Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Все о развитии детей-дошколят

  Все выпуски  

Все о развитии детей-дошколят. Общение со сверстниками


Все о развитии детей-дошколят

Общение со сверстниками

Здравствуйте, дорогие друзья!

Вы замечали как Ваш ребенок общается со своими сверстниками? Умеет ли он общаться? Находит ли общий язык с другими детьми? И как помочь своему ребенку приобрести навыки взаимодействия с товарищами?

Рассмотрим пример развития навыков общения между детьми раннего возраста.

Артур и Даня родились в один день. И поскольку их мамы жили рядом и были дружны с давних пор, малыши росли вместе и общались друг с другом с первых дней жизни.

Как же происходило это общение?

В первые месяцы, когда мальчики лежали рядом, они вовсе не обращали внимания друг на друга. Вот только если один из вдруг начинал капризничать или хныкать, второй непременно подхватывал, и они плакали уже «дуэтом». Чуть позже, в 4—5 месяцев, ребенок, завидев «товарища», радостно улыбался, узнав его (дети виделись каждый день по несколько раз).

Когда малыши научились сидеть, характер их «общения» был таким: увидев игрушку у сидящего рядом ребенка, один из них бесцеремонно отбирал ее и начинал радостно ворковать, не обращая никакого внимания на громкие протесты хозяина. Так продолжалось примерно до одного года.

Следующей ступенькой на лестнице формирования навыков общения у детей стало отношение к товарищу как к интересному объекту. Причем таким же образом дети могли относиться и ко взрослому, и к яркому привлекательному предмету. Даня и Артур, сидя в колясках рядом, подолгу разглядывали друг друга: лицо, одежду. Затем они могли бесцеремонно схватить друг друга за волосы, за нос, похлопать ладошкой по лицу приятеля. Чаще всего в роли «исследователя» выступал более активный Даня, а Артур обычно сначала морщился, отворачивался, а потом разражался отчаянным криком. Даню это не останавливало. Он лишь на несколько секунд с выражением неподдельного удивления замирал, а потом с еще большим интересом принимался за прерванное занятие. Если же взрослые начинали строго отчитывать малыша, он тоже начинал плакать.

К тому моменту, когда оба мальчика с уверенностью ходили, бегали, преодолевали небольшие препятствия (примерно к 1 году 2 месяцам), они могли подолгу играть рядом друг с другом в одной комнате. Время от времени их привлекали игрушки или действия товарища, тогда они бросали свое занятие, отбирали игрушку и снова отходили прочь, играли поодиночке. Иногда они находились так близко, что касались друг друга плечами, руками. Они загораживали путь друг другу, но даже в этом случае не начиналось взаимодействия: дети просто перешагивали через другого ребенка, как через простое препятствие. У каждого из них была своя игра, независимая от товарища.

Но все чаще и чаще дети начинали наблюдать друг за другом. Так, Даня, заметив, что Артур складывает кубики в ведерко, приступал к такому же занятию. Мамы же, увидев изменения в отношениях детей, старались приобрести два одинаковых набора игрушек. И постепенно Артур и Даня, сидя за одним столом и занимаясь конструктором, научились (конечно же, с помощью взрослых) взаимодействовать. Просить помощи. Когда возникала необходимость, они показывали на какую-либо деталь и спрашивали: «Можно?» А потом опять занимались каждый своим делом.

Но тем не менее и Артур, и Даня любили быть вместе, их «тянуло» друг к другу, им было весело и интересно. Особенно им нравилось подражать товарищу. Например, Даня прятался за кресло, затем выглядывал оттуда, смотрел призывно на друга и кричал: «Ку-ку!». Артур, игравший в это время с игрушками, бросал свое занятие и бежал к Дане. Они стояли за креслом рядом, смеялись и повторяли бесконечное количество раз: «Ку-ку, ку-ку». С каждым «Ку-ку» смех их становился все неудержимее и заразительнее. Затем к крику прибавлялись прыжки, гримасы, валяние на полу. Дети вовсю получали удовольствие от подобного взаимодействия.

В возрасте примерно полутора-двух лет дети начали часто драться друг с другом из-за игрушек, отбирая их друг у друга, пытались ударить товарища. Чтобы предотвратить подобные инциденты, родители ежедневно отрабатывали с ними варианты поведения, показывая, как можно поступить, если кто-то кого-то обидел или если тебя обидели. Малыши научились пользоваться предложениями взрослых, и конфликты гасились так же быстро, как и возникали. Например:

Однажды дети сидели за столом. Артур попросил маму: «Дай попить». Даня повторил: «И мне дай попить». Артур рассердился: «Нет, мне дай попить». Они пререкались довольно долго, наконец Даня схватил ложку и стукнул Артура по лбу. Артур заревел изо всех сил. Даня повернулся и посмотрел на маму. Но она смотрела на сына и молчала, тогда Даня погладил Артура по руке и, пытаясь заглянуть ему в глаза, сказал: «Я больше не буду». Самым удивительным оказался конец этого конфликта: Артур, услышав слова, тут же замолчал. Дети сами примирились друг с другом.

Таким образом дети учились взаимодействовать. Однако примерно до двух с половиной лет совместной игры между ними не возникало. Только начиная с этого возраста можно было стать свидетелем примерно такой ситуации:

Даня. Давай поиграем. Будем папа и мама.

Артур. Я буду папа.

Даня. Пойдем, папочка, кофейку попьем. Ты купил конфеты?...

Оба ребенка усаживаются за стол с игрушечной посудой, чинно, по-взрослому «пьют кофе» и рассуждают о жизни точь-в-точь, как это делают их мамы и папы.

Рассказ об Артуре и Дане — это пример этапов развития общения ребенка раннего возраста со сверстниками. Процесс это достаточно длительный: он растягивается примерно на два года. Многие навыки общения дети приобретают в игре со сверстниками и со старшими детьми, перенимая их богатый опыт. Но тем не менее в формировании навыков общения большая роль принадлежит взрослым, которые помогают малышу наладить отношения с товарищами, учат разрешать конфликтные ситуации.

Какие же советы можно дать родителям, чтобы они могли помочь своим малышам?

Прежде всего сами взрослые должны демонстрировать ребенку образцы конструктивного поведения при взаимодействии с окружающими. Ведь если в семье часты ссоры, упреки, разговоры на повышенных тонах, ребенок переймет именно эту манеру общения. И тогда и на детской площадке, и в детском саду малыш, возможно, воспользуется полученным опытом и продемонстрирует его окружающим в самое неподходящее время.

Однажды Гера (2 г. 7 мес.) на вечерней прогулке, когда многие родители приходят, чтобы забрать ребятишек из детского сада домой предложил поиграть двум девочкам в «маму и папу». Он заявил, что он Гера, будет папой, а девочки — мамой и бабушкой. Дальнейшая игра выглядела примерно так: Гера, качаясь, вошел в «дом» и сказал: «Сегодня я пьяный буду, а вы должны с меня ботинки снимать...» Девочю согласились. Но как играть дальше, им было совершенно непонятно, потому что Гера валялся на траве, пел песни и смеялся...

Среди подошедших в это время родителей была и мама Геры. Она резко подняла его с травы и быстро увела с площадки...

Многие родители, конечно, хотят, чтобы их дети были послушными, умными, воспитанными и т. д. Когда же их малый поступает вразрез с их представлениями о хорошем поведении, взрослые довольно часто прибегают к достаточно непопулярному воспитательному приему. Они сравнивают своего ребенка с кем-то из сверстников: «Посмотри, какой Вова послушный! Он идет с мамой за ручку и не вырывается!» Причем многие родители знают, что сравнивать детей с другими не рекомендуется, но не всегда могут остановиться. Однако когда речь идет о детях раннего возраста, сравнивать детей друг с другом тем более не цесообразно, так как они пока еще равнодушны к успехам своих сверстников. Соревновательные мотивы им еще не понятны. Только примерно к трем годам малыш начинает ценить такие личностные качества своих сверстников, как доброжелательность, приветливость, учет интересов товарища, умение организовать игру, уравновешенность, интеллектуальные качества и внешнюю привлекательность.

И если ваш малыш обладает примерно таким набором качеств, скорее всего, у него не будет проблем в общении со сверстниками.

 

Рецепт недели

Рецепт лечения при сухом кашле:

      Сок свежей моркови смешать с медом в одинаковых пропорциях, давать по чайной ложке 3 раза в день.
      
      

Говорят дети

Лена (3,5 года)

Выходит в холодное летнее утро на улицу и быстро возвращается. Подходит к маме и говорит:
- У-у-у…!!! Там такая холодайка, такая холодайка!!!

***

Кристина (4 года)

Мама уговаривает 4-х летнюю Кристину убрать за собой игрушки. Когда все аргументы кончаются, и рассерженная мама хватается за ремень, ребенок идет убирать свои игрушки, причитая:
- Боже мой, боже мой!!! Что ж за жизнь пошла такая, что за жизнь!!!

 

Вашему малышу нет еще года? Подпишитесь на бесплатный миникурс «Развитие ребенка первого года жизни по месяцам». Из него Вы узнаете как развивается Ваш малыш в каждый конкретный месяц жизни и о том, чему нужно уделять внимание в первую очередь.

 

Все ваши вопросы, пожелания, замечания, предложения по темам, интересные заметки, статьи или ваши истории – отправляйте мне на e-mail. Поделитесь своим опытом с другими и они поделятся с Вами своим. Все это найдет отражение в следующих выпусках рассылки.

 

С уважением, Ирина Александрова,
автор проекта – детский сайт www.baby2000.ru «Развитие ребенка от рождения до школы»

 

При подготовке выпуска использованы материалы книги Г.Мониной Е.Лютовой «Проблемы маленького ребенка»


В избранное