Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Тексты народных преданий

  Все выпуски  

Первые князья Рюриковичи


Информационный Канал Subscribe.Ru


Добрый день!


Вы получили это письмо, так как подписались на рассылку "Тексты народных преданий"


Выпуск десятый

Первые князья Рюриковичи

Из летописей известно, что призванный новгородцами и их соседями Рюрик после смерти братьев правил единолично и умер, когда сын его Игорь был еще малолетним. Правителем стал родич Рюрика Олег; он подчинил Киев и оттуда стал управлять объединенной Русской землей. После смерти Олега власть перешла к Игорю; он был убит племенем древлян за попытку повторно получить от них дань. Русской землей стала управлять Ольга, вдова Игоря, пока не возмужал их сын Святослав. После его смерти в борьбе за власть между сыновьями Святослава победу одержал Владимир.

Тексты даны по изданиям

  • Художественная проза Киевской Руси XI-XIII веков/Сост, пер. и примеч. И.П. Еремина и Д.С. Лихачева, М., 1957.
  • Якушкин П.И., Путевые письма из Новгородской губернии//Русская бесед. М., 1859, Т.4. Смесь.

Призвание Рюрика

Примечания:Опущены те фрагменты летописного текста, которые, согласно исследованиям А. А. Шахматова, представляют собой вставки, сделанные составителем "Повести временных лет" в текст Начального свода, лежавшего в основе ее.

Согласно исследованию Н. Т. Беляева, Рюрик до призвания его на Русь принял крещение (Seminarium Kondakovianum. Прага, 1929. Т. 3.- С. 227-228).


Изгнали варяг за море, и не дали им дани, и начали сами собой владеть. И не было среди них правды, и встал род на род, и была у них усобица, и стали воевать сами с собой. И сказали себе: "Поищем себе князя, который бы владел нами и судил по праву". И пошли за море к варягам: "Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами". И избрались трое братьев со своими родами к славянам, и сел старший, Рюрик, в Новгороде, а другой, Синеус,- на Белоозере, а третий, Трувор,- в Изборске [...]

Поход Олега на Царьград

Примечания:Поход в летописи датирован 907 г.

Суд - залив Золотой Рог, его перегораживали в случае опасности цепью, натянутой между двумя башнями.


Пошел Олег на греков. И пришел к Царьграду; греки же замкнули Суд, а город затворили. И вышел Олег на берег, и начал воевать, и много убийств сотворил в окрестностях города грекам. И разбили множество палат и церкви. А тех, кого захватили в плен, одних иссекли, других мучили, иных же застрелили, и много другого зла сделали русские грекам, как обычно делают враги.

И повелел Олег своим воинам сделать колеса и поставить на них корабли. И с попутным ветром подняли они паруса и пошли со стороны поля к городу. Греки же, увидев это, испугались и сказали через послов Олегу: "Не губи города, дадим тебе дани, какой захочешь". И остановил Олег воинов, и вынесли ему пищу и вино, но не принял его, так как было оно отравлено. И испугались греки и сказали: "Это не Олег, но святой Дмитрий, посланный на нас от Бога". И приказал Олег дать дани на две тысячи кораблей: по двенадцати гривен на человека, а было в каждом корабле по сорок мужей. И сказал Олег: "Сшейте для руси паруса из паволок, а славянам копринные!" И было так! И повесил щит свой на вратах в знак победы, и пошли от Царьграда. И подняла русь паруса из паволок, а славяне копринные, и разодрал их ветер. И сказали славяне: "Возьмем свои простые паруса, не дали славянам паруса из паволок". И вернулся Олег в Киев, неся золото, и паволоки, и плоды, и вино, и всякое узорочье. И прозвали Олега Вещим, так как были люди язычниками и непросвещенными.

Смерть Олега

Примечание: Согласно летописи, Олег умер в 913 г.


И помянул Олег коня своего, которого когда-то поставил кормить, решив никогда на него не садиться. Ибо когда-то спрашивал он волхвов и кудесников: "От чего я умру?" И сказал ему один кудесник: "Князь! От коня твоего любимого, на котором ты ездишь,- от него тебе и умереть!" Запали слова эти в душу Олега, и сказал он: "Никогда не сяду на него и не увижу его больше". И повелел кормить его и не водить его к нему, и прожил несколько лет, не видя его, пока не пошел на греков. А когда вернулся в Киев и прошло четыре года,- на пятый год помянул он своего коня, от которого когда-то волхвы предсказали ему смерть. И призвал он старейшину конюхов и сказал: "Где конь мой, которого приказал я кормить и беречь?" Тот же ответил: "Умер". Олег же посмеялся и укорил того кудесника, сказав: "Не право говорят волхвы, но все то ложь: конь умер, а я жив". И приказал оседлать себе коня: "Да увижу кости его". И приехал на то место, где лежали его голые кости и череп голый, слез с коня, посмеялся и сказал: "От этого ли черепа смерть мне принять?" И ступил он ногою на череп, и выползла из черепа змея и ужалила его в ногу. И от того разболелся и умер он. Оплакивали его все люди плачем великим, и понесли его, и похоронили на горе, называемою Щековица. Есть же могила его и доныне, слывет могилой Олеговой.

Ольга

Примечание: Услышанное на девятьсот лет позже более подробных рассказов о княгине Ольге, приводимых в летописи, это предание коротко сообщает в народной интерпретации данные, более точно в деталях изложенные летописцами. Ольга правила Русской землей с 945 г. после смерти мужа Игоря, убитого древлянами, которым жестоко отомстила за это Ольга, при малолетстве сына своего Святослава. Пребывание Ольги в Константинополе летопись относит к 955 г.


В [...] деревне Лыбуте родилась царица благоверная российская Ольга; родилась она в крестьянском звании и была перевозчицей. [...] Раз перевозит она князя Всеволода. [...] Увидал Всеволод Ольгу и помыслил на Ольгу, а этот князь был женат. Стал тот князь говорить Ольге, а Ольга ему на те его пустые речи ответ: "Князь! Зачерпни рукой справа водицы, испей!" Тот зачерпнул, испил. "Теперь,- говорит Ольга,- теперь, князь, зачерпни слева, испей и этой водицы". Князь зачерпнул и слева водицы испил. "Какая же тут разнота: та вода и эта вода?" - спрашивает Ольга у князя. "Никакой тут разноты нет,- говорит князь,- все одна вода".- "Так,- говорит Ольга,- что жена твоя, что я, для тебя все равно". Князь Всеволод зарделся, замолчал и отстал от Ольги. Да и много она князей перевела: которого загубит, которого посадит в такое место. [...] Горазд хитра была.

Спустя сколько времени Ольга пошла за князя замуж, только не за Всеволода, а неизвестно за какого. Тогда много князей было, и всякий своим царством правил, а все между собой родня были, и все промеж себя воевали: хотелось всякому у другого царство его отнять. Пошел войною на мужа Ольгиного его двоюродный брат, да и убил его. Убил мужа Ольги, да и прислал к ней послов мириться; только Ольга которых посадила за стол обедать, да и провалила их в волчью яму, что под тем столом вырыта была; а которых зазвала в баню, а там обложили баню хворостом, да и сожгла всех, а после самого их князя убила, на его царство села и стала двумя царствами править.

Прошло сколько-то времени, поехала Ольга в Царь-город к тамошнему царю в гости. Как увидал ее тамошний царь: "Выходи,- говорит,- за меня замуж!" Ну а Ольге какая неволя была идти замуж? Сама себе царица, а выйди замуж - муж глава жене. "Ты,- говорит Ольга,- православный, а я поганая (она тогда не крестимшись была), так мне не приходится за тебя идти".- "Ну, так крестись",- говорит царь. "А ты будь моим крестным!" - "Хорошо!" - говорит. Перекрестилась Ольга, приняла крещеную веру. "Теперь давай венчаться, Ольга",- говорит царь. А Ольга ему: "Нельзя - ты мой крестный!" Так и провела.

Ольга объезжает земли

Отправилась Ольга к Новгороду и установила по Мете погосты и дани и по Луге - оброки и дани. Ловища ее сохранились по всей земле, и есть свидетельства о ней, и места ее и погосты, а сани ее стоят в Пскове и поныне, и по Днепру есть места ее для ловли птиц и по Десне, и сохранилось село ее Ольжичи до сих пор.

Поход Святослава на хозар

Примечания: Подчиненные тогда хозарами ясы (осетины) и касоги (черкесы) занимали в то время не только предгорья Кавказа, но и прилегающие степи. Святослав разбил хозар в 965 г.

Пардус - гепард. Дрессированных гепардов использовали в то время для охоты. Главное их свойство - быстрота, которой они превосходят всех других животных.

Белая Вежа - Саркел, столица хозарского каганата.


Когда Святослав вырос и возмужал, стал он собирать много воинов храбрых. И легко ходил в походах, как пардус, и много воевал. В походах же не возил за собою ни возов, ни котлов, не варил мяса, но, тонко нарезав конину, или зверину, или говядину и зажарив на углях, так ел. Не имел он и шатра, но спал, подостлав потник, с седлом в головах. Такими же были и все прочие его воины. И посылал в иные земли со словами: "Хочу на вас идти". И пошел на Оку-реку и на Волгу, и встретил вятичей, и сказал им: "Кому дань даете?" Они же ответили: "Хозарам - по щелягу с сохи даем". [...] Пошел Святослав на хозар. Услышав же, хозары вышли навстречу во главе со своим князем Каганом и сошлись биться, и в битве одолел Святослав хозар и столицу их и Белую Вежу взял. И победил ясов и касогов.

Оборона Киева

Примечания: Святослав, прибыв с войском в Болгарию, устроил свою столицу в Переяславце в 967 г., а печенеги напали на Киев в следующем году.

Печенеги - тюркский народ, кочевники, занимавшие в то время причерноморские степи.

Переяславец, - тогда крупный город в северной Болгарии, теперь Преслав, недалеко от Тульчи.


Пришли впервые печенеги на Русскую землю, а Святослав был тогда в Переяславце, и заперлась Ольга в городе Киеве со своими внуками - Ярополком, Олегом и Владимиром. И осадили печенеги город силою великой: было их бесчисленное множество вокруг города. И нельзя было ни выйти из города, ни вести послать. И изнемогали люди от голода и жажды. И собрались люди той стороны Днепра в ладьях и стояли на том берегу. И нельзя было ни тем пробраться в Киев, ни этим из Киева к ним. И стали тужить люди в городе и сказали: "Нет ли кого, кто бы смог перебраться на ту сторону и сказать им: "если не подступите утром к городу,- сдадимся печенегам". И сказал один отрок: "Я проберусь", и ответили ему: "Иди". Он же вышел из города, держа уздечку, и побежал через стоянку печенегов, спрашивая их: "Не видел ли кто-нибудь коня?" Ибо знал он по-печенежски, и его принимали за своего. И когда приблизился он к реке, то, скинув одежду, бросился в Днепр и поплыл. Увидев это, печенеги кинулись за ним, стреляли в него, но не смогли ему ничего сделать. На том берегу заметили это, подъехали к нему в ладье, взяли его в ладью и привезли его к дружине. И сказал им отрок: "Если не пойдете завтра к городу, то люди сдадутся печенегам". Воевода же их, по имени Претич, сказал на это: "Пойдем завтра в ладьях и, захватив княгиню и княжичей, умчим на этот берег. Если же не сделаем этого, то погубит нас Святослав". И на следующее утро, близко к рассвету, сели в ладьи и громко затрубили, а люди в городе закричали. Печенегам же показалось, что пришел сам князь, и побежали от города врассыпную. И вышла Ольга с внуками и людьми к ладьям. Печенежский же князь, увидев это, возвратился один и обратился к воеводе Претичу: "Кто это пришел?" А тот ответил ему: "Люди той стороны (Днепра)". Печенежский князь снова спросил: "А ты не князь ли уж?" Претич же ответил: "Я муж его, пришел с передовым отрядом, а за мною идет войско с самим князем: бесчисленное их множество". Так сказал он, чтобы припугнуть печенегов. Князь же печенежский сказал Претичу: "Будь мне другом". Тот ответил: "Так и сделаю". И подали друг другу руки, и дал печенежский князь Претичу коня, саблю и стрелы, а тот дал ему кольчугу, щит и меч. И отступили печенеги от города. И нельзя было вывести коня напоить: стояли печенеги на Лыбеди. И послали киевляне к Святославу со словами: "Ты, князь, ищешь чужой земли и о ней заботишься, а свою покинул. А нас чуть было не взяли печенеги, и мать твою и детей твоих. Если не придешь и не защитишь нас, то возьмут-таки нас. Неужели не жаль тебе своей отчины, старой матери, детей своих?" Услышав эти слова, Святослав с дружиною быстро сел на коней и вернулся в Киев; приветствовал мать свою и детей и сокрушался о том, что случилось с ними от печенегов. И собрал воинов, прогнал печенегов в поле, и наступил мир.

Поход Святослава на греков

Примечание: Первая часть предания находилась еще в Начальном своде, вторая ("И послал послов...") - включена в "Повесть временных лет" (Шахматов А.А., Повесть временных лет. Вводная часть. Текст. Примечания. Спб., 1916, Т.1. с. 82-86).

Это так называемая вторая Балканская война Святослава Игоревича, согласно летописи, происходившая в 971 г. Именно здесь приведена знаменитая речь Святослава перед дружиной, отображенная в близком тексте византийским историком Львом Диаконом.


Пришел Святослав в Переяславец, и затворились болгары в городе. И вышли болгары на битву против Святослава, и была сеча велика, и стали одолевать болгары. И сказал Святослав своим воинам: "Здесь нам и умереть! Постоим же мужественно, братья и дружина!" И к вечеру одолел Святослав, и взял город приступом, и послал к грекам со словами: "Хочу идти на вас и взять столицу вашу, как и этот город". И сказали греки: "Невмоготу нам сопротивляться вам, так возьми с нас дань на всю свою дружину и скажи, сколько вас, чтобы разочлись мы по числу дружинников твоих". Так говорили греки, обманывая русских, ибо греки лживы и до наших дней. И сказал им Святослав: "Нас двадцать тысяч", но прибавил десять тысяч: ибо было русских всего десять тысяч. И пошел Святослав на греков, и вышли те против русских. Когда же русские увидели их - сильно испугались такого великого множества воинов, но сказал Святослав: "Нам некуда уже деться, хотим мы или не хотим - должны сражаться. Так не посрамим земли Русской, но ляжем здесь костьми, ибо мертвые не принимают позора. Если же побежим - позор нам будет. Так не побежим же, но станем крепко, а я пойду впереди вас: если моя голова ляжет, то о своих сами позаботьтесь". И ответили воины: "Где твоя голова ляжет, там и свои головы сложим". И исполчились русские, и была жестокая сеча, и одолел Святослав, а греки бежали. И пошел Святослав к столице, воюя и разбивая города, что стоят и доныне пусты. И созвал царь бояр своих в палату и сказал им: "Что нам делать: не можем ведь ему сопротивляться?" И сказали ему бояре: "Пошли к нему дары; испытаем его: любит ли он золото или паволоки?" И послал к нему золото и паволоки с мудрым мужем, наказавши ему: "Следи за его видом, и лицом, и мыслями!" Он же взял дары и пришел к Святославу. И поведали Святославу, что пришли греки с поклоном, и сказал Святослав: "Введите их сюда". Те вошли, и поклонились ему, и положили перед ним золото и паволоки. И сказал Святослав своим отрокам, смотря в сторону: "Спрячьте". Греки же вернулись к царю, и созвал царь бояр. Посланные же сказали: "Пришли-де мы к нему и поднесли дары, а он и не взглянул на них - приказал спрятать". И сказал один: "Испытай его еще раз: пошли ему оружие". Они же послушали его, и послали ему меч и другое оружие, и принесли ему. Он же взял и стал царя хвалить, выражать ему любовь и благодарность. Снова вернулись посланные к царю и поведали ему все, как было. И сказали бояре: "Лют будет муж этот, ибо богатством пренебрегает, а оружие берет. Плати ему дань". И послал к нему царь, говоря так: "Не ходи к столице, возьми дань, сколько хочешь". Ибо только немногим не дошел он до Царьграда. И дали ему дань. Он же брал и на убитых, говоря: "Возьмет-де за убитого род его". Взял же и даров много и возвратился в Переяславец со славою великою. Увидев же, что мало у него дружины, сказал себе: "Как бы не убили какой-нибудь хитростью и дружину мою и меня", так как многие были убиты в боях. И сказал: "Пойду на Русь, приведу еще дружины".

И послал послов к царю в Доростол, где в это время находился царь, говоря так: "Хочу иметь с тобою прочный мир и любовь". Царь же, услышав это, обрадовался и послал к нему даров больше прежнего Святослав же принял дары и стал думать с дружиною своей, говоря так: "Если не заключим мир с царем и узнает царь, что нас мало, то придут и осадят нас в городе. А Русская земля далеко, печенеги с нами в войне, и кто нам тогда поможет? Заключим же с царем мир: ведь они уже обязались платить нам дань,- того с нас и хватит. Если же перестанут нам платить дань, то снова на Руси собрав множество воинов, пойдем на Царь-град". И была люба речь эта дружине, и послали лучших мужей к царю, и пришли в Доростол, и сказали о том царю. Царь же на следующее утро призвал их к себе и сказал: "Пусть говорят послы русские". Они же начали: "Так говорит князь нам: "Хочу иметь полную любовь с греческим царем на все будущие времена". Царь же обрадовался и повелел писцу записывать все речи Святослава на хартию.


Литература "в тему":
Дмитрий Иловайский Начало Руси
Дмитрий Иванович Иловайский - известный ученый, публицист, автор учебников по всеобщей и русской истории, которые выдержали десятки изданий. Исследования Иловайского о происхождении Руси уникальны. Историк выступает решительным противником норманнской теории, скептически относится к русским летописям, доказывает, что в них отражены интересы и настроения киевских князей. Чрезмерная смелость и бескомпромиссность в решении сложнейших вопросов истории и политики снискали Иловайскому славу бунтаря и привели к забвению на долгое время его значительных заслуг в области русской истории. Том воспроизводится по изданию: Москва, 1890 г. Частично сохранены орфография и пунктуация автора. Цена - 91 руб.
Ю. Д. Петухов Тайны древних русов
Автор книги попытался найти разгадку происхождения и становления человечества. Он утверждает: теперь можно смело сказать, что нам известен генезис проиндоевропейцев и даже бореалов, то есть процесс формирования человека в последний 30 тысяч лет. Ю.Д. Петухов доводит свое исследование до периода становления славян, балтов, германцев, греков и других народов Европы. Дальние предки русского народа — вот, по мнению автора, истинные творцы древней истории. Первая часть книги — увлекательно написанное исследование Дорогами богов. В поисках прародины. Во вторую часть вошел ряд очерков, объединенных под общим названием Страницы подлинной истории. Цена - 135 руб.
Е. Ф. Шмурло Курс русской истории. Возникновение и образование Русского государства (862-1462)
Курс русской истории - главная, итоговая работа выдающегося русского историка Евгения Францевича Шмурло (1853-1934). Основу курса лекций составляет так называемое догматическое изложение твердо установленных наукой основных фактов русской истории с 862 по 1725 гг. Все разногласия между историками по наиболее важным вопросам вынесены автором во вторую часть каждого из опубликованных им томов под названием Спорные и невыясненные вопросы русской истории. Большой интерес для начинающих ученых представляет и тщательно подобранная библиография, являющаяся органической частью труда. Однако главная ценность книги - это необычное для русского университетского курса внимание к духовной , историко-культурной стороне нашего прошлого, истории письменности, литературы и просвещения, развитию национального самопознания. Это придает книге скорее характер энциклопедического издания. Первый том Курса - возникновение и образование Русского государства представляет собой общий обзор отечественной истории с 862 по 1462 гг., периода Древней Руси. Цена - 112 руб.

До встречи!

Александр Якутский

Наш форум



http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное