Рассылка закрыта
При закрытии подписчики были переданы в рассылку "Жизнь прекрасна!" на которую и рекомендуем вам подписаться.
Вы можете найти рассылки сходной тематики в Каталоге рассылок.
← Сентябрь 2002 → | ||||||
1
|
||||||
---|---|---|---|---|---|---|
2
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
|
10
|
11
|
12
|
13
|
14
|
15
|
|
16
|
17
|
18
|
19
|
20
|
21
|
22
|
23
|
24
|
25
|
26
|
27
|
28
|
29
|
30
|
Статистика
0 за неделю
Первые князья Рюриковичи
Информационный Канал Subscribe.Ru |
Добрый день!
Вы получили это письмо, так как подписались на рассылку "Тексты народных преданий"
Выпуск десятый
Первые князья Рюриковичи
Из летописей известно, что призванный новгородцами и их соседями Рюрик после смерти братьев правил единолично и умер, когда сын его Игорь был еще малолетним. Правителем стал родич Рюрика Олег; он подчинил Киев и оттуда стал управлять объединенной Русской землей. После смерти Олега власть перешла к Игорю; он был убит племенем древлян за попытку повторно получить от них дань. Русской землей стала управлять Ольга, вдова Игоря, пока не возмужал их сын Святослав. После его смерти в борьбе за власть между сыновьями Святослава победу одержал Владимир.
Тексты даны по изданиям
- Художественная проза Киевской Руси XI-XIII веков/Сост, пер. и примеч. И.П. Еремина и Д.С. Лихачева, М., 1957.
- Якушкин П.И., Путевые письма из Новгородской губернии//Русская бесед. М., 1859, Т.4. Смесь.
Призвание Рюрика
Примечания:Опущены те фрагменты летописного текста, которые, согласно исследованиям А. А. Шахматова, представляют собой вставки, сделанные составителем "Повести временных лет" в текст Начального свода, лежавшего в основе ее.
Согласно исследованию Н. Т. Беляева, Рюрик до призвания его на Русь принял крещение (Seminarium Kondakovianum. Прага, 1929. Т. 3.- С. 227-228).
Изгнали варяг за море, и не дали им дани, и начали сами собой владеть. И не было среди них правды, и встал род на род, и была у них усобица, и стали воевать сами с собой. И сказали себе: "Поищем себе князя, который бы владел нами и судил по праву". И пошли за море к варягам: "Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами". И избрались трое братьев со своими родами к славянам, и сел старший, Рюрик, в Новгороде, а другой, Синеус,- на Белоозере, а третий, Трувор,- в Изборске [...]
Поход Олега на Царьград
Примечания:Поход в летописи датирован 907 г.
Суд - залив Золотой Рог, его перегораживали в случае опасности цепью, натянутой между двумя башнями.
Пошел Олег на греков. И пришел к Царьграду; греки же замкнули Суд, а город затворили. И вышел Олег на берег, и начал воевать, и много убийств сотворил в окрестностях города грекам. И разбили множество палат и церкви. А тех, кого захватили в плен, одних иссекли, других мучили, иных же застрелили, и много другого зла сделали русские грекам, как обычно делают враги.
И повелел Олег своим воинам сделать колеса и поставить на них корабли. И с попутным ветром подняли они паруса и пошли со стороны поля к городу. Греки же, увидев это, испугались и сказали через послов Олегу: "Не губи города, дадим тебе дани, какой захочешь". И остановил Олег воинов, и вынесли ему пищу и вино, но не принял его, так как было оно отравлено. И испугались греки и сказали: "Это не Олег, но святой Дмитрий, посланный на нас от Бога". И приказал Олег дать дани на две тысячи кораблей: по двенадцати гривен на человека, а было в каждом корабле по сорок мужей. И сказал Олег: "Сшейте для руси паруса из паволок, а славянам копринные!" И было так! И повесил щит свой на вратах в знак победы, и пошли от Царьграда. И подняла русь паруса из паволок, а славяне копринные, и разодрал их ветер. И сказали славяне: "Возьмем свои простые паруса, не дали славянам паруса из паволок". И вернулся Олег в Киев, неся золото, и паволоки, и плоды, и вино, и всякое узорочье. И прозвали Олега Вещим, так как были люди язычниками и непросвещенными.
Смерть Олега
Примечание: Согласно летописи, Олег умер в 913 г.
И помянул Олег коня своего, которого когда-то поставил кормить, решив никогда на него не садиться. Ибо когда-то спрашивал он волхвов и кудесников: "От чего я умру?" И сказал ему один кудесник: "Князь! От коня твоего любимого, на котором ты ездишь,- от него тебе и умереть!" Запали слова эти в душу Олега, и сказал он: "Никогда не сяду на него и не увижу его больше". И повелел кормить его и не водить его к нему, и прожил несколько лет, не видя его, пока не пошел на греков. А когда вернулся в Киев и прошло четыре года,- на пятый год помянул он своего коня, от которого когда-то волхвы предсказали ему смерть. И призвал он старейшину конюхов и сказал: "Где конь мой, которого приказал я кормить и беречь?" Тот же ответил: "Умер". Олег же посмеялся и укорил того кудесника, сказав: "Не право говорят волхвы, но все то ложь: конь умер, а я жив". И приказал оседлать себе коня: "Да увижу кости его". И приехал на то место, где лежали его голые кости и череп голый, слез с коня, посмеялся и сказал: "От этого ли черепа смерть мне принять?" И ступил он ногою на череп, и выползла из черепа змея и ужалила его в ногу. И от того разболелся и умер он. Оплакивали его все люди плачем великим, и понесли его, и похоронили на горе, называемою Щековица. Есть же могила его и доныне, слывет могилой Олеговой.
Ольга
Примечание: Услышанное на девятьсот лет позже более подробных рассказов о княгине Ольге, приводимых в летописи, это предание коротко сообщает в народной интерпретации данные, более точно в деталях изложенные летописцами. Ольга правила Русской землей с 945 г. после смерти мужа Игоря, убитого древлянами, которым жестоко отомстила за это Ольга, при малолетстве сына своего Святослава. Пребывание Ольги в Константинополе летопись относит к 955 г.
В [...] деревне Лыбуте родилась царица благоверная российская Ольга; родилась она в крестьянском звании и была перевозчицей. [...] Раз перевозит она князя Всеволода. [...] Увидал Всеволод Ольгу и помыслил на Ольгу, а этот князь был женат. Стал тот князь говорить Ольге, а Ольга ему на те его пустые речи ответ: "Князь! Зачерпни рукой справа водицы, испей!" Тот зачерпнул, испил. "Теперь,- говорит Ольга,- теперь, князь, зачерпни слева, испей и этой водицы". Князь зачерпнул и слева водицы испил. "Какая же тут разнота: та вода и эта вода?" - спрашивает Ольга у князя. "Никакой тут разноты нет,- говорит князь,- все одна вода".- "Так,- говорит Ольга,- что жена твоя, что я, для тебя все равно". Князь Всеволод зарделся, замолчал и отстал от Ольги. Да и много она князей перевела: которого загубит, которого посадит в такое место. [...] Горазд хитра была.
Спустя сколько времени Ольга пошла за князя замуж, только не за Всеволода, а неизвестно за какого. Тогда много князей было, и всякий своим царством правил, а все между собой родня были, и все промеж себя воевали: хотелось всякому у другого царство его отнять. Пошел войною на мужа Ольгиного его двоюродный брат, да и убил его. Убил мужа Ольги, да и прислал к ней послов мириться; только Ольга которых посадила за стол обедать, да и провалила их в волчью яму, что под тем столом вырыта была; а которых зазвала в баню, а там обложили баню хворостом, да и сожгла всех, а после самого их князя убила, на его царство села и стала двумя царствами править.
Прошло сколько-то времени, поехала Ольга в Царь-город к тамошнему царю в гости. Как увидал ее тамошний царь: "Выходи,- говорит,- за меня замуж!" Ну а Ольге какая неволя была идти замуж? Сама себе царица, а выйди замуж - муж глава жене. "Ты,- говорит Ольга,- православный, а я поганая (она тогда не крестимшись была), так мне не приходится за тебя идти".- "Ну, так крестись",- говорит царь. "А ты будь моим крестным!" - "Хорошо!" - говорит. Перекрестилась Ольга, приняла крещеную веру. "Теперь давай венчаться, Ольга",- говорит царь. А Ольга ему: "Нельзя - ты мой крестный!" Так и провела.
Ольга объезжает земли
Отправилась Ольга к Новгороду и установила по Мете погосты и дани и по Луге - оброки и дани. Ловища ее сохранились по всей земле, и есть свидетельства о ней, и места ее и погосты, а сани ее стоят в Пскове и поныне, и по Днепру есть места ее для ловли птиц и по Десне, и сохранилось село ее Ольжичи до сих пор.
Поход Святослава на хозар
Примечания: Подчиненные тогда хозарами ясы (осетины) и касоги (черкесы) занимали в то время не только предгорья Кавказа, но и прилегающие степи. Святослав разбил хозар в
Пардус - гепард. Дрессированных гепардов использовали в то время для охоты. Главное их свойство - быстрота, которой они превосходят всех других животных.
Белая Вежа - Саркел, столица хозарского каганата.
Когда Святослав вырос и возмужал, стал он собирать много воинов храбрых. И легко ходил в походах, как пардус, и много воевал. В походах же не возил за собою ни возов, ни котлов, не варил мяса, но, тонко нарезав конину, или зверину, или говядину и зажарив на углях, так ел. Не имел он и шатра, но спал, подостлав потник, с седлом в головах. Такими же были и все прочие его воины. И посылал в иные земли со словами: "Хочу на вас идти". И пошел на Оку-реку и на Волгу, и встретил вятичей, и сказал им: "Кому дань даете?" Они же ответили: "Хозарам - по щелягу с сохи даем". [...] Пошел Святослав на хозар. Услышав же, хозары вышли навстречу во главе со своим князем Каганом и сошлись биться, и в битве одолел Святослав хозар и столицу их и Белую Вежу взял. И победил ясов и касогов.
Оборона Киева
Примечания: Святослав, прибыв с войском в Болгарию, устроил свою столицу в Переяславце в 967 г., а печенеги напали на Киев в следующем году.
Печенеги - тюркский народ, кочевники, занимавшие в то время причерноморские степи.
Переяславец, - тогда крупный город в северной Болгарии, теперь Преслав, недалеко от Тульчи.
Пришли впервые печенеги на Русскую землю, а Святослав был тогда в Переяславце, и заперлась Ольга в городе Киеве со своими внуками - Ярополком, Олегом и Владимиром. И осадили печенеги город силою великой: было их бесчисленное множество вокруг города. И нельзя было ни выйти из города, ни вести послать. И изнемогали люди от голода и жажды. И собрались люди той стороны Днепра в ладьях и стояли на том берегу. И нельзя было ни тем пробраться в Киев, ни этим из Киева к ним. И стали тужить люди в городе и сказали: "Нет ли кого, кто бы смог перебраться на ту сторону и сказать им: "если не подступите утром к городу,- сдадимся печенегам". И сказал один отрок: "Я проберусь", и ответили ему: "Иди". Он же вышел из города, держа уздечку, и побежал через стоянку печенегов, спрашивая их: "Не видел ли кто-нибудь коня?" Ибо знал он по-печенежски, и его принимали за своего. И когда приблизился он к реке, то, скинув одежду, бросился в Днепр и поплыл. Увидев это, печенеги кинулись за ним, стреляли в него, но не смогли ему ничего сделать. На том берегу заметили это, подъехали к нему в ладье, взяли его в ладью и привезли его к дружине. И сказал им отрок: "Если не пойдете завтра к городу, то люди сдадутся печенегам". Воевода же их, по имени Претич, сказал на это: "Пойдем завтра в ладьях и, захватив княгиню и княжичей, умчим на этот берег. Если же не сделаем этого, то погубит нас Святослав". И на следующее утро, близко к рассвету, сели в ладьи и громко затрубили, а люди в городе закричали. Печенегам же показалось, что пришел сам князь, и побежали от города врассыпную. И вышла Ольга с внуками и людьми к ладьям. Печенежский же князь, увидев это, возвратился один и обратился к воеводе Претичу: "Кто это пришел?" А тот ответил ему: "Люди той стороны (Днепра)". Печенежский князь снова спросил: "А ты не князь ли уж?" Претич же ответил: "Я муж его, пришел с передовым отрядом, а за мною идет войско с самим князем: бесчисленное их множество". Так сказал он, чтобы припугнуть печенегов. Князь же печенежский сказал Претичу: "Будь мне другом". Тот ответил: "Так и сделаю". И подали друг другу руки, и дал печенежский князь Претичу коня, саблю и стрелы, а тот дал ему кольчугу, щит и меч. И отступили печенеги от города. И нельзя было вывести коня напоить: стояли печенеги на Лыбеди. И послали киевляне к Святославу со словами: "Ты, князь, ищешь чужой земли и о ней заботишься, а свою покинул. А нас чуть было не взяли печенеги, и мать твою и детей твоих. Если не придешь и не защитишь нас, то возьмут-таки нас. Неужели не жаль тебе своей отчины, старой матери, детей своих?" Услышав эти слова, Святослав с дружиною быстро сел на коней и вернулся в Киев; приветствовал мать свою и детей и сокрушался о том, что случилось с ними от печенегов. И собрал воинов, прогнал печенегов в поле, и наступил мир.
Поход Святослава на греков
Примечание: Первая часть предания находилась еще в Начальном своде, вторая ("И послал послов...") - включена в "Повесть временных лет" (Шахматов А.А., Повесть временных лет. Вводная часть. Текст. Примечания. Спб., 1916, Т.1. с. 82-86).
Это так называемая вторая Балканская война Святослава Игоревича, согласно летописи, происходившая в 971 г. Именно здесь приведена знаменитая речь Святослава перед дружиной, отображенная в близком тексте византийским историком Львом Диаконом.
Пришел Святослав в Переяславец, и затворились болгары в городе. И вышли болгары на битву против Святослава, и была сеча велика, и стали одолевать болгары. И сказал Святослав своим воинам: "Здесь нам и умереть! Постоим же мужественно, братья и дружина!" И к вечеру одолел Святослав, и взял город приступом, и послал к грекам со словами: "Хочу идти на вас и взять столицу вашу, как и этот город". И сказали греки: "Невмоготу нам сопротивляться вам, так возьми с нас дань на всю свою дружину и скажи, сколько вас, чтобы разочлись мы по числу дружинников твоих". Так говорили греки, обманывая русских, ибо греки лживы и до наших дней. И сказал им Святослав: "Нас двадцать тысяч", но прибавил десять тысяч: ибо было русских всего десять тысяч. И пошел Святослав на греков, и вышли те против русских. Когда же русские увидели их - сильно испугались такого великого множества воинов, но сказал Святослав: "Нам некуда уже деться, хотим мы или не хотим - должны сражаться. Так не посрамим земли Русской, но ляжем здесь костьми, ибо мертвые не принимают позора. Если же побежим - позор нам будет. Так не побежим же, но станем крепко, а я пойду впереди вас: если моя голова ляжет, то о своих сами позаботьтесь". И ответили воины: "Где твоя голова ляжет, там и свои головы сложим". И исполчились русские, и была жестокая сеча, и одолел Святослав, а греки бежали. И пошел Святослав к столице, воюя и разбивая города, что стоят и доныне пусты. И созвал царь бояр своих в палату и сказал им: "Что нам делать: не можем ведь ему сопротивляться?" И сказали ему бояре: "Пошли к нему дары; испытаем его: любит ли он золото или паволоки?" И послал к нему золото и паволоки с мудрым мужем, наказавши ему: "Следи за его видом, и лицом, и мыслями!" Он же взял дары и пришел к Святославу. И поведали Святославу, что пришли греки с поклоном, и сказал Святослав: "Введите их сюда". Те вошли, и поклонились ему, и положили перед ним золото и паволоки. И сказал Святослав своим отрокам, смотря в сторону: "Спрячьте". Греки же вернулись к царю, и созвал царь бояр. Посланные же сказали: "Пришли-де мы к нему и поднесли дары, а он и не взглянул на них - приказал спрятать". И сказал один: "Испытай его еще раз: пошли ему оружие". Они же послушали его, и послали ему меч и другое оружие, и принесли ему. Он же взял и стал царя хвалить, выражать ему любовь и благодарность. Снова вернулись посланные к царю и поведали ему все, как было. И сказали бояре: "Лют будет муж этот, ибо богатством пренебрегает, а оружие берет. Плати ему дань". И послал к нему царь, говоря так: "Не ходи к столице, возьми дань, сколько хочешь". Ибо только немногим не дошел он до Царьграда. И дали ему дань. Он же брал и на убитых, говоря: "Возьмет-де за убитого род его". Взял же и даров много и возвратился в Переяславец со славою великою. Увидев же, что мало у него дружины, сказал себе: "Как бы не убили какой-нибудь хитростью и дружину мою и меня", так как многие были убиты в боях. И сказал: "Пойду на Русь, приведу еще дружины".
И послал послов к царю в Доростол, где в это время находился царь, говоря так: "Хочу иметь с тобою прочный мир и любовь". Царь же, услышав это, обрадовался и послал к нему даров больше прежнего Святослав же принял дары и стал думать с дружиною своей, говоря так: "Если не заключим мир с царем и узнает царь, что нас мало, то придут и осадят нас в городе. А Русская земля далеко, печенеги с нами в войне, и кто нам тогда поможет? Заключим же с царем мир: ведь они уже обязались платить нам дань,- того с нас и хватит. Если же перестанут нам платить дань, то снова на Руси собрав множество воинов, пойдем на Царь-град". И была люба речь эта дружине, и послали лучших мужей к царю, и пришли в Доростол, и сказали о том царю. Царь же на следующее утро призвал их к себе и сказал: "Пусть говорят послы русские". Они же начали: "Так говорит князь нам: "Хочу иметь полную любовь с греческим царем на все будущие времена". Царь же обрадовался и повелел писцу записывать все речи Святослава на хартию.
Литература "в тему":
- Дмитрий Иловайский Начало Руси
- Дмитрий Иванович Иловайский - известный ученый, публицист, автор учебников по всеобщей и русской истории, которые выдержали десятки изданий. Исследования Иловайского о происхождении Руси уникальны. Историк выступает решительным противником норманнской теории, скептически относится к русским летописям, доказывает, что в них отражены интересы и настроения киевских князей. Чрезмерная смелость и бескомпромиссность в решении сложнейших вопросов истории и политики снискали Иловайскому славу бунтаря и привели к забвению на долгое время его значительных заслуг в области русской истории. Том воспроизводится по изданию: Москва, 1890 г. Частично сохранены орфография и пунктуация автора. Цена - 91 руб.
- Ю. Д. Петухов Тайны древних русов
- Автор книги попытался найти разгадку происхождения и становления человечества. Он утверждает: теперь можно смело сказать, что нам известен генезис проиндоевропейцев и даже бореалов, то есть процесс формирования человека в последний 30 тысяч лет. Ю.Д. Петухов доводит свое исследование до периода становления славян, балтов, германцев, греков и других народов Европы. Дальние предки русского народа — вот, по мнению автора, истинные творцы древней истории. Первая часть книги — увлекательно написанное исследование Дорогами богов. В поисках прародины. Во вторую часть вошел ряд очерков, объединенных под общим названием Страницы подлинной истории. Цена - 135 руб.
- Е. Ф. Шмурло Курс русской истории. Возникновение и образование Русского государства (862-1462)
- Курс русской истории - главная, итоговая работа выдающегося русского историка Евгения Францевича Шмурло (1853-1934). Основу курса лекций составляет так называемое догматическое изложение твердо установленных наукой основных фактов русской истории с 862 по 1725 гг. Все разногласия между историками по наиболее важным вопросам вынесены автором во вторую часть каждого из опубликованных им томов под названием Спорные и невыясненные вопросы русской истории. Большой интерес для начинающих ученых представляет и тщательно подобранная библиография, являющаяся органической частью труда. Однако главная ценность книги - это необычное для русского университетского курса внимание к духовной , историко-культурной стороне нашего прошлого, истории письменности, литературы и просвещения, развитию национального самопознания. Это придает книге скорее характер энциклопедического издания. Первый том Курса - возникновение и образование Русского государства представляет собой общий обзор отечественной истории с 862 по 1462 гг., периода Древней Руси. Цена - 112 руб.
До встречи!
http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru |
Отписаться
Убрать рекламу |
В избранное | ||