Если вам хочется иметь в доме красивый и практичный отделочный материал, а универсальная керамическая плитка кажется уж слишком традиционной, обратите взоры к мозаике. Ведь мозаика с древнейших времён считается одним из самых трудоёмких видом творчества. Мозаикой может отделать совершенно разные поверхности — и стены, и полы на кухне и в
ванной, бассейны, пруды, фонтаны и многое другое. Она может составить вполне достойную конкуренцию обычной плитке, а по некоторым своим свойствам даже и превзойти её. Основное отличие мозаики от керамической плитки состоит в маленьких размерах. Это даёт ей главное преимущество — мозаика превосходно скрадывает неровности стен и просто незаменима на изогнутых поверхностях. Поэтому при облицовке колонн, полукруглых бассейнов и ванных комнат
предпочтение отдаётся, как правило, этому материалу.
Мозаика: от древнейших времён до наших дней
Мозаика (от франц. mosaique, итал. mosaico или лат. musinum — буквально «посвящённое музам») представляет собой изображение или орнамент, выполненный из однородных или различных по материалу частиц. Как способ оформления интерьера она известна ещё с III века до нашей эры: панно, выложенные из разноцветных камней, украшали дворцы и дома богатых горожан Древнего Египта. Сохранились мозаики из глиняных кружков различной окраски в храмах
Двуречья (III в. до н.э.). В античной Греции её делали из гальки. Хорошо известны мозаики из полудрагоценных камней и смальты в Италии и Византии.
Античная мозаика развивалась от несложных, выложенных галькой, узоров до сложных чёрно-белых или цветных изысканных композиций. В Византии мозаики заняли особое положение в системе живописного убранства храмов (церковь Сан-Витале в Равенне, Италия). Знаменитые равеннские мозаики имели уникальную мерцающую поверхность, а золотые фоны обогащали пространство храма. Особой образностью и глубиной цвета отличались мозаики храма Софии в Константинополе.
В Древнем Риме мозаику использовали для украшения практически любых значимых сооружений — городских и загородных вилл знати, городских терм, дворцов. Основными материалами служили кубики смальты и камня. Трудоёмкая технология оправдывала себя не только художественной ценностью изображений, но и долговечностью. Многие композиции пережили своих создателей, а некоторые сохранились до наших дней — их можно увидеть в музеях. Сцены из древних мифов,
бытовые сюжеты и иллюстрации к историческим событиям — все эти творения античных мастеров и сегодня поражают воображение.
Флорентийская мозаика появилась в XII веке совершенно независимо от древних технологий. Как это ни парадоксально, она была заимствована из мебельного производства: в те времена особым шиком считались предметы мебели, инкрустированные деревом различных сортов, контрастным или близким по оттенку. По такому же принципу стала выполняться отделка полов и стен — разноцветные тонкие пластины натурального камня плотно подгонялись друг к другу, образуя единый
ковёр. Мастера работали в основном с мрамором и яшмой, относительно лёгкими в обработке и имеющими богатый рисунок.
В России появление мозаики связано с именем Михаила Ломоносова. Великий учёный возродил смальтовую технику, забытую со времён античности, он изобрёл способ получения высокоплотного непрозрачного цветного стекла. В XVIII веке в России были распространены оба вида мозаики — римская и флорентийская. Развитие последней было связано с разработкой каменных месторождений на Урале. Это дало возможность применять в композициях полудрагоценные камни: малахит,
лазурит и другие. По флорентийской технологии отделывали не только плоские поверхности, но и архитектурные элементы сложной формы — колонны, своды, пилястры, предметы декора.
Подробнее >>