Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Домашняя педагогика

  Все выпуски  

Домашняя педагогика выпуск 10


Здравствуйте, дорогой читатель.
Приветствую Вас на своей рассылке и приглашаю на наш сайт poprirode.ru
Свои вопросы Вы можете задать мне или обсудить на форуме сайта.
С уважением –
Татьяна Алексеевна Николаева

Авторские курсы Татьяны Николаевой «Домашняя педагогика» организует Молодёжный и детский центр досуга «Информационное образование» ЮВАО г.Москвы.
Записаться на них можно будет у администратора по телефону (495) 178-03-07 с 13 до 20 часов.

Выпуск 10 (Юбилейный!)

Чужой среди своих?

Вчера в магазине молодая мама спросила у меня совета, какую подарочную чашку выбрать. Просто я случайно оказалась рядом.
- А вы спросите свою малышку! – ответила я. Очаровательное существо лет четырёх без колебаний указало на самое симпатичное изделие. Мама почему-то промолчала, а я искренне похвалила выбор девочки.
Всё дальнейшее путешествие по обширному торговому залу к кассам девочка держалась к моей тележке гораздо ближе, чем к маминой, показывала мне свои любимые витрины, и в заключение спросила:
- А вы завтра придёте? Я с мамой приду!

Такие встречи вызывают у меня не столько умиление, сколько саднящую душевную боль. Почему чужая тётка, мимоходом сказавшая ребёнку пару заслуженных (!) им добрых слов, становится ему ближе и дороже ближайших родственников?!
Ответ очевиден: да потому, что от родственников буквально доброго слова не дождёшься! А одобрение, похвала, просто выражение какого-то нашего согласия, духовного единства, нашему малышу не просто нужны – они ему жизненно необходимы. Это кислород, который питает растущую душу ребёнка.

О материальной пище мы не забываем никогда. «Ложечку за бабушку, ложечку за дедушку…» Печеньице и сок на прогулку не забыть… А супчик доел? А ещё котлетку?...
Малыш отворачивается, плюётся, наконец отталкивает тарелку: хватит! Но мы непробиваемы в своей воображаемой правоте.

А вот просит своей порции внимания душа ребёнка: грудничок попискивает, подзывая мать. Ему одиноко, страшно, и страх этот нарастает с ужасающей быстротой. Разве мама не слышит этого крика души?
Слышит. Но стоит за дверью и мучается: входить или не входить? Дело в том, что много десятилетий назад чей-то извращённый (иначе не скажешь) ум изобрёл какую-то очень странную с точки зрения здравого смысла педагогику. Её постулаты дошли до нас в виде следующих расхожих фраз:

- не надо брать ребёнка на руки – разбалуете – потом с рук не слезет.
(Враньё: видел хоть кто-нибудь здорового умеющего ходить малыша, которому нравится всё время на руках взрослого сидеть??)

- не подходи к ребёнку сразу, как тот заплакал, а то получается, что он тобой командует.
(Полное перевирание понятий, характерное для людей с ущербной психикой. А если больной или немощный просит о помощи – тоже отказывать, а то раскомандовался тут??)

- нельзя показывать ребёнку свою любовь к нему, а то возомнит о себе…
(Абсолютный идиотизм, но, к сожалению, цепко укоренившийся в нашем сознании. В результате наш подрастающий ребёнок легко уходит от нас в чужую среду, какую-нибудь секту, плохую компанию, влюбляется в человека, который нам категорически не нравится и ему совершенно не подходит… Лавина проблем. А всё потому, что дома-то совсем уж холодно и неуютно из-за этой партизанской скрытной любви…)

Перечень можно продолжать. Смысл этой давно устаревшей «методы» ясен: духовно оторвать ребёнка от семьи. Лет 80 назад и в последующие годы это было очень актуально в свете государственной идеологии тех лет. Взамен человеку давалась мощная идеологическая поддержка общественных структур, коллектива, детских и юношеских организаций. Таким образом успешно выращивались прекрасные «винтики» общей государственной системы, добросовестные исполнители, «дети Октября», а не своих родителей.
Времена давно изменились, а родители бездумно копируют педагогику своих дедов и прадедов. Душа ребёнка постоянно на голодном пайке!
Сами того не замечая, родители отталкивают ребёнка от себя уже с первых месяцев общения… КУДА??  ЗАЧЕМ??

… В утренней маршрутке, как всегда, было тесно. Машина ещё не остановилась, когда малыш лет пяти с переднего сиденья встал на ноги и приготовился к выходу.
- Зачем встал? Сядь, я сказала! Ты не соображаешь? Сейчас ты у меня получишь! – с раздражением обрушилась на него мать.

Я не с Луны свалилась и прекрасно понимаю её состояние: хроническая усталость, недовольство жизнью, беспокойство за здоровье малыша…
Но давайте постараемся понять и маленького!
Он не виноват, что своим появлением усложнил маме жизнь. Но он и безмерно украсил её! О второй стороне медали мы в суете почему-то забываем…
Он не виноват, что мама оказалась инфантильно не готовой к тому, что забота о ребёнке – это надолго. Интерес к малышу у многих и многих мам, к сожалению, слабеет так же, как к новой игрушке или кофточке, и взамен появляется неосознанное желание «отдать его в добрые руки»…Отсюда и это привычное раздражение в голосе, граничащее с ненавистью…
К сожалению, «добрых рук» хватает не на всех недолюбленных малышей.

Мы готовы первым делом осудить маленького. А хватит у нас духу вдуматься, что же и почему он делает, допустить, что прав именно он?
Ребёнок любит мать истово, преданно, безоглядно. Это его природное состояние. Безусловная, безоговорочная любовь и доверие к матери – просто условие выживания любого детёныша в природе. Начни пререкаться – живо какой-нибудь хищник съест! Да и съели по ходу эволюции всех «свободолюбивых» и «самостоятельных» не по возрасту.

Вот и наш утренний пассажир хочет сделать что-то хорошее для мамы, порадовать её. Ведь он чувствует её состояние и всем сердцем болеет за неё. Он просто не нашёл ничего лучшего, как проявить свою энергию и готовность к действию…
Причина может быть и в другом: мальчик гиперактивен, и просто не может долго находиться в одном состоянии. Но и в этом случае он ни в чём не виноват. Корни этого явления – в состоянии нервной системы ребёнка. А это – забота родителей и следствие их действий, но в любом случае не вина малыша.

- Молодец, знаешь свою остановку. Только не забывай: рано вставать опасно, малыш.  Посиди ещё минутку! – вот что в действительности должна бы сказать мама мальчика.
Для меня до сих пор загадка, почему злобность и грубость нам даются легче и «лежат ближе», чем доброта и понимание.
Сравним: количество слов примерно одинаково.
Душевное усилие для доброй речи несравнимо меньше, чем то, что требуется для речи недоброй и грубой. Достаточно просто вздохнуть с облегчением, отодвинуть от себя это лишнее, злое напряжение. Пора осознать, что причина нашего невроза совсем не в действиях ребёнка, и некрасиво срывать на нём своё недовольство чем бы то ни было.
Эффективность грубого окрика только кажущаяся. Если мы приучаем ребёнка к окрикам – нам придётся провести в окриках всю дальнейшую жизнь с ним. И жаловаться потом: «По-другому он не понимает!!»
Но на кого мы жалуемся?

Доброта же эффективна стопроцентно. Не спешите возражать: а как быть с малолетними преступниками?
Дети-преступники – это результат преступной деятельности взрослых, и мы говорим сейчас не о них. Речь о том, каким голосом, с какой интонацией, какими словами обычная мамочка изо дня в день  разговаривает со своим ребёнком-дошкольником…

- Что вы привязались к бедной женщине, у неё забота – как прокормить ребёнка, ей некогда рассусоливать! – скажет кто-то из моих читателей.

… Я перевела взгляд за окно. Рядом с нашей маршруткой затормозил у светофора роскошный «Мерседес». Водитель с гневно перекошенным лицом обернулся к заднему сиденью и что-то выговаривал маленькой съёжившейся девчушке, из её печальных глаз катились слёзы. Она тоже получала «добрые родительские пожелания» на предстоящий детсадовский день…

С уважением –
Татьяна Николаева

Сайт рассылки - poprirode.ru


В избранное