Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Все о детях

  Все выпуски  

Все о детях


Все о детях
Выпуск N 46

1 марта 2007 г.
Статьи
Недетский эксперимент
Ануля
"Дальнобойщики", "Бизнес 90-х", "Банковское дело", "Детектор лжи", "Повелитель закусочных", "Дневной дозор", "Черепашьи бега", "Нефтяной магнат", "Сокровища мертвеца" – забавные названия настольных игр для детей, не правда ли?
почитать
 
Выкормить из... пальца
Лариса Балан
Начну с того, что сама я методику кормления с пальца опробовать не успела – к счастью, не возникло такой необходимости. Но она показалась мне довольно любопытной, поэтому хочу предложить ее вниманию общественности.
почитать
 
Новости 7и

Все 7яне на каток!Все 7яне на каток!
Внимание! Изменена дата мероприятия! 3 марта в 11 часов проводится встреча для посетителей сайта 7я.ру. Место проведения - Москва, "Каток на Ленинском" и прилегающая территория. Приглашаются все желающие!

Конкурсы

Любимые мультфильмыВикторина "Любимые мультфильмы"
Приглашаем принять участие в викторине "Любимые мультфильмы". Победители будут награждены призами от спонсора викторины - фирмы "Мелодия".

Хорошо сидим!Фотоконкурс "Хорошо сидим!". Прием фотографий
Приглашаем принять участие в фотоконкурсе "Хорошо сидим!". Победители будут награждены призами от спонсора конкурса - компании Semper.

В кругу семьиКонкурс рассказов "В кругу семьи"
Приглашаем принять участие в конкурсе рассказов "В кругу семьи". Победители получат призы от спонсора конкурса - Общенациональной программы "В кругу семьи".

Информационная поддержка

Баламут-шоу ПОЙБаламут-шоу "ПОЙ"
В Московском Драматическом театре под руководством Армена Джигарханяна состоялась премьера нового уникального баламут-шоу "ПОЙ". Адресовано оно прежде всего детям: от пяти-шестилетних малышей до тинейджеров, но и для взрослых это тоже развлечение, причем весьма неожиданное. Ждем вас на наших представлениях!

Задай свой вопрос преподавателю!Задай свой вопрос преподавателю!
Приглашаем родителей, чьи дети учатся или будут учиться в негосударственных (частных) школах, принять участие в подготовке материала журнала "Карьера". Спросите учителей о том, что вас волнует! Самые популярные и интересные вопросы будут заданы директорам и преподавателям лучших московских частных школ. Вопросы принимаются по адресу: nklimenko@profilemedia.ru или по ICQ: 306643258.

Фестиваль Вместе с книгой мы растемФестиваль "Вместе с книгой мы растем"
С 21 по 31 марта 2007 года приглашаем посетить VII Московский Фестиваль детской книги "Вместе с книгой мы растем". На Фестивале родители и дети смогут познакомиться с новинками детско-юношеской литературы, задать свои вопросы писателям, поиграть в увлекательные игры и получить подарки.

Ералаш-Концерт в дни весенних каникулЕралаш-Концерт в дни весенних каникул
31 марта и 1 апреля 2007 года в Московском Дворце Молодежи состоится Ералаш-Концерт!Вас ожидают веселые шутки, интересные сюрпризы и неожиданные приколы, великолепное лазерное шоу и многое другое. На огромном экране будут демонстрироваться новые серии киножурнала "Ералаш".

BABY EXPO’ 200711-ый Международный Форум товаров и услуг для детей BABY EXPO’ 2007
Приглашаем вас на 11-ый Международный Форум товаров и услуг для детей BABY EXPO’ 2007, который пройдет с 11 по 14 апреля 2007 года в г. Киев. В рамках Форума состоятся экспозиции: Baby Toys, Baby Fashion, Baby & Mother Health и другие мероприятия.

Международный Форум по детскому, школьному и оптимальному питаниюМеждународный Форум по детскому, школьному и оптимальному питанию
Приглашаем вас на Международный Форум по детскому, школьному и оптимальному питанию, который пройдет с 12 по 14 апреля 2007 года в Экспоцентре на Красной Пресне. В программе Форума: научно-практические мероприятия, выставки, профессиональные конкурсы, акции.

Сонное царствоФотоконкурс "Сонное царство". Прием фотографий
Приглашаем принять участие в фотоконкурсе "Сонное царство". Победители будут награждены призами от спонсора конкурса - издательства Два жирафа.

Shape мамаВесенний номер журнала "Shape мама"
Спрашивайте в киосках и магазинах весенний номер журнала "Shape мама". В номере: "8 законов питания после родов. Мамина диета", "Гнездо для птенчика", "Кормить грудью. Как?", "Мода на здоровье" и другие материалы.

BabyTimeBabyTime-2007. Время материнства и детства
Приглашаем посетить 2-ой Московский Международный Семейный Фестиваль товаров и услуг для будущих мам, детей и их родителей "BabyTime. Время материнства и детства" , который пройдет с 24 по 27 мая 2007 года. Зарегистрируйтесь на официальном сайте Фестиваля до 10 апреля 2007 года и получите по почте Ваш именной бэдж и бесплатный пригласительный билет.

Мой Кроха и ЯМартовский номер журнала "Мой Кроха и Я"
Спрашивайте в киосках и магазинах новый номер журнала "Мой Кроха и Я". В номере: "Беременность: аквааэробика для двоих", "Развитие: в поисках креативности", "Рецепты: постный стол", "Автомалыши" и другие материалы.

Игрушки и игрыВыставки "Игрушки и игры" и "Мама и дитя"
С 19 по 22 марта 2007 года приглашаем посетить выставки "Игрушки и игры" и "Мама и дитя". На выставках родители и дети смогут познакомиться с новинками в отрасли детских товаров и игрушек.

Консультации

Консультация специалиста по детской психологии
На ваши вопросы по детской психологии и психоанализу отвечает основатель и руководитель Института Женщины (г. Москва), преподаватель психологии и психоанализа Парамонова Анжела Анатольевна. Подробнее...

Консультация специалиста по грудному вскармливанию
На ваши вопросы, касающиеся грудного вскармливания, отвечает врач-педиатр Качалова Ольга Вячеславовна. Подробнее...

Консультации специалиста по проблемам вскармливания и профилактике и коррекции пищевой аллергии у детей первого года жизни
На ваши вопросы отвечают сотрудники отделения питания здорового и больного ребенка доктора и кандидаты медицинских наук Научного Центра Здоровья Детей РАМН. Подробнее...

Консультация специалиста по уходу за детской кожей
На ваши вопросы, касающиеся ухода за детской кожей, отвечает Наумова Елена Владимировна - врач-педиатр высшей категории. Подробнее...

Последний вопрос-ответ:

Вопрос:Ребенку 3,5 месяца. Температура в правой подмышечной впадине всегда выше, чем в левой. Причем разница может быть почти в градус. Так например, справа - 37,6 градусов, слева - 36,8. с правой стороны температура всегда выше 37 градусов. С чем это связано? Вес ребенка 8 кг, рост 65 см (при рождении 3,630 кг и 53 см соответственно). Можем ли мы относится к категории 'гипертермический ребенок'?

Евгения
Ответ: В Вашей ситуации надо разбираться. Развивается ребенок, судя по показателям, вполне нормально. Понятие гипертермический ребенок не существует. Разница результатов определения температуры сразных сторон тела бывает при некоторых ситуациях. Думаю Вам надо проконсультироваться у детского невропатолога и эндокринолога.
Румянцев С.А.

Рейтинг детских садов
N 177

Россия, Московская область, Москва, Юго-Восточный округ, м. Люблино
Шоссейная ул., д. 53
Директор: Валентина Михайловна
Форма собственности: муниципальный

27.02.2007 18:35
Оценка: 5
oksi-leady
Период посещения: c 2006 по 2007 г.
Возраст ребёнка, когда он ходил в этот сад: 1,5
Режим работы: с 8 до 19 часов, сейчас есть вечерняя группа до 20 часов, очень удобно для родителей, кто работает до поздна, а детей забирать некому
С какого возраста принимают? 1,5
Бытовые условия
Здание, оснащённость: 3 этажа, в общем состояние садика очень хорошее, чисто, уютно
В группах: В группе много игрушек, мебель яркая.
Еда: Меню каждый день с утра вешают на всеобщее обозрение, меню меня полностью устраивает. Завтрак, обед, полдник и кто в вечерней группе ужин.
Уход за детьми: В нашей группе отличная воспитательница и нянечка, уход хороший за детьми.
Обучение
Программа: На счет программы не знаю точно, но дети постоянно лепят, рисуют, занимаются физкультурой и музыкой.На все праздники есть постановки с детьми, очень хорошо поставлены, все дети задействованы, и нравится, как детям, так и взрослым.Есть кружок театрального искусства и театр кукол.Постоянно проходят развлекательные и позновательные мероприятия. Видела фотографии с Масленицы, жгли чучело, были танцы под баян, катание на санях и стол с блинами и чаем.Недавно приходил к ним в кукольном костюме "Растишка", подарили всей группе тетрадь по чистописанию, и изучали все вместе с "Растишкой" буквы.Завтра к ним привезут зверей, будет занятие "Знакомство с животными":)В общем, что ни день, то масса впечатлений у моей дочки!
Воспитатели: В нашей группе отличная воспитатель.
Прочая информация: Мне нравится, как мой ребенок развивается, сколько впечатлений получает и знаний. Еще моя дочка пошла рано в садик в 1,5 годика, но это мне кажится еще больше повлияло на ее развитие.Она мыслит и рассуждает на 3,5 годика, хотя ей всего 2 годика 10 месяцев.На равных общается в группе с детьми 3,5 годика и 4 годика.В целом и полностью довольная садиком. Если бы еще был в этом садике бассей, то я была бы просто тогда счастлива:)Удачи всем!

Перейти в рейтинг
 
Куда пойти с ребенком?
Театр зверей имени В.Л. Дурова

Россия, Москва, Центральный округ, м. Проспект Мира
ул.Дурова, 4
971-30-47
Большая сцена. В программе: слоны, бегемот, лошади, шимпанзе, пудели, попугаи, клоуны и пернатые артисты. Малая сцена. Для малышей свое исскуство покажут лисы, коты, хорьки, вороны, пони, лошадка, веселые клоуны. Мышиная железная дорога. Знаменитая Дуровская железная дорога. Спектакль поставлен по сказкам Пушкина и называеться "Будьте добры".

27.02.2007 17:03
oksi-leady
Период: февраль ребенку 2 года 10 месяцев
Предлагаемый сервис и цены: Цена и качество
Что понравилось? Большая сцена понравилась
Что не понравилось? Железная дорога убила, ожидала соверешенно другое. Рекла была большая и зазывающая, в итоге ничего хорошего я не увидела. Единственных животных мышек, даже не было видно, холодно, так как был мороз и помещение видимо не отапливалось. А самое главное это жуткий запах мышиными фекалиями, нос свербило все представление :(
Можно ли там оставить ребёнка одного? Думаю в возрасте от 7 лет, где большая сцена вполне можно оставить одного ребенка.
Хотели бы пойти сюда ещё раз? Нет

Перейти в рейтинг
 
Медицинские услуги
Тушинская детская городская больница

Россия, Москва, Северо-Западный округ, м. Тушинская
ул. Героев-Пафиловцев, 28
496 74 90, 490 89 11

Тушинская детская больница построена в 1984 г., расположена в экологически чистом районе Москвы. Это многопрофильный стационар с 20 специализированными отделениями для детей до 14 лет. При больнице функционирует дневной стационар. В штате больницы состоят 150 специалистов, в том числе 12 кандидатов медицинских наук, 50 врачей высшей категории. Больница располагает 910 койками. Одно- и двухместные палаты, имеются условия для пребывания родителей с детьми. Возможен заказ индивидуального питания для ребенка и взрослых. Проводится обучение детей по школьной программе. Родители могут пройти диспансеризацию. При участии профессорско-преподавательского состава Российской медицинской академии последипломного образования внедряются артроскопия, эндоскопическая диагностика фронтитов, зондовая термометрия лобных пазух, квантовая терапия, плазмаферез при лечении тяжелых форм эпилепсии и обменных заболеваний, интраоперационное использование ультразвуковых исследований в нейрохирургии.

26.02.2007 14:06
Larochka
Период: февраль 2007
Предлагаемый сервис и цены: поступили как москвичи, по полису ОМС, так что без всяких доплат.
Что не понравилось? Поступила с сынишкой 9 месяцев. Кормят отвратительно. Детям этого возраста дают КАЖДЫЙ день провернутую картошку и морковь, и то холодные!!! В боксах такая температура, бутылочки с кефиром грела на батареях! Форточки открываются слишком сильно, так что 10 минут проветриваешь, потом снова задыхаешься! Детишки все мокрые от жары, пропотевшие! Поднимают на уколы и процедуры несмотря на то, что ребенок спит. После реакции на антибиотики (рвота и понос) написала отказ от уколов, так такое отношение стало и ко мне и к ребенку! Пролежали три дня, если бы остались еще, ребенок был бы невростеником! Приехали домой похудевшие, ребенок бледный и синий от уколов! Врачи приходят то ли когда им захочется, то ли специально, когда ребенок отдыхает. Тараканов не видно, но ловушки типа КОМБАТ висят по всюду! Большинство детских кроваток сломаны, нет боковых стенок, это ж мамочке не отойти никуда! При выписке назначили лекарства, которые детям в таком возрасте просто противопоказано применять!
Общее впечатление: Плохо

Перейти в справочник
 
Истории с детьми
Анитка
Дите сегодня порадовало :)
Рисовала иллюстрации к русским народным сказкам.
одна из них выглядела так: крупный корнеплод семейства крестоцветных, который тянут бабка, дедка, внучка, Жучка и прочие персонажи сказки... и сверху название сказки...
"Редиска"
еще почитать истории...
отправить свою
 
Наши рассылки
form action="http://content.mail.ru/cgi-bin/subscribe.cgi" method="get" target="_blank">
Бонна: все о нянях
О своем, о девичьем
Ждем ребенка: все о беременности и родах!
Все о детях
Обучение и раннее развитие
Образование и карьера
Семейные отношения
Семейный отдых
Домашнее хозяйство

 

Сегодня в выпуске

  • статья "Детские фантазии";
  • анонс статьи "Голоден или сыт твой ребенок?";
  • анонс статьи "Профилактика пищевой аллергии у детей до года";
  • анонс статьи "Правильная детская стоматология";
  • анонс статьи "Прикорм: как и когда начинать?";
  • анонс статьи "А как быть с гриппом?";
  • анонс статьи "Что пришло на смену мылу?";
  • анонс статьи "Смотри в оба";
  • анонс статьи "Не полезнее ли для детской кожи обычные, натуральные пеленки и марлевые подгузники?";
  • анонс статьи "Вода с первых мгновений жизни";
  • анонс статьи "Персональный компьютер или репетитор?";
  • анонс статьи "Когда начинать чистить зубы ребенку?";
  • анонс статьи "Домашнее животное и малыш";
  • новости;
  • вопросы-ответы.
статья

Детские фантазии

Многие дети любят фантазировать. Порой родителей это может огорчать, ведь иногда отличить фантазию ребенка от реальности бывает довольно сложно. Так что же такое фантазия? Стоит ли поощрять ее развитие или вести с ней решительную борьбу? Как определить, где фантазия, а где ложь?

Как-то раз в гостях ко мне подошла пятилетняя дочка хозяев и доверительно сказала мне на ухо: "А у меня под кроватью розовый слон живет..."

- Игрушечный? - уточнила я.

- Нет, не игрушечный, а самый настоящий, живой. Он мне засыпать помогает: качает кровать, как будто я в поезде еду. А еще он может монстра прогнать. Только мама не верит, что у меня есть розовый слон...

Мир детской фантазии огромен и многообразен. Именно из таких мечтателей о розовых слонах вырастают великие художники, скульпторы, писатели, дизайнеры. Не будь фантазии и воображения, у нас бы не развивалась наука, и мы бы так и остались в каменном веке. Первым фантазером был человек, сумевший рассмотреть в простом камне палку-копалку и двинувший вперед всю цивилизацию. А русские мечты народных сказочников о ковре-самолете и печке-самоходке, воплотившиеся в постройке космического корабля и автомобиля? Без воображения современный школьник не усвоил бы ни одного предмета, потому что не смог бы конструировать в своей голове образы и оперировать абстрактными понятиями.

Но не все так радужно в мире фантазии. У нее есть и оборотная, "темная" сторона. Это фантазии, растущие из детских страхов, агрессии, фантазии, граничащие с неправдой, и откровенная ложь. Возможно, вас удивляет, что все это живет в светлой головке вашего дошкольника, но это действительно так. Сегодня речь пойдет об обеих сторонах фантазии, а также о грани, их разделяющей.

Светлая сторона луны

Фантазия начинает развиваться в дошкольном возрасте. Строго говоря, активно она развивается только после 2,5-3 лет. Но до этого идет подготовка. Насколько у малыша будет развито воображение, зависит от того, как он прожил период жизни с 1 года до 3 лет. В это время дети еще не играют, а манипулируют предметами, изучая их свойства. И оказать помощь в познании мира предметов должны близкие малыша.

Часто мамы задаются вопросом: почему малыши этого возраста постоянно требуют их внимания? Мамам уже очень хочется, чтобы ребенок занимал себя сам, играя в игрушки. Но в этот возрастной период ребенок познает мир через руки мамы: именно она показывает, что делать с веником и как играть с куклой. Для того чтобы дать хороший "старт" развитию фантазии, есть 3 главных пути:

  • Читайте малышу самые разные книги: сказки, стихи, рассказы. К 2-2,5 годам он уже должен быть хорошо знаком с самыми простыми сказками ("Колобок", "Курочка Ряба", "Репка" и др.). Именно сказочные образы - это "кирпичики", фундамент фантазии.
  • После 1,5 лет предлагайте ребенку игры с предметами-заместителями. Например, ставьте стулья и говорите: "Давай, это будет машина? А это колесико от пирамидки - руль. Садись, поехали к бабушке в гости... Тр-р-р-р-р-р (крутя колесико)".
    Таких игр может быть великое множество. Детский носочек может стать веселым танцующим червячком, а одеяло - гаражом для машины. Проявите свою собственную фантазию и дадите импульс для развития воображения вашего крохи!
  • Предлагайте игры с образами-заместителями. Скажите малышу: "Давай мы с тобою побудем кисками". Имитируйте движения кошек, говорите "мяу-мяу". Побудьте собачками, лягушками, лошадками. Это не только прекрасно развивает воображение, но и замечательно влияет на моторное развитие ребенка. В этой же игре вы можете дать первые понятия о профессиях людей: водителе, поваре, строителе.

"Мой сынок очень интересно играет. Во время мытья наливает в чашечки воду и предлагает мне "чай", да не просто, а с "конфетой", деталькой от конструктора. То вдруг примется "тушить пожар", "наливая воду" из построенной башенки. То подберет на улице палку и сверлит-чинит ею скамейку, говоря, что он мастер и работает "дрелью", - рассказывает Татьяна, мама 2-летнего Толика.

Такое активное использование в игре предметов-заместителей и образов-заместителей говорит о том, что малыш перешел на новую ступеньку развития: у него начало развиваться образное мышление. Ваш ребенок становится фантазером!

Маленькие фантазеры

С 3 до 7 лет продолжается следующий этап в развитии фантазии. Здесь главенствует Ее величество Игра. Именно в игре у малышей идет развитие восприятия, внимания, памяти, воображения, интеллекта. К игре нужно относиться крайне бережно, ведь именно она - ведущая деятельность в возрасте с 3 до 7 лет.

В этом возрасте важными в развитии воображения являются сюжетно-ролевые игры, в которых участвует несколько детей. Примеры этих игр хорошо известны: "дочки-матери", "войнушка". Часто дети играют в повседневные ситуации: уход мамы на работу, возвращение мамы с работы, поездка на море и т.д.

Многочисленные исследования подтверждают: дети в игре пользуются двумя параллельными "реальностями" - настоящей, в которой они дети, и фантазийной, в которой они индейцы, ковбои, полицейские или манекенщицы. Доказано, что здоровые дети вполне способны различать, где реальность, а где их собственная выдумка. Но все-таки, чем меньше ребенок, тем способность увидеть эту разницу меньше. Поэтому 3-4-летние малыши, захваченные игрой или театральным представлением, вполне способны принять игровой вымысел за действительность и всерьез испугаться, например, огромного старика с бородой и в тулупе (Деда Мороза).

То, что ваш малыш стал активно фантазировать и при этом отделять фантазии от реальности, вы можете понять по появлению в его речи слов "понарошку" и "как будто".

Такие разные игрушки

Еще один пласт в развитии фантазии в этом возрасте связан с предметами, которые необходимы во время совместных игр. К сожалению, сегодняшний переизбыток игрушек в магазинах и их предельная реалистичность мешает детям в развитии фантазии. Почти настоящие чайники, которые "кипят", пуская пар, тостеры, плиты, пистолеты, мечи... Конечно, эти игрушки очень красивы и привлекательны, но они не будят воображение, так как "полностью готовы к употреблению". И родители часто говорят о том, что ребенок быстро теряет к ним интерес.

"Я отказываюсь понимать! - возмущенно говорит Анжела, мама 5-летнего Стаса. - Мы стараемся покупать ему самые дорогие и качественные игрушки, а он поиграет с ними два дня, и все! А в дом тащит с улицы какие-то палки, куски кирпичей, железки. Я, конечно, ругаюсь, что он в дом всякий мусор несет, выбрасываю. А он обижается, потом обещает, что больше не будет, но каждый раз карманы снова полные. Прячет по дому и тайком играет! Ну чего ему не хватает?!"

Чего же не хватает ребенку? Простора для фантазии! Она - нежная птица, в неволе не живет. Для ее развития нужны предметы-"полуфабрикаты": те самые палки, камешки, бумажки, кусочки материи, железяки. То, что мы, взрослые, привыкли считать мусором. Возьмите раз и навсегда за правило не выбрасывать вещи, принадлежащие ребенку, без его ведома. Вам и в голову не может прийти, что эта машинка без колес на самом деле "секретная" установка. Она может лежать месяцами в ящике для игрушек, но вы можете быть уверены - малыш помнит о ней, она ждет своего часа. И не найдя ее, будет очень расстроен.

Поставьте в дальнем углу специальную коробку и разрешите приносить и хранить наиболее безопасный "мусор", а также складывайте туда сломанные игрушки и свои устаревшие вещи (например, найденный на антресолях старый фотоаппарат). Такие игрушки нужны не только мальчикам, но и девочкам. И фантазии вашего малыша не будет предела!

Уделяйте время совместному изготовлению игрушек. Помогите разглядеть ребенку в обувной коробке плиту, а в палке - меч. Раскрашивайте, клейте, вырезайте, выстругивайте! Такие игрушки нравятся детям гораздо больше покупных, они их ценят и очень ими гордятся.

Чтобы развить фантазию, предложите сделать малышу композицию из "бросовых" материалов. Возьмите лист ватмана, покрасьте его в темно-синий цвет. Это будет темное небо. Возьмите звездочки из сухого завтрака (например, "Космостарс"), покрасьте в разные цвета и наклейте. Сделайте круглые комочки из бумаги разных цветов. Пусть это будут планеты. А теперь возьмите небольшие бутылки из-под питьевого йогурта, разрежьте их вдоль на 2 половинки, раскрасьте и... космические корабли готовы к отправке в неизведанные галактики! Можете наклеить на корабли маленькие фотографии членов вашей семьи и написать веселый стишок.

И последний (но не по важности) путь развития воображения - это так называемое свободное фантазирование. Ребенок в своем воображении переносится в совершенно вымышленные положения и происшествия. В фантазиях он переживает удивительные приключения, главным героем которых является он и его близкие. Если ему задать вопрос или позвать, он может не услышать. А еще малыши рассказывают эти истории окружающим, и тогда взрослые иногда приходят в недоумение: откуда у малыша такие фантазии?

Темная сторона луны

Но иногда плоды детского воображения пугают взрослых, слишком явственно в них видны детские страхи, агрессия, соперничество, нелюбовь к братьям и сестрам, отвержение родителей. И, конечно, часто родители не могут понять: обманывает ребенок или это просто богатая фантазия...

История первая: "Я не трус, но я боюсь..."

До 4 лет Вова рос спокойным ребенком. Всегда хорошо кушал, играл и почти не спорил, когда приходило время идти в постель. Но месяц назад его как будто подменили. На прогулках стал жаться к маме, а когда слышал, что пора идти спать, оттягивал этот момент до бесконечности: то попить, то поесть, то в туалет захотелось. Мама сначала просто сердилась, думая, что у сына "испортился характер". Но потом обратила внимание на рисунки, которые рисовал Вова. Они просто кишели разными монстрами! Мама начала осторожно расспрашивать сына, и он признался, что когда приходит время спать, то слышит, как под кроватью у него шевелится чудовище...

Такая ситуация - вовсе не редкость. Статистика говорит, что каждый второй ребенок в возрасте от 3 до 5 лет боится сказочных персонажей, неожиданных звуков, боли. Каждый третий - транспорта, воды, одиночества и замкнутого пространства. Около 6 лет приходит страх смерти, который проявляется в страхах нападения, огня, потопа, стихийных бедствий.

Вы можете представить себе весь ужас малыша, находящегося в темноте и уверенного, что ему угрожает огромное злое существо? И это не "больное" воображение. Такие фантазии, как ни странно, полезны. Каждый ребенок проходит через период страхов. Они необходимы, так как, будучи переработанными психикой, помогают развить такие качества, как предусмотрительность, осторожность, подкрепляют инстинкт самосохранения. Ребенок понимает, что ответственность за свою жизнь и здоровье лежит на нем, а не только, как прежде, на родителях.

Как только страх приобретает конкретные формы (например, чудища), с ним можно начинать бороться. Для этого существует несколько приемов. Можно попросить нарисовать "свое" чудище. Будучи нарисованным, оно теряет часть своей устрашающей силы. Затем надо попросить ребенка добавить такие детали, чтобы чудовище стало не страшным. Ребенок может нарисовать бантики, усы, солнцезащитные очки, клетку. Пусть фантазия ребенка послужит во благо и подскажет ему, как обезвредить чудовище. Когда на лице малыша появится улыбка, чудовище побеждено. Возможно, эту процедуру придется повторить несколько раз для закрепления эффекта. Также можно вылепить монстра из пластилина, а потом тут же преобразить его в нечто доброе.

С монстрами можно и нужно бороться сказочными мерами. Например, папа может сказать, что лучшее средство от монстров - волшебная палочка из ветки березы. И если папа с ребенком сходят в лес, добудут березовую веточку, выстругают палочку и раскрасят ее, а потом малыш положит ее под подушку, он будет чувствовать себя гораздо увереннее.

Еще одно средство - завести домашнего питомца и убедить ребенка, что монстры не водятся там, где есть звери, и что его пушистый или пернатый друг его охраняет. Это придаст малышу уверенности. Призовите на помощь добрые фантазии, и вместе вы победите!

И конечно, необходимыми процедурами перед сном станут полное исключение телевизора и компьютера (особенно с агрессивными мультиками, фильмами и играми) за 2 часа до сна. За час до засыпания предлагайте малышу только спокойные игры с добрыми персонажами. Не читайте на ночь страшных сказок (например, русские народные сказки наполнены агрессивными, жестокими персонажами, поэтому читать их перед сном не рекомендуется). Выберите что-то веселое и реалистичное: "Денискины рассказы" В.Драгунского, стихи А.Барто. Уже находящемуся в постели малышу сделайте легкий массаж: погладьте руки, ноги, спинку и не забудьте про головку. Нежный поцелуй... и спокойный сон без страшных видений обеспечен!

История вторая: "Я - Бэтмен!"

Кириллу 5,5 лет. Он активный, любознательный мальчик. Но маму очень волнуют его увлечения. Его кумирами являются Человек-Паук, Бэтмен и прочая, с точки зрения мамы, нечисть. Вся одежда, тарелки, постельное белье, игрушки должны быть с символикой этих персонажей. Любимая игра - надеть костюм Бэтмена, выпрошенный на день рождения, и "летать" по квартире. В садике на него жалуются воспитатели: мальчик часто бывает зачинщиком драк, которые начинаются как театральное действие, а заканчиваются слезами и стоянием в углу ее участников. Да и на улице Кирилл часто добивается своего силой. "Откуда в нем столько агрессии?" - задается вопросом мама...

Доказано, что агрессивные фантазии формируются, когда ребенок был наблюдателем или участником сцены, связанной с насилием. Насилие понимается в широком смысле слова: увиденная драка с участием брата, приказной крик мамы и даже лишение лакомства, игрушки. А уж с экрана телевизора на детей прямо изливается поток насилия! Мультики с устрашающими персонажами, основным сюжетом которых являются драки, боевики и "ужастики", которые так любят смотреть папы, не отдавая себе отчета в уроне, который они наносят в этот момент своим детям.

Самая большая проблема в том, что Человек-Паук, Бэтмен и другие супергерои... добрые! Податливая психика ребенка впитывает как губка совершенно извращенный образ добра: "добрый" персонаж обычно выглядит устрашающе, его боятся, он много и жестоко дерется, иногда убивая "злых" персонажей. Таким образом, основа морали, понятия Добра и Зла, получаются смешанными. Поэтому и фантазии детей часто страшные, злые, агрессивные, а игры в "добрых" персонажей такие жестокие.

Также родители, чьи дети слишком увлечены агрессивными фантазиями, должны обратить внимание на стиль воспитания ребенка. Не слишком ли много "нельзя"? Не применяются ли физические наказания? Не является ли общение директивно-приказным? При таком стиле отношений ребенок чувствует постоянное напряжение между восприятием родителей как хороших, "дающих добро", и плохих, "наказывающих". Это внутреннее напряжение и находит выход в виде агрессивных образов. Если ребенок часто бьет и наказывает игрушки, а на вопрос "почему" начинает объяснять, что мишка плохо себя вел, - это тревожный симптом. Не в вашей ли роли сейчас воображает себя малыш?

Но в дозированном количестве агрессивные фантазии необходимы. Они помогают ребенку осознать категории Добра и Зла, и замечательно, если вы будете читать малышу хорошие книги, показывать достойные мультики и фильмы, разговаривать с ним об этом. Помогите ему вообразить себя добрым персонажем, поиграйте. Пусть вы "понарошку" будете злым персонажем, а ваш ребенок - добрым. И пусть он вас "победит". На психологическом уровне это решит многие противоречия детской души.

Фантазия или ложь?

Но самым неприятным открытием дошкольного детства для родителей становится первая ложь ребенка (или то, что они считают ложью). "А что будет дальше?" - в ужасе думает мама, поймав на вранье 4-летнего сынишку, взявшего без спросу шоколад и отрицающего, несмотря на измазанный рот, свой "проступок".

В чем разница между ложью и фантазированием? Ложь, в отличие от фантазии, – это преднамеренное искажение или выдумывание информации с целью личной выгоды. Фантазия же - это просто свободный полет воображения, без нанесения вреда кому-либо.

Итак, чтобы соврать, надо, как минимум, немного уметь прогнозировать последствия своих поступков и обладать развитой речью. Поэтому обман начинает процветать после 3,5-4 лет.

Для некоторых детей это становится постоянной привычкой и средством манипулирования взрослыми. Но понятия "правды" и "лжи" - это нравственные категории, понимание которых приходит гораздо позже, уже в школьном возрасте. До 7, а то и 10 лет ребенок опирается в основном на мнение близких: если мама недовольна, значит, я поступил плохо. Это так называемый "доморальный этап развития". А значит, ему действительно непросто, особенно в 4-5 лет, отличить ложь от безобидной фантазии.

Часто ложь - это способ самообороны. Малыш стремится защититься от родителей, сверстников и личных проблем. И пользуется для этого оружием, подсмотренным у нас, взрослых.

С самых "младых ногтей" родители начинают обманывать свое чадо: "Если ты не перестанешь плакать (отнимать игрушки, драться, не пойдешь домой) - тебя дядя милиционер заберет!" или "Придет волк (Баба Яга, Бабай) и тебя в лес утащит!". Каково ребенку верить, что родная мамочка может отдать его чужому дядьке или волку за то, что он немного постоял в луже?

Потом малыш слышит, как его бабушка говорит знакомой: "Мы, к сожалению, не сможем прийти к вам в гости, потому что все болеем". Малышу не понятно - в доме больных нет, зачем же бабушка так говорит? Ему пока недоступно понятие "вежливой" лжи, для него вся ложь одинакова.

Дальше мама просит папу ответить по телефону, что ее нет дома. И вот в этот момент абсолютно неприкрытой лжи у ребенка в голове раздается "щелчок": вот оно, новое средство от всех проблем! Мама так делает, значит и мне можно! И начинает он этим "оружием" пользоваться вовсю. Но так как поначалу он похож на дикаря с винтовкой, то его ложь бывает быстро раскрыта. Но ребенок не останавливается, с каждым разом оттачивая свое умение...

Какие же основные причины, по которым ребенок врет?

  • Боязнь слишком строгого наказания. Если ребенок знает, что за нечаянно разбитую чашку его могут лишить прогулки, он постарается скрыть "следы преступления". Чтобы исключить ложь по этой причине, подумайте, не слишком ли суровые наказания вы применяете? Если ребенок будет знать, что, разбив чашку, он должен будет просто замести осколки и сказать "прости", он вряд ли будет прибегать ко лжи.
  • Множество запретов. Если ребенку слишком много запрещают, если самое популярное слово - это "нельзя", то малыш попробует защититься от этого ложью. "Это бабушка разрешила мне взять пирожное!" (а бабушки и дома не было). "Это не я все пуговицы рассыпала, это птица в окно влетела, рассыпала, а потом улетела!" и т.д. Подумайте, не слишком ли много "нельзя" в вашей воспитательной позиции? Постарайтесь каждому "нельзя" сразу противопоставить "можно": "Нельзя брать пуговицы без спросу, но со мной вместе можно. Давай я тебе их покажу!". В некоторых случаях можно произвести педагогическое внушение, не пользуясь словом "нельзя", а только подразумевая его. Например: "Конфету можно съесть только после обеда". Когда малыш поймет, что можно получить желаемое другими средствами (прямой просьбой, в игре со взрослым, выполнением определенных правил), он не будет пользоваться ложью.
  • Желание показаться лучше, чем он есть. Детям дошкольного возраста в норме свойственна завышенная самооценка. Именно она дает им силы "замахнуться" на покорение новых вершин. Но уже в 5 лет появляется некоторая реалистичность суждений. Ребенок, понимая ограничения, все же хочет показаться более сильным, ловким, умным, чем он есть на самом деле. "А я тоже умею на роликах кататься! Я даже 2 часа могу без остановки ехать! Мы с папой однажды ехали, так я его обогнал!" (при этом покупка роликов только в планах). Что это – ложь или фантазия? Со взрослой точки зрения - ложь. С детской - наверно, нет. Ребенку необходимо поддерживать в глазах сверстников определенный статус. Тут взрослому нужно объяснить, что у каждого - свои способности. Кто-то хорошо катается на велосипеде, второй отлично рисует, а третий знает все про динозавров. Вот и надо рассказывать про настоящий талант, а то потом будут хвастунишкой считать.
    По этой же причине дети выдумывают подчас просто фантастические истории про своих родителей: про их богатство, про игрушки, которые дарят горами, про поездки на дальние моря, про то, как мама по телевизору каждый день выступает. Это выдает неудовлетворенность малыша своим положением и его мечты о лучшем существовании.
    Иногда дети в этой же манере врут своим родителям, преумножая свои успехи ("Я сегодня так хорошо танцевал, что меня обещали взять на конкурс"). Это тревожный симптом. Почему ребенку надо врать, чтобы заинтересовать маму и папу? Наверно, ему не хватает тепла, искренней заинтересованности и настоящей поддержки.
  • Для самооправдания. Ребенок, поняв, что совершил что-то нехорошее, начинает "городить огород", чтобы себя оправдать. Самая популярная конструкция и для мальчиков, и для девочек: "Он/она первым начал(а)!" После этого рассказывается слезливая история о том, как ребенка долго обижали (не давали игрушку, не хотели вместе играть), как он терпел и как обидчик напал первым. Часто в другом углу "ринга" в этот момент звучит аналогичная история, рассказываемая своей маме недавним противником. Ложь, используемую с этой целью, искоренить труднее всего, так как именно она - первое средство оказания помощи нашей самооценке в течение всей жизни ("Меня не уволили! Я сама уволилась, а начальник настоящий дуб!"). Это ложь-отбеливатель, призванная подчистить нашу биографию и совесть. Однако дайте понять ребенку, что вы его любите, даже если это именно он "первый начал". Обсуждайте эти "острые" ситуации в дружеском ключе, и лжи будет гораздо меньше.
  • Патологическая ложь. Это явление встречается не так уж часто. Люди, страдающие псевдологией (патологической склонностью ко лжи), врут потому, что не врать не могут. Пока наука спорит о том, откуда берутся патологические лжецы. Видимо, это совместный "продукт" генов и воспитания. Склонность к постоянному вранью может проявляться очень рано. Но это компетенция скорее психиатрическая, чем психологическая.
    Если вы поймали ребенка на вранье, постарайтесь не драматизировать ситуацию и не делайте далеко идущие выводы. Дети младше 6 лет любят сочинять истории, где главными героями являются они сами, и почти верят им. Если за этой историей не стоят цели, о которых сказано выше, - то это фантазия. Поздравляем, у малыша прекрасно развито воображение! Однако после 6 лет ребенок уже должен четко осознавать, где правда, а где ложь. Если ваш дошколенок рассказал, что у него под креслом живет гномик, который с ним разговаривает и помогает во всем, не спешите говорить, что он врет. Выдуманный друг - частый спутник детей в этом возрасте. Лучше подойдите к этому творчески: расспросите, какой этот гномик, в какие он попадал приключения. Запишите истории и попросите малыша нарисовать картинки. По-моему, именно так рождаются добрые детские сказки!
    Современный мир обрушивается на ребенка массой впечатлений и потоком информации. Без творческого воображения это все не переработать! И бывает, что при этом стирается грань между фантазией и реальностью, фантазией и ложью. Но только мы, взрослые, в силах помочь своим детям осознать эти грани и развить в них по-настоящему творческий дух, направив фантазию в мирных целях.

Что делать, если вы обнаружили, что ребенок соврал:

  • Не драматизируйте ситуацию и не бейте пушкой по воробьям. Спокойствие, только спокойствие!
  • Дайте понять, что вы знаете, что ребенок говорит неправду, и осуждаете его поступок. Именно поступок, а не его самого!
  • Обсудите с малышом, как можно было бы поступить по-другому, не прибегая ко лжи.
  • Дайте ребенку понять, что даже если он в чем-то провинился, то лучше рассказать правду, даже если его будут ругать. Потому что если он соврет и это раскроется, то ругать будут в два раза сильнее: за проступок и за вранье.
  • Подумайте, зачем понадобилось лгать, какая за этим кроется причина: попытка избежать строгого наказания, добраться до недозволенного, показать себя лучше, чем он есть? Если причина ясна, решите, как вы сможете помочь ребенку в достижении этой цели, но "мирным" путем.
  • В будущем постарайтесь лучше контролировать собственное поведение: не допускайте лжи сами, а также не провоцируйте ложь, задавая определенные вопросы, например: "Ты любишь братика?" (отчаянно ревнующему первенцу).
  • Помните, что большинство детей проходят через период лжи, не становясь патологическими лгунами.
Юлия Бородина,
Детский психолог
Статья предоставлена журналом "Мама и Малыш" N 01 2007 год
Мама и Малыш
Оцените статью
 Полезность
 Интересность

Пожалуйста, оцените эту статью.
Ваше мнение очень важно: оценка, данная Вами, влияет на рейтинг статьи.
Рейтинг помогает читателям ориентироваться в огромном количестве материалов сайта.

анонс

Голоден или сыт твой ребенок?

Первый год ребенка - это время активного роста. Ни в какой другой период жизни не происходит таких резких изменений в ходе развития. Кроме того, это период, когда развитие ребенка сильнее всего зависит от правильного питания. Подробнее...

анонс

Профилактика пищевой аллергии у детей до года

Дорогие мамы и папы, будьте осторожны: вокруг так много вкусных, но аллергенных продуктов! Входит ли ваш ребенок в группу риска? Как сократить возможность развития аллергии? Педиатры рекомендуют начинать прикорм с однокомпонентных пюре или каш... Подробнее...

анонс

Правильная детская стоматология

Зубы человек должен беречь с детства. Многие из нас когда-то сами были готовы на что угодно, лишь бы не идти к зубному врачу: несовершенная аппаратура и плохие условия лечения не вызывали желания лечить зубы. Подробнее...

анонс

Прикорм: как и когда начинать?

Введение прикорма – первый шаг к формированию здоровья малыша. Как правильно составить рацион малыша, чтобы обеспечить его необходимыми питательными веществами? С каких продуктов лучше начать и как сократить риск возникновения аллергии? Подробнее...

анонс

А как быть с гриппом?

"Не беспокойтесь, пандемии гриппа в этом году не будет!" – говорят эпидемиологи в лице главного санитарного врача России Геннадия Онищенко. Мы уже спокойно на это реагируем, с учетом того, что каждый год кто-то из домашних или коллег по работе лежит с температурой "в лёжку". Подробнее...

анонс

Что пришло на смену мылу?

В России, в отличие от большинства европейских стран, в уходе за малышом до сих пор популярно обычное твердое мыло. Однако специалисты-дерматологи давно утверждают, что мыло наносит серьезный вред нашей коже и особенно нежной и тонкой коже ребенка. Подробнее...

анонс

Смотри в оба

Достаточно заглянуть на любую родительскую конференцию, чтобы понять: далеко не все няни вызывают доверие родителей. Почему кроха рыдает, завидев няню? Он просто не готов расстаться с мамой, или же у него есть основания испытывать страх? Подробнее...

анонс

Не полезнее ли для детской кожи обычные, натуральные пеленки и марлевые подгузники?

Не полезнее ли для детской кожи обычные, натуральные пеленки и марлевые подгузники? Одноразовые подгузники однозначно облегчают положение матери, освобождая ее от постоянной стирки пеленок. Подробнее...

анонс

Вода с первых мгновений жизни

Вода – одно из самых распространенных на Земле химических соединений. Ее роль в организме человека удивительна и до конца не разгадана...В живом организме вода – это среда, в которой осуществляются все химические реакции. Подробнее...

анонс

Персональный компьютер или репетитор?

Чтобы начать учить язык, теперь вовсе необязательно ходить на дорогостоящие курсы, для получения начальных знаний вполне достаточно будет и обычного компакт-диска. Если нет возможности часто выезжать на экскурсии, то и здесь на помощь придет компакт-диск, на котором будет собрана максимально полная информация о том или ином музее или даже о целом городе. Подробнее...

анонс

Когда начинать чистить зубы ребенку?

Видеть у своего ребенка здоровые и красивые зубы, хотят, конечно же, все родители. Но не все знают, когда и почему нужно начинать ухаживать за молочными зубками и как правильно выбрать средства ухода. Подробнее...

анонс

Домашнее животное и малыш?

Рождение малыша полностью меняет жизнь! И твою, и всех, кто находится рядом. Если у тебя есть домашнее животное, срочно прими меры безопасности и научи малыша правильному обращению с четвероногим питомцем. Подробнее...

новости

20.2.2007 Встреча с детским писателем Татьяной Боковой
Татьяна Бокова - популярный детский поэт и композитор, в среду 21 февраля 2007 года в 17:00 приглашает на свою встречу в Московский Дом Книги на Новом Арбате. Встреча состоится в отделе "детской литературы".
Вот как Татьяна Бокова говорит о себе: "Жила-была. Росла, училась, вышла замуж, стала мамой. И вдруг… Борясь за здоровье сына, столкнулась с отчаянием и страхом, беспомощностью и людским равнодушием… Училась понимать и прощать, верить, любить и не сдаваться...
Долгожданное исцеление наконец пришло, а счастливой как будто открылись глубины человеческой души: я стала писать стихи и музыку - сначала для сына, потом - для всех детей и их родителей".
Сегодня Татьяна Бокова - популярный детский поэт и композитор. Выходят её книги для детей, азбуки, музыкальные альбомы её песен. Татьяна - лауреат премии "Венец" за вклад в детскую литературу, дипломант крупного международного конкурса песен. Она писала сценарии и даже была ведущей телевизионной программы "Спокойной ночи, малыши!". И, наконец, тонкий психолог человеческих душ порадует взрослых! (Московский Дом Книги) Московский Дом Книги

вопросы-ответы

Тема: Боязнь собак

Недолгая дорога в сад или магазин превращается в настоящий ад! Дочка (4,5 года) боится всех собак: от старого дворового Джека до маленькой-премаленькой собачки. Уговоры и логические уверения никак не действуют. Я рядом, мама тебя защитит и прочее- побоку. Панический ужас... Собачьи фекалии под ногами тоже не радуют, но бабушки с милыми собачками "которые не кусают"(ещё чего!) уже начинают вызывать неприязнь. Никому не объяснишь, что любую собаку надо прогуливать на поводке. А уж бойцовскую обязательно в наморднике... Ребёнок испытывает ужас! хоть на улицу не выходи. Есть ли у кого опыт подобных проблем. как избавиться от этого? ЗЫ: заводить собаку не станем. оставлять собаку одну, уходя на работу- это изуверство. брать с собой не получится))
19.2.2007 15:59:12, Карамель

Ответы:

А начался страх когда?
19.2.2007 16:6:51, ленУля

года в 2. шарахалась от них. но всё же как-то её не так трясло как сейчас. никакой агрессии со стороны собак в её адрес я не помню. тогда я была к ней буквально "привязана"- если бы что-то было я бы знала.
19.2.2007 16:15:9, Карамель

Нууу... А дома - мультики-игрушки? В саду как? Точно не пугают их? Вы сами - никогда не говорили, что собака может укусить, не подходи, не трожь, не пугались сами?
Я бы начала проигрывать с игрушками, завести любимую плюшевую собачку, познакомиться с какой-нибудь соседской типа пекинеса - гладить-играть. Можно книжки почитать про собак - какие хорошие и что сами по себе НЕ АГРЕССИВНЫ (бешенных не берем).
19.2.2007 17:26:28, ленУля

Прочитать всю тему
Перейти в конференцию "Детская психология"

Тема: Спортивные секции для 4-х летки?

Старшему (4,5) необходимы занятия спортом (предположительно - аэробика, легкая атлетика, ...). Каким спортом посоветуете заняться в таком возрасте. У кого-нить в таком возрасте детки занимаются спортом, и каким?
Особенно интересуют спортивные секции в СВАО.
Спасибо!
28.2.2007 17:59:4, M & M

Ответы:

Я за гимнастику. Отличная ОФП. Моя ходит в ЦСКА.
28.2.2007 23:42:29, Ната Ф.

Фигурное катание в ДЮСШ 2(Заповедная),кажется даже на хоккей в его возрасте уже берут.Еще есть Синяя птица в Отрадном.В Олимпийском различные спортивные секции есть.
28.2.2007 22:46:41, мама пимпсиков

Я в этом возрасте начала водить ребенка на теннис. Первое время было сложно, и на вопрос: "что тебе больше всего нравится на тренировках?", отвечала: "мячики собирать" :)) Сейчас втянулась, ходит с большим удовольствием. Занимаемся на цска.
28.2.2007 21:58:52, Motor

В этом возрасте все это будет называться ОФП скорее всего. Еще есть фигурное катание, гимнастика (мы ходим), ну плаванье ессно. СВАО - посмотрите в здешнеем каталоге - там кое-то есть.
28.2.2007 21:0:15, SANI (ex МВСН)

Прочитать всю тему
Перейти в конференцию "Ребенок от 3 до 7"

Тема: мат школа

Что такое мат школа? точнее в чем принципиальное отличие программ мат школ от обычных в 5-6-7 классах?
28.2.2007 10:22:59, КориЦЦа

Ответы:

У моего сына физ-мат. лицей, больше часов математики, в 5 классе семь, сейчас в 6 восемь, учебник обычный Виленкин + много доп. литературы. Программа по математике не может сильно отличаться от обычной школы, т.к. в 7 физ-мат. классы экзамен будут сдавать не только наши ребята, но и ученики других школ. Тем не менее начиная со второго полугодия 6 класса ввели геометрию, по стандартному учебнику за 7-9 класс. Информатика с 5 класса, тоже говорят какая-то специальная. Еще на уроках затрагивают немного разделы математики, не входящие в обязательную программу, недавно чуть-чуть топологию "задели", логику и т.п. Но настоящая спецшкола начнется с 7 класса, есть еще дополнительный набор в 10 класс.
28.2.2007 12:47:39, Elefan

спасибо за ответ, именно такого я и ждала. а доп лит-ру не подскажете? у нас какой то ершов и какой то мат тренажер. но это все просто дополнения и станд программе, ничего принципиально отличающегося.
28.2.2007 12:55:25, КориЦЦа

"Уроки дедушки Гаврилы" Шарыгина мой сейчас с увлечением читает. Отличная книжка с любопытными задачками. Еще две подобные читает параллельно, авторов забыла, щас не могу посмотреть, он спит. Светлана советовала, я в Библио-глобусе заказывала.
28.2.2007 22:59:51, Оладушек с сахаром

Прочитать всю тему
Перейти в конференцию "Ребенок от 7 до 12"

Успехов вам и вашим детям!
До следующей встречи!

(C) 7я.ру, компания АЛП.
Ждем Ваших отзывов, новостей и ссылок на baby7ya@alp.ru.
 

В избранное