За последние 60 дней 7 выпусков (3-4 раза в месяц)
Открыта: 28-07-2007
Ох, уж эти отцы и дети!
Здравствуйте, знающие, чем обучение детей в вашей семье
отличается от общепринятого.
Ночью вернулся из Питера, с семинара Грамотного Банкинга.
И замечание по поводу методики обучения.
Если добавить элементы игры в такую сухую тему, как законы,
положения, правила, инструкции банков,
то это может стать очень увлекательным мероприятием.
В этой статье продолжу тему обучения отличного от общепринятого.
Как принято учить, воспитывать детей?
Принято так, как кто-то решил, предложил, придумал.
И с одной стороны, мало кто из родителей принимает на себя задачу,
вроде: «Своего ребёнка буду учить, воспитывать, я».
Общепринято – отдали в детсад, в школу, на секцию, кружок и т.п.
И задачу обучения, а с ней и ответственность
за обучение и воспитание, переложили
на якобы знающих, как это делать – учителей.
С другой стороны, те родители,
которые задачу обучения своих детей берут на себя,
сразу же сталкиваются с вопросом: Чему и как учить?
Своих ответов на этот вопрос сходу нету.
Найти самому эти ответы - труд.
И даже если нашёл, то возникают мысли, что
вдруг это не то, а вдруг я ошибаюсь.
Что делают родители?
Начинают искать новые, рабочие методики, придуманные кем-то.
Т.е. по сути, родители становятся передатчикам.
Берут чужой шаблон, инструкцию и вперёд- учить детей.
Это, кстати, одна из причин, почему те,
кто переходят на семейное образование,
приносят школу домой.
Те же предметы, те же задачи, та же форма
– это готовый, знакомый, понятный образец обучения,
придумывать ничего не нужно.
И вот родители принесли в дом школу, а дома начинается битва.
Ребёнку то, как и чему учат в школе, совсем не нужно.
И если он учится в школе, то там сформированная среда,
условия, правила, и он вынужден соответствовать среде
и как бы учит то, что ему не нужно и так, как он не хочет.
А дома среды нет, только мама и папа,
которые хотят, чтобы он учился.
И у него два пути: первый - подчиниться воле родителей
и засунуть все свои желания, несогласие, возмущение куда подальше.
Или каждый день в семье битва за знания.
Многие родители, которые перешли на семейное образование,
не справляются и снова сдают детей в школу.
Родители не умеют учить своих детей.
Причина проста: не научены учить детей, и в культуре такого нет.
И когда они начинают учить, то у них нет ответа
даже на самые, казалось бы, очевидные вопросы, как и чему учить.
В самом начале нашего пути на семейном образовании,
мне жена говорила: «Надо с детьми заниматься».
На что я отвечал:
«Как ты себе это представляешь?
Папа посадил детей за стол, взяли ручки тетради.
Так! Теперь мы час будем заниматься математикой».
И я, и она, прекрасно понимали,
что это не то, что бы мы хотели для своих детей.
Потому что по форме и по сути получается та же школа, только дома.
Мы решили, что для начала нужно понять главное:
чему учить детей и как их учить?
И ещё очень важный вопрос,
какое условие необходимо соблюсти в обучении,
чтобы то, чего мы хотим было достигнуто?
Жена к этим вопросам подошла по-своему,
начала читать книги и статьи по теме, изучать опыт
людей, которые уже прошли этот путь.
В конечном итоге она сделал следующее заключение:
в большинстве случаев даются готовые инструкции и схемы,
типа: делайте так-то со своими детьми и будет вам счастье.
Т.е. опять чья-то готовая схема и родителям её внедрять.
Или второй вариант: нужно детей отправлять на обучение туда,
где создана особенная среда,
но тогда родители снова не у дел.
Я подошёл к поиску ответов на вопросы с другой стороны.
Опыт обучения людей у меня немалый,
тысячи участников прошли мои дистанционные программы.
Тысячи участников очных тренингов.
И хотя на моих тренингах решались разные задачи,
но все участники взрослые,
которые когда-то прошли через общепринятую систему обучения.
И анализируя весь этот опыт обучения,
а так же знания из книг, статей и т.п.
мы с женой разбирали, что такое способности,
в каком возрасте, какие и как раскрываются.
Что такое Знания, в каком возрасте и какие нужны?
Что такое умения и навыки, и в каком возрасте и какие нужны?
Какие методики обучения существуют и какие из них на что нацелены?
Тогда мы для себя ответили на вопросы:
Главное, чему учить?
Как учить?
И какое условие необходимо для обучения?
С той поры много воды утекло,
и за 3 года семейного образования мы ответили
ещё на кучу вопросов, в том числе:
Что такое социализация и зачем она нужна?
Что такое мотивация?
И что такое ответственность?
Оглядываясь назад в недалёкое прошлое, мы понимаем,
что кучу дров в отношениях с детьми наломали.
Да и сейчас наверняка ломаем, в меру того,
что не видим и чего не понимаем.
Но когда мы стали создавать свой подход в обучении,
а потом стали замечать результаты, жена как-то спросила:
«Когда общаюсь с кем-то на тему воспитания, обучения,
Понимаю, что люди многое не видят?
Как им показать, как объяснить?»
На что я ответил:
«Никак. Ни показать и ни объяснить.
Пока человек не переоценит свои мысли, поведение.
Пока он это не проживёт и не прочувствует – он не увидит.
Потому что мы так устроены».
Она продолжила: «Как понять, что человек увидел?»
Ответил: «Первый признак - речь меняется.
Мы говорим то, что видим, если начал видеть
новое, глубже, тоньше, значит, говорить начинаешь по-другому».
Связка простая: мысль-слово-дело.
Видеть начинаешь мысли и свои, и других,
говорить начинаешь по-другому,
взаимоотношения строишь по-другому.
Новые взаимоотношения – может построить только человек, который смотрит по-новому и видит другое.
В тему отклик на слёт прошлой осени в Крыму:
--------------------------------
«Сергей, привет! Тренинг супер. "Дома" стараемся не входить в "норму",
а быть в той же "охоте" как приехали с тренинга.
Мы (Это Виктория, Женя, я и Леша, Саша) придумали себе "Дело",
по дороге домой, и сейчас претворяем его в жизнь. От воодушевления и восторга аж дух захватывает.
Начали уже ждать тебя с тренингом к нам,
а пока собираем команду.
Этот тренинг для меня наверное самый результативный,
хотя к вечеру трёх дней я думала что:
- я не работаю, - ни чего не происходит, - результата нет, - вдохновения нет и т.д.
Но потом, твой вечерний разбор для меня
(если помнишь ты указал на мои помехи к достижении цели)
у меня вдруг встало всё на свои места.
Я перепрыгнула, перескочила, передвинулась и стала другой,
как если бы я зашла в "Крым" одной, а вышла "Другой"
(как в сказке, после купания в молоке)....
Мне так хочется рассказать о всех деталях Тренинга, спросить: - а это было задумано, - а какой эфект ты ждал,
- а какой мог быть результат...
Но в письме мне трудно сформулировать всё. Ты же знаешь, наверное, что я могу хорошо говорить,
а вот писать пока не хватает оборотов речи и образов...
Я даже сама не знаю почему именно этот тренинг
стал для меня поворотным и самым важным.
Как будто всё происходило как всегда, но и всё же было что то....
Как будто ты толкаешь камень, а он даже не шевельнется,
толкаешь-толкаешь, толкаешь-толкаешь, а он ни в какую.
И вот ты устал, прислонился к нему плечиком ну, отдохнуть,
а он и покатился, да так что и не догнать теперь.
Вот такой был тренинг для меня этот. Но это всё аллегории...
Приезжай, поговорим,
тебе наверное интересно как ты на нас влияешь...
Елена Швецова».
------------------------------------------
Конечно, мне интересно, приехал, поговорили.
А теперь вы приезжайте в Крым. И поговорим:).
И дело не во влиянии, дело в том,
что я знаю главное, чему следует учиться,
как это делать.
И формат проведения тренингов, слёта
обеспечивает лучшее условие для особенного обучения.
И для того,
чтобы вы себя изменили, видеть стали глубже.
А всё остальное - взаимоотношения с детьми, да и со всеми,
дела начинают выстраиваться по-новому,
как будто само собой разумеющееся.
Родители, которые видят больше
и понимают задачу образования иначе, чем нынче принято,
могут обучать своих детей легко,
без напряга и действительно нужным вещам.
Приглашаю ищущих родителей на предстоящий тренинг в Крыму,
берите детей, будем искать ответы. И находить.
Стоимость тренинга до субботы подниматься не будет,
однако завтра поднимется стоимость питания и проживания.
Мне позвонил собственник и предупредил.
Спрос в бархатный сезон идёт,
место офигенное, море в двух шагах,
так что номеров может не хватить.
Если есть желание принять участие в слёте,
не откладывайте, чтобы не переплачивать.
Стоимость питания, проживания по нашей скидке
будет действовать до завтра, вторника 18.00.
Я сделал новую страницу слёта на сайте,
проходите по ссылке,
знакомьтесь и настраивайтесь на бархатный сезон в Крыму.
http://strateg-glavnoedeti.com/
Сергей Чернявский info@federalra.ru
П.С. Ещё ключевое слово в семейном образовании – семейное.
Если родители учат детей, а сами при этом не учатся
- это не семейное образование, это что-то другое.
И в тему из письма от участника предстоящего слёта:
----------------------------------
«…я с женой и детьми намерен участвовать.
У нас трое пацанов, младшему пошло второе лето,
поэтому скорей всего мы по-очереди будем участвовать, по 3 дня...
Роман».
Участвовать по очереди не получиться,
даже если не в игре, а рядом, она всё равно затянет вас,
вы не сможете удержаться.
А ребёнок не то что не помешает,
а даже усилит процесс обучения.
Бархатная неделя 9-15 сентября в Крыму:
на семейном слёте учиться будут все, и дети, и взрослые.
Семейная игра для взрослых и детей
по этой ссылке: http://strateg-glavnoedeti.com/
Завтра во вторник, в 18.00 стоимость питания, проживания
повысится на 400 руб. в сутки.