Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Дошкольник - всестороннее развитие


Тренировка логического мышления

Логическое мышление формируется, на основе образного является высшей стадией развития детского мышления. Достижение этой стадии – деятельный и сложный процесс, так как полноценное развитие логического мышления требует не только высокой активности умственной деятельности, но и обобщенных знаний об общих и существенных признаках предметов и явлений действительности, которые закреплены в словах. Приблизительно к 14 годам ребенок достигает стадии формально-логических операций, когда его мышление приобретает черты, характерные для мыслительной деятельности взрослых. Однако, начинать развитие логического мышления следует в дошкольном детстве. Так, например, в 5-7 лет ребенок уже в состоянии овладеть на элементарном уровне такими приемами логического мышления, как сравнение, обобщение, классификация, систематизация и смысловое соотнесение. На первых этапах формирование этих приемов должно осуществляться с опорой на наглядный, конкретный материал и как бы с участием наглядно-образного мышления.


Как научить ребенка сравнивать?


Сравнение – это прием, направленный на установление признаков сходства и различия между предметами и явлениями. К 5-6 годам ребенок обычно уже умеет сравнивать различные предметы между собой, но делает это, как правило, на основе всего нескольких признаков (например, цвета, формы, величины и некоторых других). Кроме того, выделение этих признаков часто носит случайный характер и не оперируется на разносторонний анализ объекта.
В ходе обучения приему сравнивания ребенок должен овладеть следующими умениями:
1. Выделять признаки (свойства) объекта на основе сопоставления его с другим объектом.
Дети 6 лет обычно выделяют в предмете всего два-три свойства, в то время как их бесконечное множество. Чтобы ребенок смог увидеть это множество свойств, он должен научиться анализировать предмет с разных сторон, сопоставлять этот предмет с другим предметом, обладающим иными свойствами. Заранее подбирая предметы для сравнения можно постепенно научить ребенка видеть в них такие качества, которые ранее были от него скрыты. Вместе с тем, хорошо овладеть этим умением – значит научиться, не только выделять свойства предмета, но и называть их.
2. Определять общие и отличительные признаки (свойства) сравниваемых объектов.
Когда ребенок научился выделять свойства, сравнения один предмет с другим, следует начать формирование умения определять общие и отличительные признаки предметов. В первую очередь нужно обучить умению проводить сравнительный анализ выделенных свойств и находить их отличия. Затем следует перейти к общим свойствам. При этом сначала важно научить ребенка видеть общие свойства у двух предметов, а потом у нескольких.
3. Отличать существенные и несущественные признаки (свойства) объекта, когда существенные свойства заданы или легко находимы.
После того как ребенок научится выделять в предметах общие и отличительные свойства, можно сделать следующий шаг: научить его отличать существенные, важные свойства от несущественных, второстепенных. Дошкольника еще довольно трудно самостоятельно находить существенные признаки объекта, поэтому сначала акцент в обучении нужно сделать на демонстрации отличия существенного признака от несущественного. Для этого лучше использовать знания с наглядным материалом, в которых существенный признак заранее задан или находится как бы «на поверхности», чтобы его легко было обнаружить. Например, два разных цвета могут быть похожи друг на друга или отличаться очень многими свойствами: цветом, формой, величиной, количеством лепестков. Но у всех цветов остается неизменным одно свойство: давать плод, что и позволяет называть их цветами. Если взять другую часть растения, не имеющую этого свойства (листья, веточки), то ее нельзя назвать цветком. Таким образом, если менять «несущественные» свойства, предмет относиться по-прежнему к тому же понятию, а если изменить «существенное» свойство, предмет становится другим.
Затем можно попробовать показать на простых примерах, как соотносятся между собой понятия «общий» признак и «существенный» признак. Важно обратить внимание ребенка на то, что «общий» признак не всегда является «существенным», но «существенный» – всегда «общим. Например, покажите ребенку два предмета, где «общим», но «несущественным» признаком у них является цвет, а «общим» и «существенным» – форма.
Умение находить существенные признаки объекта является одной из важных предпосылок овладения приемом обобщения.

Статья целиком.


Игры на сравнение.


Исследователь.

Это одна из самых простых игр на сравнение. Вы с ребенком «исследователи». Выберите какой-нибудь предмет и начните его изучение. Каждый должен по очереди выделять в нем какое-нибудь свойство, признак, особенность в сравнении с другими предметами. Например, нужно: назвать этот предмет; сказать, зачем он нужен; каковы его основные признаки: цвет, форма, размер; каков он на ощупь, на запах, на вкус; из чего сделан; похож «на» отличается «от» (каких-нибудь других предметов); что случится, если его: бросить в воду, огонь, с третьего этажа, ударить по нему, подбросить, и т.д.



Чем похожи и чем отличаются?

Эта игра направлена на развитие умения выделять в сравниваемых объектах признаки сходства и различия. Для игры необходимо подобрать пары различных картинок или же пары слов, обозначающих изображенные на них предметы или явления.
Например:
1) платье и кроссовки,
2) роза и тюльпан,
3) заяц и волк,
4) сосна и каштан,
5) холодильник и пылесос,
6) тетрадь и книга.
Назовите ребенку (покажите) одну из пар и попросите определить, чем похожи и чем отличаются входящие в нее объекты. Необходимо указать как можно больше при-знаков (или свойств) отличия и сходства.
Если вы проводите игру с группой детей, можно предложить им называть сходные и отличительные признаки объектов по очереди. Кто не может назвать ни одного нового признака, пропускает ход.
В данной игре задание тем сложнее, чем более сложный и менее известный ребенку понятия нужно сравнивать. Значительно легче сравнивать реальные предметы, чем понятия, их обозначающие.



Найди вырезанные кусочки.

Вкладыши

Игра для тренировки приема «сравнение». На рисунке с определенным узором вырезан один (два, три…) кусочек. Необходимо найти этот кусочек среди других.
Обратите внимание малыша на то, что не любые кусочки можно поместить на места вырезанных, а только те, которые соответствуют узору рисунка. Для этого нужно внимательно сравнить элементы узора на основном рисунке с вырезанными кусочками.
Игры данного типа усложняются за счет увеличения количества элементов, по которым следует проводить сравнение.


Новогодняя поделка.

Рождественский ангел.


В избранное