.
Редко пишу о старших детях и никогда не рассказываю об
их "достижениях". Не хочу нарушать границы их личного
мира, оправдывать своё мировозрение их жизнью. Но вот
совершенно неожиданно для меня Дора написала пост. Как
раз о том, о чём я бы очень хотела рассказать вам. О
вере, об уверенности, о возможности невозможного и об
иллюзорности рамок.
Для тех, кто не очень хорошо знаком с нашей семьёй и
мало знает про Дору, добавлю несколько слов от себя.
Дора, как и все остальные наши дети, никогда не ходила в
школу и в садик. И мы никогда не занимались с ней по
программе. Сказать честно, мы вообще не занимались с
ней. Долгие разговоры за жизнь - да, обсуждение
всевозможных философских и научных вопросов - да, но
учёба в обычном понимании этого слова - нет.
Ещё один очень важный момент. Все наши дети родились в
Израиле. Но их родной язык - русский. Потому что русский
язык родной для нас с Сашей. А общение с детьми может
идти только от сердца, так, чтобы слова не проходили
через голову, а лились прямо из груди. И при том, что мы
с Сашей любим иврит и владеем им, и круг наших
израильских знакомых очень широк, дома у нас звучит
только русская речь, а дети начинают активно
пользоваться ивритом после 12-14 лет.
Я рассказываю это для того, чтобы было понятно, ЧТО
значило для Доры начать учиться в университете на новом
для неё языке.
До 13 лет Дора вела абсолютно анскулерский образ жизни:
играла в куклы и в ролевые игры, часами сидела с книжкой
в гамаке, смотрела фильмы, танцевала с сёстрами,
рисовала, лепила, лазила по деревьям и по крышам,
каталась на велосипеде, общалась с друзьями. В 13 лет
она начала ездить на лекции в Ариельский колледж. Это
были её инициатива и её решение. В это же время Дора
начала работать в пекарне (где проработала 5 лет). В 15
лет Дора начала учиться в мидраше в Бар-Илане
(религиозных женских курсах при университете). В 16 Дора
записалась свободным слушателем в Еврейский университет
и в Бар-Илан. Дальше было поступление в Открытый
университет. Совершенно самостоятельно, без аттестата
зрелости и экзаменов. Параллельно Дора училась в
Бар-Иланском университете свободным слушателем. И вот
теперь Дора, успешно сдав экзамены, переходит в Бар-Илан
полноправным студентом. Сейчас ей 18 лет.
Дора - не вундеркинд, она просто получает удовольствие
от учёбы, от общения со студенческой молодёжью (все они
старше её на несколько лет), с преподавателями. Она
очень любит экскурсии, которые проводятся на её курсах,
с нетерпением ждёт каждые археологические раскопки.
На днях она сдала экзамен "научные методы в археологии",
получила высокую оценку. Вы спросите: как ребёнок, ни
разу не побывавший на уроках математики, физики, химии,
и, к тому же, не владея в совершенстве ивритом, мог
сделать это? Я не знаю КАК. Я только знаю, что это
нормально, и не удивляюсь её успехам. Потому что никогда
не сомневалась, что каждый из моих детей достигнет в
жизни тех высот, к которым будет стремиться.
. Напишу, не чтобы
похвастаться, а чтобы поделиться, ведь это так
важно.
Я все время ждала, что вот сейчас она начнется.
Начнется та тяжелая жизнь, о которой мне все
говорили, в которой надо делать много того, что не
хочется, в которой все тяжело. Я все ждала, ждала и
вдруг поняла, что она вроде бы давно уже должна была
начаться, а мне все так же легко.
И я вспоминаю, как
меня принимали в университет, как говорили, что
будет тяжело, как на первой лекции ничего не
понимала, только шум, и слова не могу разобрать.
Первую работу вспоминаю: как писали ее за два часа,
как посылали за минуту до субботы, и как я потом
жаловалась папе, что вот она такая-сякая, нехорошая
и, наверное, ее не примут. И первый экзамен тоже
вспоминаю: как не спала по ночам, как готовилась,
как говорила, что не пройду, как все вокруг
закружилось, когда вопросы увидела и … пустота,
кажется, ничего не знаю. И оценку первую, ее тоже
вспоминаю: такую неожиданную. И истерики, которые я
папе закатывала перед сдачей каждой работы, тоже
вспоминаю: что вот я, мол, такая сякая, не написала
вовремя и сдала с опозданием, и что теперь ее у меня
никто не примет, и вообще, что она никуда не годится
и надо начинать все с начала.
Но было ли тяжело? Нет, не было. Я готовилась за
пару дней, сдавала, получала те оценки, которые мне
были нужны, не напрягаясь, делая в кайф. Все
казалось слишком простым. Я возвращалась домой и
говорила: «Не может быть, что это так просто!". И
оценки казались полученными незаслуженно.
Что помогло мне? То что папа мне всегда говорил: "к
любому экзамену можно подготовиться за один день",
то что он научил меня, что перед экзаменом надо
спать, а не заниматься, и что не надо себя проверять
за пять минут до экзамена, и что раз кажется, что
ничего не знаешь, значит все хорошо. То, что он
верил, что я смогу, и что ему было все равно, что я
получу, главное, чтобы я была довольна.
Как случилось, что я попала в университет без
багрута (аттестата зрелости)? - спросите вы. Это
отдельная длинная история.
Когда я была маленькая, мне рассказывали о том, как
это все сложно, как много всего надо сделать, чтобы
попасть в университет, и как сложно там удержаться.
А мне казалось, что все намного проще, что я просто
приду, улыбнусь и, ведь они тоже люди: все эти
дядечки и тетечки, и они, конечно, меня возьмут.
Просто скажут: попробуй, если получится, то
останешься. И именно так оно и случилось.
Я встретила человека, и он рассказал мне об Открытом
университете и о том, что там может учиться кто
захочет. А потом он сказал, что я немного поучусь
там, а потом приду в другой университет и скажу: вот
у меня такие оценки и я учил то-то и то-то, и они
меня возьмут. Это звучало так по-детски и это было
так похоже на то, что я себе представляла. И я до
сих пор помню, как мы шли с ним по улице, и я, уже
испорченная убеждением всех вокруг, что как в сказке
не бывает, объясняла ему с умным видом, что так быть
не может.
Как мне хочется встретить его еще раз и извиниться
перед ним, ведь это именно так и работает, и я уже в
следующем семестре начала учиться в Открытом
университете, чтобы потом перейти в университет
Бар-Илан (в Открытом нет той специальности, которую
я хотела).
Я тогда вернулась домой и рассказала папе про то,
что в Открытый университет берут без аттестата
зрелости, а потом спросила: «Может быть такое, что я
поступлю в Открытый, а учиться буду в Бар-Илане?», а
папа сказал: «Нет». Наверное, впервые в жизни я
услышала от папы что что-то невозможно, и тогда я
пошла искать в интернете и нашла, нашла программу,
по которой можно начать учиться в Открытом
университете, а потом перейти в обычный. Я
рассказывала об этом людям, но мне все продолжали
говорить, что такого быть не может. Вера их в то,
что без аттестата нельзя, была неприступна, и только
я с моим воображением смогла в это поверить.
Сейчас я уже закончила учиться в Открытом и
фактически учусь в Бар-Иланском университете. В
следующем году могу официально поступить в туда и
закончить степень за год, если очень захочу.
К чему я это все? К тому, что вот сейчас передо мной
море, и в кастрюльке скоро закипит вода, к тому, что
мир прекрасен, и то, что необходимы какие-то
бумажки, придумали мы, и они необходимы только, пока
мы играем в эту игру. И то, что во взрослой жизни
нужно делать то, что не хочется, тоже придумали мы,
а на самом деле солнце отражается в море, вокруг
песок, и перед нам открыты все дороги, и нет ничего
невозможного, надо только верить, и чтобы близкие
люди верили, что все просто, и надо только
улыбнуться.
З.ы. И я все-таки скажу, это, наверное, прозвучит
глупо, потому что мы живем в суровом мире бумажек,
но я скажу: улыбайтесь! просто везде, не важно, что
вокруг (да, да и даже в метро, там тоже можно
улыбаться). Ведь насколько лучше был бы мир только
от того, что все бы улыбнулись друг другу. В этом
мире действительно так много всего непростого, но
это не экзамены. Вот найти правильную дорогу в лесу,
когда темнеет - это сложно, а все остальное…
улыбнитесьJ…
мне пора.
На этом курсе мы будем учиться делать себя счастливыми.
Для этого точно не надо МНОГО ДЕНЕГ, каких-то специальных условий.
Для этого нужно только желание вырваться из рутины.
Семья, дети, дом, работа, уроки, уроки, отвести на кружок, еще кружок, «мам, у меня куртка порвалась», «мама скажи ей, чтобы она…»
И так по кругу..
Вчера, сегодня, завтра…
И, казалось бы, все в порядке — все здоровы, работа любимая, муж — золотой, а ощущение «белки в колесе» не отпускает. Да еще и зима,
или дождь.
Хочется встряхнуться. Хочется вспомнить — как это- смеяться. Хочется понежиться в ванной. Или еще чего-то хочется, а чего — не знаю.
На самом деле, все это есть у вас. И всего, чего не хватает — это, извините, «волшебного пенделя«.
Надо, чтобы кто-то сказал — Так, дорогая, а сегодня ты вспомнишь о себе, на полчасика
В этом курсе мы , частично, остановимся на тех материалах, которые были в курсах очищения организма.
Основа курса — это будут задания для вас.
Задания, которые позволят нам понять, чего мы хотим.
А потом и разрешить себе это делать.
То есть , теперь, на курсе, мы будем обязаны не только травки пить, но и свои желания удовлетворять, а еще и новое про себя узнавать — чего же я хочу и как этого достичь.
И будут задания, которые помогут нам понять себя, разобраться — с помощью чего мы можем расслабиться, от чего получить удовольствие.
Также в курс будет входить и программа для поддержания здоровья — травяные чаи, минимальная физическая нагрузка, минимальная программа по очищению организма.
В рамках курса у нас будет, конечно же, и арт-терапевтическая программа.
Кроме заданий, которые помогут нам просто расслабиться, будут проведены и 2 семинара.
Первый по — сказке. Когда вы напишите свою сказку, на любую животрепещущую проблему или просто про себя и мы ее обсудим.
Вторая — куклы. Это будет вебинар по двум куклам —Доля и Недоля.Это две наши составляющие. Вернее, составляющих у нас много, но это две стороны Женщины, которые очень интересно рассмотреть и обсудить.
Тут мы поговорим о традиции и женщине.
Тут мы поговорим о Дикой Женщине внутри нас.
И, вся программа пройдет под присмотром «волшебного пенделя» — то бишь меня
Программа будет строиться следующим образом.
Участницы курса получают понедельные задания и выполняют это, пишут в дневниках отчеты.
Три раза в неделю я просматриваю ваши дневники и комментирую их.
Мои комментарии будут касаться, как текущих заданий по курсу профилактики здоровья, психологических заданий на курсе, так и обсуждение ваших мыслей, ощущений, выводов и пр.
Цель этого курса— улучшение психологического состояния, поиск ресурсов для того, чтобы найти в жизни радость,
чтобы найти эту радость внутри себя.
Данный курс предполагает только активное участие, т.е материалы без сопровождения продаваться не будут.
На самый первый набор — 1 марта, яделаю участницам подарок — льготную стоимость участия
Да. Моя логика, мой опыт, вся история человечества
говорит мне о том, что это - правда.
Так же будет солнце, иногда снег будет на ветках
искриться, иногда будет лить дождь и тихо шуршать по
крыше, так же будут совершаться открытия и происходит
пугающие человечество или отдельные группы людей.
Да. Думаю, Вы тоже понимаете, что это - правда.
Понимаете?
А верите ли? Верю ли я в это? Что КАЖДЫЙ ДЕНЬ, за моими
плечами есть то, что делает реальностью фразу - И
наступит день, где я не был...
Нет. Не верите. Не верю. Не верим. Почему я так думаю?
Наблюдения. Жизнь.
Если жизнь - моя конкретная жизнь конечна ( я не беру
даже бессмертные души, тех кто в это верит) - то почему
я откладываю ЖИТЬ на никогда?
Почему я порчу свое здоровье?Что
мешает мнесделать
зарядку - пройтись несколько километров, научиться
улыбаться - хотя бы глазами, хотя бы себе? Вымыть
посуду, похудеть или подкачать тело, укрепить спинку -
чтобы продлить то время пока я ЕСТЬ в наступающих днях?
Сказать близкому и родному кому-то - спасибо, любить -
отдавая и не требуя взамен, просто чтобы любить? Быть
счастливым и делать счастливыми близких - БЕЗ ущерба для
нас...
Учить 15 английских/немецких/китайских и пр. слов в
день, читать книги, которые делают мир больше, пить
много воды, гулять в лесу, парке и играть с детьми -
своими или чужими?
Подойти к кому-то , кто давно нравится и разговориться и
пригласить на кофе? И начать дружить с тем, с кем всегда
хотелось, и закончить с теми,с
кем нет ничего больше?
Учиться говорить НЕТ и ДА, просить прямо и думать о себе
с великодушной щедростью любящего?
Что нам мешает?
Я знаю! Нам мешает НЕВЕРИЕ в то, что НАСТУПИТ ДЕНЬ, где
я не был...
Поверьте. Это так. А сегодня - сегодня мы есть! ЕЩЕ.
Давайте сделаем это СЕГОДНЯ - ТЕМ днем!
Самым лучшим днем в моей жизни. Пусть не каждый день
хорош в моей жизни, но пусть я умею создавать что-то
хорошее - в каждом дне. Потому что будет день, где я не
был. Да?