Рассылка закрыта
При закрытии подписчики были переданы в рассылку "Здоровье и физическое развитие." на которую и рекомендуем вам подписаться.
Вы можете найти рассылки сходной тематики в Каталоге рассылок.
Индоевропейская мифология от Алексея Фанталова Послероссие
| Информационный Канал Subscribe.Ru |
Эрлих С.Е
.
В мире
нет ничего невозможного. Поэтому любой предсказатель может быть посрамлен ходом
истории, «не терпящей сослагательного наклонения». В нижеследующем тексте
бесспорно только одно: со смертью русской цивилизации население «одной шестой»
стало «этнографическим материалом» (Н.Я.Данилевский) для других
«культурно-исторических типов».
Самый
вероятный сценарий — заполнение «Черной дыры» (З.Бжезинский) — бывшей России
соседними цивилизациями. Запад осуществит мечту генерала де Голля об Европе «от Атлантики до Урала». Южные территории отойдут
миру ислама. Большая часть Сибири и Дальний Восток окажутся за Великой
китайской стеной.
Взаимодействие
с Западом включит в себя три процесса. Из них первый оскорбляет меня больше,
чем второй:
—
красивые женщины отправятся увеличивать генетическое разнообразие «горячих
американских парней»;
— умные
мужчины отдадут свой талант во славу приютивших их народов;
—
оставшиеся посредственности будут частично оттеснены в
неблагоприятные места, частично ассимилированы колонизаторами. Последний
процесс аналогичен тысячелетней давности «мирному» расселению славян среди
«коренных» балтских и финских обитателей Русской
равнины.
Отличия
«южного» и «восточного» направлений от «западного» будут в следующем:
—
эмиграция в Азию бывших русских будет невелика;
— а
колонизационные потоки, напротив, будут и агрессивней, и численно гораздо
значительней.
Один из
парадоксов российской Евразии-Азиопы приведет к тому,
что большая часть территории отойдет к восточным цивилизациям, а преобладающая
доля населения — к западным христианам. Следовательно, ассимиляция Западом —
наиболее вероятная судьба большинства пока еще русских людей.
«Направление»,
преобладающее в отечественных средствах массовой информации, убеждает, что
подобное будущее не удручает русские элиты. Напротив, они делают все, чтобы
перевести его из вероятного состояния в неотвратимое:
«Как
сладостно отчизну ненавидеть
И жадно
ждать ее уничтоженья!»
(В.С.Печерин)
Меня,
незаконного отпрыска народа, сохранившего СВОЮ веру в двухтысячелетнем
плену, не может не возмущать, как легко русские предают Россию. Уезжая,
перестают быть русскими, оставаясь, стараются походить на американцев.
Современная Россия — единая «пятая колонна»:
«Антирусский
заговор действительно существует, но в нем участвует все взрослое население
России» (В.Пелевин).
В
сценарии поглощения России уже существующими цивилизациями нет ни фанатизма,
ни, даже, фантазии. Он чересчур будничен, чтобы стать
действительностью. Если бы в переломные моменты брали верх тенденции размеренных
эпох, «конец истории» (Ф.Фукуяма) состоялся бы в
начале каменного века. Жанр истории — не миф, не «волшебная сказка» и не
детектив, с ограниченным набором мотивов и предопределенным финалом. История —
это роман, текст максимально открытый и принципиально непредсказуемый.
Мое
предсказание — не прогноз, а проект личного спасения. Существуют две
«предпосылки, с которых мы начинаем» (К.Маркс, Ф.Энгельс):
Я
ненавижу человеконенавистническое «Государство Российское». И оно всегда
отвечало мне взаимностью. Имею основания опасаться, что его возрождение положит
предел моему физическому существованию;
Я
восторгаюсь «всечеловечески-братской»
(Ф.М.Достоевский) русской культурой и горд тем, что думаю, пишу и говорю на
одном языке с ее гениями. Как атеист льщу себя созданием бессмертных текстов —
единственной надеждой на «жизнь вечную». Поскольку русский — мой единственный родной язык, смерть русской культуры будет и
днем моей духовной гибели.
Следовательно,
чтобы обеспечить будущее, необходимо предсказать новую цивилизацию, в которой
будут преодолены традиции русских «воинов» и спасено наследие русских
«колдунов». То есть скроить меха под стать выдержанному вину.
Отношения наследницы к России могут быть подобны «двоюродной» взаимосвязи
Древнего Рима и христианского Запада. Русские классики вошли бы в культурный
фонд новой цивилизации на правах «древних авторов». Русский язык продолжил бы
свое литературное и разговорное бытие, подобное функциям ученой и вульгарной
латыни. Вместе с тем языческие нравы времен «солдатских императоров» были бы
смягчены новой «колдовской» идеологией.
Возможно,
родство будет более близким. Вроде «отцовского комплекса» ненависти,
определяющего отношение христиан к иудеям. Тогда священные книги русской
культуры составят «Ветхий завет» новой цивилизации.
Где
Палестина, способная преобразить Третий Рим?
Бесспорно,
что она не может находиться в пределах собственно русских земель. Над последними слишком довлеют «традиции всех прошлых
поколений». Ведь и христианство не способно было зародиться в Италии. «Месторазвитие» новой цивилизации — где-то на окраине, в
одной из бывших «республик свободных». Чтобы уточнить — где именно? — стоит
поискать аналогии во взаимосвязи и взаимном отталкивании завета Моисея и благой
вести Иисуса.
В
правление Тиберия в Палестине рядом с «настоящими» иудеями Иудеи соседили
новообращенные иудеи Галилеи и убежденные язычники
Самарии. Христос и большинство апостолов были родом не из «чистой» Иудеи или
«нечистой» Самарии, а из межеумочной, лишь вполовину «своей», Галилеи. Последнее
позволяет вычеркнуть из прогноза иноверных «самаритян» Прибалтики, Средней Азии
и Кавказа. Остаются единоверные белорусы, украинцы и молдаване. Молдаване
(одновременно и свои — православные, и чужие — русские упорно отождествляют их
с цыганами-язычниками) — самые анекдотичные из троих, и потому — самые
вероятные претенденты на «один шаг» к великому. В
связи с недавним исследованием (Ткачук 1996: 168-172) природы взаимных
переходов «смешного» и «великого» этот смехотворный аргумент представляется
особенно серьезным.
Оставаясь
в пределах библейских метафор, в «русско-молдавских связях» можно подглядеть
множество мелких аналогий с Иудеей и Галилеей:
В обоих
случаях метрополия и провинция не имели общих границ;
Население
обеих окраин было полиэтничным;
В древней
Галилее рядом с евреями жили финикийцы, сирийцы, арабы и греки (Ренан 1991:
80). Об этническом разнообразии современной Молдавии свидетельствуют три
государственных образования на ее крошечной территории: всеми признанное
государство «титульной» нации, автономная Гагауз Ери и
«никем не признанное» Приднестровье русских и украинцев. Молдавские болгары,
вдохновленные успехом гагаузов, также требуют самоуправления. Два других
значительных народа — евреи и цыгане привыкли обходиться без государственной опеки.
Эту пестрота могла быть большей, если бы по Молдавии не проехал нивелирующий —
«несть ни эллина, ни иудея» — каток советского режима. До включения Бессарабии в СССР (июнь 1940 г.) здесь, помимо
перечисленных, проживали большие группы немцев, греков, поляков и армян. О двух
последних в настоящее время напоминают одноименные кладбища в Кишиневе.
В
Иерусалиме земляков Христа, как и молдаван в Москве, любили пригвоздить
эпитетом «глупый»;
Зато
вино в имперскую эпоху и в Галилее, и в Молдавии, в отличие от постсоветских
времен, было хорошее. Но подобные «доказательства» несоразмерны с великим
проектом преемницы русской цивилизации. Гораздо убедительнее, на мой взгляд,
следующее соображение в пользу молдавского будущего России.
Вполне
вероятно, что такая перспектива была заложена в далеком прошлом, когда
славянские предки русских в VI — VII вв. впервые столкнулись на Дунае с
предками молдаван — волохами:
«Волхом бо нашедшем
на словени на дунайския, и седшем в них и насилящем им..».
(ПВЛ 1950: 11).
Возвращаясь
после «дунайского эпизода» на север, славяне во время «карпатской стоянки»
конца VII — начала IX вв. находились под «колдовской» властью волохов. Поэтому
славянские жрецы и получили имя «волхвов» (синоним слова «волох» в «Повести
временных лет») (Эрлих 1997: 150-151).
Под
влиянием этих обстоятельств «колдовские» традиции волохов, восходящие, в свою
очередь, к «антигосударственникам»-друидам,
не могли не стать «матрицей» (образцом деятельности) «жрецов» русской культуры.
По своему глубинному мировосприятию — вечной враждебности к милитаристскому
государству, интеллигенты (третье поколение русских «колдунов») — несомненные
волохи. Замечательная черта молдаван, сохранивших свой «колдовской» импульс, —
их своеобразный анархизм, стремление полагаться на собственные силы, не
дожидаясь государственной милости «доброго царя». Поэтому утверждение новой
«колдовской» цивилизации будет происходить как органичное возвращение «на круги
своя».
И еще
один важный аргумент — имя молдаван, программа их этнического смысла:
«В истории
не раз встречаются великие призвания, поводом которых было имя, случайно данное
ребенку» (Ренан 1991: 80).
Согласно
легенде, Молдавия была основана в XIV в. группой молодых охотников,
переваливших Карпаты в пылу погони за священным быком. По мнению В.Д.Цуркана, «молдаване» и означает «молодые», новый народ,
отделившийся от волошского этноса. Такое название вполне объяснимо тем, что к
XIV в. все соседние народы были «старше» пришельцев. Народ, названный
«молодым», обречен на великие свершения в силу задора, присущего молодости.
Славянская этимология этого счастливого имени облегчает его наполнение «послерусским» программным смыслом. Согласно последнему:
Великое
призвание молдаван — стать новыми русскими, основать новую цивилизацию от
Атлантики до Тихого океана.
Главное
препятствие на пути молдавской цивилизации — фольклорная молдавская
интеллигенция. Я первым буду возражать против расхожего мнения — «молдаван
тяжелый» (А.С.Пушкин) — о природном тугодумии молдаван. Видимость умственной отсталости вызвана
преобладанием в молдавском обществе архаичной культуры, не позволяющей
достойным образом реагировать на вызовы современности. Замечательно, что в
точных и естественных науках, где влияние культурной среды не имеет решающего
значения, молдаване добиваются выдающихся успехов. Они прекрасные врачи,
математики, программисты.
Но в
гуманитарной сфере, которая, собственно, и является смыслообразующей
для интеллигенции как общественного слоя, молдаване в массе своей чрезвычайно
некомпетентны. Сверхсложный постиндустриальный мир воспринимается ими как всего
лишь увеличенная копия родного сельского мирка. Доверять им руководство — все
равно, что доверяться штурману, который прокладывает курс, руководствуясь
картой Птолемея.
Замечательная
параллель — первый русский ученый, «крестьянский сын» М.В.Ломоносов —
выдающийся физик и химик и, одновременно, никудышный
историк.
Не имея
способностей соответственно реагировать на возникающие проблемы, молдавская
интеллигенция вынуждена стремиться к внешней зависимости. Оказавшись вне
крепостного состояния после развала СССР (в советской Молдавии, в отличие от
Прибалтики и Западной Украины, не было ни вооруженного, ни диссидентского
национального сопротивления), она добровольно отдается в рабство Румынии. Это
противоестественное «вхождение в Европу» per rectum прежде всего противно
жизненным интересам самих молдавских элит. Получив образование и заняв ключевые
государственные посты исключительно благодаря «ленинской» национальной
политике, они с приходом румын неминуемо потеряют свои властные и вузовские
синекуры. Чиновники — по причине сокращения штатов, профессора — из-за плохого
владения румынским языком.
«Национальная»
программа, выдвинутая молдавской интеллигенцией, сводится к тому, что молдаване
— это «бессарабские румыны» по причине «общей истории, территории, культуры и
языка». Неизвестно, осведомлены ли поборники румынизма
о том, что повторяют определение нации, данное таким знатоком национального
вопроса, как И.В.Сталин. В ошибочности сталинского определения унионистов
(сторонников присоединения к Румынии) можно многократно убедиться, даже не
выходя за пределы европейского континента. Ведь подобное можно сказать о немцах
и австрийцах; французах и бельгийцах; французах, итальянцах и немцах с одной
стороны и Швейцарской конфедерации — с другой. А еще есть показательный пример
отношений сербов и хорватов.
Молдавским
интеллигентам просто не под силу принять современное определение этноса:
«<...>
кроме этнонима, фиксирующего некую форму самосознания, не существует никаких
иных критериев этноса» (Ткачук 1996: 157).
Действительно,
пока большинство населения Молдавии считает себя молдаванами — «есть такая»
нация! Однако унионисты уже многое сделали, чтобы вычеркнуть собственный народ
из истории. Флаг, герб, (одно время и гимн), административное деление Молдавии
копируют румынские образцы. Предпринимаются усилия для внесения поправки в
конституцию и переименования молдавского языка в румынский.
Может,
молдаван, ставших румынами, ожидают благоприятные перспективы, недостижимые в
условиях самостоятельности? Может, отсталость Румынии только до поры и
«последние станут первыми»?
Обратимся
к этнической программе, заложенной в имени румын. Государство, чье имя
повторяет название великой империи прошлого, не имеет будущего. Снаряд истории
не падает в воронку исчерпанного смысла. Заложенная в имени вторичность —
неотвратимая судьба Румынии. Кроме того, румыны, повсюду униженные, вымещают
свои садомазохистские комплексы, высокомерно относясь к «домашним своим» —
молдаванам. Поэтому можно утверждать, что оказавшись в
составе Румынии, Молдавия обречена на жалкую участь последней провинции
последнего из задворков Европы.
Крестьянская
молдавская интеллигенция не способна понять и поддержать программу молдавской
цивилизации. Поэтому, творцами нового «культурно-исторического типа» станут
городские жители Молдавии. Последние, независимо от происхождения, являются в
большинстве не только «русскоговорящими», но и «русскодумающими».
В
молдавских школах Кишинева учителя постоянно напоминают детям, чтобы они не
говорили на переменах по-русски. Городские молдаване, окончившие национальную
школу, не раз признавались мне, что, разговаривая по-молдавски, в уме переводят
с русского.
Русский
язык, вытесненный из официального обращения, занимает ведущее положение в
престижных сферах общественной жизни, основанных на частной инициативе, —
бизнесе, элитном образовании, средствах массовой информации. Это обстоятельство
позволит обеспечить преемственность старой России и «России молодой» — Молдавии
от Атлантики до Тихого океана.
Впоследствии
найдется много желающих приписать себе авторство «молдавской идеи». Считаю
своим долгом засвидетельствовать, когда, где и от кого я услышал ее впервые.
Лето
1989. Осмелевшие молдаване толпами бегают по Кишиневу с возгласами: «Чемодан,
вокзал, Россия». Непривычные к погромам русские, выходя на улицу, благоразумно
стараются помалкивать. «Как? Ужасно? А мы так всю жизнь!» — успокаивают
остающихся русских отъезжающие евреи. На севере Молдавии идут раскопки
древнеславянского городища. В них принимает участие большая группа студентов
Московского университета — можно сказать, будущая элита России. М.Е.Ткачук
первым тогда заметил, что самоуверенная серьезность этой «элиты» безошибочный
признак непроходимой тупости:
«Серьезное
лицо — еще не признак большого ума. Все величайшие глупости на свете
совершались именно с таким выражением лица» (Григорий Горин). И «многознание уму не научает».
Ткачук
открыл, что русские из России и русские из Молдавии представляют разные
культурные типы, хотя и говорят на одном языке. И, напротив, молдаване и
молдавские русские, даже говоря на разных языках, представляют единую культурную общность. Русские и молдаване (т.е. все
народы, живущие в Молдавии) — не просто разные, они полярны
в своих мироощущениях:
Первые
любят считать себя умными;
Вторым
нравится прикидываться дураками.
Русско-молдавский
«диалог культур» сводится к немногим словам. На прямолинейное
— «глупый молдаван» следует двусмысленность — «умный русский».
Видимо,
вынесенные из того «диалога» впечатления позволили Ткачуку (1996: 126-128)
сформулировать закон-диагноз умирающих и рождающихся культур:
«Прямолинейность»
(стандаризация) смысла — признак, общий всем
умирающим культурам;
«Двусмысленность»
(многозначность) — свидетельство зарождающейся культурной общности.
Сейчас
трудно представить какой это был удар для нас, гонимых в Молдавии и связывающих
все надежды с Россией. Ведь прежде мы всегда безоговорочно считали себя
русскими. Ощущение, возникшее тогда, стало последним в «трехфазном» процессе
этнической самоидентификации:
С
детства нас воспитывали в сознании недостаточности нашего культурного багажа в
сравнении с ленинградцами и москвичами;
В
студенческие годы мы имели дерзость думать, что они такие же умные, как мы;
С лета
1989 возникло новое чувство — превосходства, смешанного с жалостью к нашим
русским «братьям меньшим». Тогда еще не было «молдавской идеи» — только
туманное НАСТРОЕНИЕ. В начале для понятия, объемлющего все народы Молдавии,
было избрано устарелое региональное имя «бессарабцы».
А.С.Тулбуре первым заметил «каинову печать»
зависимости и провинциализма — в качестве «Бессарабии»
Молдавия входила как в состав Российской империи (1812-1917), так и Румынии
(1918-1940) — присущих этому имени. Он отказался от фашизоидных
биологизирующих подходов советской этнографии и
распространил этноним «молдаване» на всех жителей Молдавии. Созданный А.С.Тулбуре культурный и политический смысл имени
«молдаванин», обеспечивает последнее необоримым прозелитическим
потенциалом:
Настоящий
молдаван — тот, кто уверовал в идею молдавской цивилизации от Атлантики до
Тихого океана!
За
прошедшие годы идея эта во многом прояснилась, но еще не приобрела кристальный
вид «единственно верного учения». Возможны два варианта молдавской цивилизации,
в зависимости от характера преемственности:
«Продолжающий»
(по типу Рим — христианский Запад) — «русофильский»;
«Отрицающий»
(по типу иудаизм — христианство) — «русофобский».
В
первом случае преображенная русская культура получит возможность дальнейшего
развития. Во втором — основная часть наследия будет законсервирована. Поскольку
в моем восприятии молдавская цивилизация — не способ погрузить русскую культуру
в анабиоз, но средство продлить ее творческую жизнь, второй вариант для меня
абсолютно неприемлем. Ненависть — это не «творческая страсть».
И
последнее. В отличие от М.Е.Ткачука, бывшего все десять последних лет
«партизаном» самоценной молдавской идеи, я до сих пор не мог смириться с тем,
что у России нет будущего. Почему же, вновь обращенный в молдавскую веру, я
набрался наглости излагать ее «символ» раньше автора, способного сделать это
гораздо лучше?
Ткачук,
видимо, полагает, что будучи опредмеченной
в ученом тексте, молдавская цивилизация никогда не станет предметом изучения
историков будущего. Я придерживаюсь противоположного мнения. Поставив цель,
всегда заявляю о ней во всеуслышание, чтобы потом отступаться было стыдно.
Итак:
Молдавия
от Атлантики до Тихого океана!
| http://subscribe.ru/
http://subscribe.ru/feedback/ |
Подписан адрес: Код этой рассылки: history.mythology |
Отписаться |
| В избранное | ||
