70 процентов школьников в России делают много ошибок в письме. Половине из них
можно помочь
Сегодня мы расскываем об отклонениях в развитии детей, которые мешают им хорошо
учиться в школе.
- Дисграфик - это ребенок, который знает все правила, но не может применять
их в письме, - объясняет нейролингвист Александра Соболева. - Учителя и мамы
его часто считают лодырем или того хуже - дурачком. И потому, вместо того чтобы
помочь справиться с проблемой, ругают, наказывают. А это бессмысленно. Дело
тут совершенно не в лени, а в недостаточном развитии отдельных участков головного
мозга, которые "отвечают" за выполнение правил. И уж кому-кому, но
учителям полагается об этом знать, чтобы не сломать ребенка. Вместо этого часто
педагоги лепят клеймо "ребенок необучаем", чем окончательно добивают
и детей, и родителей. Хотя ситуация вполне поправима. Особенно если человеку
не исполнилось еще 12 лет. В этом возрасте мозг пластичен и поддается корректировке.
Письмо - сложнейший процесс, в котором участвует, грубо говоря, вся голова
- лоб, темя, затылок, виски, которые поочередно "курируют" тот или
иной этап процесса. Если хоть один "куратор" барахлит, значит, письмо
будет "хромать".
Вот что происходит в наших мозгах, когда мы пишем. Сначала мы вычленяем звук
из потока речи и сравниваем его с другими; потом представляем, какой буквой
этот звук обозначается, как она выглядит, как располагается в пространстве.
Затем это представление реализуем в моторике - наконец-то пишем букву. Да еще
при этом вспоминаем, под какое правило эта буква или это слово подпадает.
Но как отличить дисграфика от настоящего лоботряса? Загляните к ребенку в тетрадку.
"Глупые" ошибки - особые приметы дисграфика:
- Отсутствие пробелов между словами и предложениями.
- Пренебрежение границами полей тетради и правилами переноса.
- Буквы "б", "в", "э", "з", цифры "4",
"3", "5" перевернуты в другую сторону.
- Повторение одной и той же буквы. Например, "МагазиМ" вместо "магазин".
- Замена букв б-д, ж-х, и-у, например, "нох" вместо "нож".
- Ошибки в ударных слогах, например, "учЕтель" вместо "учИтель".
- Пропуск букв, недописывание слов и букв, перестановка слогов.
- Забывание редко встречающихся букв ("ъ" и "э").
Советы родителям:
Почаще вывозите ребенка на природу, пусть дышит свежим воздухом и насыщает
подкорку кислородом.
С той же целью отдайте его в секцию у-шу. Китайская гимнастика как нельзя лучше
поможет справиться с проблемами правописания, так как в ее основе - дыхательные
упражнения, подстегивающие развитие подкорки.
Занятия музыкой наладят взаимную работу полушарий, разовьют моторику рук, что
немедленно и лучшим образом отразится на письме.
Практикуйте ежеутренне - контрастный душ и ежевечерне - массаж шейной и затылочной
зоны жестким полотенцем.
Если нужна особая методика, проконсультируйтесь с нейропсихологом.
Педагогические хитрости
Что делать, если ребенок...
...пропускает буквы:
1. Поможет "волшебный диктант". Диктуем предложение из трех-четырех
слов. Ребенок простукивает его ритм и записывает с помощью пунктирной линии,
где вместо слогов - черточки. Следующий этап - записать каждое слово в виде
точек по количеству букв в слове.
...недописывает окончания слов, делает ошибки в суффиксах:
2. Во-первых, попробуйте все тот же "волшебный диктант", но суффиксы,
окончания ребенок пусть пишет буквами, например, "холщовый" - - -
- - ов- -", "солнечный" - - - - - - - ый
Во-вторых, произнесите слово и попросите ребенка придумать слово, которое начиналось
бы на предпоследнюю или третью с конца букву вашего слова.
...путает буквы:
3. Надо создать устойчивый буквенный образ. Для этого вырезаем из бархатной
бумаги алфавит (или скручиваем его из толстой проволоки, или лепим из пластилина,
или покупаем азбуку на магнитиках), и пусть ребенок на ощупь угадывает буквы.
Здорово срабатывает пляжная забава: писать буквы на спине или на детской ладони.
...ошибается в словарных словах:
4. Предложите ребенку нарисовать картинки с акцентом на "проблемных"
буквах, например, изобразить КОРОВУ с глазами в виде больших букв "О"
или "интеллигента" в виде рожицы, в каждом глазу которого по букве
"Л".
ИГРАЕМ ПО ПРАВИЛАМ
Дайте дошкольнику вволю наиграться.
Во время игры "по правилам" или "по ролям" в ребенке развивается
необходимая для дальнейшей успешной жизни комбинация способностей к произвольному
действию и к выполнению задания по образцу, чего и требует, в частности, русская
грамматика.
КСТАТИ
Российские школьники плохо понимают прочитанный текст
Недавно в 30 странах мира исследовали уровень грамотности чтения среди старшеклассников
(методика РISA). Было выделено 6 уровней. Самый высокий предполагал понимание
сложных текстов, умение дать собственную оценку полученной информации, сделать
вывод. В лидирующих странах таких учеников оказалось 15 - 19%, в России - 3%.
Следующий уровень должен был обнаружить в школьниках умение оперировать текстом,
выполнять задания к нему. В ведущих странах насчитывается в среднем 22% способных
к этому ребят, тогда как в России -только 13%.
Для самого низкого уровня - базового - нужно уметь находить простую информацию
в тексте и отвечать на элементарные вопросы. Вот тут мы многих опередили - в
России с заданием справились 9% учеников, а в других странах - в среднем 6 %.
Страны по уровню грамотности чтения школьников
1. Финляндия
2. Канада
3. Новая Зеландия
4. Австралия
5. Ирландия
6. Южная Корея
7. Великобритания
8. Япония
9. Швеция
10. Австрия
11. Бельгия
12. Исландия
13. Норвегия
14. Франция
15. США
16. Дания
17. Швейцария
18. Испания
19. Чехия
20. Италия
21. Германия
22. Лихтенштейн
23. Венгрия
24. Польша
25. Греция
26. Португалия
27. Россия
28. Латвия
29. Люксембург
30. Мексика
По материалам отчета РАО "Основные результаты международного исследования
образовательных достижений учащихся РISA".