Чтобы внести некоторое разнообразие в монотонную жизнь молодой матери, я начала перечитывать классику, тем более, что постмодернистская литература плохо усваивается сознанием, замутненным длительным грудным вскармливанием и регулярно прорезающимися зубками младшего чада. И вот, пока
малыш деловито причмокивал у моей груди, я перечитывала "Отцов и детей", нечитанных со времен
средней школы. Возможно, именно потому, что почитать удавалось только во время кормления,
"проблема отцов и детей" предстала передо мной в новом свете.
Собственно говоря, для какой части человечества это действительно проблема? Оказывается, ни в
одном традиционном обществе, где тщательно разработаны этические нормы взаимоотношений между
поколениями она не возникает. Существуют четкие правила поведения для каждой возрастной группы.
Кроме того, ребенку не нужно доказывать свою "взрослость" посредством бунта против старших; в
определенном возрасте (6-7 и 13-16 лет) ему предстоят ритуалы инициации, во время которых он не
просто сможет, а будет обязан на деле показать свою зрелость, а значит по-настоящему доказать
свое право стать полноправным членом сообщества взрослых, участвовать в таинственной и запретной
до тех пор религиозной жизни общины, вступать в брак, сражаться с врагами.
Но и там, где традиция инициаций отошла в прошлое, как, например, в русской деревне 18-19 века,
ребенок очень рано (в 7-10 лет) начинал вовлекаться в трудовую деятельность, а часто оказывается
и кормильцем семьи. Совместный со взрослыми труд давал ребенку прекрасную возможность
самоутвердиться, а подрастая, осваивая все более сложные трудовые навыки, дети повышали свой
социальный статус: умелая двенадцатилетняя вышивальщица или пятнадцатилетний кузнец пользовались
заслуженным уважением взрослых. Ну а лишний "пар" можно было выпустить во время календарных
праздников-карнавалов: Масленицы, Иванова дня, похорон Костромы, на время которых отменялись
все привычные запреты, снимались табу, менялись возрастные, половые, социальные роли.
С другой стороны, в традиционных обществах младенцы очень долго не отделяются от матерей:
женщины, от негритянок до эскимосок, постоянно носят малышей с собой, в теплых районах --
привязанными непосредственно к телу, на севере - в теплых меховых мешках, устланных изнутри
мхом - ягелем, вполне заменяющим памперсы с "уникальным слоем "стей-драй". Кормят детей грудью
очень долго, лет до трех и, конечно же, не по часам, а по желанию малыша. Все это способствует
гармоничному физическому и интеллектуальному развитию детей: известно, что в тех районах Африки,
где матери до сих пор носят детей на себе, малыши в массе начинают ходить в 6-7 месяцев, а если
они не пошли до десяти, это уже повод для беспокойства.
Но самое главное, не возникает отчужденности между матерью и ребенком в раннем возрасте, а
значит, формируется фундамент для теплых, доверительных отношений в дальнейшем.
Одной из самых роковых ошибок европейской цивилизации стало убеждение, что женщине вредно
кормить грудью. Сразу после рождения детей отделяют от матери, чтобы она могла "отдохнуть".
В мало-мальски обеспеченных семьях детям нанимают кормилицу, чтобы мать не истощалась и сразу
после родов могла вести привычную светскую жизнь. В нашем веке на смену кормилицам пришли
полезные и удобные бутылочки с молочной смесью. Это, кстати, очень заметно по… моде на форму
груди. В "диких" племенах маленькая высокая грудь считается некрасивой, а эталоном красоты
признается большая, низкая грудь, из которой легко сосать молоко.
Если же мы посмотрим на портреты дам 19 века или на фотографии современных моделей, то
становится ясным, что эти красотки никогда не кормили грудью. В результате едва родившийся
малыш чувствует себя покинутым. В светском обществе 18-19 века этот процесс достиг апогея:
воспитание детей доверяли штату кормилиц, нянек. дядек и гувернеров и почти не обращали на них
внимания. Подросшее дитя помещали в пансион, после - в университет. И лишь по окончании учебы
сын возвращался в родное гнездо. Естественно, абсолютно чужой своим родителям. Здесь-то и
начинался "конфликт отцов и детей".
(окончание в следующем номере)
Что
лишнее?
Возраст: 5 - 7 лет.
Пусть ребенок укажет, кто или что
лишнее и объяснит это.
пример:
Волк, лиса, медведь, кролик.
Бабочка, саранча, оса, моль.
Муравей, комар, паук, жук.
Оса, пчела, шмель, саранча.
Бабочка, муравей, жаба, клоп.
Корова, овца, коза,
кролик.
Осел, свинья, овца, корова.
Корова,
овца, дикобраз, осел.
Корова,
кролик, ягненок, лошадь.
Волк,
лиса, медведь, кролик.
Корова,
коза, лось, носорог.
Лев, буйвол,
жираф, осел.
Макака, антилопа,
горилла, шимпанзе.
Воробей,
сорока, трясогузка, курица.
Орел,
сокол, филин, ворона.
Дятел, сова,
соловей, зяблик.
Попугай, колибри,
кукушка, фламинго.
По материалам
книги Е.А.Нефедовой, О.В.Узоровой "Готовимся
к школе"
Обращение
к нашим подписчикам
К
сожалению, не хватает сил вести раздел "Московская
афиша выходного дня. Отдых с детьми." и,
соответственно, такую же рассылку. Если кто-то
может взять на себя труд вести данную
работу, будем рады помощи. В противном
случае, и раздел, и рассылка "Московская
афиша выходного дня." с июня месяца
будет закрыта.