Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Родителям будущих первоклассников


 

 

 

 

 

Образовательный центр "ЛУЧиК"

 

www.lychik.ru

lychik@lychik.ru

 

 

 

 

 

 

 

Родителям будущих первокласников

Чему и как учить до школы? Часть V


В нашем последнем выпуске мы рассмотрим конкретные сложные случаи, связанные с поступлением ребенка в школу.

Случай первый. Можно ли Антону поступать сразу во второй класс?
Антон очень серьезен и словоохотлив. Еще бы! Должен решиться вопрос, который обсуждали все лето: можно ли ему идти сразу во второй класс? Участвовали мама с папой и бабушкой, и даже мамина подруга тетя Таня у кого-то консультировалась. Слово это трудно выговаривается, и, рассказывая нам, Антон произнес его "консатировалась". "Да и что я буду там делать, в первом классе, только зря год потеряю, я уже все знаю, и читать могу, и считаю". И еще Антон знает историю русского флота (дедушкино хобби), прекрасно читает стихи ("Я их много знаю"). Он ходит в изостудию; правда, рисовать не любит ("Мама говорит, у меня абстрактные рисунки), занимается английским ("Английский мне тоже не нравится, учительница злая...").
- Может быть, просто строгая?
- Не знаю, может быть, но она почему-то всегда меня поправляет.
Антон привык ко всеобщему восхищению и критическое отношение к себе воспринимает как обиду...
- А друзья у тебя есть?
- Ну да, в общем, есть, но с ними редко играю...
- Почему?
- Да в общем и не очень-то интересно. Вот один раз сломали мне мачту, а потом...
Антон долго рассказывает о своих обидах - и становится понятно: со сверстниками ему общаться трудно, и ни о какой совместной деятельности не может быть и речи.
Мама тут же спешит на помощь:
- Антон очень любит детей. Но он так много знает, ему хочется обо всем рассказать, а они... Он все больше с нами.
По нашей просьбе учительница проверила знания Антона в объеме программы первого класса. И, оказалось: читает он хорошо - но плохо слышит и различает звуки; хорошо знает математику (даже больше, чем по программе первого класса),- но не может написать диктант, отвлекается, делает ошибки. О почерке - разговор особый. Потом выяснилось: математике его учил папа, читать - мама, писать - бабушка. Знания и требования учителей, их методика не всегда были, мягко говоря, оптимальными.
Нам очень не хотелось огорчать Антона, но пришлось.
А родители настаивали на своем! И наши попытки объяснить, что Антону и в первом-то классе будет очень трудно: он не готов ни к общению со сверстниками, ни к требованиям школы и учителя (то есть фактически не готов к роли ученика, несмотря на то, что очень хочет в школу), ни к сложностям учебной деятельности. Мы старались объяснить, что вообще приспособление к школе - дело очень сложное; а при интенсивности программы второго класса восполнить пробелы первого будет не по силам; все это может привести к серьезному срыву.
Увы, нам пришлось встретиться с мамой Антона еще раз через полгода. Антон заболел, а потом его перевели на индивидуальное обучение - так он закончил первый класс. А на следующий год пошел во второй, но многие трудности долго еще напоминали о себе.

Родители считали Антона одаренным, а был он обычным мальчиком, из которого взрослым очень хотелось сделать вундеркинда. А для вундеркинда у Антона не было главного - потребности знать то, чему его учили, и возможности самостоятельного выбора, поиска. Антон даже не был просто любознательным. Он заучивал, зазубривал то, что ему давали. Основой мотивации была не его собственная потребность, а навеянная взрослыми мысль о его исключительности.

Случай второй. Идти ли Ане в школу в этом году?
Анина мама энергична, даже напориста. А Аня, бледная, худенькая, крепко держится за ее руку и исподлобья смотрит на нас. Все попытки привлечь ее внимание, заинтересовать, расшевелить - безуспешны. На наши вопросы почти не отвечает, только молча кивает головой, а говорит за нее мама. Лишь кукла - большая, говорящая - привлекла ее внимание. Играя, Аня оживилась, но через несколько минут ее перестала интересовать и кукла. Выясняем: девочка постоянно болеет, плохо ест, с трудом засыпает, жалуется, что болит голова. В детский сад Аня не ходила. Мама работает, воспитывает девочку фактически бабушка. Аня не любит и не умеет играть с детьми, очень обидчива - слезы по любому поводу, робка и не уверена в себе.
Мы рекомендуем отсрочить поступление в школу на год (ей только 6 лет), рассказываем маме: что именно необходимо сделать за этот год, как подготовить девочку к школе. А мама возмущена нашей несправедливостью - она так хотела отдать Аню именно в этом году.

Случай третий. По какой программе учиться Саше?
В кабинет врывается маленький ураган; а растерянная мама едва поспевает следом. Мальчик подбегает к нам и, обращаясь на "ты", берет понравившуюся ему картинку, кубики; а наши попытки заставить его сесть, успокоиться, выслушать вопрос не имеют успеха. Да, он хочет в школу: "Там много ребят и все играют"; а больше всего он все-таки любит "бегать и бороться". Веселый, живой малыш может сосредоточиться лишь на несколько минут, а дальше - "неинтересно". Анализируя причины подобной расторможенности и несобранности, приходим к выводу: в основе, по-видимому, тяжелые беременность и роды, нарушения в раннем развитии ребенка (проявления невропатии). Интеллектуальное развитие ребенка вполне соответствовало возрасту, а вот повышенная возбудимость, эмоциональная неустойчивость свидетельствовали о функциональной слабости центральной нервной системы. Все это позволяло ожидать возникновения у Саши многих трудностей в процессе обучения.

..Как видите, у будущих учеников есть множество трудностей, особенностей и проблем. И непременно надо, чтобы о них знал учитель! Ложный стыд и нежелание родителей предупредить его об особенностях ребенка усложняют не только работу педагога, но часто (и ведь понапрасну!) порождают трудности и для ребенка. Учителю понадобится не один день и даже месяц, чтобы разобраться в особенностях именно этого ученика. А знай он о них - и вы бы всё могли поправить очень быстро... Желаем успеха!

Статью подготовила

завуч школы "ЛУЧиК" Е.В. Иванова

 

 


 

 

 

 

Частный детский сад "ЛУЧиК" и Центр раннего развития "ЛУЧиК":

г. Москва, ул. Алабяна, д.12, корп.9,

тел.: (499) 198-62-23, (499) 198-37-00.

Центр раннего развития "ЛУЧиК":

г. Москва, ул. 2-я Песчаная, д.2, корп.2,

тел.: 920-82-07.

г. Мытищи, ул. Семашко, д. 6, корп. 2

Запись по телефонам: 8-495-581-01-22, 8-925-031-83-02.

Частный детский сад "ЛУЧиК":

г. Москва, ул. Остоженка, д. 7, тел.: (495) 695-17-91.

Частная школа "ЛУЧиК" и Центр развития личности "ЛУЧиК":

Москва, ул. Вучетича, д. 7а,

тел.: 611-52-11, 611-08-35.

Подробная информация для школьников и родителей - на сайте www.lychik.ru
Вопросы и пожелания по темам рассылки присылайте на адрес:
lychik@lychik.ru, 

 

 

 

 

 

 


В избранное