незадолго до смерти благочестивые бояре приняли монашеский постриг в близлежащем Покровском монастыре. Сергий же заботился о родителях до их блаженной кончины, здесь же они были похоронены.

Монастырь виден еще с поезда и издалека поражает воображение. Уже упоминавшийся Большой Никольский храм обители, хоть и построенный в начале XX века (1904) Александром Латковым, производит впечатление древнего византийского строения. Главным же храмом обители является Покровская церковь, построенная в 1816 году – не менее грандиозное и красивое сооружение в классическом стиле. А самое древнее сооружение – надвратный храм, построенный в 1742-1745 годах.

Самая большая святыня монастыря – мощи святых родителей Сергия Радонежского, почивающие в Покровском соборе.

На территории, окруженной массивными стенами, тихо и спокойно. Ворота обители охраняет каменный лев – удивительно было встретить в таком тихом русском местечке это животное, встречающееся в изобилии в нашей стране разве что в Петербурге.


Из Хотьково пешком пошли в Абрамцево – дорога неблизкая, но дойти можно.

Оказалось, что в музее выходной. Поначалу я расстроилась, но нам удалось найти вход через служебную калитку и провести незабываемый час практически в полном одиночестве, гуляя по тропинкам живописнейшего парка среди будто бы игрушечных домиков, украшенных витиеватой резьбой. А крохотный храм Спаса Нерукотворного с узорами из белого камня казался иллюстрацией к русской народной сказке.

Он был построен в 1882 году по проекту Василия Поленова и Виктора Васнецова по образцу новгородского храма XII века Спаса в Нередицах. Авторы обогатили постройку приемами различных архитектурных школ – украсили храм владимирской резьбой, ярославской майоликой и московскими оконцами. В ее оформлении принимали участие все члены Абрамцевкого кружка, сложившегося вокруг владельца усадьбы С.И.Мамонтова. Деревянный резной иконостас изготовлен по эскизам Поленова, росписи и иконы выполнены Виктором Васнецовым, Поленовым, Репиным.

Усадьба Абрамцево с 1843 года принадлежала русскому писателю, автору и собирателю русских сказок Сергею Тимофеевичу Аксакову, известному пламенной любовью к Отечеству и ко всему русскому. В его семье выросли два замечательных сына - Константин Сергеевич — один из известных идеологов и основателей славянофильства и Иван Сергеевич, в 1872-74 годах председательствовавший в Обществе любителей российской словесности.

Во время владения усадьбой Аксаковым здесь бывали В.Г.Белинский, Н.В.Гоголь, И.С.Тургенев, М.С.Щепкин. В 1870 году Абрамцево приобрел Савва Иванович Мамонтов, любитель и пламенный приверженец русской культуры и искусства.

Любовь к прекрасному, замечательный вкус, признаваемый русской интеллигенцией того времени за эталон, обаяние, удивительное умение своей неукротимой жаждой деятельности зажигать других, объединять и вдохновлять окружающих – все это позволило Мамонтову стать центром притяжения талантливейших людей того времени.

Он основал первую частную Русскую оперу, в которой расцвёл гений Шаляпина. Декорации к его спектаклям писались Левитаном, Васнецовым, Поленовым, Коровиным, Врубелем.

Он покупал у художников, представляющих новые стили, их картины, заказывал украшать здания железнодорожных вокзалов, построенных им же, произведениями русских художников – Васнецову, Антокольскому, помогал реализовывать свои проекты начинателям зарождающегося движения передвижников - Репину, Коровину, Поленову, Серову.

В его доме в Москве, на Садово-Спасской был образован Мамонтовский кружок, где собиралась почти вся творческая интеллигенция Москвы.

А в приобретенной им усадьбе Абрамцево на протяжении многих лет находили приют и поддержку, творили свои безсмертные произведения Виктор и Апполинарий Васнецовы, Крамской, Репин, Поленов, Врубель, Коровин, Серов, Антокольский, Суриков и многие другие известные художники и скульпторы. Самой известной из картин, написанных в Абрамцеве стала “Девочка с персиками“Серова.

Об этом, гуляя по дорожкам живописнейшего парка я еще не знала, но дух русской культуры, привнесенный величайшими русскими художниками и бережно собранный Саввой Ивановичем чувствовался здесь сполна.


К сожалению, мы так и не дошли до Радонежа – слишком устали. И на Гремячий ключ поехать тоже не смоги – испортилась погода. Однако я не оставляю надежды побывать в земле преподобного Сергия еще раз. Возможно, теперь с организованной экскурсией.


Балдин В.И. Загорск. История города. Архитектурные памятники города. Москва. «Стройиздат» ‘81

Сергиев Посад. Очерк истории города. Без выходных данных, куплена в Троице-Сергиевской Лавре

Сайт "Хотьково в сети"

Копшицер М.И. “Мамонтов”. Москва, “Искусство”, 1972.

А. КИСЫЧ. Рууские творения Александра Латкова. "Хотьковский вестник" №32 1992

К 90-ЛЕТИЮ БОГОРОДСКОГО НАРОДНОГО ПРОМЫСЛА Т. Завьялова

По материалам книги "РУССКАЯ МАТРЕШКА" Л. Н. Соловьева - Москва - ИНТЕРБУК 1993

Всех Вам благ! Ваша Россiянка

Сайт рассылки


Subscribe.Ru
Поддержка подписчиков
Другие рассылки этой тематики
Другие рассылки этого автора
Подписан адрес:
Код этой рассылки: history.moskowhistory
Отписаться
Вспомнить пароль

В избранное