Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Застенчивость


Информационный Канал Subscribe.Ru


» Деточка « Родители « Беременность и роды « Дети « Закаливание, плавание, здоровье « Игры для детей « Детский лепет « Обсуждения «


Боремся с растяжками  
.
26.02.04

Как хочется полежать летом на солнышке, подставляя побледневшую за зиму кожу жарким лучам! Но что-то мешает расслабиться... Все понятно – это ненавистные растяжки - рубчики, которые появились на бедрах, ягодицах, животе и груди. Неужели нет выхода?   читать дальше »



Застенчивость

Застенчивость


20.02.04

В определенный момент жизни ребенок начинает понимать, что кроме близких, которые любят его "просто так", существуют и другие люди, вовсе не обязанные его любить и защищать. Для них он просто один из многих. Чужаки разглядывают его, изучают, как-то оценивают. Сделанное открытие настолько меняет представление ребенка о мире и о себе, что ему необходимо некоторое время для того, чтобы понять, как к этому относиться. И вообще, как жить в мире, где о тебе складывается впечатление независимо от твоего желания. Именно в этот момент малыш вдруг становится застенчивым, ему хочется на время скрыться от чужих глаз и из «укрытия» присмотреться к окружающим, приспособиться к новым переживаниям.

Откуда берется застенчивость?

Впервые ребенок узнает, что в мире есть незнакомые люди, примерно в 8-9 месяцев, когда начинает отличать родные лица от чужих. До того окружающий мир представляется ему калейдоскопом лиц, голосов и запахов, среди которых есть более-менее узнаваемые, но пока не запоминающиеся. К 8 месяцам в мозгу ребенка формируются постоянные связи, и он начинает запоминать и связывать между собой все вышеперечисленное, а также формировать образы знакомых людей. Так в его жизни появляются люди, а не сумма отдельных характеристик.

Любой незнакомец - чужой для ребенка человек. Малыш его не знает, не привык к нему, не чувствует в нем необходимости. Чуждый предмет вряд ли вызовет страх. Реакция на него скорее будет больше похожа на вполне естественную настороженность по отношению к объекту, который вторгается в привычный мир. Новый человек требует пристального изучения. Если взрослый дает ребенку время рассмотреть его, приближается медленно и осторожно, то настороженность превращается в интерес - ведь все новое вызывает исследовательское любопытство.

Такое отношение к незнакомым продолжается довольно долго, начинается в возрасте года, а заканчивается, когда малышу исполняется года полтора. За этим следует совершенно новый этап в жизни маленького человечка, связанный с тем, что он осознает свою отдельность. Это происходит примерно в два-три года одновременно с открытием собственной активности. До этого возраста малыш не очень понимал, что произошло само по себе, а что случилось при его участии. Тот факт, что банка упала и разбилась, не оставляет его равнодушным, но он никак не связывает ее падение с движениями, которые совершил непосредственно перед происшедшим. Но приходит время, и малыш осознает авторство своих действий и вместе с тем понимает, что он - самостоятельное, отдельное от окружающей среды существо, которое способно чего-то хотеть, что-то решать и менять в этом мире.

Что означает это открытие? Очень многое. До него малыш внимательно, почти неотрывно изучал незнакомых людей, не понимая (ему, впрочем, это было безразлично),что в тот же самый момент другой человек так же разглядывает его самого. Вместе с осознанием своей отдельности приходит понимание того, что вокруг существует целый мир таких же «отдельных» людей. Пока неизвестно, что это открытие может дать, ясно одно - перед малышом открылась дверь в совершенно новый мир.

Вот она!

Именно в этот переломный момент ребенок становится застенчивым. Приглядевшись, вы увидите, что эта реакция совсем не похожа на испуг. Малютка отводит глаза, опускает голову, прячет лицо, не хочет разговаривать - стесняется. Это состояние естественно и говорит о том, что малыш начал ощущать разницу между собой и другим человеком. Ребенок немного озадачен, растерян и смущен, чувствуя себя новичком, которого разглядывают и оценивают, и не очень понимает, как себя вести. Но вот выход найден: он прячется за стену, дверь, мамину спину и оттуда изучает обстановку.

Постепенно малыш становится субъектом отношений. Что это значит? Ребенок перестает быть зависимым существом, теперь он - активный партнер, который способен сам строить отношения с людьми. Растерянность и озадаченность, связанные с осознанием факта существования других людей, проходят. Для малыша это больше не является новостью. Чувства, пришедшие на смену смущению, помогают ему ориентироваться и формировать свое отношение к любому, кто появляется в его жизни, и взрослому, и маленькому. Ребенок начинает понимать, чего и от кого он хочет, чего хотят от него и что могут дать друг другу люди.

В это время становится видно, насколько малыши отличаются друг от друга. Одних процесс общения увлекает, они быстро находят общий язык с самыми разными людьми, легко знакомятся и охотно рассказывают о себе. Они уверены в себе, в своей нужности, им нравится быть среди людей, они интуитивно находят способы влияния на сверстников. Но и у таких активных и общительных ребят застенчивость может появляться в ситуациях, связанных с вниманием к ним других людей. Например, во время выступления перед публикой или при знакомстве с детьми в детском саду. Однако это стеснение быстро сменяется уверенностью.

Но есть и другие малыши, для которых шумное общество не всегда лучшая компания. Они не стремятся к новым знакомствам, тщательно приглядываются и изучают каждого нового человека. Такие дети - не авантюристы, поэтому встреча с неизвестным вызывает у них разумную осторожность. В отношениях с людьми для них важнее надежность, понимание и постоянство, чем новизна и обилие контактов. Малыши гораздо чаще будут казаться застенчивыми и смущенными, хотя на самом деле это может быть лишь вежливым нежеланием общаться.

Если застенчивость мешает?

Вы замечаете, что при встрече с знакомыми ребенок чувствует себя скованно, все время пытается угадать, чего от него ждут, и ведет себя в строгом соответствии с этими ожиданиями. Малыш ограничивает себя во всем, не отваживается что-либо делать, не отходит от знакомого человека, потому что не чувствует себя в безопасности. Тревога и страх могут быть так сильны, что буквально парализуют малыша, и он мечтает лишь об одном: провалиться сквозь землю. Похоже, контакты с людьми стали для него синонимом опасности, и он тщательно старается их избегать. И здесь уместно говорить уже не столько о застенчивости, сколько о неуверенности при общении.

Откуда берется эта неуверенность? Возможно, в жизни малыша произошло событие, помешавшее развитию его социальной компетенции. Причиной может стать разрыв привычных связей, вызванный переездом, разводом родителей, рождением братика или сестрички. А может быть, привычная ситуация в жизни семьи вызвала у малыша ощущение, что окружающий мир враждебен и неинтересен. Может быть, вы сами воспринимаете встречи с другими, новыми людьми как визит к стоматологу (деваться некуда, но лучше бы избежать). На такое отношение ребенка к окружающему миру могут повлиять также ваши запреты на проявление или переживание чувств, особенно отрицательных: злости, огорчения, жадности, зависти. Сильная ориентация на других людей, преувеличенная забота о том, как малыш будет выглядеть в их глазах и что о нем подумают, тоже может оказать медвежьи услугу: вы научите малыша быть приятным для окружающих и не обращать внимание на собственные чувства.

Как помочь ребенку oбрести уверенность при общении с другими людьми Нужно больше внимания уделять его чувствам и желаниям. Если маленький человек убедится, что близкие считаются с его переживаниями, то, и контактируя с посторонними, он будет уверен, что значит что-то как личность.

Кроме того, детям полезно знать, что их родители и близкие не инструменты для выполнения их потребностей, а такие же люди со своими желаниями и чувствами.

Можно попытаться «обезоружить» пугающие ситуации. Постарайтесь выведать, что вызывает особенный страх. Неизвестность? Пофантазируй вместе с малышом о том, что будет происходить, предложите cвои варианты и поощряйте идеи малыша. Совершенно реальные предположения перемешайте с комичными, нелепыми, с сказочными. Ориентируясь на малыша, допустите несколько страшных сюжетов: пережив страх "понарошку", он легче сможет побороть настоящий испуг.

Если ребенка пугает, что его могут невыгодно оценить или отвергнуть, попробуйте поиграть с ним в такую игру: сам малыш бyдет тем, кто отвергает, оценивает, насмешничает, а вы тем, кто с этим справляет Кстати, если вы сами подвержены подобным страхам, то игра поможет и вам взглянуть на неприятные детские переживания глазами взрослого человека.

Мария Андреева, психолог-психотерапевт.
"Счастливые родители"

.   .
  • Комментарии и обсуждение
  • Почему меня не принимают?

  • .   .




     Во что поиграть с ребёнком?
    Автор Нанули - 5-03-04 13:28 - 3 комментариев
    Подскажите, во что можно поиграть с девочкой, которой почти 6 лет. В детстве играла сама во все возможные игры, но сейчас забыла. sad.gif Раньше она играла одна, а сейчас просит меня с ней поиграть, а я не знаю как. Играли как-то раз в показ мод, но менять за короткий срок ей кучу одежды и причёски тяжеловато каждый раз.
    Кол-во прочтений 17 - последний комментарий от kaera   Версия для печати Ответить

     не любим соки
    Автор kaera - 4-03-04 16:46 - 11 комментариев
    Даю соей мадам соки, а она их не пьет (хорошо если 20г выпьет mad.gif ), приходиться допивать мне (это я не против smile.gif ), зато воду хлебает только так. Взяла развела ей сок и чудо, она стала его пить! Интересно, ...читать далее
    Кол-во прочтений 121 - последний комментарий от Алекса   Версия для печати Ответить

     Хочу уйти от мужа
    Автор Guest - 3-03-04 13:44 - 15 комментариев
    Я хочу уйти от мужа, но завишу от него материально, может быть, кто-нибудь был в такой ситуации? Что вы сделали? Ушли и перебивались с хлеба на воду вместе с ребенком или остались и терпели?
    Кол-во прочтений 372 - последний комментарий от Lynnka   Версия для печати Ответить

     чем стирать одежду малыша
    Автор Любаша - 2-03-04 10:49 - 18 комментариев
    Мамочки, поделитесь опытом! Чем вы стираете одежду ваших деток? Нам 4,5 мес. Стираю детским порошком Аленка. Но пятна от соков и пюре не отстирываются. Вид получается у одежды не очень dry.gif
    Как вы боритесь с пятнами?
    Кол-во прочтений 325 - последний комментарий от Любаша   Версия для печати Ответить

     Увлажнитель воздуха
    Автор Екатерина - 1-03-04 17:56 - 7 комментариев
    В квартире очень сухой воздух, решили приобрести увлажнитель. Оказалось они бывают разных типов. Кто пользуется, подскажите какой лучше и т.п.
    Кол-во прочтений 222 - последний комментарий от Lynnka   Версия для печати Ответить

     Выплата на рождение ребенка
    Автор DilliBoom - 1-03-04 15:10 - 9 комментариев
    Я слышала, с 1 января 2004 года выплачивается 5 минимальных прожиточных минимумов (за первенца).. Но мне не понятно... Все должны быть москвичами или достаточно того, что Я москвичка?
    Кол-во прочтений 356 - последний комментарий от Guest_Ольга   Версия для печати Ответить

     Выбор педагогической системы
    Автор Юлия И. - 29-02-04 21:56 - 9 комментариев
    У нас малыш 2 лет. Озаботились выбором педагогической системы. Прочитала в свежем номере журнала "Аистенок" в рубрике "Раннее развитие" о Вальдорфской системе, теории Домана... есть еще Монтессори...

    Что посоветуете выбрать? Может сразу посоветуете и детсад с системой?

    Заранее спасибо.
    Юлия И., Москва
    Кол-во прочтений 281 - последний комментарий от Yuyu   Версия для печати Ответить


    Рассылки для родителей Подпишись!
    Деточка: для разумных родителей
    Плавать - раньше, чем ходить!
    Тихие игры
    Детский лепет

    До встречи, Елизавета
    Деточка: Дети - это естественно!


    Lbn Best

    http://subscribe.ru/
    E-mail: ask@subscribe.ru
    Отписаться
    Убрать рекламу

    В избранное