Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

История Нижнего Новгорода

  Все выпуски  

История Нижнего Новгорода: Главная набережная города


Главная набережная города

(Автор: Светлана Высоцкая, просмотров: 1343)


Нижне-Волжская набережная полтора века назад строилась лишь как продолжение Нижне-Окской, но спустя годы унаследовала от нее статус «главного нижегородского причала», который сохранила до сих пор.
 
 
На месте Нижнего посада
Территория Нижнего Новгорода, прилегающая к правому берегу Волги в районе Стрелки, издавна называлась Нижним посадом, в отличие от Верхнего, раскинувшегося от Благовещенской площади (ныне Минина и Пожарского) до городских окраин. Здесь с незапамятных времен круглый год шла бойкая торговля, а в навигационный период бурлила жизнь речников. Связанная с масштабным торгом и Волгой, застройка Нижнего посада с древних времен была плотной и хаотичной. Каждый владелец возводил здесь жилые, складские или торговые строения в соответствии со своими вкусами и экономическими возможностями, но обязательно за высокими оградами. Группы строений разделялись извивавшимися улочками с тупиками. Лишь береговые отмели оставались свободными, но и те летом были заняты пристанями, временными торговыми местами и дровяными кладищами. Параллельно набережной через весь Нижний посад от Ивановских ворот кремля к Благовещенскому монастырю пролегала Рождественская (ранее Козьмодемьянская) улица, пересекавшаяся ложбинами сбегавших с Дятловых гор речек и ручьев.
9 сентября 1778 г. Нижний посад выгорел, причем не в первый раз. Поэтому восстанавливать торговые ряды предписывалось «по плану и лучшим порядком и прочностию», а гостиный двор - каменным. Его проект разработал архитектор Я. А. Ананьин, который в 1780-1784 гг. выстроил три корпуса: два с верхними колоннадами-обходами в линию со зданием Соляной конторы (архитектор В. В. Исаков, 1750-1755 гг.), а ближе к берегу - Мучной (этот корпус сохранился). Они определили не только габариты главной площади торга, но и красные линии Рождественской улицы.
Приводить застройку в «регуляторство» возле усадьбы Строгановых вынудил пожар, случившийся 29 мая 1782 г. После него на месте уничтоженных огнем 24 дворов, 32 лавок, 60 амбаров, 8 лабазов и 2 заводов были возведены новые строения, уже по конфирмованному плану. Хотя Рождественская улица в XVIII в., насколько это было возможно, выпрямлялась, застройка сохранялась разномасштабной, прерывалась оврагами и пустырями. А берег делился уходящими в воду изгородями на частновладельческие участки (с пристанями, складами и торговыми комплексами). Общего прохода вдоль реки не было. По отмелям пролегала лишь бурлацкая тропа - «бечева». Приведение застройки Нижнего посада «в общее регуляторство» стало уделом XIX в.
 
Проехать вдоль берега
Нижне-Волжская набережная проектировалась в общей системе градостроительных преобразований города в 1830-е гг. архитекторами Иваном Ефимовичем Ефимовым и Петром Даниловичем Готманом. В 1836 г. были начаты работы по ее устройству, к которым ежегодно привлекалось до 2850 человек и 750 телег. Надзор над проектом осуществлял инженер-капитан Дмитриев. Земля для подсыпки берега доставлялась с копки Зеленского и Похвалинского съездов. Чтобы насыпной грунт не уносило паводком, берег было решено обложить булыжным камнем, который привозили в Нижний из Ярославской и Костромской губерний. Весной на одну барку грузилось по 8-10 кубических саженей камня, летом - по 4-6. Сплав и выгрузка барки обходились в среднем по 420 руб. (60 руб. за кубическую сажень). 6 апреля 1836 г. каменную обкладку набережной подрядился выполнить крестьянин Д. Климов.
В 1838 г. Нижне-Волжская набережная была отделана под руководством инженера Н. И. Лика, после чего впервые в истории Нижнего Новгорода вдоль городского берега стал возможен проезд на транспорте. Коренным образом начал меняться и облик Нижнего базара. По красной линии набережной отныне разрешалось строить исключительно каменные дома. Первую каменную усадьбу в этом районе возвели князья Голицыны (1837-1839 гг., ныне Рождественская, 47). В центре Нижнего базара - между Рождественской улицей и Нижне-Волжской набережной - была устроена Софроновская площадь.
В 1841 г. паводок повредил 111 саженей набережной. Ремонт за 3 тыс. руб. провел все тот же крестьянин Климов. Впоследствии столь значительных разрушений набережной уже не наблюдалось. В 1909-1911 г. в районе Строгановской и Голицынской усадеб была проведена намывка берега и дополнительная обкладка булыжником.
 
Казарменный долгострой
Уже более полутора веков на берегу Волги под кремлем стоят краснокирпичные корпуса казарм. До конца XVII в. стрельцы нижегородского гарнизона жили в городе собственными дворами в особых стрелецких слободах, с петровских времен - определялись на постой к посадским, из-за чего возникало множество конфликтов. На рубеже XVIII-XIX вв. местные дворяне на собственные деньги на территории Нижегородского кремля выстроили для гарнизона два каменных корпуса казарм, но большая часть офицеров и солдат оставалась жить на постое.
При разработке в 1834 г. проектов коренного градостроительного переустройства Нижнего Новгорода городское общество обратилось в Министерство внутренних дел с просьбой о возведении за свой счет каменных военных казарм. Разрешение было дано в декабре того же года, разработка проекта и надзор за работами возлагались на Нижегородскую строительную комиссию. Архитектор И. Е. Ефимов в 1835 г. спроектировал под кремлем комплекс из четырех зданий: два жилых трехэтажных на подвалах для 2600 человек (60 на 10 саженей) и соответствующие им дворовые службы (конюшни, кухни, кладовые). За проектирование архитектор получил вознаграждение 500 руб.
Смету на 1 149 096 руб. разработал архитектор П. Д. Готман. 30 сентября 1836 г. Ефимов и Готман приняли на себя общий контроль за строительством, а для повседневного надзора потребовали определить двух помощников и двух десятников. 13 февраля 1837 г. был высочайше утвержден проект, а 3 мая 1838 г. - новая смета. Тогда же Ефимов заключил в Москве с тверским ямщиком Иваном Тимофеевичем Дубицким подрядный договор на строительство.
Однако возведение казарм оказалось делом не скорым. В 1838 г. были заложены на сваях фундаменты, но лишь к 1844 г. вчерне возвели стены корпусов. За долгострой многие высшие чины Нижнего Новгорода, в том числе военный губернатор, оказались под судом. Отделка казарм продолжалась еще почти десять лет, и лишь в 1853 г. в корпусах разместились солдаты гарнизона и жандармские роты.
 
Обитатели Нижне-Волжской набережной
Нынешний дом № 1 по Нижне-Волжской набережной принадлежал купцу 1-й гильдии Василию Климентовичу Мичурину. В период перепланировки Нижнего Новгорода в 1830-х гг. он приобрел место на красной линии только еще определявшейся Нижне-Волжской набережной, как раз рядом с фундаментами Красных казарм. 24 октября 1846 г., после случившегося пожара, В. К. Мичурин обратился к городовому архитектору Льву Васильевичу Фостикову с просьбой разработать проект перестройки своего каменного двухэтажного с подвалами дома в 15 окон на Нижне-Волжской набережной. 26 мая 1848 г. проект был утвержден, и тогда же началось строительство.
В 1857 г. за возведение церкви при тюремном остроге на собственные средства Василий Мичурин получил орден Анны 3-й степени, а за отделку Живоносновской церкви (под кремлем на Нижнем посаде) - золотую медаль на Станиславовой ленте. Позже он удостоился звания почетного потомственного гражданина Нижнего Новгорода и в этих обстоятельствах решил перестроить дом. В 1864 г. он заказал архитектору Ивану Кузьмичу Кострюкову проект уже трехэтажного дома с более импозантным фасадом, который и сохранился до сих пор.
Дом № 3 - бывшее владение титулярной советницы Авдотьи Андреевой. Поскольку Нижне-Волжскую набережную предписывалось застраивать исключительно каменными домами, их возведение шло постепенно, по мере заготовки кирпича, белого камня и железа. В 1843 г. во втором от Красных казарм квартале значительный участок земли приобрела титулярная советница Авдотья Андреева, заказавшая проект двухэтажного дома выпускнику Академии художеств архитектору Павлу Семеновичу Гессу. 12 августа 1843 г. планы-фасады были утверждены в Москве, и сразу же началось строительство. Декоративно-художественное решение фасадов строилось на мерности арок циркульных окон второго этажа, усиленной вверху рельефной окантовкой кирпичной кладки. Первый этаж предназначался для лавок. Со временем их окна оказались растесанными, что исказило изначальную архитектуру здания. В 1850 г. по проекту архитектора Л. В. Фостикова к дому по Рыбному переулку были пристроены два двухэтажных корпуса служб с общим навесом между ними.
Дом № 49 по ул. Рождественской принадлежал братьям-купцам Ивану и Алексею Вяловым. В феврале 1829 г. Вяловы купили вблизи окского плашкоутного моста «пустопорожнее место» у Д. Бурмистрова, а в 1840 г. в придачу к нему и соседний участок земли. Проект своего доходного дома они заказали архитектору Антону Лаврентьевичу Лееру. 24 мая 1841 г. планы-фасады дома рассмотрела Нижегородская строительная комиссия, но они были раскритикованы маститым архитектором Г. И. Кизеветтером, который таким образом поддержал военного губернатора М. П. Бутурлина в его конфликте с Леером. Но в защиту Леера выступили архитекторы П. Д. Готман и В. П. Стремоухов, которые настояли на отсылке проекта на высочайшее рассмотрение в Санкт-Петербург, где 27 октября 1841 г. он был окончательно утвержден.
С весны 1842 г. началось строительство дома под надзором автора проекта, а спустя два года он был полностью отделан. Первый этаж и угловые части получили квадровую рустовку, в центре фасада восемь охватывающих второй и третий этажи пилястр, подкарнизный фриз - лепной орнаментальный пояс. Дом не только закрепил красную линию Нижне-Волжской набережной, но и, по отзывам многих нижегородцев XIX в., стал «истинным украшением сей части города».
 
Места, где «делали деньги»
В нынешнем доме № 16 по Нижне-Волжской набережной чуть более века назад размещалась Нижегородская биржа. Идея строительства в Нижнем Новгороде особого здания торговой биржи обсуждалась уже в первые годы после переноса сюда всероссийской ярмарки. В 1828 г. архитектор И. Матвеев создал проект величественного однокупольного здания с колонными портиками, но по разным причинам он не был осуществлен. В конце XIX в., когда Нижний Новгород утвердился как ведущий центр по заключению оптовых сделок, нужда в здании биржи стала очевидной. 12 сентября 1880 г. правительство утвердило устав Нижегородской биржи. В 1889-1890 гг. на ней было официально заключено договоров на поставку 68 456 339 пудов товаров, в 1890-1891 гг. - на 74 457 584 пуда.
Сначала место для биржи было определено напротив плашкоутного моста через Оку. Однако 7 декабря 1891 г. биржевой комитет попросил возвести здание уже в центре Софроновской площади. В таком случае могла пострадать зона отдыха горожан, поэтому городская дума в просьбе комитету отказала. Лишь в феврале 1895 г., в преддверии открытия в Нижнем Новгороде Всероссийской промышленно-художественной выставки братья Блиновы выделили для строительства биржи часть своей земли на углу площади и набережной. Проект заказали столичному архитектору Карлу Васильевичу Трейману. К весне 1896 г. здание биржи было не только возведено, но и отделано (завидная скорость выполнения работ!). На обращенном к Волге фасаде выложены годы строительства - 1895 и 1896. Здание в основном сохранило свою изначальную архитектуру. Потерянной оказалась лишь башенка с флагштоком над центральным входом.
Одним из значимых «денежных» мест на Нижне-Волжской набережной был также банк Рукавишниковых. Он имел два корпуса, которые ныне числятся по двум адресам: Рождественская, дом № 23 и Нижне-Волжская набережная, дом № 11.
В 1899 г., после пожара в собственном двухэтажном каменном доме с двумя промышленными корпусами в нижней части города, наследники богатого нижегородского купца Михаила Григорьевича Рукавишникова обратились в Строительное отделение Городской управы с просьбой о его ремонте. Однако восстановленные старые здания имели неприглядный вид, и один из наследников, а именно Сергей Михайлович Рукавишников, в 1908 г. обратился к московскому зодчему Ф. О. Шехтелю с просьбой о разработке планов-фасадов для возведения вместо прежних двух новых зданий, которые главными фасадами выходили бы на Рождественскую улицу и на Нижне-Волжскую набережную.
Фасады дома на набережной решались в формах «неоготики»: с мощными каркасными лопатками, завершенными «пинаклями», остеклением плоскостей и облицовкой стен полихромной керамической плиткой. Цветная керамика применена и в облицовке выходящего на Рождественскую улицу корпуса, в убранстве которого широко использовано чугунное художественное литье, в том числе круглые фигуры рабочего и крестьянки, выполненные по эскизам молодого скульптора С. Т. Коненкова. После завершения строительства корпуса стали «давить» на стоящие рядом Купеческий банк (ул. Рождественская, 21) и доходный дом Кудряшова-Чеснокова (Нижне-Волжская набережная, 9), в стенах которых появились трещины. На место была направлена специальная комиссия во главе с архитектором Алексеем Николаевичем Полтановым. Спешно принятые меры помогли исправить положение.
 
Здания волжской дистанции
До нашего времени на Нижне-Волжской набережной сохранились два небольших оригинальных дома, построенных в псевдоготическом стиле. Сейчас в них размещаются ресторан «Плакучая ива» и бар «Бизон», а когда-то эти дома принадлежали волжской дистанции. 19 июля 1911 г. начальник Казанского округа путей сообщения обратился в Нижегородскую городскую думу с просьбой о выделении на Нижне-Волжской набережной места для возведения здания канцелярии судовой дистанции и амбулатории для судовых рабочих. Прибывавшие сюда летом тысячные артели грузчиков часто становились причиной массовых эпидемий, поэтому предложение было воспринято нижегородскими властями с пониманием и заинтересованностью.
Место для строительства домов было определено напротив усадьбы Голицыных, на набережной, расширенной после намыва грунта в 1908-1909 гг. под руководством инженера Б. Н. Алексеева. Проекты зданий в 1912 г. разработал архитектор Николай Михайлович Вешняков, стилизовав их под вошедшую тогда в моду готику: с островерхими кровлями, романтическими башенками, с мелкопереплетным остеклением «покоев». В 1913 г., спустя год после разработки проекта, здания волжской дистанции были выстроены и сданы заказчику.
Современная Нижнее-Волжская набережная частично сохранила облик, сложившийся к началу XX в., и, являясь одной из визитных карточек города, как и раньше, встречает прибывающих по Волге гостей.


В избранное